Северный Ледовитый океан: географическая экспедиция 1918 года

Северный Ледовитый океан: географическая экспедиция 1918 года

К выполнению намеченной программы работ Гидрографическое управление приступило незамедлительно. Поскольку задачи и объем работ в условиях того времени далеко выходили за рамки одной экспедиции, сразу было решено разбить ее на две самостоятельные части: экспедицию Западносибирского района Северного Ледовитого океана и экспедицию Восточносибирского района Северного Ледовитого океана. Общее руководство обеими экспедициями взяло на себя Главное гидрографическое управление. Деятельность экспедиции Восточносибирского района ограничивалась меридианами мыса Дежнева и мыса Челюскина; особое внимание обращалось на исследование условий мореплавания в устьях рек Лены и Колымы, составление лоций, отыскание и промер фарватеров. Эти исследования предполагалось выполнить силами Ленского пароходства, а также на судах, которые намечалось перебросить сюда из Балтийского бассейна. Ленская партия этой экспедиции, состоящая из 24 человек во главе с гидрологом Комеловым, в первый год работ должна была доставить снаряжение и шлюпки на полуостров Быкова (дельта Лены) и провести точные метеорологические и гидрологические наблюдения на Лене. Главной задачей ставилось отыскание фарватера для прохода в Быковскую протоку через бар реки. Кроме этого, экспедиции поручалось собрать на месте «сведения по всем отделам хозяйства, промышленности, быта и прочих условий жизни инородцев» 5.

Экспедиция западносибирского района базировалась в Архангельске и оснащалась с особой тщательностью, так как в первом же Году ей предстояло выполнить ряд важных заданий советского правительства: обслужить в гидрографическом отношений проводку транспортных судов в устья западносибирских рек, снабдить продовольствием радиостанции Баренцева и Карского морей. В составе экспедиции выделялось два самостоятельных отряда — Обь-Енисейский и Ново-Земельский. Им поручалось изучение климата, границ и природы льдов

______

5. ЦГАВМФ. ф. 180, д. 3)1. 1918, л. 28.

[39]

Карского моря, промер и траление новоземельских проливов, обследование и ограждение фарватеров на Оби и Енисее, отыскание более глубокого прохода через бар Оби, обследование Тазовской губы, богатой рыбой, опись Печорского берега и берегов Новой Земли. Начальником Обь-Енисейского отряда был назначен К. К. Неупокоев, прибывший в апреле 1918 года из Архангельска в Петроград.

Несмотря на крайне трудное материальное положение республики, по указанию советского правительства, экспедиции передавалось огромное имущество и много судов, в частности с Балтийского моря. Экспедиция получила ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач», поставленные на срочный ремонт, а также суда, перегонявшиеся из Петрограда. Четырнадцать вагонов с различным имуществом направлялись в ее адрес из Москвы. Из Перми по речной системе шли большие железные лихтеры. В Рыбинске готовились аэросани. Экспедиции передавалось оборудование нескольких радиостанций 1. 9 мая 1918 года Главное гидрографическое управление обратилось в Коллегию по Управлению Воздушным флотом с просьбой отправить в экспедицию самолеты морской авиации 2, которые предполагалось использовать для ледовой разведки. Коллегия по Управлению Воздушным флотом приняла решение участвовать своими силами в гидрографических работах по обследованию северного побережья и прилегающих к нему морских районов 3. И все же, хотя экспедиции было оказано самое широкое содействие, ей пришлось столкнуться с большими трудностями. Да это и понятно, если вспомнить, какое тогда тяжелое время переживала молодая Советская республика. В мае в Сибири, на Урале и Поволжье по приказу Антанты вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса. На подавление этого мятежа партии пришлось бросить лучшие силы республики.

2 мая Главное гидрографическое управление доложило Коллегии Народного Комиссариата по морским делам о том, что при осуществлении намеченных мероприятий возникают труднопреодолимые препятствия, в связи с чем необходимо предоставить начальникам экспедиций полномочия для беспрепятственного получения различного имущества, которое освобождалось при демобилизации армии и флота 4. Коллегия Народного Комиссариата по морским делам согласилась с этим предложением. 10 мая начальникам гидрографических экспедиций были выданы открытые листы за подписью Народного Комиссара, уполномачивающие указанных лиц получать любое имущество и материалы, необходимые для полярного плавания 5.

Как указывалось, особое внимание уделялось снаряжению Гидрографической экспедиции Западносибирского района Северного Ледовитого океана, так как она призвана была уже в навигацию 1918 года обеспечить вывоз сибирского хлеба через Карское море.

20 июня Коллегия Народного Комиссариата по морским делам приняла решение о срочном ассигновании средств на нужды экспедиции. Общие расходы на первые два месяца ее работы, на июнь и июль 1918 года, предусматривались в размере 1 миллиона рублей 6. Комиссия СНК, утвердившая эти ассигнования, 1 июля постановила: «Гидрографическую экспедицию Западного района Северного Ледовитого океана снарядить для

______

1. Т. Шепелева. Использование интервентами Северного морского пути. «Красный Архив», т. I (104), 1941, стр. 152.

2. ЦГАВМФ. ф. 180, д. 308, 1918, лл. 13—16.

3. Вестник Воздушного флота, 1918, № I.

4. ЦГАОР и СС, ф. 130. он. 1, д. 65, 1918, лл. 8—10.

5. Там же.

6. ЦГАОР и СС, ф. 130, on. I. д. 65. 1918, л. 19

[40]

гидрографического оборудования в Обь-Енисейский бассейн, обязав ее» выполнить, кроме главной задачи, пожелания комиссариатов: Продовольствия, Путей Сообщения, Почт и Телеграфов и др.» 1.

Это решение принималось уже в обстановке начала открытого выступления против Советской республики соединенных сил интервентов и внутренней контрреволюции, что лишний раз подчеркивает значение», которое придавалось экспедиции советским правительством. 2 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина утвердил постановление Комиссии об отпуске средств на нужды Гидрографической экспедиции Западносибирского района Се-верного Ледовитого океана 2. Эти средства отпускались Главному гидрографическому управлению в порядке аванса к смете Морского Комиссариата. Остальные средства предполагалось выделить несколько позже, так как Совет Народных Комиссаров не располагал точными данными о всей сумме расходов по экспедиции. Кроме этого, СНК распорядился перевести в Архангельск на нужды экспедиции 2 миллиона рублей 3.

Интервенция сорвала проведение этих работ.

Суда, значительная часть личного состава и грузов экспедиции Западносибирского района Северного Ледовитого океана (СЛО) оказались в Архангельске в момент его захвата интервентами. Часть экспедиции Восточносибирского района СЛО выехала из Петрограда в июне 1918 года и из-за начавшихся военных действий не смогла доехать до Иркутска. В Якутск добрался только гидрограф Ф. А. Матисен. Начальник экспедиции П. Новопашенный остался в Петрограде 4.

Подготовка морской хлебной экспедиции в Сибирь

Параллельно с организацией гидрографических работ в арктических морях, по указанию советского правительства, в Архангельске подготовлялась морская экспедиция в Сибирь, которой предстояло доставить для сибирского населения товары первой необходимости и вывезти оттуда сельскохозяйственную продукцию. В устье западносибирских рек предполагалось завезти сельскохозяйственные уборочные машины, станки и промышленные товары приблизительно на сумму 6 миллионов рублей, а в Архангельск вывезти до 800 тысяч пудов зерна 5.

Обсуждалось два варианта снаряжения экспедиции: по одному — из Архангельска предполагалось направить в Сибирь суда ледокольного класса, по другому — обыкновенные пароходы Балтийского бассейна, причем часть сибирских грузов намечалось доставить в иностранные порты 6. Этот вариант являлся по сути дела первым советским проектом Карской товарообменной экспедиции.

Решение советского правительства о снаряжении хлебной экспедиции в Сибирь по Карскому морскому пути приобретало особую государственную важность.

В связи с чехословацким мятежом летом 1918 года Великая сибирская железнодорожная магистраль оказалась в руках противника. Регулярная

_______

1. ЦГАОР и СС. ф. 130. on. 1. д. 65. 1918. л. I.

2. ЦГАОР и СС, ф. 130, оп. 26. д. 3. 1918, л. 1; «Красный Архив», т. I (104), 1941, стр. 152.

3. «Красный Архив», т. I (104), 1941, стр. 152.

4. Б. А. Сергеевский. Северный морской путь и гидрографическая служба в Сибири. «Северная Азия», 1928, М 5—6.

5. ЦГАВМФ, ф. 1507. д. 76, 1918, л. 130.

6. Архив Министерства Речного флота РСФСР, ф. Главного управления Водного транспорта, on. 17, д. 6.

[41]

железнодорожная связь с Сибирью была нарушена. А там лежали огромные запасы хлеба, в котором страна остро нуждалась.

Борьба за хлеб — это борьба за социализм! — таков был лозунг тех дней. На Севере складывалось особенно тяжелое продовольственное положение. Недостаток продуктов питания стал здесь ощущаться с весны 1918 года. Рассчитывая сыграть на голоде и тем самым идеологически подготовить интервенцию, английское правительство 18 июня прислало в Архангельск два парохода, на борту которых находилось 5 800 тонн хлеба. Было объявлено, что Англия готова уступить хлеб населению при гарантии, что этот хлеб не попадет... в руки Германии. Под предлогом обеспечения таких гарантий в Архангельске англичане создали специальное Восточное бюро. На самом деле это бюро являлось разведывательным центром Антанты. Замысел английских империалистов был быстро разгадан; по распоряжению СНК, деятельность Восточного бюро пресечена 1. Тогда английское правительство открыло свое лицо: оно отказало в выдаче хлеба голодающему населению.

В обстановке провокаций и надвигающегося голода архангельские большевики сделали все, чтобы как можно быстрее подготовить хлебную экспедицию в Сибирь. По распоряжению Верховной Коллегии управления Водного транспорта, для экспедиции были выделены все более или менее годные транспортные суда и почти все ледокольные пароходы: «Дежнев», «Русанов», «Сибиряков», «Седов», «Соловей Будимирович» 2. Ремонт судов и подбор личного состава велись в ударном порядке.

Тем временем сибирские советские организации («Центросибирь», Омский Исполком и др.) закупали хлеб и подготовили речной флот. В начале августа речные суда покинули Омск, направляясь в бухту Находка. Они везли 300 тысяч пудов хлеба 3. Так началась Сибирская хлебная экспедиция.

Но из Архангельска транспортные суда выйти в море не успели. Здесь началась англо-американо-французская интервенция.

Короткая мирная передышка кончилась. Советская республика на несколько лет была втянута в изнурительную гражданскую войну. Планы социалистических преобразований на далеком Севере пришлось на время отложить. Все свои силы республика Советов отдавала борьбе против вражеского нашествия.

Как бы то ни было, но в летописи нашей страны навечно должен быть внесен тот непреложный факт, что уже в первые месяцы существования Советской власти были заложены прочные основы планомерных государственных работ по освоению Севера и Северного морского пути. Национализация морского и речного флота, первые шаги по выявлению и изучению природных богатств Севера, изыскание путей развития водного и сухопутного транспорта, проведение порто-изыскательских работ в короткий период мирной передышки не могли дать ощутимых практических результатов. Но они показали путь, по которому следует идти вперед. По инициативе передовых моряков Северного флота и Главного гидрографического управления Военно-морских сил Советской Республики, была намечена широкая программа гидрографических исследований в Северном Ледовитом океане на морских путях к устьям сибирских рек. Советские ученые и моряки-практики в ходе обсуждения этой программы разработали стройный и целостный план освоения арктических морей. Для этого плана характерен был принципиально новый

____

1.  ЦГАОР и СС, ф. 1943, on. 1, д. 21. л. 48.

2. ЦА ММФ, ф. КСМП, on. 1. 1918, д. 8.

3. ЦГАОР и СС. ф. 1943, on. 1, д. 21. л. 16.

[42]

социалистический подход к решению северных проблем, проникнутый глубокой верой в силы человека, способного в условиях социалистического строя успешно решать самые сложные задачи покорения суровой арктической природы.

Вооруженная интервенция сорвала мероприятия Советского государства по освоению Севера и Северного морского пути. Но она не могла повернуть вспять ход истории. Время шло вперед. И оно работало на нас.

[43]

Цитируется по изд.: История открытия и освоения Северного Морского Пути. Том третий. Л., 1959, с. 39-43.