Батайск

Батайск

Расположен к югу от Ростова. Город областного подчинения. Население около 100 тыс. человек. Крупный железнодорожный узел. Расстояние до Ростова— 11 км.

Земли Батайска начали заселяться в период Азовских походов Петра I в 1695—1696 гг. Образовавшееся позднее село расположилось у реки Койсуг, по обе стороны дороги из Ростова в Азов.

В 1927 г. село Батайск было преобразовано в рабочий поселок. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1938 г. рабочий поселок Батайск был отнесен к разряду городов с сохранением прежнего наименования.

Название города уходит в далекое прошлое, во времена Золотой Орды. На территории нынешнего Батайска находилась ставка хана Батыя. Отсюда произошло название речки — Батайсу, т. е. «ручей Батыя». Через Батайск проходили торговые пути на Кубань, в Крым, Китай и многие европейские государства.

На западной окраине были выстроены редут и крепость. Первые поселенцы несли военную службу. Постоянное русское поселение на территории нынешнего Батайска возникло в ходе русско-турецкой войны 1768—

[49]

1774 годов, но формирование его продолжалось и позднее. В числе жителей были запорожские казаки и малороссийские бурлаки.

Правительственным, указом от 14 декабря 1779 г. часть территории современного Батайска (бывшая слобода Полуденка, затем город Нахичевань, а теперь Пролетарский район города Ростова-на-Дону) была заселена армянами, а местных жителей переселили в нынешний г. Батайск. К концу XVIII века в селе было около 700 жителей. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, чумацким промыслом, пряли шерсть, лен, ткали холсты.

Батайск относился к числу быстро растущих сел и к середине XIX века по населению обогнал многие города России. К началу XX века в нем насчитывалось 13700 жителей.

В 1904 г. промышленность Батайска состояла из одной гильзовой фабрики, которая выпускала продукции на 55 тыс. рублей в год (в ценах 1904 г.). Функционировало 4 начальные школы, в них обучалось 400 учащихся; было 11 улиц без мостовых, тротуаров и освещения, поселок не имел водопровода и канализации.

Батайск — город славных революционных традиций. Железнодорожники станции Батайск в числе других рабочих Владикавказской железной дороги приняли активное участие в Декабрьском вооруженном восстании.

В ночь с 7 на 8 декабря 1905 г. на станции остановились все пассажирские и товарные поезда — пропуска[1]лись только составы, везущие дружинников, посылки с медикаментами и оружие. После подавления восстания началась жестокая расправа с железнодорожниками. Многих бросили в тюрьмы, свирепствовали военно-полевые суды. Забастовки на Владикавказской железной дороге и Батайском железнодорожном узле не прекращались вплоть до революции 1917 г.

В октябре 1917 г. для проведения революционных мероприятий большевики Батайска создали два военно-революционных комитета: сельский и железнодорожный.

29 октября 1917 г. рабочие и служащие станции, собравшись на митинг, приняли резолюцию, приветствующую революцию в Петрограде.

Но до победы революции на Дону было еще далеко. Началась гражданская война, В разгроме контрреволюционного мятежа Каледина на Дону, вспыхнувшего в первые дни Великой Октябрьской социалистической ре-

[50]

волюции, большое участие приняли трудящиеся Батайска. На призыв Ростово-Нахичеванского комитета партии из Батайска был послан отряд красногвардейцев из 300 человек, которым руководил С. В. Акинин. Сельский ревком Батайска провел сбор продуктов для красногвардейцев, сражавшихся с контрреволюцией. Однако силы были неравны, и 2 декабря красногвардейцы оста[1]вили Ростов калединцам. Был захвачен и Батайск. Здесь установился режим террора и насилия. 3 февраля 1918 г. корниловский отряд подполковника Ширяева зверски расправился с организатором Красной гвардии Семеном Акининым и членом волостного Совета Павлом Журавлевым.

17 февраля красногвардейцы взяли Батайск, но обстановка оставалась напряженной. Батайск был важным стратегическим пунктом на подступах к Ростову. Через станцию шли воинские эшелоны, оружие, продовольствие. Поэтому за овладение Батайском завязывались ожесточенные схватки. В мае 1918 г. он снова был в руках белогвардейцев. К концу. 1919 г. начались упорные бои с деникинской армией.

Большевики Батайска, помогая Красной Армии, готовили вооруженное выступление, вели агитацию среди солдат контрреволюционной армии, призывали их к дезертирству, создали партизанский отряд и вооружили его. В течение января—февраля 1920 г. перешли линию фронта и влились в состав Красной Армии около 600 батайчан. 1 марта 1920 г. в 10 часов утра Первая Конная армия при поддержке частей 8-й армии взяла Батайск.

2 марта 1920 г. был создан Батайский военно-революционный комитет, который в первую очередь взялся за восстановление железнодорожных путей и подвижного состава, разрушенного белыми. 6 марта на станции Батайск был проведен первый коммунистический субботник. Во время субботника рабочие отремонтировали 42 паровоза, полностью восстановили подвижной состав и железнодорожную линию Батайск — Торговая. 9 марта была восстановлена почтово-телеграфная связь с Ростовом.

В марте 1920 г. был избран Совет рабочих и крестьянских депутатов. В мае 1920 г. в Батайске создается комсомольская организация.

Строительство новой жизни в Батайске шло полным ходом. В 1922 г. был открыт первый клуб на 150 мест, и

[51]

1925 — 2 избы-читальни и 2 библиотеки, в 1923-м — пер[1]вое ПТУ.

В 1926—1927 гг. местная промышленность содержалась в частной аренде. С 1927 г. часть ее была переве[1]дена в ведение райисполкома. Это были в основном мельницы и маслобойни. В 1925 г. в селе зажглась «лампочка Ильича». В эти же годы началось строительство шоссе на центральной улице Батайска. Возводилась дамба Ростов — Батайск. В годы индустриализации была завершена реконструкция станции Батайск.

Значительно изменился город с открытием в 1931 г. Батайской авиационной школы, ставшей одной из крупнейших кузниц летных кадров страны. Среди космонавтов, вписавших славную страницу в историю освоения космического пространства, трое — питомцы Батайской военной авиашколы. Это Владимир Михайлович Комаров, Евгений Васильевич Хрунов и Виктор Васильевич Горбатко. В городе открыт Музей революционной, бое[1]вой и трудовой славы города, в котором собран материал о 72 Героях Советского Союза — выпускниках Батайской авиашколы.

В начале января 1935 г. проходил первый Батайский районный съезд Советов. 12 января 1935 г. вышел первый номер Батайской районной газеты «Вперед».

В 1935—1939 гг. в Батайске было 6 предприятий: электростанция, паровозное депо СКЖД, обувная мастерская, мельница, хлебопекарня. В 1935 г. началось, я в 1941 г. закончилось строительство банно-прачечного комбината.

В 1940 г. сеть промышленных производств увеличилась до 11,7 из них — артели с общим выпуском валовой продукции около 10 млн рублей в год. На предприятиях было занято 7 тысяч человек. Преобладала пищевая промышленность, выпускавшая в основном кондитерские изделия. В 1941 г. в Батайске насчитывалось уже 13 промышленных производств.

В предвоенные годы действовали 11 предприятий общественного питания, 1 больница на 90 коек, 1 консультационный пункт, 2 здравпункта, 18 школ. С 1939 по 1941 гг. значительно увеличивается число медицинских учреждений (2 больницы, 2 роддома, 30 амбулаторий, фельдшерский пункт, 22 акушерских пункта).

В грозные годы Великой Отечественной войны железнодорожники Батайского узла не раз проявляли

[52]

чудеса героизма. Составы с воинскими частями, оборудованием, людьми уходили буквально под носом у гитлеровских оккупантов. На оккупированной врагом ба[1]тайской земле с 27 июня 1942 г. по 7 февраля 1943 г. смело и решительно действовали партизаны. 27 января 1943 г. партизаны группы «Вперед» взорвали полотно железной дороги на участке Батайск — Азов, а партизаны Ростова разрушили мост на перегоне Батайск — Ростов. В результате этой операции погибло много немец[1]кой техники и живой силы, движение поездов на станции Батайск остановилось на сутки.

7 февраля 1943 г. войска генерал-полковника Р. Я. Малиновского взяли Батайск. В марте 1943 г. фашисты произвели на Батайск десять массированных налетов, в которых участвовало 900 самолетов противника. 9 мая 1943 г. 160 немецких бомбардировщиков и 70 истребителей вновь произвели налет на Батайск. Но на этот раз в воздушном бою было уничтожено 54 самолета противника. Так отличились летчики 105-й авиадивизии и воины 485-го зенитно-артиллерийского полка.

Гитлеровцы до основания разрушили Батайск. Убытки, нанесенные городу, измерялись 11,5 млн рублей. 10 тысяч батайчан остались без крова.

После освобождения от оккупантов город встал из руин. За первую послевоенную пятилетку были восстановлены 2500 домов, введен в строй кирпичный завод с проектной мощностью 1 млн 600 тысяч штук кирпича в год. На южной окраине города вырос новый микрорайон жилой площадью в 4000 кв. м. В 1952 г. завершено строительство азовской оросительной системы, и Батайский район стал районом большого орошения. В этом же году было завершено строительство опытно-экспериментального механического завода Минводхоза, ремонтно-механического завода «Севкавэлеваторстрой». В 1953 г. был основан завод монтажных заготовок, в 1955 г. вступила в строй обувная фабрика. В 1956 г. начал работать горбыткомбинат. В эти годы создавались строительные и транспортные организации.

За годы шестой—девятой пятилеток в Батайске были созданы новые отрасли промышленности. Это производство металлических емкостей для химической промышленности, производство сборного железобетона, некоторые отрасли легкой и пищевой промышленности. В 1959 г. в город пришел природный газ.

[53]

В 1964 г. на железнодорожном узле произошел технический переворот — вышли в рейс первые электровозы. На Батайском железнодорожном узле появилось новое предприятие — дистанция контактной сети. За столетие Батайский железнодорожный узел прошел путь от ста[1]рой чугунки до современного индустриального предприятия, от карликового паровоза до самых мощных в мире локомотивов, оснащенных электронным оборудованием. Интересно сравнить: в 1876 г. в Батайском паровозном депо было 9 паровозов, ныне курсируют сотни составов.

В настоящее время в Батайске 18 промышленных предприятий. Это заводы — железобетонных конструкций, энергомеханический, резервуарных металлических конструкций, монтажных заготовок, ремонтно-механический, опытно-экспериментальный механический, кирпичный; горпищекомбинат, горпромкомбинат, хлебокомбинат; фабрики — обувная и трикотажная; объединения «Вторчермет» и полиграфическое.

В 1985 г. городом выпущено товарной продукции на сумму 127 млн рублей, в том числе на 2405 тыс. рублей химического оборудования и на 67,5 тыс. рублей товаров народного потребления. Было изготовлено в 1985 г. 55944 куб. м сборного железобетона, 8541 тыс. штук кирпича, 1123 тыс. пар обуви, 8073 тыс. штук хлебобулочных изделий, переработано черного металла 731 тыс. т.

Капиталовложения по всем отраслям народного хозяйства города в 1985 г. составили 5783 тысяч рублей. В 1985 г. было построено 27068 кв. м жилой площади. Объем реализации бытовых услуг составил 3057 тысяч рублей, товарооборот — 80903 тысяч рублей.

В 70—80-х годах город успешно благоустраивался. Застроены Комсомольский городок и микрорайон им. Гайдара. Переоборудована площадь им. Ленина, построены Дворец культуры им. Ю. А. Гагарина, городской Дворец культуры, проведено 22,3 км водопроводных линий, 18 км дорог, 63 км тротуаров, введено в строй жилой площади 82 тысяч кв. м, газифицировано 7140 домов и квартир, установлено 4772 трансляционные радиоточки, 352 телефонных аппарата, сдана в эксплуатацию вторая нить водовода Ростов — Батайск, построено и реконструировано 36,5 км линии уличного освещения, 27 км дорог с твердым покрытием, 55,5 км тротуаров,

[54]

45,7 газо- и 4,5 км теплосетей; введено в эксплуатацию 217 кв. м торговых площадей.

Сейчас в Батайске 180 улиц, протяженностью 238 км. Преобразилась культурная жизнь города: функционируют санаторий-профилакторий и 10 медицинских учреждений, имеется 13 общеобразовательных школ, 36 дошкольных детских учреждений, 3 профессионально[1]технических училища, учебно-производственный комбинат, железнодорожный техникум, основанный 1 октября 1966 г., 38 библиотек всех ведомств с книжным фондом около 800 тысяч томов, 2 музыкальные школы, Историко-краеведческий музей, 2 парка культуры и отдыха, 5 клубов и 2 Дворца культуры, 3 кинотеатра.

[55]

Цитируется по изд.: Города и районы Ростовской области. Историко-краеведческие очерки. Ростов-на-Дону, 1987, с. 49-55.

Tags
Рубрика