Свердловск: страницы истории (Комар, 1995)

Свердловск: страницы истории (Комар, 1995)

В марте 1720 г. именным указом Петра I капитан-поручику артиллерии Василию Никитичу Татищеву было велено: «в Сибирской губернии, на Кунгуре и прочих местах, где обыщутся удобные рудные места, построить заводы... и для того туда ехать...» Прибыв на Урал, Татищев обосновался на небольшом Уктусском заводе, построенном еще в 1702—1704 годы на реке Уктус — мелководном притоке верховьев Исети. Здесь он учредил первоначально уральский горный центр. Селение Уктусского завода явилось непосредственным предшественником Свердловска. 

Вскоре по поручению Татищева уктусский заводской комиссар Бурцов присмотрел совместно с мастеровыми этого завода два места для строительства нового, большого железного завода в шести и в девяти-десяти верстах от Уктуса — вверх по реке Исети. Татищев избрал из этих мест первое, более близкое к Уктусу (оно находится в самом центре современного Свердловска). Здесь он наметил разместить не только завод, но и главное управление всеми уральскими заводами — «Вышнее горное начальство». 

Начатое в 1721 г. строительство Исетского завода было, однако, приостановлено из-за сопротивления консервативных чиновников Петербургской Бергколлегии, а сам Татищев был отозван по доносу уральского горнозаводчика Демидова.

Назначенный вместо него в 1722 г. бывший начальник Олонецких казенных заводов генерал-майор В. Геннин целиком воспринял идеи Татищева и возобновил это строительство. Новый завод, находившийся в непосредственном соприкосновении с кочевьями зауральских башкир, 

[13]

раскидывавших свои юрты на привольных пастбищах Исетского края и по лесистым уральским предгорьям, должен был одновременно стать важным укрепленным пунктом на юге Среднего Урала. Активное руководство стройкой осуществлял и на этот раз Татищев. Он возвратился на Урал вместе с Генниным в качестве «подследственного», но вскоре по приезде был оправдан. 

Строительство на Исети развернулось весной 1723 года. Ценой тяжелого труда тысяч солдат, приписных крестьян и лучших русских мастеров плотинного и заводского дела в том же году были закончены основные сооружения — крепостной вал, плотины, домны. В новом заводе-крепости тогда же было размещено управление горными заводами («Сибирский обер-бергамт»). 

В августе 1723 г. пришло согласие Петра именовать завод на Исети в честь его жены Екатеринбургом 1

Основание горного центра на Урале произошло в царствование Петра I. В этот период Россия еще более увеличила свою роль сильнейшей мировой державы. Для снабжения оружием армии и для удовлетворения нужд промышленного строительства требовалось много металла. Естественно поэтому, что еще в конце XVII века внимание Петра было привлечено к богатому рудами Уралу, тогда еще слабо заселенному и вырабатывавшему железо лишь для местного потребления на примитивных «мужицких заводах» 2

По запасам и качеству руд Урал намного превосходил старые металлургические районы России, сложившиеся в Подмосковье и Олонецком крае. Хорошо обеспечен был он также древесным топливом и водной энергией. 

Начало крупному горнозаводскому строительству на Урале было положено сооружением казной в течение 1699—1704 гг. ряда железных и медных заводов — Каменского, Невьянского, Алапаевского, а затем и Уктусского 3.

_____

1. Примечательно, что Татищев, всю жизнь неустанно боровшийся против злоупотреблений иноземной терминологией, неизменно называл Екатеринбург — Екатерининском. 

2. Начиная с 30-х годов XVII в. на Урале строились и более крупные заводы (Пыскорский, Ницинский и др.), но все они существовали недолго. 

3. Невьянский завод с 1702 г. был передан богатому тульскому кузнецу Никите Демидову, построившему ряд новых предприятий на Урале и превратившемуся вскоре в богатейшего феодала-горнозаводчика. 

[14]

Все первые заводы были построены на территории наиболее освоенного и доступного тогда Среднего Урала. Вслед за ними стали строить и другие предприятия. На Урале быстро складывался молодой металлургический район, а вместе с ним росла необходимость создания и уральского горного центра. 

Основывая этот центр на Исети, Татищев, обладавший широким кругозором государственного деятеля и являвшийся крупным историком и географом, проявил большую прозорливость. 

«Понеже здешнее место,— писал он в обоснование своего выбора,— стало посредине всех заводов... места удобные и дел довольно». Подметил он и сильную сглаженность рельефа местности, благоприятствующую проведению грунтовых дорог через Урал и к окрестным горным заводам. 

Татищев мечтал превратить избранный им пункт для управления заводами в крупный промышленный, торговый и административный центр Урала. 

Он считал необходимым перевод сюда важнейшей в Зауралье Ирбитской ярмарки и перенесение трассы главного сибирского пути через Урал на линию Кунгур-Исетский (Екатеринбургский) завод. 

Для производства металла на Екатеринбургском заводе в изобилии имелись местные залежи руд (Шиловское, Становское, Решетское месторождения), большие лесные массивы и источники водной энергии. 

Близость плодородных земель бассейна средней Исети со значительным числом русских поселений облегчала получение дешевого хлеба и использование труда крестьян, принудительно приписываемых в то время к заводам. Отправка заводской продукции в Петербург и Москву могла производиться по протекавшей невдалеке реки Чусовой. 

Важным преимуществом создания здесь крупного металлургического производства было, кроме того, наличие поблизости Уктусского завода. Всего в 5—6 км от будущего завода на Исети находилось селение Шарташ, основанное старообрядцами еще в 1672 году. 

Екатеринбург уже с первых лет своего существования стал быстро превращаться в подлинный горнозаводский центр Урала. Сюда начали сходиться важнейшие нити организационного управления уральскими и сибирскими заводами.

[15]

Екатеринбург стал одновременно одним из опорных военно-административных центров Уральского края, оплотом крепостнической эксплуатации горнозаводского населения. В городе-крепости размещался большой военный гарнизон, участвовавший в подавлении рабочих волнений на уральских заводах, выступлений башкир и крупнейшего крестьянского восстания 70-х годов XVIII века во главе с Емельяном Пугачевым. 

В структуре промышленности Екатеринбурга ярко отражались особенности города как горного центра. 

Екатеринбургский железный и медный завод был одним из крупнейших в России и во всей Европе. Хорошо оборудованный для того времени и имевший универсальный характер, он служил образцом для сооружения многих уральских заводов, которых в XVIII веке было построено 176. Помимо выпуска металла, в нем изготовлялись разные части оборудования и инструменты для новых металлургических предприятий Урала. Екатеринбургские специалисты оказывали уральским заводам техническую помощь, к которой прибегал даже известный горнозаводчик Демидов. 

Вокруг нового завода вскоре появились другие горнозаводские предприятия. Помимо Уктусского завода, близ Екатеринбурга с 1725 г. начал работать на той же речке Уктус (ныне река Патрушиха) — Верх-Уктусский железоделательный завод. 

В следующем году у запасной плотины, построенной незадолго до того на Исети в двух с половиной верстах выше Екатеринбурга, был сооружен Верх-Исетский металлургический завод. Значительно позднее на рубеже XVIII и XIX веков на Исети, ниже города, был основан Нижне-Исетский передельно-металлургический завод. Все эти предприятия с их селениями возникли на территории современного Свердловска. 

В 20-х годах XVIII века в Екатеринбурге организуется чеканка монеты из уральской меди, занявшая в дальнейшем важнейшее место в промышленном производстве города. 

В это же время зарождается обработка уральского цветного камня. В 1765 г. на заводской площадке была сооружена гранильная фабрика, изделия которой и замечательное искусство мастеров-гранильщиков (так называемая «екатеринбургская грань») прославились впоследствии на весь мир. 

[16]

[КАРТА]

[17]

В течение всей второй половины XVIII века работа екатеринбургской фабрики была тесно связана с застройкой и украшением северной столицы России — Петербурга, а также Москвы. Для петербургских дворцов и зданий столичных вельмож на фабрике изготовлялись колонны, ступени, капители и другие архитектурные детали из мрамора самых разнообразных тонов и рисунков. С 80-х годов в Екатеринбурге стали обрабатывать преимущественно твердые породы камней (яшма, орлец, агат), из которых выполнялись вазы, пирамиды и разные мелкие поделки. 

Екатеринбург явился пионером развития золотопромышленности России. Золото было найдено на Урале в 1745 г. крестьянином Ерофеем Марковым на реке Пышме в 9 верстах от селения Шарташ. Переработка золотых руд производилась на возникших в Екатеринбурге и вокруг него металлургических заводах и на месте золотодобычи. Но в XVIII веке добыча золота была еще невелика. 

Большую роль в развитии отечественной горно-металлургической промышленности сыграла екатеринбургская горная школа, открытая в 1723 году. Она выросла из «словесной» и «арифметической» школ, созданных Татищевым первоначально при Уктусском и Кунгурском заводах. Питомцами екатеринбургской школы были гениальный изобретатель первой в мире паровой машины И. И. Ползунов, виднейший гидротехник К. Д. Фролов и другие выдающиеся новаторы техники и специалисты горного производства, работавшие на заводах Урала, Алтая, Забайкалья.

В тесной связи с развитием Екатеринбурга как горного центра происходило улучшение его транспортных связей. От Екатеринбурга через леса и болота пролегли во все стороны проезжие дороги к заводам, городам и торговым центрам Урала — на Верхотурье и к горе Благодати, на Ирбит, на Каменский и другие горные заводы. Была приспособлена для сплава р. Чусовая, отличающаяся извилистостью и быстротой течения, узким фарватером, обилием подводных камней, порогов, островов и вдающихся в русло реки береговых скал — «бойцов». Чусовая надолго стала главным путем для отправки металла с уральских заводов в центральную Россию; она же служила «водяным ходом» и для Екатеринбурга. 

Важнейшее значение для улучшения транспортно-географического положения города и его роста имело 

[18]

проведение через него Сибирского тракта, пролегавшего до того значительно севернее по трассе Соликамск — Верхотурье. Главным путем через Урал новый Сибирский тракт стал в 1783 году. 

В последнюю четверть XVIII века растет торговое значение города. Екатеринбург становится крупным центром посреднической торговли между сельскохозяйственными районами лесостепного Зауралья и горными заводами лесистого Среднего Урала. Через Екатеринбург проходят крупные партии хлеба, муки, крупы, мяса, масла, сала, рыбы, кожи; на рынках города обращаются различные «европейские» и «колониальные» товары — сахар, напитки, фрукты, ткани, ювелирные изделия и т. п. В связи с торгово-посредническими операциями зарождаются предприятия по обработке сельскохозяйственного сырья: салотопенные, маслобойные, кожевенные, солодовенные и другие. Особенно сильно разрослось салотопенное производство; в начале XIX века екатеринбургские салотопки давали ежегодно более 100 тысяч пудов сала. 

С ростом административного, торгово-промышленного и транспортного значения Екатеринбурга развивался и сам город. В 1725 г. Екатеринбург насчитывал всего 203 дома; в 1770 г. он имел уже 1 426, а в 1801 — 1803 гг.— 1 855 домов. К началу XIX века численность населения города превысила 10 тысяч человек. Екатеринбург превратился в крупнейший по численности населения город на Урале. 

Весь Екатеринбург размещался первоначально в тесном четырехугольнике крепостных стен по обоим берегам реки Исети, подпруженной заводской плотиной 1. Вся внутренняя площадь города-крепости составляла около половины квадратной версты. Ядро города образовывал завод, расположенный у самой плотины. Близ завода на правом берегу находились основные служебные здания горного центра. 

Город делился рекой на две части: правобережную, торговую с гостиным двором и левобережную, церковную. У крепостных стен размещались жилые помещения, заселенные «командирами», заводскими работниками и 

____

1. Применительно к современным названиям улиц города крепостной вал проходил на юге по ул. Малышева, на западе по окраине ул. 8 марта, на востоке несколько выше ул. Либкнехта, а на севере подходил к городскому пруду близ областной больницы (ул. Антона Валек). 

[19]

солдатами. Здесь имели свои дома Демидов, Строганов и другие крупные уральские горнозаводчики. Жилые постройки появились вскоре и за крепостью, по обеим сторонам реки, а к северо-востоку от нее выросла целая слобода — Мельковка. 

* * * 

В результате интенсивного строительства горных заводов в XVIII века Урал превратился в крупнейшего в мире производителя черного металла. Но с первых десятилетий XIX века уральский металл, выплавляемый на древесном угле, вытесняется с мировых рынков в связи с успехами коксовой металлургии, зародившейся в странах Западной Европы на началах крупного капиталистического производства. В то же время слабый рост потребления черного металла в России и сохранение монопольного положения отечественной металлургии на внутренних рынках страны отнюдь не стимулировали расширения производства и прогресса металлургической техники. За шестьдесят с лишним лет (с 1806 по 1867 г.) выплавка чугуна в России увеличилась менее чем наполовину. Анализируя причины застоя уральской горной промышленности, В. И. Ленин писал: «Главной причиной застоя Урала было крепостное право; горнопромышленники были и помещиками и заводчиками, основывали свое господство не на капитале и конкуренции, а на монополии и на своем владельческом праве» Все же и в этот период ряд причин способствовал дальнейшему росту Екатеринбурга. В первой половине XIX века сильно возрастает административное значение Екатеринбурга как «столицы» горнозаводского Урала. Важным событием в жизни Екатеринбурга было официальное объявление его в 1807 г. «горным городом» и перевод в 1831 г. всего горного правления обратно в Екатеринбург из губернского города Перми, где оно находилось на протяжении ряда лет после образования в 1781 г. Пермской губернии. Горное ведомство, в подчинении которого находился Екатеринбург, было реорганизовано в 30-х годах XIX века на строгих военных началах, что ознаменовало наступление исключительно жестокого режима управления уральскими заво-

_____

1. В. И. Ленин. Сочинения, т. 3, стр. 425. 

[20]

дами. «Это было,— писал Мамин-Сибиряк, — ужасное время беспримерной судебной волокиты, бесправия, шпицрутенов, плетей и всякого другого «пристрастия» С 20—30-х годов XIX века развитие города происходит в большой мере под влиянием роста золотопромышленности. 

В связи с открытием по склонам уральского хребта (а затем и в сибирской тайге) богатейших золотых россыпей, Екатеринбург оказался в центре крупнейшего уральского золотоносного района, что способствовало упрочению его роли горной «столицы». Сильно выросло, в частности, значение екатеринбургской золотосплавочной лаборатории, в которую поступало шлиховое золото с уральских приисков. В этот же период сказочно обогащаются многие екатеринбургские купцы и салопромышленники, первыми устремившиеся на разведку и разработку золотых месторождений Сибири, поскольку добыча золота на Урале являлась монополией казны и горнозаводчиков. 

Разбогатевшие золотопромышленники строят в Екатеринбурге великолепные особняки; приток новых огромных капиталов содействует увеличению торговых оборотов; растет и численность городского населения, достигшая в 1860 г. 19,8 тысяч человек. 

Но екатеринбургская промышленность развивается в этот период замедленными темпами. 

Важнейшими казенными предприятиями оставались монетный двор, императорская гранильная фабрика, золотосплавочная лаборатория. В 1839 г. на площадке монетного двора была основана казенная механическая фабрика, которая выпускала паровые машины и другое оборудование и явилась предвестницей будущих изменений промышленного профиля Екатеринбурга. Небольшие металлообрабатывающие производства основываются и частными предпринимателями. 

Металлургическое производство, с которого началась жизнь города, еще в 30-х годах XVIII века постепенно сосредоточивалось в пригородах Екатеринбурга — на Верх-Исетском и Нижне-Исетском заводах 2. Работы на 

_____

1. Д . Н. Мамин-Сибиряк , Соч., т. XII, 1951, Свердгиз, стр. 270. 

2. Уктусский и Верх-Уктусский заводы ввиду слабости их энергетической базы были закрыты. 

[21]

Ваза из серо-зеленой калканской яшмы. Государственный Эрмитаж. 

 

екатеринбургском железоделательном заводе прекращаются с начала XIX века. 

Важной чертой промышленного облика города было обилие кустарных промыслов, которыми занималось около тысячи человек. 

В первой половине XIX веке высокого уровня достигает искусство екатеринбургских мастеров по камню. Среди разнообразных изделий екатеринбургской гранильной фабрики этого времени особенно выделяются вазы и чаши. Великолепные образцы их сохранились и поныне в залах Государственного Эрмитажа. Отдельные вазы достигали почти двух метров высоты. В обработку шли 

[22]

каменные монолиты весом иногда до 1 000 пудов, а изготовление некоторых ваз длилось, с перерывами, по нескольку десятков лет. 

Торговые обороты Екатеринбурга исчислялись в середине XIX века миллионами рублей и по количеству купцов город был первым на Урале. Сильно разрослись его торговые связи с крупнейшими экономическими центрами России — Петербургом, Москвой, а также Ирбитской и Макарьевской ярмарками. 

Развиваясь в качестве горной «столицы» Урала и крупного торгово-промышленного центра, Екатеринбург постоянно опирался на свое растущее значение как транспортного узла. Особенно велика была роль Большого Сибирского тракта, проходившего через город. В 50-х годах XIX столетия грузооборот по этому тракту составлял 2,7 млн. пудов. По нему ежегодно проходили десятки тысяч груженых возов и экипажей. 

Екатеринбург накануне падения крепостного права наряду с губернскими городами Урала (Пермь, Оренбург) выделялся своими культурными учреждениями. В нем находились — Уральское горное училище, основанное в 1847 г. 1 мужская гимназия, женское училище, уездное, приходское и духовное училища, горный музей, магнитно-метеорологическая обсерватория, научное горное общество, библиотека Горного правления, типография. 

Состав населения города ярко отражал особенности Екатеринбурга как горного центра крепостного Урала. В нем проживали купцы, дворяне, лица духовного звания (около 10% всего населения) и большое число лиц воинского сословия (свыше 10%). Основную массу населения составляли закрепощенные рабочие казенных заводов. Резко выражены были социальные контрасты. Подавляющая часть городского населения жила в нищете, влача жалкое, полуголодное существование. В то же время высшее горное начальство, разбогатевшие заводчики, салотопы и удачливые «горщики» прокучивали здесь в диких оргиях целые состояния. 

За сто с лишним лет существования Екатеринбург сильно разросся. В 30-х годах XIX века площадь, занятая городом, составляла около 6 кв. верст. 

______

1. С Уральским горным училищем тесно связана жизнь и деятельность Н. К. Чупина — выдающегося знатока Уральского края, известного географа и историка. 

[23]

Крепость за ненадобностью была уже упразднена, и городские строения свободно раскинулись вдоль Исети по обоим берегам. Город насчитывал к этому времени около 2,5 тысяч деревянных построек и 74 каменных дома. 

В 30—40 годах XIX века границы застройки приблизительно очерчивались линиями Московской улицы на западе, Водочной (ныне Мамина-Сибиряка) — на востоке, Болотной (ныне Большакова)— с юга и Мельковской — с севера. Своими окраинами, застроенными почти исключительно деревянными домами обывателей и мастеровых, город близко подошел на западе к селению Верх-Исетского завода, насчитывавшему в 50-х годах XIX века более 6 тысяч человек. На южной окраине Екатеринбурга постепенно разрастался новый промышленный район города, сосредоточивавший частные предприятия по переработке животноводческого сырья (скотобойни, салотопки и т. п.). 

* * * 

Развитие капитализма в России внесло большие перемены в судьбы Урала и Екатеринбурга. На юге страны на базе углей Донбасса и железных руд Кривого Рога сложился новый горнопромышленный район. Он основывался на чисто капиталистических методах производства и обладал исключительно благоприятными природными предпосылками для создания крупной коксовой металлургии. В то же время Урал, выросший на основе крепостного труда, крайне медленно перестраивался на капиталистических началах. 

В результате монопольное положение уральской металлургии внутри страны было уничтожено, а доля Урала в общероссийской выплавке чугуна упала с 65,1% в 1867 г. до 19,7% в 1913 году. 

Крайне недостаточно были развиты на Урале обрабатывающие отрасли тяжелой промышленности, что находилось в связи с общей отсталостью экономики страны, ее полузависимым характером и концентрацией подобных производств главным образом в центральных районах России (Петербург, Москва). 

В капиталистический период развития Урала в частные руки перешли многие казенные горные заводы, золотые прииски, разработки драгоценных камней. 

[24]

 

[ИЛЛЮСТРАЦИИ]

[25]

С начала XX века в уральской промышленности усиленно росло влияние финансового капитала. Богатствами уральских недр стремился завладеть иностранный капитал. 

В дореволюционное время в руках английских, французских и прочих иностранных капиталистов находились многие уральские медные заводы, золотые и платиновые прииски, ряд предприятий черной металлургии. 

В новых условиях Екатеринбург превратился из казенного «горного города» в организационный центр уральских горнозаводчиков, золотопромышленников и коммерсантов. 

Здесь обосновались: Совет съездов уральских горнопромышленников и золотопромышленников, отделения крупнейших синдикатов «Кровля», «Продамет», «Медь» и др., филиалы и представительства главных правлений многих уральских горных заводов. В годы первой мировой войны в Екатеринбурге находились Уральское заводское совещание и Уральский военно-промышленный комитет. В городе открылись отделения крупнейших банков — Сибирского торгового, Волжско-Камского, Русско-Азиатского, Русского для внешней торговли, Государственного, а также ряд банковских контор и агентств. Возникли товарная и горнопромышленная биржи. Появились пронырливые агенты иностранных фирм и компаний. Одновременно в городе осталось урезанное в своих правах казенное управление горной частью на Урале. 

Дальнейшее развитие Екатеринбурга было во многом связано с железнодорожным строительством на востоке России, вызвавшим коренные изменения в условиях транспорта и серьезную ломку исторически сложившихся торговых путей.

Первую железнодорожную магистраль на горнозаводском Урале проложили в 1878 г. от Екатеринбурга через Нижний Тагил в Пермь. Вскоре эта линия от Екатеринбурга была доведена до Тюмени (Г885), в результате чего были соединены Обско-Иртышский и Камско-Волжский бассейны. 

С постройкой линии Екатеринбург — Челябинск (1896 г.) город связывается с Великой сибирской магистралью, прошедшей южнее Екатеринбурга (через Челябинск). После продления железной дороги Екатеринбург — Нижний Тагил — Пермь до Вятки — Котласа (1898 г.) и создания железнодорожного выхода от Вятки до Петербурга (1906 г.) на эту новую широтную трассу 

[26]

отвлекаются крупные потоки русско-сибирского транзита и уральских грузов. Транспортные связи города еще более укрепляются в 1909 г. с проведением через Урал спрямляющей линии Екатеринбург — Кунгур — Пермь и созданием нового выхода на сибирскую магистраль от Екатеринбурга через Тюмень — Омск (1913 г.). В 1913 г. через Екатеринбург уже проходила большая часть сельскохозяйственных грузов Сибири, направлявшихся в основном к балтийским портам на экспорт. В годы первой мировой войны началось сооружение кратчайшего пути связи от Среднего Урала к центру России по трассе Екатеринбург — Казань (Казанбургская линия). Эта стройка осталась, однако, тогда незаконченной. 

Железнодорожное строительство резко снизило транспортное значение Сибирского тракта и р. Чусовой. Но оно же превратило город в крупный узел железных дорог, открыв перед ним новые возможности развития. Преимущества транспортно-географического положения Екатеринбурга способствовали увеличению его торгово-посреднической роли между Уралом, Центральной Россией и Сибирью, превратившейся в крупный район по вывозу хлеба, скота и продуктов животноводства. Дореволюционный Екатеринбург превосходил по объему торговых оборотов все остальные большие уральские города и успешно оттеснял с первого места своего исконного конкурента — Ирбитскую ярмарку. Особенно крупную роль играл Екатеринбург в торговле изделиями горнозаводского производства, зерном и мукой, мануфактурными и другими товарами. 

Промышленность капиталистического Екатеринбурга росла медленно. В этот период приходят в упадок старейшие промышленные отрасли горной «столицы». Закрывается монетный двор, сокращается роль казенной золотосплавочной лаборатории, хиреет гранильная фабрика, поддерживаемая главным образом замечательным искусством мастеров-гранильщиков и отдельными крупными заказами 

_____

1. В конце XIX в. екатеринбургские гранильщики изготовили карту  Франции, отправленную в 1900 г. на Всемирную выставку в Париж и выставленную впоследствии в залах Лувра. 

На пластине серого мрамора были инкрустированы цветная яшма, ляпис-лазурь, ленты золота и платины, изображавшие сушу, 

[27]

В то же время в условиях пореформенного Урала не было предпосылок для развития в Екатеринбурге новых крупных производств на уральском горном сырье. В городе появились лишь небольшие металлообрабатывающие предприятия (механический завод Ятеса, железнодорожные мастерские, завод стальных канатов и др.). Только в 1916 г. был сооружен афинажный завод для очистки уральской платины, вывозившейся до того за границу в сыром виде. Значительное место в отраслях металлообработки города занял иностранный капитал. 

В Екатеринбурге этого периода особенно выдвигаются отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья Зауралья и Сибири. Важнейшую роль приобрело крупное паровое мукомолье. Город оказался крайней северо-западной точкой громадного мукомольного района, сложившегося вдоль железных дорог Тюмень — Екатеринбург, Челябинск — Екатеринбург и по долине Исети. В Екатеринбурге же сосредоточилось большое число мукомольных 

фирм и находился Западно-Сибирский совет мукомолов. Среди остальных предприятий города выделялись: винный склад, пивоваренные заводы, льнопрядильно-ткацкая фабрика, пухоочистительная фабрика, ватночесальное и другие заведения. Старинное же салотопенное и свечносальное производство приходило в упадок, особенно из-за конкуренции дешевых нефтепродуктов. 

В промышленности Екатеринбурга преобладали небольшие, технически слабо оборудованные предприятия. Мелкопромышленный характер производства города усиливался обилием в нем кустарных промыслов. Особенной известностью пользовался гранильный промысел, находившийся, как и другие кустарные производства, в руках скупщиков. 

Развитие Екатеринбурга как культурного центра проходило замедленными темпами. Просвещение оставалось недоступным для широких слоев трудящегося населения. Еще в начале XX века неграмотной была половина жителей города.

В пореформенный период в Екатеринбурге открылись некоторые новые учебные заведения, в том числе реальное училище, художественно-промышленная школа, жен моря и реки. Сверкающими рубинами, сапфирами и изумрудами были отмечены города. По всеобщему признанию, это было подлинное чудо гранильного искусства. 

[28]

екая гимназия, организован краеведческий музей, городская библиотека, построен новый театр, появились первые кинотеатры. 

С 1870 г. в городе существовало Уральское общество любителей естествознания, получившее большую известность, как объединяющий центр многих научных исследований по Уралу. В работах Общества принимали участие Д. И. Менделеев, А. П. Карпинский, К. А. Тимирязев, Д. Н. Анучин, Н. К. Чупин и другие видные ученые России. Законом от 3 июля 1914 г. в Екатеринбурге был учрежден Уральский горный институт, развернувший, однако, свою деятельность лишь в советские годы. 

Капиталистический период не внес крупных изменений во внешний облик Екатеринбурга. О Екатеринбурге 80-х годов XIX века Мамин-Сибиряк писал: «...картинный беспорядок построек служит только живой иллюстрацией последовательных исторических наслоений: вот четырехугольник бывшей крепости, к югу от нее «заимка» бывших сальников, отдельную высоту занимают палаты заводчиков, на торговой стороне крепко осело гнездо офеней, слобода Мельковка — отдельный мещанский городок и т. д. Другой яркой особенностью Екатеринбурга служит то, что на него со всех сторон надвигаются пригородные селения, как Уктус, Шарташ и особенно Верх-Исетский завод. Ряд заимок, дач, мельниц и заводов составляют отдельные звенья одной живой цепи, которая тянется на десятки верст по течению реки Исети» 

«Столица» металлического и каменного Урала оставалась деревянной, малоэтажной. В начале XIX веке только немногим более 10% всех жилых строений были из камня, значительная часть домов была крыта дранкой и тесом. Замощены были лишь немногие улицы; водопровод и канализация отсутствовали. Относительно более благоустроенным выглядел центр города, имевший электрическое освещение и небольшую телефонную станцию. Территориально Екатеринбург раскинулся еще шире, разрастаясь преимущественно к югу, где продолжали размещаться многие новые предприятия, и на север, к железнодорожному узлу, вблизи которого расположились крупные мельницы. 6 дореволюционное время городская территория составляла свыше 10 кв. километров. 

______

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Соч., т. XII, Свердгиз, 1951, стр. 237. 

[29]

По числу населения пореформенный Екатеринбург намного превосходил все уездные города Урала и стоял в одном ряду с губернским городом Пермью. Он насчитывал в 1910 г. около 70 тысяч человек, т. е. почти в три с половиной раза больше жителей, чем в 1860 году. Численность же Екатеринбурга вместе с Верх-Исетским заводом 

составляла 81,6 тысяч человек. Но в сравнении с главными центрами Южного горнопромышленного района России Екатеринбург имел населения в два-три раза меньше. Далекое место занимал он по числу жителей также в общероссийском списке крупных городов. Значительную часть всех жителей Екатеринбурга составляли рабочие. Это обстоятельство, а также руководящее положение города в уральском горнозаводском районе 

способствовали превращению его в важный центр революционного движения рабочего класса на Урале. 

На протяжении всей истории города трудящиеся Екатеринбурга вели борьбу против гнета и эксплуатации, вливавшуюся в общий поток революционного движения в России. Еще в период основания завода-крепости на Исети вспыхивали крупные волнения среди строителей города, работавших в неимоверно тяжелых условиях, выступали закабаленные рабочие Верх-Исетского завода и приписные крестьяне к нему. В одном только XVIII веке значительные выступления имели место в 1727, 1762 и 1787 годах. 

Через Екатеринбург прошли в сибирскую ссылку: в XVIII веке А. Н. Радищев, а в 1826—1827 гг. большинство декабристов. Один из них — М. И. Муравьев-Апостол — в своих воспоминаниях отмечает трогательное участие, проявленное к декабристам простыми людьми Екатеринбурга. В 20-х годах XIX века власти учинили расправу над крепостным служителем Верх-Исетского завода Андреем Лоцмановым, а в 30-х годах того же века над участниками тайного кружка, организованного Петром Поносовым — сыном крепостного заводского служащего. Все они объединялись общей ненавистью к крепостническому строю и благородным стремлением к свободе. 

«...Семена свободы сеются на хребтах Урала»,— писал А. Лоцманов. 

В пореформенном Екатеринбурге несколько лет учился, жил и творил выдающийся писатель—демократ и патриот Д. Н. Мамин-Сибиряк, беспощадно обличавший в своих 

[30]

произведениях крепостников-горнозаводчиков и хищных капиталистических дельцов. Его перу принадлежит также талантливый исторический очерк города Екатеринбурга. 

К писателю был близок известный художник того времени A. К. Денисов-Уральский, выросший в Екатеринбурге и мастерски отобразивший на своих полотнах замечательную суровую красоту природы Урала. В Екатеринбурге родился и некоторое время жил одаренный русский писатель Ф. М. Решетников, творческая деятельность которого была тесно связана с идеями великих русских революционных демократов Чернышевского и Добролюбова. В 1897—1898 годы, вскоре после организации B. И. Лениным в Петербурге «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», сложилась екатеринбургская социал-демократическая группа, имевшая подпольную типографию. В 1903 г. в Екатеринбурге был организован Среднеуральский комитет РСДРП, твердо вставший на платформу ленинской «Искры». В 1904 г. в Нижнем Тагиле им была созвана в нелегальных условиях первая Уральская областная конференция РСДРП (б). 

Во время революции 1905 г. в Екатеринбурге, как и во всей стране, вспыхивают одна за другой массовые политические демонстрации и забастовки. В разгар первой русской революции в Екатеринбург приезжает Я.М. Свердлов, посланный ЦК партии большевиков на Урал для руководства партийной работой. Кипучая деятельность верного соратника В. И. Ленина — Я. М. Свердлова оказала громадное влияние на подъем и дальнейшее развитие революционного движения на всем Урале и в Екатеринбурге. 

Я. М. Свердлов организует и возглавляет политические демонстрации и стачки трудящихся Екатеринбурга, выступает с пламенными революционными речами на заводских и городских митингах, на многочисленных сходках, маевках и массовках, руководит созданием боевых дружин и подготовкой к вооруженному восстанию. Я. М. Свердлов (партийная кличка «Андрей») быстро стал общепризнанным на Урале руководителем революционного движения, пользовавшимся громадной популярностью среди уральских рабочих. В середине 1906 г. Я. М. Свердлов был арестован (в Перми) и приговорен к заключению в крепость... По выходе из тюрьмы в 1909 г. он, по указанию ЦК, вскоре поехал работать в Москву.

[31]

В период февральской революции 1917 г. и напряженных боев за победу Великой Октябрьской социалистической революции Екатеринбург — крупнейший очаг революционного движения на Урале. В апреле и июле 1917 г. в городе проходят уральские областные конференции РСДРП (б), в августе — второй областной съезд Советов, а в июне и октябре — первый и второй екатеринбургские окружные съезды Советов. Особняк крупного капиталиста Поклевского в июне 1917 г. был занят Уральским областным Советом рабочих и солдатских депутатов. При Совете был создан объединенный штаб Красной Гвардии. Весной 1917 г. в Екатеринбург по директиве ЦК вновь приезжал Я. М. Свердлов; под его руководством проходила первая Свободная Уральская областная конференция РСДР П (б), занявшая ленинские позиции по основным вопросам развития революции. Вскоре он выехал делегатом от Урала на VII (Апрельскую) конференцию большевиков, на которой был избран в ЦК, и на Урал не смог возвратиться. Но и после того Я. М. Свердлов поддерживал связь с уральским революционным движением. 

В памятные июльские дни 1917 г. екатеринбургские большевики избирают В. И. Ленина своим первым делегатом на VI съезд РСДРП (б), нацеливший партию на вооруженное восстание. 

Великая Октябрьская социалистическая революция, начавшись в Петрограде, быстро распространилась на другие важнейшие центры и районы страны, в том числе на Урал. В Екатеринбурге советская власть была провозглашена 26 октября (8 ноября) 1917 года. 

Уральские областные партийные и советские организации возглавили борьбу за упрочение советской власти на Урале, за осуществление декретов Советского правительства о рабочем контроле и национализации промышленности крупнейших горнозаводских округов. По указанию Ленина Уральский областной Совет арестовал екатеринбургское бюро горнопромышленников, бешено сопротивлявшееся мероприятиям советской власти. В Екатеринбурге формировались отряды Красной Гвардии для борьбы с контрреволюционным восстанием Дутова; екатеринбургские рабочие участвовали в отпоре немецким оккупантам в 1918 году. 

В 1918—1919 гг. весь Урал был охвачен огнем граж-

[32]

данской войны. С 25 июля 1918 г. Екатеринбург оказался временно в руках интервентов и белогвардейцев. Накануне падения города по решению Уральского областного Совета в Екатеринбурге в ночь на 17 июля был расстрелян находившийся здесь под арестом Николай Романов, свергнутый с царского престола февральской революцией 1917 года. Это решение Уралсовета было одобрено Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. 

Мрачное время пережил Екатеринбург под властью белогвардейцев-колчаковцев. Беспрестанно производились массовые аресты, пытки и казни сочувствующих советской власти. Но борьба с колчаковщиной и интервентами продолжалась. В ночь на 15 июля 1919 г. Екатеринбург был с боем занят частями Красной Армии. Этот день отмечается теперь как дата освобождения Урала от Колчака. 

* * * 

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу в истории города, коренным образом изменила характер и темпы развития Екатеринбурга, обусловила крупнейшие перемены во всем его облике. 

В годы восстановления в советском Екатеринбурге были залечены тяжелые раны, нанесенные колчаковцами его промышленности и транспорту. Одновременно реконструировались действующие предприятия, росла роль города как культурного центра, развивалось городское хозяйство. 

В 1923 г., в связи с осуществлением нового административно-территориального деления страны, Екатеринбург был утвержден центром огромной Уральской области, охватившей почти весь горнозаводский Урал с прилегающими частями Предуралья и Зауралья, а также колоссальную территорию Тобольского Севера. 

3 ноября 1924 г. Президиум ВЦИК, выражая общественное мнение всего Урала, вынес решение о переименовании Екатеринбурга в Свердловск в память Я. М. Свердлова, одного из виднейших деятелей Коммунистической партии и Советского правительства. 

Громадный размах получило строительство социалистического Свердловска в годы пятилеток, когда под руководством Коммунистической партии и Советского правительства широко развернулась индустриализация страны 

[33]

и на Востоке создавалась вторая угольно-металлургическая база СССР — Урало-Кузнецкий комбинат. 

В эти годы Свердловск превращается в крупнейший, разносторонне развитый город индустриального Урала. Такому развитию его способствовали также преимущества географического положения города и исторически сложившаяся роль Свердловска как уральского горнозаводского центра. В городе создается мощная передовая промышленность. К началу 1940 г. число предприятий достигло 607. Валовая промышленная продукция Свердловска превзошла дореволюционный уровень во много раз. 

Бурные темпы индустриального развития города — основа его стремительного роста в эпоху социалистического строительства. 

Партия и правительство, придавая громадное значение индустриальному подъему Урала, уделяли повседневное внимание и развитию промышленности Свердловска. 

В период сооружения Уралмашзавода, его пуска и первых лет освоения Свердловск посетили А. А. Андреев, К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, В. В. Куйбышев, М. И. Калинин, В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе. 

В годы довоенных пятилеток в огромной мере возрос грузооборот свердловского железнодорожного узла. Уже к началу третьей пятилетки он превысил дореволюционный уровень более чем в десять раз. Железнодорожный узел был коренным образом реконструирован. Была переведена на электротягу линия Свердловск — Нижний Тагил — Кизел, отличающаяся горным профилем пути. Через свердловский узел прошли новые магистральные железные дороги (Свердловск — Казань — в 1924 г., Свердловск — Курган — в 1933 г.). 

В Свердловске открывается ряд новых высших учебных заведений, научных институтов и других культурно-просветительных учреждений. 

Одним из выразительных итогов роста Свердловска за годы довоенных пятилеток явилось быстрое увеличение численности его населения. В период между переписями 1926 и 1939 гг. число жителей города возросло более чем втрое: со 140,3 до 425,5 тысяч человек. По численности населения Свердловск выдвинулся за это время на шестое место в Российской Федерации и на четырнадцатое место в СССР. Свыше 90% всего населения Свердловска — русские. Здесь немало также жителей и других на-

[34]

циональностей — украинцев, белоруссов, татар, башкир, удмуртов.

Большой размах получили в Свердловске в этот период работы по строительству самого города. Весь город оделся в строительные леса. 

Героический пафос этих дней исключительно ярко выразил В. В. Маяковский, приезжавший в город в 1928 г. и посвятивший ему вдохновенные строки своего стихотворения «Екатеринбург — Свердловск»: 

«У нас 

на глазах 

городище родится 

из воли, 

Урала, 

труда 

и энергии!»

Важную роль играл Свердловск в годы борьбы за социалистическое преобразование Урала как административный центр Уральской области. В городе находились руководящие областные органы (Уралобком, Уралсовет, Уралпрофсовет), размещались многие важнейшие хозяйственные объединения и организации, осуществлявшие практическое руководство важнейшими отраслями уральской промышленности и железнодорожным транспортом Урала (Востокосталь, Востокоруда, Востоконефть — позднее Уралнефть, Уралуголь, Уралэнерго, Управление Пермской железной дороги и др.). 

Мощный подъем производительных сил Урала обусловил на определенном этапе необходимость разукрупнения Уральской области. 

Оно начало осуществляться с 1934 г., после того как уже были заложены основы Урало-Кузнецкого комбината 1. Свердловск становится центром Свердловской области. Одновременно в нем сохраняется ряд хозяйственных, культурных и других организаций общеуральского значения. 

В Великой Отечественной войне весь Урал (а вместе с ним и Свердловск) был надежным арсеналом доблест-

_____

1. В 1934 г. Уральская область была разделена на Свердловскую, Челябинскую и Обь-Иртышскую области (последняя вскоре была включена в Омскую область). В 1938 г. из Свердловской области была выделена Пермская область, переименованная в 1939 г. в Молотовскую.

[35]

ной Красной Армии. С особенной силой звучали в те дни слова Маяковского, обращенные в 1928 г. к Свердловску — «новый город: работник и воин». В связи с ростом значения Свердловска в годы войны в 1943 г. он стал городом республиканского подчинения. 

Победа в Великой Отечественной войне и переход к мирному строительству ознаменовали наступление нового этапа в развитии города. Индустриальный Свердловск внес крупный вклад в дело восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны. Промышленность Свердловска досрочно выполнила задания первой послевоенной пятилетки. Еще более возросла культура производства, почти в полтора раза увеличилась производительность труда на городских предприятиях, разнообразнее стала выпускаемая продукция. За это время освоено и выпущено для народного хозяйства свыше двухсот видов промышленных изделий. 

Сильно вырос и сам город. В послевоенные годы в Свердловске построено около трех четвертей миллиона квадратных метров жилой площади, много общественных зданий, пущены новые линии трамвая и троллейбуса, шире развернулось благоустройство города. 

[36]

Цитируется по изд.: Комар И.В. Свердловск. М., 1954, с. 13-36.

Tags