Восточная Африка к концу XIX века

Восточная Африка к концу XIX века

Побережье Восточной Африки по Идриси (XII век)

«Сколько людей имущих повидала ты,
Ликом похожих на солнце-брата,
Владевших как оружием войны,
Так и сокровищами серебра и злата?»

Али ибн Насири «Откровение»

Уже в первые века новой эры на побережье Восточной Африки существовали раннеполитические образования, в результате развития которых возник единый историко-культурный комплекс. Свидетельством этому служит тот факт, что в источниках за всем регионом закрепилось общее название — «страна, или государство, зинджей», т. е. страна, или государство, черных (африканцев). Этот термин показывает, что основными жителями побережья были африканцы — представители различных этнических групп банту. В рамках этого историко-культурного комплекса произошло становление и распространение суахили — основного языка общения [142; 65; 325; 330; 360; 371; 414; 443]. Именно этот язык дал название развившейся на побережье суахилийской цивилизации с «центром к югу от Момбасы», т. е. на побережье и островах современной Танзании [414, с. 223]. Первые упоминания о суахилийской цивилизации относятся к I в. н. э. [414, с. 48 и др.].

Для обозначения единого историко-культурного комплекса на Восточноафриканском побережье и островах Индийского океана на различных этапах его развития буржуазные ученые попользуют такие термины, как «империя зинджей», «великая империя зинджей», «султанат Килва», «султанат Великая Килва» и просто «суахилийская цивилизация» [330; 333; 358; 359; 373; 410; 414; 425; 314—315; 443; 360 и др.]. Хотя эти термины получили широкое распространение, они спорны, не дают объективного представления об уровне социально-экономического развития народов этого региона. Поэтому при использовании подобных терминов советские ученые относятся к ним критически, с учетом уровня развития общественно-экономических отношений в африканских обществах.

От легендарной страны Пунт до «государства» зинджей

Побережье Восточной Африки издавна привлекало к себе внимание жителей Греции и Египта, Рима и стран Ближнего и Среднего Востока, Индии и Китая. За много столетий до новой эры древние египтяне знали о побережье, называя его легендарной страной Пунт, и направляли туда свои корабли. Свидетельство древних египтян об одном из последних таких плаваний донес до нас Геродот: «Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет... Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем. Впоследствии карфагеняне утверждали, что им также удалось обогнуть Ливию» [192, с. 42—43].

Монеты, обнаруженные на побережье Индийского океана от Восточной Африки до Южной (вплоть до Кейптауна), подтверждают, что в прошлом египетские, финикийские и другие мореплаватели действительно посещали эту часть континента. Египетские монеты, как и финикийские, обнаружены во многих частях Восточной Африки. Часть этих монет украшает сейчас коллекцию в музее Бейт эль Амани на Занзибаре.

На рубеже нашей эры активные торговые связи с Индией и Восточной Африкой через Красное море и Персидский залив начали осуществлять греки и римляне. Постепенно эта торговля стала настолько значительной, что возникла даже потребность в специальном морском справочнике о торговых путях в Индийском океане и на побережье Восточной Африки. Этот справочник, «Перипл Эритрейского моря» [См. понятие перипл], стал одним из древнейших памятников по истории Восточной Африки. Он был составлен в Греции примерно в 60-е годы н. э. До нас дошла публикация 1533 г. под названием «Перипл Эритрейского моря» псевдо-Арриана [221, с. 19].

В этом источнике есть описание страны, именуемой «Азания». Античные географы употребляли это название для обо-значения побережья Восточной Африки от нынешнего Сомали до Занзибара и Мозамбика. «Перипл Эритрейского моря» сообщает, что капитаны арабских кораблей и торговцы были хорошо знакомы с местными жителями, часто вступали с ними в брачные союзы. Они знали не только географию, но и язык побережья [349, с. 24].

Путешествовали в Восточную Африку и персы. С 293 года н. э. в персидских источниках стал употребляться термин «зинджи» (или «зенджи») для обозначения темнокожих африканцев. Источники утверждают, что персидский царь Нарсе поддерживал связи с африканским королем (шахом) зинджей [337, с. 278]. Можно предположить, что именно с этого времени а арабоязычной литературе зинджами стали называть все этнические группы людей с черным цветом кожи, которые проживали за пределами известной древнему миру Эфиопии.

Таким образом, в течение определенного времени побережье Восточной Африки было известно под двумя названиями: «Страна зинджей» — в арабоязычной литературе и «Азания» — в европейских работах. Это дало повод некоторым исследователям считать, что здесь существовали две разные цивилизации— «азанийская» и «зинджская» [166]. Однако речь в обоих случаях идет об одной и той же культуре. В конечном счете именно топоним «страна зинджей» стал общеупотребительным в арабоязычной, а затем и европейской литературе для обозначения территории побережья Индийского океана от Африканского Рога до Мозамбика.

Именно этим топонимом пользовался древнегреческий ученый Клавдий Птолемей (около 100 —170 годов н. э.). В своем труде «Руководство по географии» Птолемей обобщил географические данные об известном ему древнем мире во II веке н. э. К сожалению, как в Европе, так и в арабском мире «География» Птолемея была известна без карт, хотя он сам разрабатывал способы проекции карт и уделял особое внимание передаче картографического материала. Сначала греческие, затем арабские, потом снова европейские ученые широко использовали труды Птолемея. Он пользовался большим авторитетом. В своих сочинениях Птолемей уделил внимание и Африке, в том числе Восточной. Он называл побережье Восточной Африки «зингис акра» (или «зенгиса акра») — «страна зинджей».

В VI веке н. э. свидетельства о Восточной Африке оставил византийский монах из Египта Косьма Индикоплов, побывавший на восточноафриканском побережье. Судя по книге «Христианская топография», Косьма Индикоплов знал об Аксумском царстве, его завоевательных походах в Аравию и Восточную Африку в III веке. По суше эти военные экспедиции, как он пишет, достигали даже побережья океана зинджей (Индийского океана). Кроме того, легенды повествуют о том, что Менелик I, сын царя Соломона и царицы Савской, умер на снежной вершине Килиманджаро. Эфиопские исторические предания также говорят о смерти аксумского царя в стране зинджей [414, с. 115].

Кто же такие зинджи? Некоторые современные исследователи, например Дж. Саттон, считают, что первыми земледельцами в Танзании были люди смешанного негроидно-кавхазского типа, возможно, сходные по облику с современными эфиопа-

ми. Дж. Саттон пишет: «Примерно в первом тысячелетии до нашей эры они в поисках новых земель для возделывания проса и других культур двинулись с нагорий Эфиопии... Они нашли идеальные земельные угодья на нагорьях Кении, а затем Северной Танзании. Захоронения и другие свидетельства этих первых земледельцев найдены около Килиманджаро, в Нгоро-нгоро, и повсеместно в северных нагорьях Рифт-Вэлли. Вероятно, именно они заложили традиции строительства ирригационных сооружений на полях, дамб и колодцев для водопоя скота на пастбищах» [348, с. 8—9].

Интересно, что устные исторические предания некоторых народов побережья и внутренних районов современной Танзании тоже содержат подобные сюжеты. Например: «Один из храбрых эфиопских воинов появился в Кении, взял себе в жены женщину из племени камба. У него родились трое сыновей. Когда они выросли, то прибыли в Узигуа и женились на местных женщинах. Двигаясь дальше, они появились в Усагала, что в стране хехе, и поселились в местечке Икомбагулу. Вахехе помнят имя одного из трех сыновей этого эфиопа — Мубунсугуло».

Информанты из числа его потомков настоятельно подчеркивали, что Мубунсугуло был выходцем из Эфиопии. Они говорили, что он совершил длительное путешествие с севера верхом на осле, а не на лошади, и это тоже подтверждает, что он был эфиопом, а не галла, поскольку в Эфиопии галла ездят верхом на лошадях, а сами эфиопы ездят на ослах или мулах. Эфиопы из Тиграи, которые уже в этом столетии прибыли на жительство в страну хехе, очень удивились, обнаружив в местных жителях черты, сходные с чертами своих соотечественников: формы черепа и ступней ног, некоторые обычаи (например, как ;и в Тиграи, при драке люди хватали палки левой рукой). Те, кто считал себя потомками эфиопа, гордились своим происхождением. Они могли сказать своим друзьям хехе: «Мы, эфиопы, на это не способны!» [142, с. 21]. В этой связи привлекает внимание и тот факт, что в районе Тиграи провинции Адуа есть деревенька под названием «zenguy». Корень этого слова сходен с термином «зинджи» [466, 1981, № 3—4, с. 52]. Все эти факты не могут, конечно, служить доказательством «эфиопского» происхождения зинджей. Ведь они относятся самое раннее к XVII веку. Однако они могут быть отголоском каких-то неизвестных нам событий.

Начиная с VIII века наиболее ценные сведения о народах и событиях на побережье Восточной Африки содержатся в трудах арабских авторов. Среди них ал-Масуди (умер в Каире в 956 г.) — крупнейший историк, географ и неутомимый путешественник. Он тщательно изучил все известные ему труды по истории и географии, сделал многочисленные выписки из книг. Однако многие из его собственных произведений были утеряны. «Писательский облик ал-Масуди,— отмечал академик И. Ю. Крачковский,— был бы яснее, если бы сохранились его крупные произведения, в частности два больших свода: „Ахбар аз-заман" („История времени") в тридцати томах и „ал-Кита 6 ал-аусат" („Средняя книга"). К сожалению, они известны только в ничтожных отрывках...» [234, с. 172].

Ал-Масуди скрупулезно сверял и перепроверял факты к события, сравнивал их с увиденным лично, исправлял неточности и ошибки. Примерно в 915 г. Ал-Масуди побывал на побережье Восточной Африки и оставил ценные сведения об этом регионе континента.

В книге «Промывальни золота и рудники самоцветов» ал-Масуди рассказывает о своем путешествии в страну зинджей. Эти описания охватывают обширную территорию, которая входит ныне в Сомали, Кению, Танзанию и другие страны: «Зинджи поселились в этой области, и места их обитания граничат с Софалой — а это окраина страны зинджей. В нее направляются корабли оманцев и сирафийцев, и Софала — предел их «плаваний в нижней части моря Зинджей... Это земля, обильная золотом, обильная диковинами, плодородная, жаркая. И сделали ее зинджи центром государства и поставили над собою царя, коего назвали ваклими; и это — название остальных их царей в прочие времена. Ваклими — а он правит остальными царями зинджей—выезжает на войну во главе 300 тысяч всадников» [58, с. 202]. Ал-Масуди сообщает также, что «зинджи в своих речах красноречивы, среди них есть ораторы на их языке. И [вот] встает какой-нибудь подвижник из их числа, обращаясь к множеству народа с проповедью... У зинджей нет закона, к коему они бы обращались; но у их царей есть обычаи и разного рода [приемы] политики, посредством которых они правят своими подданными» [58, с. 203].

Рассказывает ал-Масуди и о торговле зинджей со странами Ближнего и Среднего Востока, Индией и Китаем. Основными предметами торговли были слоновьи бивни, шкуры леопардов,, золото, серебро и драгоценные камни. Ал-Масуди упоминает также, что в стране зинджей выплавляли железо. Правда, оно> стало одним из главных предметов торговли побережья позже, когда начали бурно развиваться суахилийские города-государства.

По-видимому, уже к началу нашей эры побережье Восточной Африки было заселено бантуязычными народами. Развитие их торговых связей с Востоком способствовало усилению взаимного влияния культур. Все чаще выходцы с Арабского Востока оседали в Восточной Африке, брали в жены местных женщин, включались в социально-экономическую и политическую жизнь африканских обществ и изменяли ее.

Хроники городов побережья связывают каждую новую волну иммиграции с конкретными событиями на Востоке. В них сообщается, что поток иммигрантов из Аравии и стран Персидского залива заметно возрос после возникновения в 622 г.

ислама и вспыхнувшей борьбы, споров и соперничества между различными его течениями. Наиболее важные последствия имело, отмечают хроники, переселение в последней четверти X века хорошо вооруженных выходцев из Шираза численностью более 1 тысячи человек во главе с принцем Али, сыном султана Али ибн Хасана, на семи кораблях. Они вынуждены были покинуть родину из-за религиозных распрей. Направившись в Восточную Африку, они по пути покоряли уже существовавшие арабские фактории и к 975 г. достигли острова Килва, расположенного примерно в 150 милях к югу от Дар-эс-Салама [359, с. 131—132; 295, с. 7].

По свидетельству хроник, этот небольшой остров принадлежал сильному африканскому правителю. Остров понравился ширазским беженцам своим расположением, удобной бухтой и природой. Али ибн Хасан решил не завоевывать, а купить этот остров. За него, как сообщается в хронике, африканский правитель получил столько материи, что ею можно было опоясать весь остров. Если то, что сообщают хроники, справедливо, то, должно быть, Али ибн Хасан купил остров по нескольким причинам. Во-первых, очевидно, он стремился заполучить опорный пункт мирными средствами: изгнанникам не от кого было ждать помощи. Во-вторых, приобретенное в «законном порядке» владение позволяло выиграть время, лучше укрепиться и ознакомиться с обстановкой. В-третьих, мирные отношения с местными жителями позволяли получать продовольствие и все необходимое для устройства на новом месте. Была и четвертая, пожалуй, не менее важная причина: воины, составлявшие основную часть иммигрантов-ширази, хотели создать семью, иметь домашний очаг, и мирные отношения с местными жителями позволяли им решить эту проблему.

Переселенцы, говорится в хронике, начали с того, что воздвигли мощный замок, заложили и выстроили город, назвав его Килва-Кисивани, что на суахили значит Килва-на-острове. Укрепившись на острове, султан Али ибн Хасан — основатель династии ширази, правивший 40 лет, стал вести завоевательные походы и расширять свои владения на побережье и близлежащих островах — Мафия, Занзибар, Пемба и др. Так, по легенде, были заложены основы «государства» зинджей. Город Килва стал его столицей и главным торговым центрам побережья.

Цитируется по изд.: Овчинников В.Е. История Танзании. М., 1986, с. 37-42.