Афганистан на рубеже Нового времени

Афганистан на рубеже Нового времени

История Афганистана начала XVI века связана с именем и деятельностью Захир ад-Дина Мухаммеда Бабура (родился в 1483 г.), уроженца Ферганы, основателя государства Великих Моголов в Индии, воина и полководца, поэта и автора заслуживших всемирную известность мемуаров «Бабур-наме».

Бабур в Кабуле

Осенью 1504 г. Бабур привел войско под стены Кабула. К тому времени Бабур, несмотря на свою молодость, уже успел пройти суровую школу поражений и побед, борьбы и скитаний, активно участвуя в военных и политических событиях в Средней Азии. В 1494 г. умер его отец Тимурид Омар-Шейх, правитель Ферганского удела, и беки объявили одиннадцатилетнего мальчика «государем Ферганы». Юному правителю пришлось столкнуться с многочисленными врагами. Конец XV века ознаменовался междоусобной борьбой между тимуридскими владетелями в Средней Азии. Самым опасным и сильным врагом Бабура оказался Мухаммед Шейбани, хан кочевых узбеков, воспользовавшийся междоусобиями Тимуридов и завоевавший Среднюю Азию. В борьбе с ним Бабур, хотя и сумел в 1500 г. овладеть на некоторое время Самаркандом, в конце концов потерпел полное поражение и был вытеснен из Мавераннахра. Потеряв также и Ферганское владение, Бабур в течение нескольких лет скитался по Средней Азии, но нигде не смог прочно укрепиться, несмотря на помощь, оказанную его родственниками — ханами Моголистана.

В конце 1503 г. Бабур вынужден был покинуть свою родину и ушел в Хорасан. С отрядом в 200—300 человек он переправился через реку Аму-Дарью и двинулся к Бамиану. На левобережье к Бабуру присоединились многочисленные отряды из Талькана и Кундуза, покинувшие военачальника, которому они до того служили, — кипчакского феодала Хусрау-шаха, одного из крупнейших вассалов султана Хусейна.

[07]

В это время были получены известия о том, что Мухаммед Шейбани идет на Хисар и Кундуз. Бабур спешно двинулся к Кабулу. По пути силы его пополнились еще несколькими отрядами Хусрау-шаха 1.

Кабул находился в то время в руках Мукима (сына Зу-н-Нун-бека Аргуна), правителя молодого и неопытного. Подойдя к городу, Бабур осадил его. Муким вел переговоры, рассчитывая затянуть время до прибытия подкреплений, однако Бабуру удалось внести замешательство в ряды осажденных, и Муким, удовлетворившись обещанием отпустить его невредимым, сдал Кабул. Бабур обеспечил Мукиму и его людям возможность благополучно выйти из города, а через несколько дней разрешил Мукиму со всеми его людьми и имуществом отправиться в Кандагар (где правил его отец) 2.

Захватив Кабул и распространив свою власть на Газни, Бабур стал самостоятельным правителем обширного владения. Одному своему брату, Джахангиру-мирзе, он отдал в управление Газни с примыкающими к этому городу территориями, второму брату, Насир-мирзе, Нингнахар и несколько других туменов. Бекам и воинам, принимавшим участие в его прежних походах и скитаниях, Бабур дал кому селение, кому несколько больший надел, но ни одному из них не пожаловал (что он особо подчеркивал в своих «Записках») по целой области 3.

Во владения Бабура прибыло много переселенцев из Самарканда, Хисара и Кундуза. Они двигались целыми племенами, с семьями и имуществом. Бабур обложил население областей Кабула и Газни побором (оказавшимся, как он сам сообщает, непомерно тяжелым) в 30 тысяч харваров хлеба для пропитания семей переселенцев, а мужчин привлек к участию в походах 4.

С целью расширения своих владений и в поисках добычи Бабур предпринял ряд военных экспедиций и набегов на соседние области и на земли хазарейских и афганских племен. Осенью 1505 г. он совершил поход на Кандагарскую область и овладел находившейся под властью Мукима крепостью Келат. Однако закрепить за собой эту крепость Бабур не смог 5.

В 1506 г., когда султан Хусейн призвал всех Тимуридов участвовать в совместном выступлении против Мухаммеда

______

1. См. Бабур-наме, 122-6, 123-а.

2. См. Бабур-наме, 127-а — 127-б, 144-а.

3. Там же, 144-а. Проводя в своих новых владениях мероприятия военно-административного характера, Бабур, очевидно, следовал образцам феодальной организации, существовавшей тогда в тимуридском государстве, но стремился держать в узде силы феодального сепаратизма и потому избегал предоставлять бекам крупные наделы.

4. Там же, 144-б.

5. Там же, 158-б.

[08]

Шейбани, Бабур немедля откликнулся на призыв и выступил с отборным отрядом к Герату. Известие о смерти султана Хусейна застало Бабура в пути. Он все же продолжил поход в Хорасан и дошел до Мургаба. Убедившись в неспособности преемников султана Хусейна организовать силы для отпора Шейбани-хану и опасаясь за свою власть над Кабулом, Бабур решил вернуться в свои владения.

Прибыв в Кабул, Бабур раскрыл заговор, организованный его родственниками. Летом 1507 г. он предпринял поход на Кандагар. В ожесточенном сражении ему удалось разбить численно превосходящие силы Шах-бека и Мукима, сыновей Зу-н-Нуна Аргуна.

Шах-бек ушел в сторону Шала (Кветты) и Мастунга, а Муким направился в Заминдавар, оставив кандагарскую крепость без защитников. Бабур вступил в Кандагар, овладел богатой казной Мукима и вывез ее 6. Оставив в Кандагаре своего брата Насира-мирзу, он возвратился в Кабул в сентябре 1507 г.

Вскоре Бабур получил известие о том, что Мухаммед Шейбани, который спешно двинулся из Герата горными дорогами на Кандагар, подошел с сильным войском к этому городу и осадил его. Стремясь уйти подальше от грозного врага, Бабур стал готовиться к походу в Индию 7. В конце осени 1507 г. он начал намеченный поход, но повернул назад с полдороги, так как узнал о том, что Мухаммед Шейбани неожиданно увел свои войска от Кандагара и направился в сторону Герата 8.

В 1508— 1509 годы положение Бабура было весьма опасным. Мухаммед Шейбани подчинил Хорасан и распоряжался в Кандагаре, восстановив над этим городом власть послушных ему Аргунов. Бабур с трудом удерживал Кабул.

Обстановка изменилась после гибели Мухаммеда Шейбани, убитого в 1510 г. под Мервом в битве с войском сефевидского шаха Исмаила. Заручившись поддержкой шаха Исмаила, Бабур предпринял в 1512 г. последнюю попытку восстановить власть Тимуридов над Средней Азией. Оставив в Кабуле брата Насира-мирзу, он отправился в Мавераннахр и сумел на время овладеть Самаркандом, но в борьбе с войсками узбекских султанов, прибывших в начале 1513 г. в Мавераннахр из Дашт-и Кипчака, был разбит; с горсткой верных ему воинов Бабур бежал на юг и через перевалы Гиндукуша вернулся в 1514 г. в Кабул. После этого Бабур окончательно отказался от продолжения борьбы с узбекскими феодалами за бывшие тимуридские владения и обратил свои помыслы к Индии. К походу в Индию Бабур готовился в течение длительного

_____

6. Там ж е, 211-6, 212-6.

7. Там же, 213-а, 213-6.

8. Там же, 215-а.

[09]

времени. Так, он расширил свои кабульские владения и совершил ряд экспедиций в стратегически важные пограничные районы, населенные афганскими племенами. Уделяя большое внимание вооружению и организации своих военных сил, Бабур создал хотя и сравнительно немногочисленное, но дисциплинированное, хорошо обученное и закаленное в боях войско. В период между 1514 и 1519 гг. к Бабуру прибыл турецкий артиллерист Устад Али, возглавивший артиллерию в войске Кабульского правителя. Бабур очень быстро сумел оценить значение артиллерии, сыгравшей большую роль в разгроме турками войска сефевидского шаха Исмаила в 1514 г., и снабдил свое войско огнестрельным оружием 9.

В конце 1522 г. Бабур сумел окончательно покорить Кандагар, а затем подчинил территории, примыкающие к Кандагару с северо-востока. Теперь он почувствовал себя достаточно сильным для осуществления больших завоевательных планов в Индии.

Бабур и афганцы

Укрепляя в течение многих лет Кабульское владение и готовясь к завоеваниям на юге, Бабур совершал неоднократные походы в земли афганских племен, которые лежали на пути в Индию.

Первый крупный поход в земли афганских племен Бабур совершил в начале 1505 г., вскоре после взятия Кабула. Он направился со своими отрядами по течению реки Кабул, намереваясь вторгнуться в Индию, через Хайбарский проход вышел к Дж аму (Джамруд) и оттуда совершил поездку к Пешавару (который Бабур называет Беграмом) 10. Прислушиваясь к советам людей, хорошо знакомых с землями афганских племен, Бабур отказался от своего первоначального плана переправиться через р. Инд и двинулся в Кохат, где, по сведениям информаторов, можно было захватить очень богатую добычу, ибо тамошние жители зажиточны и богаты скотом 11.

Бабур повел своих воинов через реку Бара и перевал Мухаммед-Пих(?) и обрушился на афганские селения в районе Кохата. Было захвачено множество быков и буйволов, в домах у афганцев оказалось много зерна. Из Кохата Бабур решил напасть на афганцев Бангаша и Банну. Он прошел через Хангу, сражаясь с афганскими ополчениями и штурмуя их укрепления («сангары»), затем остановился в Тале. Отсюда отряды Бабура через труднопроходимые горы направились в Банну.

_______

9. См. Rushbrook Williams, The political career of Babur, pp. 110, 111, 128.

10. Бабур-наме, 145-6.

11. Там же, 146-a.

[10]

Он описывает эту область как низменную возделываемую местность, орошаемую рекой Бангаш (Курам) 12.

Из Банну Бабур пошел в Дашт 13 и далее через реку Гомал в район Дуки, вдоль склонов Кух-и михтар Сулейман (Тахти Сулейман) 14. Дойдя до населенного пункта Бела на берегу реки Инд, Бабур совершил четыре-пять переходов по берегу Инда, а далее свернул от реки к мазару Пир-Кан и, пройдя этот мазар, достиг района Дуки. Двигаясь далее по южной части Сулеймановых гор, бедных в этом месте водой и травой, войско Бабура потеряло большую часть своих коней. Выйдя к озеру Аби Истада, Бабур повернул к Газни, а затем возвратился в Кабул.

Во время этого длительного похода отряды Бабура прошли около 1400 км, причем большая часть маршрута пролегала по землям афганских племен. Бабур сам неоднократно указывает при описании своего похода, что целью его был грабеж. Бабур нападал на «мятежных афганцев», единственная «вина» которых состояла в том, что они хотели остаться свободными и не желали отдать свое добро грабителям. Воины Бабура совершали набеги на селения афганцев, захватывая их имущество и скот. Стремясь запугать непокорных, Бабур прибегал к жестоким расправам и казням. По его приказам из голов убитых афганцев складывали пирамиды.

Подчинить афганские племена труднодоступных горных районов Бабур тогда не мог и сам хорошо понимал это. Впоследствии в своих «Записках» он писал об афганских племенах, обитавших вокруг тумана Бангаш, что они живут «как бы в стороне» и потому не платят податей добровольно. Ни сам Бабур, ни его преемники не смогли полностью покорить воинственных и свободолюбивых афганских горцев. С признавших его верховную власть афганских племен Бабур, по-видимому, в большинстве случаев ограничивался взиманием сравнительно небольшого количества скота в качестве налога или дани. Так, с дилазаков Бабур определил дань в 4 тысячи овец. Отмечая, что афганцы племени вазири всегда довольно плохо платили подать, он приводит случай, когда, испугавшись суровой расправы, учиненной им над афганцами хизр-хель в районе Хайбарского прохода, вазиры привели 100 овец 15.

Взаимоотношения Бабура с афганскими племенами не всегда были враждебными. Вскоре после начала правления в Кабуле Бабур стал привлекать афганцев в свое войско и

_____

12. Там же, 148-а.

13. Названием «Дашт» Бабур обозначал область, известную впоследствии под именем Даман или Дераджат.

14. Бабур-наме, 150-а. Дуки — впоследствии часть округа Лоралаи в Северном Белуджистане.

15. Бабур-наме, 245-а.

[11]

делал все возможное для укрепления своего политического влияния среди афганских племен, занимавших земли на пути в Индию (Пешаварская область). Особое внимание при подготовке вторжения в Индию Бабур уделял дилазакам и юсуфзаям — двум сильным, афганским племенам, занимавшим территории от Баджаура и Хайбарского ущелья до реки Инд.

В «Записках» Бабура между описанием событий 1508 и 1519 годов имеется лакуна, охватывающая события десяти лет. Из других источников известно, что в 1518 г. Бабур принимал участие в борьбе, которую вели между собой афганские племена 16. Рассказ самого Бабура о событиях 1519 г. начинается с описания взятия крепости Баджаура, но о причинах, побудивших предпринять поход туда, он не сообщает.

Согласно юсуфзайской традиции, этому походу предшествовали переговоры Бабура с маликом Ахмедом. В ходе переговоров Бабур разгневался на юсуфзайского вождя, который отказался посетить Кабул и послал вместо себя своего двоюродного брата — малика Шах-Мансура, сына малика Сулеймана. Бабур решил наказать юсуфзаев и направился с войском в Сват. Он пошел через Баджаур, для того чтобы по пути покарать местного (неафганского) правителя, который в прошлом вел себя оскорбительно по отношению к кабульскому правителю Улугбеку 17.

Юсуфзайская традиция в основном хорошо согласуется с последующим изложением событий в «Записках» Бабура. Из Баджаура он намеревался отправиться в Сват против юсуфзаев 18. Однако в связи с тем, что с ними были установлены хорошие отношения, Бабур направился через равнинную часть Пешаварской области в сторону Бхиры. Во время завоевания Баджаура в 1519 г. юсуфзайский малик Шах-Мансур находился в качестве гостя или посланца в лагере Бабура, который пожаловал Шах-Мансуру драгоценный халат и отпустил, снабдив адресованным к его племени грозным письмом 19. Но Бабур действовал не только угрозами. С целью установить хорошие отношения с юсуфзаями, он попросил в жены дочь малика Шах-Мансура 20. Просьба была удовлетворена, в лагерь завоевателя в Баджауре доставили (одновременно с данью от юсуфзаев) дочь Шах-Мансура, которая стала женой Бабура. Ее звали Биби Мубарика. Впоследствии, в афганских преданиях, сохранившихся до наших дней, сватовство Бабура приобрело легендарно-романтическую окраску. В устах юсуфзайских рассказчиков история о сватовстве,

______

16. Rushbrook W illiams, The political career of Babur, p. 111.

17. Cm. Raverty, Notes, p. 128.

18. См. Бабур-наме, 219-a, 219-6.

19. Там же, 220-6, 230-a, 233-a.

20. Там же, 218-6.

[12]

в котором, по всей вероятности, преобладали политические мотивы, превратилась в романтическую повесть о необыкновенной встрече и любви Бабура и Биби Мубарики. Рассказывают, что Бабур якобы повстречал впервые свою будущую жену на высоком перевале Мора в чудесное весеннее время, причем девушка, чтобы отправиться в дальнюю дорогу неузнанной, была одета в мужскую одежду каландара — странствующего «святого человека» 21. История заканчивается примирением Бабура с юсуфзайскими вождями и согласием, их отдать ему девушку в жены.

Бабуру удалось установить хорошие отношения и с другим сильным афганским племенем Пешаварской области — дилазаками.

Во время похода в Индию Бабур смог не только обезопасить тыл своих войск от возможного нападения со стороны таких племен, как дилазаки и йсуфзаи, но и привлечь отряды многих афганских племен в свои войска. В «Записках» он несколько раз упоминает афганских военачальников, воевавших под его знаменами. Первые отряды дилазаков присоединились к войскам Бабура уже во время похода 1519 года 22. Так называемые «касуриа патаны» (обитающие в настоящее время по обоим берегам реки Сатледж к югу от Лахора) из подразделения хешги пешаварского племени мухаммедзаев до сих пор хранят память о переселении сюда своих предков во время похода Бабура. За службу в своих войсках он пожаловал им джагир в Центральном Пенджабе 23. Примечательно, что некоторые афганские авторы, в частности Хушхаль-хан, высказывали впоследствии мнение, что именно афганцам Бабур был обязан завоеванием делийского престола. Конечно, такое утверждение не может быть принято без серьезных оговорок. В разноплеменном войске Бабура действительно было немало афганцев, но основное ядро его составляли уроженцы Средней Азии.

Начав поход в Индию в 1525 г., Бабур получил подкрепление из Бадахшана, которое привел его сын Хумаюн. В Индии Бабур использовал распри и крупные разногласия между правившими там феодалами афганского происхождения. Он воевал с влиятельными их группировками, возглавленными афганской династией Лоди, но на его сторону переходили некоторые афганские феодалы, враждебно относившиеся к последнему султану этой династии, Ибрахиму (1517— 1526).

_____

21 Согласно версии, дошедшей до нас в письменных афганских источниках, переодевание в одежду дервиша приписывается самому Бабуру (см. Dorn, Beitrag, S. 18).

22. Бабур-наме, 296-а.

23. Caroe, The Pathans, p. 164.

[13]

Успеху Бабура в значительной степени способствовало то обстоятельство, что в годы правления султана Ибрахима Лоди династия оторвалась от коренных афганских земель, и поэтому в значительной мере военная и политическая опора режима ослабла. В отличие от своего отца и деда султан Ибрахим не оказывал предпочтения сановникам из знати своего племени, и, лишившись прежних привилегий, многие вассальные афганские феодалы Индии (отряды которых составляли основную военную силу династии Лоди) отошли от султана. Недовольство этих феодалов нередко выливалось в открытые мятежи.

Ко времени вторжения Бабура Индия была политически раздробленной. Сам он насчитывал в Индии пять сильных мусульманских государей и два индусских 24. Самыми могущественными соперниками лодийских правителей за преобладание в Индии были раджпуты.

Завоевание Индии и смерть Бабура

В ноябре 1525 г., закончив подготовку к походу и отразив узбеков, нападавших на Балх, Бабур выступил из Кабула и двинулся в Индию. 16 декабря 1525 г. он переправился через реку Инд и во время остановки на левом берегу приказал произвести подсчет своему войску, общая численность которого составила всего лишь 12 тысяч человек 25. С этим войском Бабур вступил в Пенджаб. Лодийский наместник Пенджаба Даулат-хан, который прежде сам призывал Бабура в Индию, пытался оказать сопротивление, но безуспешно.

Из Пенджаба Бдбур двинул свое войско на Дели. Навстречу ему выступил. Ибрахим Лоди. Бабур считал, что в войске Ибрахима Лоди было тогда 100 тыс. человек 26. Эта цифра признается близкой к действительной, причем, учитывая большое число вспомогательного персонала, полагают, что Ибрахим Лоди мог выставить на поле боя все же не менее 40 тысяч воинов 27. У Бабура численность войска была примерно в пять раз меньшей. Кроме того, у Ибрахима Лоди и у его эмиров насчитывалось около тысячи слонов 28.

Готовясь к битве, Бабур выбрал хорошую позицию и сильно укрепил ее. На правом фланге его лагерь примыкал к Панипату (который в то время был довольно крупным городом с многочисленным населением), а левый фланг был укреплен искусственными сооружениями — рвами и повален

_______

24. Бабур-наме, 270-6, 272-а.

25. Там же, 254-а.

26. Там же, 264-6, 270-а.

27. Rushbrook W illiams, The political career of Babur, p. 127.

28. Бабур-наме, 264-6, 270-a.

[14]

ными деревьями или изгородями. По линии фронта было поставлено около 700 повозок, скрепленных ремнями из сыромятной кожи, а между повозками установлены щиты. Из-за этих укрытий должны были вести огонь мушкетеры и пушкари, причем в укрытиях были оставлены проходы, достаточные, чтобы пропустить конные отряды в 100— 150 всадников 29.

Решающее сражение произошло 21 апреля 1526 г. (Панипатская битва). Замыслы Бабура осуществились — неопытный и неосмотрительный Ибрахим Лоди сразу бросил все силы в наступление. Сочетание действий хорошо обученной конницы с использованием огнестрельного оружия, нового для Индии того времени, принесло Бабуру успех. Его конница атаками с флангов и в тыл смяла войска Ибрахима Лоди. Мушкетеры и пушкари Бабура стреляли в плотные массы вражеских воинов, теснивших друг друга. Победа была полной — потери Ибрахима Лоди только убитыми составили около 20 тысяч 30. Среди павших врагов был опознан и труп Ибрахима Лоди.

После Панипатского сражения Бабур занял Дели и Агру. В ходе дальнейшей борьбы он наголову разбил афганских и раджпутских феодалов. К 1530 г. границы государства Бабура раздвинулись до Бенгалии. На юге он овладел Бихаром, а на севере — Мультаном, оставив своему сыну огромное царство, правда, еще далеко не полностью подчиненное центральной власти и слабо сплоченное.

Бабур очень любил Кабул, город, в котором он провел много лет своей богатой приключениями жизни. В «Записках» он дал непревзойденное в средневековой литературе описание Кабульского вилайета, с восхищением отзываясь о достоинствах климата Кабула и природе его окрестностей. По рассказам историков, Бабур перед смертью выразил желание, чтобы его похоронили в Кабуле, в одном из его садов. Это было исполнено.

26 декабря 1530 г. он умер в Агре, а через некоторое время его останки перевезли в Кабул. Могила Бабура нахопится в нескольких километрах от окраины старого города, у самого подножья хребта Шердарваза, в парке, носящем его имя,— «Баг-и Бабур». Около могилы Бабура раскинули ветви два великолепных старых чинара и, как и сотни лет назад, струится со склонов гор ручеек. Место это до сих пор остается одной из достопримечательностей столицы Афганистана, а весь живописный парк «Баг-и Бабур» служит жителям города излюбленным местом для прогулок. Мраморная гроб-

_____

29. Там же, 264-а.

30. См. Rushbrook W illiams, The political career of Babur, pp. 131, 136, 137.

[15]

ница и плита с рваной надписью (табл. 1) были установлены в 1607 г. при посещении Кабула падишахом Джахангиром, правнуком Бабура.

Не менее знаменитый памятник Бабур создал себе сам, оставив «Записки». Ему были присущи пытливость ума и острая наблюдательность, он тонко понимал людей, был для своего времени человеком хорошо образованным, с широким кругозором и разносторонними интересами, умел излагать события ясно и просто, но в то же время живо и образно. Но одна черта Бабура как автора мемуаров особенно замечательна. Это его правдивость, порой совершенно беспощадная, когда он говорит о себе самом, правдивость, лишенная даже малейшего оттенка чего-то показного.

И хотя в «Записках» Бабура ярко отразились его личные взгляды, симпатии и антипатии, субъективный момент в них в отличие от мемуаров многих других авторов, сравнительно редко оказывает влияние на точность изложения фактов. Благодаря этой черте «Бабур-наме» справедливо признается весьма ценным историческим источником. Бабур ясно и отчетливо изложил современные ему события, рассказал о многих людях, встречавшихся ему на жизненном пути, о своих друзьях и врагах, уделяя внимание как их наружности, одежде, привычкам и вкусам, так и характеру, склонностям и способностям, стремлениям и поступкам. В его мемуарах много интересных сведений о хозяйстве и культурной жизни той эпохи.

Бабур страстно любил охоту, знал природу и умел ценить ее красоты. Рассказывая о своей жизни, он мастерски описывал многие из тех стран и областей, где ему удалось побывать, характеризуя особенности климата, рисуя облик гор, восхищаясь красотой деревьев в осеннем убранстве, оценивая качество пастбищ, сообщая разнообразные сведения о животных, птицах и растениях. В его географических описаниях сказалась зоркость бывалого охотника и человека, близкого к природе. Наблюдая новые для него виды животных и птиц и рассматривая до того ему незнакомые растения, он относился к ним с интересом и вниманием истинного натуралиста. Бабур оставил в своих «Записках» множество сведений, драгоценных не только для историков и этнографов, но и для географов и биологов. Первостепенное значение имеют содержащиеся в «Записках» сведения о языках и диалектах, бытовавших на территории Средней Азии, Хорасана и Афганистана в XVI веке [так, в частности, Бабур впервые отметил существование на территории Афганистана языка ормури (бараки), сохранившегося в очень немногих селениях до наших дней].

После смерти Бабура Кабул и Кабульская область остались под властью основанной им династии падишахов Индии,

[16]

которую восточные историки продолжали называть Тимуридской. В европейской исторической литературе правители этой династии стали именоваться «Великими Моголами». На севере владения первых Моголов простирались до Аму-Дарьи.

Хорасан стал окраинной провинцией Сефевидов, но в течение долгого времени служил ареной борьбы между кызылбашскими и узбекскими (шейбанидскими) феодалами. Узбекские ханы многократно совершали набеги на эту провинцию. Соперничество между сефевидскими и шейбанидскими феодалами приобрело особо ожесточенный характер, приняв форму религиозной войны между суннитами и шиитами.

[17]

Цитируется по изд.: Массон В.М. Ромодин В.А. История Афганистана в двух томах. Том II. Афганистан в Новое время. М., 1965, с. 7-17.

Рубрика