Падуя аграрная

Падуя аграрная

Своеобразие итальянского феодализма заключалось главным образом в «исключительном развитии городов» 1.  И в этом отношении город был главным действующим лицом итальянской истории от раннего Средневековья до Возрождения. Однако «собственно городское развитие нельзя во многом понять, не уделив должного внимания исследованию аграрного строя» 2. Это касается любого итальянского города. Так, например, в Падуе, еще в начале XII века, в 1119 г., некий Коно да Вигоново отдал под залог Доменико Гомпо 6 мансов пахотной земли за 130 венецианских лир на условиях возвращения их владельцу, если тот отдаст полученные им деньги с процентами. В 1145 г. Адам, сын Вивиано да Вигоново, передал в залог Симоне да Фоссато участки земли и леса за 14 лир в веронских динарах с выплатой этого долга из сумм, полученных от реализации плодов с приобретенных земель. В 1123 г. кожевник Гвиберто дает Бенедикте 1 пецию пахотной земли, принадлежащей монастырю св. Джустинии в окрестностях Падуи, на правах вечного либеллария с выплатой чинша. Это соглашение было составлено и подписано перед мастерской кожевника. В 1236 г. в Падуе был издан статут, требовавший от каждого владельца манса размером в 20 кампов земли возделать 1 камп виноградника, а от владельца манса в 10 кампов — половину кампа виноградника. В 1265 г. подеста Падуи распорядился проверять ворота города и дороги всего дистрикта в связи с запретом вывозить продукты. В 1281 г. было объявлено распоряжение подеста Энрико Дауро о наложении штрафа в 50 золотых лир на

____________

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25, ч. II. с. 365.

2. История Италии, М., 1970, Т. 1. С. 82.

[103]

либеллария или арендатора, которые будут отрицать, что они таковыми являются: штраф идет пополам сеньеру этого лица и коммуне Падуи. В статуте 1329 г. предписывается пересмотр либелларных и арендных договоров и новое введение арендаторов во владение; в случае несогласия на условия держания участок передается сеньору. В статуте 1331 г. давалось разрешение на владение и держание 10 голов скота при наличии 20 кампов земли в дистрикте Падуи каждому падуанскому гражданину, исправно платящему налоги и исполняющему положенные повинности. В 1372 г. чиновник коммуны Падуи задержал некоего Дезидерато из Падуанского дистрикта за долг в 20 малых лир и проценты по неуплаченному им чиншу. Он должен содержаться в тюрьме, пока не уплатит долга или не представит достойного поручителя. В 1381 г. синдик епископа Джованни Франческо передал в аренду сроком на 9 лет кузнецу Энрико из Падуанского дистрикта право на взимание дечимы с дома, земли, луга, цветника и огорода. В 1382 г. Балдуино, житель квартала Платео в Падуе, отдал в аренду на 5 лет Джованни и Франческо, живущим в Боскосаци, 25 кампов земли с обязательством поддерживать в порядке постройки на этой земле. В том же году аббатиса монастыря Марии Магдалины дала Берту из Вилла Франко земли в аренду на 9 лет на условии несения чинша в 16 малых лир 3.

Этот перечень может показаться монотонным, но изложенные события были реальной жизнью итальянского города XII—XIV вв. и были неотделимы от свойственных горожанам занятий, таких как работа в мастерской цеха или торговля в лавках на рынке. Город был двуликим хозяйственным организмом феодального общества Италии, но именно он подрывал основы феодализма, сначала своей борьбой против сеньора города, а затем против нобилей контадо, и особенно своими действиями по ликвидации крепостничества. Города производили массовое освобождение крестьян в землях своего контадо; были известны случаи освобождения и отдельных лиц. Так, например, 23 июня 1182 г. пресвитер церкви св. Мартина в Лукке с согласия каноников даровал свободу от коло-

___________

3. Текст всех отрывков взят из документов, собранных в архивах Падуи В. В. Самаркиным (см.: Хрестоматия по истории средних веков. М., 1963. Т. 2. С. 502-509).

[104]

ната Нигро ди Брунетто, всей его семье и потомкам. Пресвитер продал при этом ему 1 пению земли, виноградник, оливковые посадки и дом, получив за все 24 лукканские лиры в динарах. Заключено было соглашение в Лукке, в ограде церкви св. Мартина. 4 Такой акт приводил к многосторонним результатам: феодал получал материальную компенсацию, необходимые ему деньги, роль которых в Италии возрастала и давала себя знать уже с XII в. Колон становился свободным, росла маневренность сбыта его продуктов на рынке, а само аграрное производство становилось более продуктивным.

Проблема взаимоотношений города и деревни в Италии XI—XIV веков всесторонне рассмотрена в исследовании Л. А. Котельниковой; в нем же подведены итоги обильного потока литературы вопроса с аргументированной ее критикой. 5 В этой книге справедливо говорится о том, что освобождение сервов и колонов это не только акции городов или отдельных лиц и учреждений, но и постепенное развитие элементов личной свободы зависимого крестьянства.6 Действовало в итальянских городах и правило, знакомое другим европейским странам: городской воздух делает свободным. И действительно, в Перудже, Реджо-Эмилии, Сиене, Флоренции, Сан-Джиминьяно беглый крестьянин, проживший в городе свыше 10 лет, считался свободным, хотя в то же время серв в Парме, Пистойе, Сиене не получал освобождения, даже прожив в городе более 10 лет.7

Акции городов, проводивших массовое принудительное освобождение сервов, бесспорно играли революционизирующую роль в процессе эволюции итальянского феодализма и подрыва некоторых его существенных сторон. Массовое освобождение крепостного и зависимого крестьянства началось с первых лет XIII в.: в 1207 г. оно было произведено в Вероне. Выкуп сервов провозгласил статут Тревизо еще в 1233 г. В 1257 г. в Болонье была создана наиболее выразительная по форме и результативная по содержанию «Райская книга» об освобождении сервов. В декларативной части была изложена антифеодальная подоплека декрета. В ней говорилось, что сама природа

_________

4. Там же. С. 495—496.

5. Котельникова Л. А. Итальянское крестьянство и город в XI— XIV вв.: По материалам Средней и Северной Италии. М., 1967.

6. Там же. С. 133.

7. Там же. С. 128, 154, 180.

[105]

создала людей свободными и только закон, составленный человеком (jus gentium), одел на них рабское ярмо; исходя из этого, главное город-государство Болонья, которое всегда боролось за свободу (que semper pro libertate pugnavit), во имя спасителя нашего, за определенную плату (nummario pretio) выкупает всех связанных рабским состоянием и объявляет их свободными.

Феодалы должны были освободить сервов, анцилл и маснадьеров за 8—10 болонских лир в зависимости от социальной категории и возраста. Общая сумма оплаты доходила до 50 тыс. лир. 406 сеньеров должны были освободить 5682 серва. Они как люди свободные поселялись в самом городе и на территории сельских коммун в контадо и дистретто этого города. Болонья — большой торгово-промышленный и университетский город, в котором в XIII веке проживало от 30 до 50 тыс. человек, остро нуждался в свободных работниках и налогоплательщиках. К тому же этой акцией коммуна наносила значительный удар по сеньерам контадо. Менялся и социальный состав тружеников города и деревни: значительно

[106]

сокращалось количество сервов и возрастало число наемных рабочих мануфактур.

Далее следуют не менее важные по своим результатам процессы освобождения колонов за выкуп во Флоренции, Сиене, Пистойе, хотя они и имели свои особенности и противоречия. Речь идет не только о проникновении города в деревню, о влиянии на нее, но и о социальной трансформации сельских тружеников 8.  Город фактически подтягивал отстававшую деревню к более высокому уровню товарного производства 9 и, более того, способствовал развитию раннего капитализма.

____________

8. Bocchi F. Ville et campagnc dans Г Italic flu Nord cl du Centre  (XII—XIVe siecle). Bologna, 1982. P. 7.

9.  Котельткова Л. Л. Итальянское крестьянство... С. 183.

[107]

Как уже сказано, освобожденные за выкуп сервы селились не только в городах, но и в землях контадо и дистретто этих центров, как правило, в сельских коммунах — своеобразных социально-экономических образованиях, свойственных только Италии и своей эволюцией неотделимых от истории города. Источником сельских коммун были крестьянские общины, хотя многие из них вырастали и на другой почве. Статуты сельских коммун XIII—XIV веков рисуют их хозяйственную деятельность: определяются сроки посева и жатвы, сбора винограда и олив, желудей и каштанов, что говорит не только о принудительном севообороте, но и о предотвращении конкуренции между членами коммуны; статуты коммун обязывали их членов разводить сад и огород; устанавливались правила пользования лугом и пастбищем и т. д. Сам по себе организованный коллектив крестьян способствовал продуктивности хозяйства, столь важного для города-потребителя.

Весьма важной стороной жизни сельской коммуны была ее антифеодальная направленность, которую на стадии появления и укрепления коммун всячески поддерживал город. Таким образом, в этот период сложился антифеодальный блок города и сельской коммуны, фактически направленный на подрыв феодальных порядков. Сельская коммуна приобрела некоторые права и на земли, не являвшиеся ее владением; коммуна запрещала продавать земли феодалам и церкви.

В целом экономическая политика сельской коммуны приводила к увеличению урожайности и интенсификации сельского хозяйства. К концу XIV века у многих сельских коммун сокращаются общинные угодья, часть из них сдается в аренду или продается. Все эти явления были связаны с политикой городов: город в целом и его торгово- промышленная верхушка были заинтересованы в приобретении земель. Усиливается административная и финансовая деятельность сельской коммуны.

Крупные коммуны или федерации мелких коммун по своей административной структуре были похожи на коммуны городские: в них были должности подеста, консулов, приоров и другие подобные городским магистраты. Высшим законодательным органом сельской коммуны был общий совет, собиравшийся каждые полгода. Он рассматривал вопросы утверждения и изменения статутов коммуны, устанавливал виды и размеры налогов, сдачи

[108]

в аренду или продажи земли. В совет входили главы семей, а иногда и все налогоплательщики от 18 до 70 лет. Арендаторы и наемные рабочие не имели права участвовать в совете, а тем более быть избранными на какие- либо должности в коммуне. Для избрания на должности требовался имущественный ценз: социального равенства в сельской коммуне не было.

На следующем этапе отношений городской коммуны с сельской происходит фактическое поглощение ее городом. Город становится своеобразным сеньором сельской коммуны, пересматривает ее статуты в угодном ему направлении, а иногда и включает их в городские статуты. Сельская коммуна вносит городу налоги, выполняет разные повинности, снабжает его продовольствием, иногда даже путем принудительной реквизиции. Так, сельские коммуны стали не только объектом городской политики, но и частью структуры города-государства.

Иногда рост торгово-промышленных занятий превращает сельские коммуны в небольшие городки; таковы, например, Кьянти, Фриньяно, Ангиари. Как и в городе, они иногда имеют стены, мощеные улицы и площади, церкви и муниципалитеты 10.  Сельские коммуны входят в историю итальянского города как его неотъемлемая часть.

_________

10.  Там же. С 82—108.

[108]

Цитируется по изд.: Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до возрождения. Очерки. Л., 1987, с. 103-109.

Рубрика