Тямпа

Вьетнам в древности

Период первобытнообщинного строя (до 3 века до н. э.). Территория Вьетнама входит в ареал формирования человека современного типа. В центральном Вьетнаме обнаружены (в 1960 году) памятники материальной культуры нижнего палеолита. В верхнем палеолите и мезолите здесь существовала бакшонско-хоабиньская культура. В неолите Вьетнам вошел в широкую область культур, характеризующихся употреблением «плечикового топора» и керамики со штампованным орнаментом. Отдельные металлические орудия северокитайских типов появились на рубеже 2-1-го тысячелетий до н. э.

Тямпа: природные ресурсы (Швейер, 2014)

Надписи Тямпы не сообщают практически никаких социально-экономических фактов. Откуда происходили богатства, которые мы видим в составе даров и дани, приносимых в Дайвьет и Китай? Ясно, что жители Тямпы были народом равнинным, жившим близ моря, возле портов. Из надписей понятно, что они добывали местные драгоценные руды: часто упоминаются золото, серебро, медь. Леса и плоскогорья их не привлекали; контакты с жителями таких мест, вероятно, ограничивались обменом продуктов на товары из лесов и животные продукты, имевшие большую ценность для морской торговли.

Вьетнам: исторические государства

Первым историческим государством на территории Вьетнам, возможно, является Аулак (III—II века до н. э.). Основой общества государства Аулак были рисоводы земледельцы-общинники; правящий слой формировался на основе общинной верхушки. В 207 году Аулак попал в зависимость от сформировавшегося во 2-й половине III века в долине нижнего течения реки Сицзян государства Намвьет с родственным по этническому составу населением. Некоторые специалисты считают возможным говорить о двуедином вьетском государстве Намвьет-Аулак.

Падение Чампы

История королевства Чампа [Тямпа] в Х — XII веках заполнена почти непрекращавшейся борьбой с Вьетнамом, правители которого упорно стремились продвинуть свои владения далеко на юг. Появление в XIII веке у границ полуострова монголов на время приостановило эту борьбу. Но после того, как непосредственная опасность миновала, правители Вьетнама возобновили наступление на Чампу и заняли большую часть страны. С падением монгольской власти в Китае во второй половине  XIV века положение изменилось.

Вьетнам и Чампа [Тямпа] в IX — XII веках

После распада в Китае Танской державы вьетнамцам под предводительством Нго Вуонг Квена в 950 году удалось освободиться из-под власти китайских наместников. Образовалось независимое королевство Ко-Вьет (Цюй-Юэ, как его называет китайская историография). Восстановление могущества Китайской империи под властью дома Сун во второй половине Х века не повлекло за собой утраты самостоятельности, достигну той вьетнамцами. Дело ограничилось формальным признанием со стороны их королей вассальной зависимости от сунских императоров.

Политический кризис в Тямпе. Виджайя

В 1149 году Джайя Хариварман взял Виджайю и был помазан в цари царей «по всем царским обрядам». Он стал править из Виджайи, но усмирение всей страны Тямпа заняло у него еще десять лет. В 1150— 1162 годы будущий государь Ангкорского королевства * Джайяварман VII находился «в стране Виджайя» как союзник Джайи Харивармана. Когда династический кризис у кхмеров принудил его спешно вернуться в кхмерские земли, ему не удалось там сразу утвердиться, но в Тямпу он не вернулся, потому что там его союзники уже не были у власти. Отсюда видны тесные связи Тямпы с Кхмерской империей...

Тьямпа в древности

К началу нашей эры относится возникновение ещё одного крупного рабовладельческого государства — Тьямпы (Чампа).

Наиболее раннее упоминание об этом государстве относится ко II в. н. э., когда там существовало индианизированное государство Кантхара, но археологические данные позволяют отнести создание здесь государственных объединений к I в. н. э.

К этому времени у племён прото-индонезийской группы тьямов, обитавших в Южном Чунгбо (Южный Аннам) и Северном Намбо (Северная Кохинхина), складывается классовое общество. В то же время на побережье происходят высадки небольших групп индийцев и индонезийцев, и это, как и значительное влияние кхмеров, наложило на культурную и политическую жизнь тьямов своеобразный отпечаток...

Тямпа и Дайвьет

Союз Тямпы и Дайвьета против кхмеров. Начиная с 1147 г. тямские войска постоянно действовали вместе с вьетами против Кхмерской империи. То был политический союз, не препятствовавший, однако, мелким пограничным стычкам.

Около 1177 г. Джайя Индраварман. очевидно, пользуясь политической смутой и тем, что на кхмерском троне сидел узурпатор, в союзе с Дайвьетом напал на Ангкор и разграбил его, а заодно усмирил свои провинции, пограничные с вьетами.

Тямпа: один царь — одна территория

ОДИН ЦАРЬ — ОДНА ТЕРРИТОРИЯ. На всем протяжении истории Тямпы здесь всегда было несколько царей, каждый из которых правил своей территорией. Из текстов ясно видно, что слова «царство Тямпа» употреблялись для обозначения власти царя царей над другими царями, как можно представить себе из следующей надписи: «Все остальные [тямские] цари воздают ему почести со сложенными руками с прекрасными кольцами, ярко блестящими красным светом драгоценных камней яхонтов, [а когда они] видят лунный лик своего царя, царя царей, то бывают потрясены душой».

Тямпа: территориальное устройство

 Уже первые известные надписи вокруг городища Мишон дают понять, что царская власть была основана на религиозных представлениях (подразумевалось, что царь обладает властью, данной ему богами), но главное — что «историческое» возникновение Тямпы было связано с появлением письменности. Царь по имени Бхадраварман стал исключительной фигурой в истории Тямпы только потому, что повысил свой авторитет с помощью понятийной системы индуизма и объяснил легитимность своей власти родством с божественными силами. В VI веке царская власть строилась вокруг личности царя на ограниченной территории.

Страницы

Подписка на RSS - Тямпа