Нигерия до 1967 года

Нигерия до 1967 года

До 1900 г. на территории, именуемой ныне Нигерией, существовал ряд независимых и зачастую враждебных друг другу государств, отличных по языку и культуре. Губернатор Нигерии с 1920 по 1931 г. Хью Клиффорд писал, что Нигерия — "конгломерат независимых туземных государств, разделяемых... значительными расстояниями, особенностями исторического развития и традиций, между которыми стоят этнические, расовые, племенные, политические, социальные и религиозные барьеры" 1. Создание Нигерии как многонационального государства началось с образования в 1900 г. Протекторатов Северной и Южной Нигерии и колонии Лагос. Объединение страны было продолжено в 1906 г., когда существовавшие до сих пор отдельно Протекторат Южная Нигерия и колония Лагос были преобразованы в Колонию и Протекторат Южной Нигерии. Администрации Северной и Южной Нигерии еще оставались обособленными, непосредственно подчиняясь министерству колоний Англии.

Важнейшим шагом в политическом развитии Нигерии явилось объединение 1 января 1914 г. лордом Лугардом администраций двух частей страны. В целях облегчения управления и в соответствии с экономическими интересами англичан в обеих частях Нигерии были сохранены системы косвенного управления и независимого развития, в то время как центральная администрация располагалась в Лагосе. Такая политика привела, по сути дела, к образованию двух Нигерий, каждая из которых имела свой путь развития, социальную, политическую, экономическую и культурную основу. Конституция 1922 г., первая в истории страны, создала Нигерийский законодательный совет, членам которого, однако, не было дано право принимать законы, касающиеся Севера.

_______

1.  Nigeria. Legislative Council Debates. Lagos, 1920.

[23]

Во время второй мировой войны Нигерия была разделена на 4 административные единицы: колонию Лагос и Северный, Восточный и Западный регионы (области). Такое административное деление, предусматривающее усиление автономии Лагоса и трех регионов, было закреплено конституцией Артура Ричардса (1946 г.), "основавшей" нигерийский регионализм. Этой акцией был достигнут определенный политический прогресс, выразившийся в интеграции впервые на законодательном уровне Севера и Юга, однако она носила половинчатый характер.

Пробуждение политического самосознания и подъем национализма, начавшиеся после второй мировой войны, привели к изменениям в конституции Ричардса всего через 4 года после ее введения в действие, в 1950 г. Она не оправдала надежд и ее создателя. Учитывая то обстоятельство, что политические партии уже сформировались именно на региональной и этнической основе, дальнейший путь развития был очевиден: предстояла полная регионализация. Принятая в 1951 г. конституция Макферсона повышала степень невмешательства во внутри-региональные дела друг друга на базе усиления региональной автономии и законодательных органов регионов. В сложившейся ситуации, когда у центрального правительства остались лишь ограниченные права, внутриполитическое положение Нигерии ухудшилось, поскольку возникла опасность раскола страны на три части (при условии присоединения Лагоса к Западному региону). Обострившиеся в 1953 г. противоречия в федеральном правительстве и кровавые столкновения в Кано, вызванные разногласиями о сроках перехода к самоуправлению, еще больше углубили пропасть между регионами, в особенности между Югом и Севером. Впервые на Севере стали открыто говорить о возможности отделения, обвинив центральные власти в оскорбительном отношении к региону. Запад также стал угрожать отделением под предлогом того, что Лагос не был включен в состав Западного региона в соответствии с конституцией 1951 г. Конституция 1954 г. подтвердила и формально закрепила стремление нигерийских лидеров идти каждому своей дорогой, не вмешиваясь в дела друг друга. Был сделан необратимый выбор между унитарной и федеральной формами правления в пользу федерализма.

После этого события на политической арене стали развиваться стремительно. В 1954, 1957, 1958, 1959 и 1960 годы состоялись конституционные конференции, которые привели к получению Нигерией политической независимости 1 октября 1960 г. Начиная с 1954 г. основной тенденцией политического развития страны являлось максимальное, вплоть до самоизоляции, укрепление региональной базы каждой крупной партии за счет центральной власти.

[24]

То обстоятельство, что комиссия Уиллинка в 1958 г. не рекомендовала переходить к дроблению регионов, что соответствовало бы нигерийскому образцу федерализма, создало дополнительные препятствия развитию Нигерии в 50-х годах Федеральное военное правительство заявило об этом в 1967 г.: "При завоевании независимости нашей страной не были решены многие жизненно важные проблемы. Одной их таких кардинальных проблем был вопрос о создании новых штатов, что заложило бы более прочную основу стабильности Федерации Нигерии. Английское правительство указывало тогда, что в случае создания новых штатов потребуется не менее двух лет для их внутреннего укрепления и, таким образом, до предоставления стране независимости".

Все политические лидеры, опирающиеся на сильные региональные базы, ожесточенно сражались за предоставление максимальной власти регионам за счет ослабления центра. Они приходили к власти на гребне трайбализма и невежества людей, жертвуя при этом национальным единством и интересами самого государства. Регионализм, который должен был гарантировать и сохранить национальную целостность, превратился в угрозу для нее. Во всех трех регионах вместо стремления к единству господствовали прямо противоположные настроения. Общим было только обращенное к Великобритании требование о предоставлении стране политической независимости, о чем все нигерийские политические лидеры говорили в один голос, но даже здесь их мнения расходились в вопросе о сроках.

С предоставлением независимости в 1960 г. все сложности, которые раньше пытались не замечать, встали на повестку дня. Нигерия столкнулась с целым комплексом острых проблем, порожденных большей частью характером политического деления страны, недостатками действующей федеральной конституции и ошибками в ее применении.

Первые разногласия после достижения независимости воз-никли из-за оборонительного соглашения между Великобританией и Нигерией, являвшегося "попыткой (со стороны англичан —Прим. авт.) обманом лишить Нигерию ее суверенитета" 1. В соответствии с этим соглашением Великобритания и Нигерия договорились "оказывать друг другу такое содействие, какое окажется необходимым в целях взаимной обороны, а также про-водить совместные консультации по поводу мер, которые должны быть приняты совместно или порознь, с тем чтобы обеспечить самое тесное сотрудничество между ними" 2. Это

_______

1. A Reprint of the debate in the Federal House of Representatives on novcmbcr. Lagos, 1960.

2. Ibid.

[25]

было неравноправное соглашение. Студенческие демонстрации и резкий протест со стороны общественного мнения и оппозиционных членов федерального парламента привели к аннулированию этого пакта в 1962 г. Весь эпизод был незначителен по сравнению с последующими бурными политическими событиями, происшедшими в стране, но он достоин упоминания.

В 1962 г. кризис в правящей в Западном регионе Группе действия привел к аресту ряда ее лидеров, в том числе лидера оппозиции в федеральном парламенте вождя Обафеми Аволово 1. После введения федеральным правительством на Западе непосредственного правления последовало выделение из состава Западного региона Среднезападного региона. К тяжелым последствиям привело объявление о том, что в стране не будет больше создано новых штатов. С 20 мая 1962 г. по 15 января 1966 г., когда произошел первый военный переворот, Западный регион не знал спокойствия. Арестованным руководителям Группы действия были предъявлены обвинения в государственной измене, подготовке заговора и незаконном ввозе оружия. Они были признаны виновными в сентябре 1963 г. и приговорены к срокам заключения от 5 до 15 лет.

Параллельно разразился скандал, вызванный тем, что перепись населения, состоявшаяся в 1962 г., была проведена с нарушением норм законности, а ее результатом были такие раздутые цифры, что Восточный регион отказался их признать. В 1963 г. была проведена еще одна перепись, но и ее окончательные результаты были приняты с долей сомнения.

Население среднего пояса Севера все более тяготилось властью Северного народного конгресса (СНК). Народ тив открыто бунтовал почти три года (1962 — 1965 гг.).

Самый крупный кризис того периода разразился в связи с федеральными выборами 1964 г. Они не были ни свободными, ни честными: правящие партии использовали все мыслимые средства для устранения своих противников. Объединенный великий прогрессивный союз (ОВПС) (альянс партий Национального совета нигерийских граждан и Группы действия) принял решение бойкотировать выборы. Сам председатель избирательной комиссии признал, что были допущены очевидные нарушения.

По результатам выборов, Нигерийский национальный союз (ННС) получил 190 мест, а ОВПС - 40 мест в федеральном парламенте. Однако президент Ннамди Азикиве 2 отказался

_________

1.  Аволово, Обафеми — один из крупнейших политических деяте¬лей Нигерии. По этнической принадлежности - йоруба. В 1950 г. создал и возглавил партию Группа действия. - Прим. перев. 2.Азикиве, Ннамди - первый президент независимой Нигерии (1963 - 1966 гг.), крупный политический деятель страны. - Прим. перев.

[26]

предоставить ННС право сформировать правительство. Как президент, так и премьер-министр Абубакар Тафава Балева 1 искали поддержки у вооруженных сил. В течение 4 дней страна находилась в напряженном ожидании, пока 4 января 1965 г. президент не объявил, что он вновь назначил премьер-министром А. Т. Балеву, который сформирует правительство на "широкой национальной основе". Таким образом, это компромиссное решение предотвратило раскол страны, казавшийся неминуемым после всеобщих выборов 1964 г.

На региональных выборах в Западной области в 1965 г. здравый смысл также не победил. Подтасовки и обман во время этих выборов были еще более бесстыдными. Закон и порядок полностью вытеснила анархия. Отряды наемных бандитов совершали многочисленные поджоги и убийства. Население находилось в постоянном страхе за свою жизнь и имущество. Так обстояли дела, когда произошел переворот 15 января 1966 г. Можно смело утверждать, что бикфордов шнур непосредственных причин, породивших этот взрыв, был подожжен на региональных выборах в Западной области в 1965 г. Целью переворота, по заявлению его руководителей, являлось "установление сильного, единого и благоденствующего государства, свободного от коррупции и внутренних раздоров".

Результатом этого неудачного переворота явилось нарушение баланса политических сил в стране. Методы проведения переворота и его результаты не соответствовали тем целям, которые провозгласил глава группы заговорщиков майор Нзеогву. Все уничтоженные политические деятели и старшие армейские офицеры были с Севера и Запада, за исключением одного политика со Среднего Запада и офицера восточного происхождения. Переворот ускорил раскол Нигерии. "Федерация была больна с рождения, и к январю 1966 г. больной, измученный ребенок свалился" 2. Со дня достижения независимости и по январь 1966 г. страна переживала постоянные внутренние потрясения, но после переворота она оказалась на грани катастрофы.

Неумеренные восторги по поводу переворота, которыми он был первоначально встречен, резко прекратились, когда пришедшее к власти правительство генерал-майора А. Дж. Агийи-Иронси обнародовало свою программу. Если бы Иронси проявил больше понимания образа мышления северян, он смог

_______

1.  Балева, Абубакар Тафава - видный государственный и политический деятель Нигерии, премьер-министр первого суверенного правительства страны (1960 - 1966 гг.). Был убит 15 января 1966 г. во время первого военного переворота. — Прим. перев.

2. Kirk-Greene А. Н. Т. Crisis and Conflicts in Nigeria 1967 - 1970. London, 1971. VoL I, p. 210.

[27]

бы составить себе политический капитал на надеждах, рожденных переворотом. Но помимо того, что он не сумел извлечь выгоду из первоначальной благожелательной реакции на события, он не знал, как поступить с арестованными руководителями переворота: обращаться ли с ними, как с героями революции или отправить под военный трибунал как мятежников и убийц. Ограниченность мышления Иронси сковывала его действия, а его советники, занятые собственными проблемами, не оказали ему достаточной помощи.

Благожелательная реакция среди некоторых кругов на Севере сменилась многозначительным молчанием. Недовольство накапливалось постепенно и в мае 1966 г. вылилось в беспорядки, начавшиеся после обнародования декрета № 34 правительства Иронси — декрета об унификации страны. Этот декрет предусматривал слияние федеральных и региональных гражданских служб, упразднение деления страны на регионы и создание вместо них провинций. Последовавший за беспорядками контр-переворот 29 июля 1966 г. имел две цели: месть Востоку со стороны Севера и раздел страны. Однако мудрые советы преданных родине нигерийцев и дружественно настроенных иностранцев предотвратили раскол. После трех напряженных дней, в течение которых в стране господствовало смятение и ею фактически никто не управлял, новым политическим лидером Нигерии с 1 августа 1966 г. стал подполковник Якубу Говон. Руководители переворота не пожелали передавать власть бригадному генералу Огундипе, который являлся в то время начальником генерального штаба и, таким образом, самым старшим офицером в отсутствие верховного главнокомандующего. Огундипе, которого заговорщики не признавали, поскольку он был "не из их круга", быстро понял, что он не сможет осуществлять эффективный контроль над армией в ситуации, когда даже какой-то сержант (очевидно, северного происхождения) отказался выполнить его распоряжения и заявил Огундипе, что вообще не намерен получать от него приказы. В царившей тогда неразберихе никто не наказал сержанта за такой серьезный проступок, и это лишний раз заставило Огундипе понять всю бесполезность любой попытки с его стороны взять в свои руки бразды правления государством. Он осознал, что на сможет контролировать крайне осложнившееся и запутанное положение и предотвратить возможное отделение Севера. Огундипе был вынужден добровольно и с явным чувством облегчения поменять пост, который должен был занять, на место посла Нигерии в Великобритании. В то время подполковник Якубу Говон 1 был самым старшим армейским офи-

______

1. Говон, Якубу - вцдный военный и политический деятель Нигерии. По этической принадлежности — ангас (небольшое племя на севере страны). Кадровый военный, окончил английское военное училище в Сандхорсте. После январского переворота 1966 г. был назначен начальником штаба армии в чине подполковника. В августе 1966 г. возглавил второе военное правительство. Во время междоусобной войны (1967— 1970 гг.) стал генералом, председателем Высшего военного совета и главнокомандующим вооруженными силами Нигерии. В 1974 г. посетил СССР с официальным визитом. — Прим. перев.

[28]

цером—северянином.

Отсутствие у заговорщиков твердой программы действия в сочетании со стремлением к мщению вылились в хаос, замешательство и волну бессмысленных убийств, прокатившуюся по стране. Даже руководители переворота на смогли остановить беззакония, грабежи й убийства, охватившие Север в сентябре 1966 г. В стране воцарилась полнейшая анархия. В обращении по радио к народу Севера в сентябре подполковник Якубу Говон сказал:

"Я ежедневно получаю жалобы, что до сих пор граждане восточного происхождения, живущие на Севере, подвергаются преследованиям, их убивают, а имущество грабят. Творимые беззакония представляются бессмысленными, события начинают носить безумный и безответственный характер" 1. "Дейли тайме" от 28 сентября 1966 г. писала: "Сегодня по стране бродит много сумасшедших и находящихся на грани помешательства людей, которые делают, что хотят, не подчиняясь никаким приказам или распоряжениям военных или гражданских властей".

Еще до описываемых событий, 9 августа 1966 г., в целях прекращения убийств и сохранения единства страны в какой- либо форме в Лагосе была созвана специальная конференция всех регионов, которая сформулировала следующие рекомендации:

1. Главнокомандующим должны быть предприняты немедленные шаги для перевода личного состава вооруженных сил в казармы, расположенные в регионах, соответствующих этническому происхождению частей.

2. Учитывая особое положение Лагоса, поддержание в нем спокойствия и безопасности должно остаться в ведении главнокомандующего при условии консультаций с военными губернаторами регионов.

3. В течение недели должна быть организована повторная встреча представителей всех областей, в данном или расширен-ном составе, в целях выработки общих рекомендаций каса-тельно характера будущего политического союза составляющих Нигерию регионов.

4. Должны быть предприняты немедленные шаги для аннулирования или изменения соответствующих положений любого

_____

1. "NewNigerian", 30 September 1966.

[29]

декрета, если он предусматривает излишнюю централизацию.

5. Главнокомандующий должен обеспечить необходимые условия для срочного проведения заседания Высшего военного совета в целях выработки дальнейших мер по ослаблению напряженности в стране.

Первая рекомендация была проведена в жизнь 13 августа 1966 г. Солдаты и офицеры восточного происхождения, служившие в разных областях страны, были официально переведены в Энугу, а выходцы из других этнических групп — из Энугу в Кадуну и затем в Лагос, где они составили 6-й батальон нигерийской армии: Эти невинные с виду действия уничтожили последний национальный институт, воплощавший нигерийскую государственность, и окончательно разрушили ту национальную сплоченность, которую политики постоянно испытывали на прочность начиная с 1962 г. Разрыв между Восточной областью и остальной частью страны был полным. Большинство граждан восточного происхождения, никогда не живших на Востоке и прочно обосновавшихся в других частях страны, желая обеспечить свою безопасность, переселились на Восток. Многие их них, прибыв на новое место, оказались в собственной стране на положении беженцев.

Больше ни одна из вышеперечисленных рекомендаций не была выполнена полностью, за исключением аннулирования декрета об унификации. Расширенная специальная конституционная конференция начала работу в Лагосе 12 сентября 1966 г., (спустя месяц, а не неделю после первой) и прекратила работу в ноябре, не предложив дельного решения назревших проблем.

Выполнение рекомендаций специальной конференции относительно формирования армейских подразделений на региональной основе продолжало осуществляться политическими лидерами Западной области и после того, как оттуда закончился вывод восточных частей. Они боялись доминирования войск Севера на своей территории, очевидно беспокоясь за безопасность частей из Западной области.

Я был самым старшим офицером с Запада, служившим на Севере. Другие офицеры делились со мной своим беспокойством по поводу происходящих событий. Эти настроения особенно усилились после двух трагических случаев. В августе 1966 г. солдаты 4-го батальона, дислоцированного в Ибадане, вышли из повиновения и были в полном составе переведены в Кадуну. Чтобы показать свою "храбрость", они начали искать по госпиталям Кадуны офицеров-ибо, чтобы их убить, и одного действительно убили. Они также хотели убить майора Алаби, служившего в батальоне в Ибадане и переведенного в Нигерийский военный колледж в Кадуне после январского переворота 1966 г. Военный губернатор и местные офицеры показали себя с самой

[30]

лучшей стороны и спасли жизнь Алаби, тайно отправив его из Кадуны. Вторым инцидентом были мятежные действия частей под командованием подполковника Адекунле, которые переправляли по железной дороге из Энугу в Лагос через Кадуну. Несколько офицеров-ибо сели на поезд в Кадуне, чтобы через Лагос попасть в Восточную область. Солдатам это не понравилось. Бунт, поднятый группой недисциплинированных солдат, привел к тому, что их командир получил штыковую рану. В дополнение к этому в Лугард-холле регулярно проводились встречи офицеров и гражданских лиц северного происхождения, на которые приглашались даже младшие офицеры, в то время как старшие офицеры из других областей страны приглашений туда не получали.

Сообщения и слухи о таких фактах беспокоили политических лидеров Западной области и ее военного губернатора до такой степени, что они присылали к нам эмиссаров с просьбой покинуть наши посты с оружием или без него и пробираться через буш и джунгли в Ибадан и на Запад. Тщательно обдумав сложившееся положение и тенденции развитии страны, какими они мне тогда представлялись, я выразил благодарность за это предложение от лица всех офицеров, служивших на Севере, и вежливо отклонил его. Мы твердо решили, что должны оставаться в наших частях. Несмотря на запугивание со стороны солдат и гражданских лиц и непосредственную опасность, угрожавшую нашей жизни, ни один из старших офицеров не покинул своего поста.

Войска восточного происхождения вернулись в Энугу, остальные части были выведены оттуда; нигерийцы невосточного происхождения покинули Восток в интересах собственной безопасности, а выходцы с Востока, узнавая о преследовании своих соплеменников в других районах страны, возвращались домой: ведь нефть текла в Восточной области. Итак, были устранены последние препятствия для проведения в жизнь сепаратистских планов, разработанных группой восточных интеллектуалов, регулярно встречавшихся в Ибаданском университете после майских беспорядков на Севере.

Однако здравомыслящие нигерийцы и друзья Нигерии не впали в отчаяние. Политические лидеры по всей стране встречались в своих региональных центрах, пытаясь найти пути решения проблем, вставших перед страной, и выход из тупика. Восток и Север вели активную словесную войну через свои радиостанции и газеты,

Страна встретила 1967 г. с надеждой. Было объявлено, что в Абури (Гана) под эгидой главы правительства Ганы генерала Анкра состоится заседание Высшего военного совета. Это была первая встреча военных руководителей страны с июля 1966 г.

[31]

Как оказалось, все члены совета, за исключением Оджукву, были либо слишком доверчивы и наивны, либо недостаточно подготовлены к этой встрече. Некоторые общественные деятели, которым в последний момент было предложено войти в федеральную делегацию, вообще отказались ехать, сославшись на отсутствие времени для подготовки. Уолтер Шварц отмечал: "Оджукву, оказавшись самым дальновидным, добился своих целей без больших усилий. Он был единственным, кто четко представлял себе весь комплекс вопросов, стоящих на повестке дня. Шаг за шагом и другие начинали соглашаться с логикой исходного тезиса Оджукву — для того, чтобы создать прочный союз, области сначала должны разойтись. Только Оджукву понимал, что это означает, по сути дела, создание суверенной Биафры и конец Федерации".

Оджукву на Востоке и федеральным военным правительством в Лагосе были опубликованы различные версии происшедших в Абури событий. В результате Оджукву обвинил федеральное правительство в обмане и нарушении слова, а федеральное военное правительство обвинило Оджукву в искажении фактов.

После ряда совещаний между федеральными деятелями, а затем — между региональными и федеральными властями 17 марта 1967 г. был опубликован декрет № 8, означавший, по сути дела, конец федерации. Это была отчаянная попытка провести в жизнь решения, принятые в Абури, избежать тупика и, возможно, гражданской войны. Ко всеобщему удивлению, Оджукву полностью отклонил декрет № 8 под предлогом того, что он лишь частично соответствует решениям абурийского совещания.

Выбор был сделан. Все посреднические усилия со стороны видных нигерийцев и таких доброжелателей, как генерал Анкра, император Эфиопии Хайле Селассие и Мартин Лютер Кинг, оказались безуспешными. Целый ряд примиренческих миссий также не дал никаких результатов. Оджукву был решителен, упрям и несговорчив. Он отказался присутствовать на заседании Высшего военного совета в марте в Научно-исследовательском институте масличной пальмы (Бенин), созванном для обсуждения текущих вопросов и бюджета на предстоящий финансовый год. Оджукву стремился если не осуществить свою давнюю мечту и стать правителем независимой Нигерии, то по крайней мере расколоть ее и править суверенной Биафрой. Его уже ничто не могло остановить. Еще 7 июня 1966 г., после инцидента 29 мая на Севере, Оджукву, как утверждали, говорил: "С федерацией нам больше не по пути... это лишь вопрос времени".

Оджукву присвоил имущество и средства федерального правительства на Востоке, захватил пассажирский самолет "Фоккер-27" государственной авиакомпании во время рейса из

[32]

Бенина в Лагос. Эти и другие факты убедили федеральное военное правительство в том, что Оджукву твердо стремится к отделению. Подполковник Говон установил морскую блокаду Востока. Но для того, чтобы остановить Оджукву, нужны были более строгие меры.

За исключением военной акции, единственным средством изменить ход событий оставалось создание новых штатов. Первоначально планировалось разделение на штаты лишь Восточной области. Но такой вариант был признан политически недальновидным и опасным. При доброжелательном нейтралитете Севера 27 мая 1967 г. страна была поделена на 12 штатов. Этот акт сыграл важнейшую роль в политическом развитии Нигерии, последствия его ощущались и во время ведения военных действий федеральным военным правительством.

Реакция Энугу была быстрой и решительной: 30 мая 1967 г. Восточный регион Нигерии был провозглашен "суверенной Республикой Биафра".

В своей книге "Размышления о Нигерийской гражданской войне" Ральф Увечуэ пишет: "Для федерального правительства Нигерии отделение Восточного региона — Биафры — было естественной и неизбежной кульминацией тщательно разработанного и тайно выношенного восточными лидерами плана. С точки зрения Биафры, она была отвергнута и изгнана из состава федеральной Нигерии. Истина лежит где-то между этими двумя противоречащими друг другу позициями... Несомненно, важное решение об отделении было принято не за 2 недели. Оно было подготовлено".

Бывший генеральный прокурор Востока Грэхам-Дуглас в своей брошюре "Восстание Оджукву и мировое общественное мнение" утверждал следующее: "Еще в марте 1967 г. у задержанного в лондонском аэропорту чиновника восточного регионального правительства были обнаружены чертежи и образцы банкнот и марок "Республики Биафра". Британские таможенные власти конфисковали документы на 5 часов для "обычной проверки", после чего возвратили их перепуганному пассажиру. Об этом случае было сообщено в Лагос.

На Востоке прослеживались две четкие тенденции, каждая из которых имела своих сторонников и среди гражданских, и среди военных. В то время как население Востока в целом, как ибо, так и национальные меньшинства, было возмущено и пылало жаждой мести после убийств 1966 г., специалисты и администрация занимались разработкой проблемы обеспечения безопасности региона на случай угрозы с Севера в будущем. Некоторые "несгибаемые", число которых было особенно велико среди высших чиновников, бежавших их Лагоса, настаивали на немедленном отделении от Нигерии. Многие представи-

[33]

тели деловых кругов Востока призывали к осторожности.

Поскольку сторонники единства Нигерии не пользовались популярностью и не были допущены к участию в выработке решений, правительство региона лишилось самого важного, что только может быть у политика, — чувства реальности. Образовавшийся вакуум был заполнен "несгибаемыми", которые, несмотря на свои признанные заслуги в той или иной сфере государственной службы или в научном мире, были новичками в сложнейшем мире политики. Не было единства и в армии. Даже после Абури ряд высокопоставленных офицеров, несмотря на искреннее намерение обороняться и защитить свою честь, задетую их северными коллегами в июле 1966 г., все же предупреждали о военных и политических опасностях, кроющихся в плохо подготовленном отделении. В эту группу входил самый старший по званию из оставшихся в живых офицеров-ибо — бригадный генерал Хилари Нджоку. По некоторым данным, мнение Нджоку разделял и майор Чуквума Нзеогву".

Июнь был использован обеими сторонами для подготовки к войне. И те и другие увеличили свой военный арсенал, придвинули войска вплотную к границе и находились в напряженном ожидании до первого выстрела, который раздался на рассвете 6 июня 1967 г. Уважающий себя глава государства не мог стерпеть оскорбительного поведения Оджукву и предательского акта отделения. Первый выстрел был сделан федеральной стороной 1. Началась гражданская война.

_______

1. По заявлению главы федерального военного правительства и главнокомандующего Я. Говона, он отдал приказ о наступлении в ответ на выстрел со стороны Биафры. — Прим. ред.

[34]

Цитируется по изд.: Обасанджо О. Нигерия в огне. Гражданская война в Нигерии 1967-1970 гг. М., 1984, с. 23-34.

Рубрика