Парфия

 

Парфия: возникновение

Во второй половине прошлого века польский ученый Й. Вольский обосновал представление о существовании в античности двух традиций истории ранней Парфии: одна представлена в созданной Юстином эпитоме истории Помпея Трога и у Страбона, другая – в несохранившемся сочинении Флавия Арриана, известному благодаря византийским авторам Зосиму, Фотию и Синкеллу. В первой традиции Парфянское государство возникает путем захвата Парфиены кочевниками-парнами во главе с Аршаком, человеком неизвестного происхождения, ставшего родоначальником династии Аршакидов...

Парфия и Селевк II Каллиник

В отношении похода Селевка II против Аршака I среди исследователей царит практически полное единодушие. Уже в работах середины – второй половины XIX века была нарисована следующая картина: Селевк II, укрепив свои позиции на Западе, двинулся в поход против Парфии; поначалу он имел успех и даже заставил вождя парфян Аршака бежать к апасиакам, но затем парфянам все же удалось разбить Селевка которому из-за вновь возникших волнений пришлось вернуться домой, а Парфия утвердила свою независимость...

Парфиена: первое завоевание Аршаком I (Балахванцев, 2018)

Теперь, после того, как прояснена ситуация в Парфиене середины III века до н. э., следует разобраться с тем, что происходило на ее северных границах. Как уже отмечалось выше, в начале III в. до н.э. часть хорезмийских дахов (парнов) покинула территорию Левобережного Хорезма и вместе со своими отарами обосновалась на берегах Оха (Атрека и его притоков). Археологические данные свидетельствуют об освоении ими района от Бами и Коджа на севере до долины Сумбара на юге.

Парфия в свете торговых отношений (Дибвойз, 2008)

В течение периода, охваченного в последних четырех главах, произошли важные изменения в мире торговли, которые в конце концов должны были серьезно повлиять на ход парфянской истории. Вместе с ростом богатства и тяги к роскоши в Сирии и Риме возник спрос на товары с Дальнего Востока. Некоторые маршруты Великого шелкового пути из Китая проходили через Парфию, а другие пересекали территорию, которая контролировалась парфянским оружием 1. Доходы от налогов увеличили парфянскую казну настолько, что Тацит сравнил ее с казной самого Рима 2.

Парфянское царство: идеология (Кошеленко, 1977)

В первых главах данной книги мы уже писали о некоторых важных проблемах идеологии Парфии. В частности, отмечалось существование представлений об исторической предопределенности царства Аршакидов. Оно, согласно этим концепциям, — наследник государства Ахеменидов, и ему предназначено владеть всей Азией. Точно так же мы писали и о существовании культа царя, об обожествлении царской династии. Естественно, что эта идеология вторгалась и в сферу искусства. Ее порождением было «официальное искусство» Парфии.

Парфянское царство: архитектура

Еще совсем недавно парфянское зодчество расценивалось историками архитектуры как весьма примитивное. Так, известный французский исследователь конца прошлого века О. Шуази писал: «С падением династии Ахеменидов (330 год) развитие искусства Ирана приостанавливается и начинается период почти полного бесплодия; дошедшие до нас памятники эпохи парфянской династии представляют собой лишь подражания» 19. Те же идеи находим мы и у советского историка искусства Н. И.

Падение Парфянской империи

В 117 году, после восшествия на римский престол нового императора Адриана, внешняя политика Рима претерпела определенные изменения. Пришлось отказаться от претензий на новые провинции, которые Траян попытался включить в состав Римской империи, и граница между нею и Парфией вновь вернулась к старому рубежу по реке Евфрат 1. Вместе с этими изменениями в римском обществе возросло уважение к способностям людей провинциального происхождения 2, которые начали играть все более важную роль в государственном управлении, причем не только в провинциях, но и в самом Риме...

Возникновение Парфянского государства

Разгром Антиоха III египтянами 22 июня 217 года до н.э. [Бикерман, 1975. C. 263], о котором Аршак I был сразу же осведомлен участвовавшимив битве при Рафии соплеменниками, предоставил ему отличную возможность взять реванш за свое прежнее поражение. Принимая решение о новом вторжении в Парфиену, Аршак, несомненно, рассчитывал, что из-за сложившейся в Келесирии и Малой Азии ситуации Антиоху еще долгое время будет не до него. Действительно, Антиох III даже после заключения мира с Птолемеем IV (Polyb. V. 87. 6–9) не смог немедленно направиться на Восток, так как до 214 года до н. э.

Парфия: Индо-Иранское приграничье

Свидетельства по истории восточной границы Парфии крайне скудны: события, там происходившие, были слишком отдаленными, чтобы заинтересовать западных историков, тогда как археологические работы на территории Восточного Ирана только-только начались. Индийская история, которая может дополнить недостаточную информацию из западных источников, помогает мало, поскольку, несмотря на значительные данные, как литературные, так и археологические, и те исследования, которые годами велись выдающимися учеными, хронология этого периода пока остается неопределенной.

Открытие Парфии

Если собрать те сведения, которые имеются у древних авторов о собственно парфянских землях, то этот «корпус» вряд ли займет больше 2— 3 страниц. Мы уже приводили свидетельства Страбона, очень немногое добавляют к ним сообщения Юстина, Птолемея, Исидора Харакского и других авторов. Несколько строк можно почерпнуть из китайских исторических и географических сочинений. Удивительно бедна сведениями о Парфии и в значительной степени легендарна более поздняя персидская и арабская историческая традиция.

Страницы

Подписка на RSS - Парфия