Лесами в Болхов (Рябов, 2007)

Лесами в Болхов (Рябов, 2007)

Рис. 23. Езда на санях и лыжах в России. Гравюра из книги:
С. Герберштейна. «Записки о Московитских делах…»

На протяжении XVI – XIX веков из Козельска можно было прямым путем попасть в город Болхов по одной из двух дорог. Одна дорога из них была «пробита», скорее всего, в ту пору, когда только складывались Козельские засеки. На Карачевском большаке в тринадцати с половиной верстах от села Колосово существовала развилка, с которой можно было попасть сначала в деревню Старица, а далее в села и деревни Плохино (ныне с. Ульяново), Крапивну, Ягодная. Затем, уже после преодоления реки Вытебеть, путники попадали в село Павлодар, а уж за ним было место, известное сегодня как Городок. Здесь, на речке Дубенке, были ворота через Дубенскую засеку, после преодоления которой, уже беспрепятственно следовали до Болхова. О том, как передвигались по этим дорогам путники зимой, поведал нам С. Герберштейн (рис. 23).

Другая дорога, видимо, проложенная позднее, начиналась тоже с развилки на Карачевском большаке, только перекресток был ближе к Козельску. Здесь у деревни Клюксы была оборудована переправа через Жиздру. Сведения о дороге Козельск – Болхов есть в «Книге Большому чертежу». Однако касаются они, скорее всего, дороги через развилку на Старицу. Путь на Болхов через деревню Клюксы показан, например, в «Атласе Калужского наместничества» [92]. В разное время перевоз через Жиздру на этой дороге происходил своим способом. Когда-то главными перевозочными средствами здесь служили лодки, затем, когда в XVIII веке у села Булатово была построена плотина и река обмелела, переправа осуществлялась и вброд. После преодоления реки путь шел сначала по открытой жиздринской речной пойме, далее лесом на юг параллельно речке Ченцев Кладезь (ныне ручей Чепчик). Впереди на этом пути до Болхова были деревни и села Волосово, Хряпкино, Чернышено, Вейно, Поздняково, Передель, Алешня. Нужно было переезжать через речки Ладыженку, Лузченку, Песоченку и Машок – путь неблизкий. Лесные массивы, лежавшие между двумя путями на Болхов, в свою очередь, прорезали свои дороги, проложенные крестьянами между деревнями. Одна из них, например, соединяла населенные пункты Вейно, Грынь, Озерну, Железницу, большое село Кирейково, деревню Нагую и тоже выводила к речке Дубенке на засеку к засечным воротам.

Ещё два старинных большака имели важное стратегическое значение, так как соединяли «крымскую украину» через Калугу с центральными областями Московского государства. Помимо Карачевского большака, через весь Козельский уезд проходила ещё одна старинная дорога, соединявшая Калугу через город Мещовск с неспокойными Карачевскими местами. Оттуда уже было рукой подать до южных степей, наводненных татарами. Она шла через селения: Горохово, Тросна, Сяглово, Хлуднево, Зимницы, Слободка, Букань, Ослинка, Ерепшино, Улемец. На этой дороге в XVIII веке находилось большое село Жиздра (с 1777 г. – уездный город), а рядом протекала речка Сенета – левый приток Жиздры.

Дороги играли двоякую роль в жизни пограничного Козельска. С одной стороны, они связывали между собой города и отдельные элементы засечной черты, обеспечивая ее жизнедеятельность. Вот почему их необходимо было поддерживать в проезжем состоянии, расчищать, обозначать в зимнее время, следить за мостами и бродами через многочисленные реки и ручьи. Царский указ 1615 г. требовал: «Дороги должны быть очищаемы от леса, должны быть широки, должны иметь мосты крепкие, должны быть исправляемы каждую весну». По этим дорогам в случае опасности приходила подмога, дороги уводили козельчан-ополченцев в другие города на помощь их защитникам. Этими путями царские посыльные доставляли грамоты, указы и другие документы по управлению местными делами, приезжали новые воеводы и инспекторские группы из столицы для ревизии засечных дел и крепостного строительства. Благодаря наличию дорог своевременно приходили известия из степи о движении татар к нашим пределам.

С другой стороны, эти дороги, поскольку они проходили через засеки, являлись самыми уязвимыми местами на всей засечной черте. Это обстоятельство требовало принятия исчерпывающих мер для того, чтобы не допустить прорыва по ним неприятеля через «сечь» в ту и другую сторону. Нужно было строить крепости на дорогах через засеку, содержать стражу при укреплениях на дороге. Насколько козельчане были заинтересованы в развитии дорог, проходящих параллельно засеке, и путей, отходящих от нее, настолько же опасались они дорог через заповедные леса у засеки.

Но жизнь брала свое, нужно было торговать, охотиться, заготавливать и вывозить лес, наконец, общаться друг с другом. Поэтому прокладывались новые дороги и быстро натаптывались стежки, в том числе и в заповедных лесах, и даже под страхом смерти. Вот только один пример. В 1636 г., когда осуществлялся досмотр Кцынской засеки, то было обнаружено 8 незаконно проделанных тропинок через заповедный лес. Были выявлены «стежка из Госкова в Сорокино; из Сорокино в Белёв; через поляну Клемятичи в село Уколицы; из села Уколицы в село Леоново; из деревни Поздняковой в Кирейково. Дорога проходила в Передель, Косьяново, Боровую, в деревню Зубкову». Все эти дороги облегчали жизнь местным крестьянам, сокращая путь, выгода от этих «нелегальных» дорожек была куда как очевидна, если в обход было 100, а напрямую всего 5 верст (см. приложение 4).

Дороги служили людям, поэтому засека не должна была быть препятствием для них. Но она должна была быть надежным заслоном на пути татар, а поэтому в местах переезда через засеку ставились крепости. Так дороги и крепости взаимно обусловливали существование друг друга.

Дороги были пристанищем крепостей, они, собственно, и вызвали их к жизни. Но крепости были их главными охранителями «от чужого приходу». Замечательный этнограф Т.Б. Щепанская в монографии «Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX веков» заметила: «Если дорога для русских – этнический символ, то это обязательно плохая дорога: бездорожье, бездорожь, распутица» [93]. Пограничье же у русских всегда ассоциируется с чем-то дальним, малодоступным, пугающим.

Археологи и историки утверждают, что современные дороги оказываются не просто старыми, а насчитывают тысячелетнюю историю. Эти дороги сами по себе являются памятниками истории. Вблизи от дорог с древнейших времен хоронили людей, дороги не только вели к храму, но и к местам упокоения. Вот почему дороги одухотворялись как реки и леса с их священными деревьями и рощами. Одухотворялось и пограничье. Отсюда проистекает связь между собой дорог и застав.  Дороги от городов и сел начинались с застав, заставы попадались странникам на их пути, заставы первыми встречали путников, въезжающих в город, они же, встреченные у границы, напоминали путникам об оставленных где-то далеко родных местах.

Цитируется по изд.: Рябов С.А. Здесь государевым «украинам было бережение». Российское пограничье – особый объект культурного наследия. М., 2007, с. 103-106.

Рубрика