Англия в XVI - XVII веках: охота на ведьм

Англия в XVI - XVII веках: охота на ведьм

Отдельные законы, направленные против колдовства, были приняты в Англии очень рано как государством, так и церковью. Однако концепция колдовства в Англо-Саксонии и средневековой Англии отличалась от позднего более сложного представления о заговоре с целью низвержения христианского Бога, включая сюда и соглашение с дьяволом. Вследствие этого, примерно до 1500 года данное преступление, каким бы отвратительным оно ни казалось некоторым, не относилось к разряду тяжких (хотя иногда каралось весьма жестоко). Колдовство считалось чародейством, вредительством. Колдуны наносили вред скоту или урожаю с помощью заклинаний, ядов, вызывания бури. Колдовством считалась и порча (maleficia), насылаемая на людей, — от болезней и бесплодия до умерщвления. В ранних законодательствах колдовство рассматривалось как преднамеренное злодеяние, которое можно увидеть и доказать.

Черная магия считалась столь же реальной, как и белая, причем обе осуждались. Когда христианская молитва не помогала человеку, ему могли помочь знахарь или знахарка — с помощью какого-либо конкретного предмета, благодаря которому доброе начало (beneftcia) могло одержать верх над физическими проявлениями зла (malcficia). И колдовство расценивалось тогда прежде всего как преступление против человека, а не против Бога, как думали в XVI и XVII веках. В результате правила дачи свидетельских показаний, судопроизводства и наказания были такими же, как и при рассмотрении других наказуемых действий. Во времена короля Альфреда, в конце X века, ведьм ссылали наравне с проститутками. В царствование Эдуарда I те, кто сжигал дом или зерно соседа, подлежали сожжению, вне зависимости от того, называли их «колдунами» или нет. Важно было то, что колдуны совершали на самом деле, а не то, что им приписывалось.

Возможно, первые законы против колдовства содержались в «Книге наказаний» («Liber Poenitentialis») Теодора, архиепископа Кентерберийского (668-690). Тогда типичным наказанием за ворожбу был определенный срок поста. Аналогично, в «Конфессионале» («Confessional») Экберта, архиепископа Йоркского (735-766), устанавливалось, что за убийство с помощью колдовства женщину наказывали семилетней епитимьей. С другой стороны, всего через двести лет, при короле Ательстане (925- 939), светское уголовное право уже предусматривало смертную казнь за убийство с помощью колдовства — как и за убийство любым другим способом. Вильгельм Завоеватель (1066-1087) смягчил это наказание до ссылки. Как и при других преступлениях, ведьма могла обратиться к «суду Божьему». Так, Агнес, жена Одо, первая из обвиненных в колдовстве в Англии (1209), была освобождена после того, как на «суде Божьем» взяла в руку раскаленное железо.

До 1200 или 1300 года подозреваемые в колдовстве обычно подвергались допросу в духовном суде, а для наказания передавались светским властям. В XIV и XV веках обвиняемых могли судить как в церковном, так и в местном или вышестоящем суде. На практике за обвинением следовало легкое наказание, к смерти приговаривались немногие. Так, в 1371 году мужчина, арестованный за обладание черепом, головой трупа и колдовской книгой (grimoire), был освобожден после обещания никогда не совершать магических обрядов, а его причиндалы были публично сожжены. В 1390 годы в Лондоне Джон Беркинг за предсказания будущего был приговорен к одному часу покаяния у позорного столба, двухнедельному заключению и изгнанию из города. Даже в 1467 году, в то время, когда во Франции сжигали тысячи ведьм, некий Уильям Байг за гадание на кристалле для местных воров был приговорен всего лишь к выставлению в общественном месте с повязкой на голове, на которой было написано: «Я — предсказатель» («Esse sortilegus»). Во время действия «Уложения» Генриха VIII он был бы повешен, как и по закону Якова I (за вторичное нарушение). В 1525 году 20 мужчин были признаны невиновными в «убийстве с помощью воскового подобия». В 1560 году 8 мужчин, включая двух священников, признались в ворожбе и чародействе. Они были освобождены после клятвенного обещания воздерживаться от подобных действий в будущем и краткого покаяния у позорного столба. (Три года спустя подобные действия уже наказывались тюремным заключением или смертью). Их клятва гласила:

«Мы клянемся, что впредь не будем использовать, практиковать, изобретать или применять, заниматься, побуждать, посредничать, советовать или соглашаться участвовать в использовании, практиковании, изобретении, занятиях или применении любых заклинаний, призывании духов, колдовстве, очаровывании, чародействе или в чем-либо, имеющем к нему отношение или содержащем оное, ни для того чтобы заработать или найти деньги или сокровища, ни для истощения, членовредительства или уничтожения кого-либо, ни для побуждения к греховной любви, ни для того чтобы узнавать, рассказывать и заявлять о местонахождении потерянных или украденных товаров, ни ради каких-либо других целей, и прекратить интересоваться чем-либо подобным. Да поможет нам Господь и сия святая книга».

До 1563 года обвинения в колдовстве не рассматривались в суде, и ответчик мог рассчитывать на легкое наказание за все те действия, которые описывались как «колдовство». Однако, если обвиняемый был дворянином, обвинение в чародействе считалось серьезным проступком и приравнивалось к измене. Сожжение изображения или куклы монарха было тяжким государственным преступлением, потому что оно считалось преднамеренным. Совершивший подобное мог в равной мере совершить вооруженный мятеж. Предсказатель, составивший гороскоп монарха, также совершал тяжкое преступление, поскольку враги могли воспользоваться пессимистическим прогнозом. Королева Елизавета была чрезвычайно восприимчива к этому, особенно в конце царствования, и в 1581 году специальный закон определил за предсказания такое же суровое наказание, как и за сатанинское колдовство.

Так, в Англии обвиняли в колдовстве многих дворян, подозреваемых в политической оппозиции. В 1324 году 27 подсудимых в Ковентри были обвинены в найме двух некромантов с целью убийства короля Эдурда. Это было первое слушанье по колдовству в светском суде. Вдовствующая королева Иоанна и монах Рендольф в 1417 году организовали заговор против Генриха V. В 1441 году Элеонора Кобхем, герцогиня Глостерская, Марджери Джордан [см. Челмсфордские ведьмы], Роджер Болингброк и Томас Саутвелл добивались смерти короля Генриха VI. В 1478 году герцогиня Бедфордская была обвинена в чародействе. В 1483 году бывшая королева Елизавета Вудвилл и Джейн Шор обвинялись Ричардом III в иссушении его руки. В том же году были привлечены к суду за использование чародейства графиня Ричмондская и доктор Мортон (позднее архиепископ Кентерберийский) вместе с другими приверженцами династии Ланкастеров [см. Ланкаширские ведьмы]. Позднее дворянские суды стали рассматривать такой вид преступления, как предсказание, как упование на возможную кончину короля. Соответственно были осуждены: герцог Бакингем в 1521 году, сэр Уильям Нейвилл в 1532, лорд Хангерфорд, обезглавленный в 1541 году, Генрих Нейвилл в 1546 и графиня Ленноксская в 1562 году.

Преследования за колдовство в разное время возникали в различных местах, поскольку отражали перемены и беспокойство в обществе, особенно когда новые идеи и ценности вытесняли старые. В эпоху слепой веры Дьявол не мог сильно навредить верующим: молитва или амулет могли защитить их. Но если спасительная вера давала трещину — тогда приходилось признать могущество Дьявола. В Англии подобные сомнения и вопросы стали широко распространяться в годы правления Елизаветы.

Преследования за колдовство начались в Англии в 1563 году, намного позже, чем где-либо, хотя соответствующий закон против колдовства был принят еще при Генрихе VIII, но действовал недолго и был отменен Эдуардом VI. Только одно положение этого акта сохранялось, и то в смягченном виде. Уложение Елизаветы I, принятое под давлением духовенства, сделало Дьявола общепризнанным субъектом государственного законодательства. Преднамеренные действия, вызывающие порчу, сваливали на пачкотню «ведьмы»; вскоре этот ярлык стали считать достаточным подтверждением уголовного преступления даже тогда, когда злонамеренные действия не могли быть доказаны. Закон Елизаветы, подобно принятому при Генрихе VIII, осуждал на смерть за заклинание или вызывание злых или грешных духов с целью нанесения зла или «без всякой цели». После этих статей-ловушек закон переходил к перечню конкретных действий: «ежели кто-либо будет убит или покалечен... истреблен, пострадает телесно или пропадет». Но вызывание злых духов per se (для себя) и чародейство без наступления пагубных последствий тоже считались уголовным преступлением. Подобная позиция отражала противоречие между примитивными н поздними концепциями колдовства, между чародейством, существовавшим в любом первобытном обществе, и колдовством — чародейством, соединенным с ересью, которое могло появиться только в христианском обществе.

Рост суеверий и невежества в царствование Елизаветы можно проследить в описаниях таких известных и типичных процессов, как суды над челмсфордскими ведьмами (1566), первым большим процессом в Англии, сент-осайтскими ведьмами (1582), одними из первых, где пренебрегли традиционными правилами дачи свидетельских показаний, н ужасный суд над уорбойскими ведьмами (1593), когда ужимки 5 больных детей обрекли на смерть троих невиновных.

При Елизавете существовала практика, согласно которой женщина, обвиненная в околдовывании детей, могла лично выслушать их заявления перед лицом суда и попытаться их опровергнуть (какими бы нелепыми они ни были). Ведьма могла быть оправдана. В том же 1582 году, когда были повешены сент-осайтские ведьмы, известная колдунья Эллисон Лоус была просто приговорена к покаянию «с повязкой на лбу» на рыночной площади в Дареме. Даже после принятия нового, более сурового закона при Якове I, когда четырнадцатилетняя Анна Гантер из Нортмортона (Беркшир) заявила, будто одна старуха околдовала ее, суд закончился оправданием обвиняемой. Судьи отказались признать заклинанием следующий текст: «Я, Мери Пепвел, требую, чтобы ты, белая жаба, вышла из Анны Гантер». После суда девочку осмотрел доктор, диагностировавший врожденную истерию. Анна призналась, что притворялась одержимой сверхъестественными силами, и была обвинена в клевете. Начиная примерно с 1600 года, было разоблачено много подобных детей: Бартонский мальчик (1597), Нортвичский мальчик (1604), Лестерский мальчик (1616), Билсонский мальчик (1622) и Эдмунд Робинсон — Обманщик из Пендла (1633). [См. Дети-обвинители].

Позже законодательство Якова I в тех же выражениях требовало более сурового наказания за аналогичные преступления. В законе идея о вызывании духов развилась в понятие договора с Дьяволом, и уголовным преступлением стал «союз с любым злым и грешным духом». Подобное соглашение было ядром колдовской ереси, хотя многие обвинительные заключения по-прежнему основывались на простых действиях по наведению порчи.

Фантастические процессы елизаветинской эпохи основывались на попытках наощупь «отделять зерна от плевел». «Плевелами» был Дьявол, усердно трудившийся над растлением человеческих душ — даже если его слова исходили из уст младенцев. В поздних уложениях закрепилась следующая законодательная процедура: основным доказательством вины стало клеймо Дьявола, которое тот давал лишь тем, кто подтверждал свой союз с ним подписанием договора.

К примеру, в 1645 году в Челмсфорде Метью Хопкинс, сделавший карьеру на обнаружении ведьм, заменил бредовые детские показания поиском бородавок. Возможно, он разработал эту «технику», чтобы перехитрить детей, показания которых уже не пользовались доверием, ибо они часто признавались, что обвиняют старух ради получения прибыли или, как салемские девушки в Америке, ради «удовольствия».

Исследователи расходятся во мнении о том, когда именно мания преследования ведьм свирепствовала с наибольшей силой. Например, Кеттридж полагал, что кальвинисты времен Республики и, следовательно, английские пуритане Нового времени, не были нетерпимее прочих, но его свидетельство тенденциозно. С другой стороны, Нотштейн считал, что протестантские лидеры, высланные из Англии при королеве Марии, распространяли фантастические понятия о колдовстве, приобретенные на континенте. До недавнего времени его поддерживал Тревор Девис, подчеркивавший тенденцию к снижению количества процессов над ведьмами при первых двух Стюартах — Якове и Карле I — и их внезапное оживление при кальвинистах во время Великого мятежа 1642-1660 гг. Это более правдоподобно: чем фанатичнее вера в Бога, тем враждебнее отношение к ереси, — и ведьмы, как слуги Дьявола, были худшими еретиками: они были вероотступниками.

«Суеверие, поощряемое церковью, становится верой. Если признать, что Дьявол существует, то недалеко и до предположения, что с ним возможно личное знакомство, соглашения и связи. Протестанты были так же суеверны, как и католики, и Реформация никоим образом не ослабила преследований, основанных на этих нелепых верованиях» (Ewen, «Witch Hunting and Witch Trials». 1929).

Предпринятые впервые Ивеном исследования обвинительных актов, сохранившихся в Государственном архиве Лондона и в других местах, выявили несколько пиков охоты за ведьмами. Наибольшее количество обвинений в колдовстве приходится на время королевы Елизаветы. Новый подъем произошел в период Английской республики. Соотношение количества повешенных с количеством предъявленных обвинений в пяти графствах, составлявших Внутренний округ (наиболее отличились Эссекс, Хартфорд, Кент, Суррей и Суссекс) показывает, что самыми опасными для ведьм были последние годы правления Елизаветы и первые годы царствования Карла I (41 % казненных), а также первые годы Английской республики. Массовое истребление ведьм произошло летом 1645г., во время кампании, предпринятой Метью Хопкинсом. Ниже в таблице показано, какой процент обвиняемых казнили в то или иное десятилетие:

1567 — 20

1577 — 32

1587 — 21

1597 — 21

1607 — 41

1617 — 17

1627 — 6

1637 — 0

1647 — 42

1657 — 15

1667 — 4

После 1667 года во Внутреннем округе казней не происходило. Отчеты из других мест слишком фрагментарны, чтобы их можно было использовать. Об изменении отношения к колдовству во второй половине XVII века ясно свидетельствуют суды Норфолкских сессий. Так, в 1688 г. присяжные сняли обвинение, выдвинутое против Мери Банистер, в околдовывании 13-летнего Джона Стокинга, который визжал, когда она приближалась к нему. С 1661 по 1679 год на остальных Норфолкских сессиях было рассмотрено 15 обвинений в околдовывании; 6 на них было отклонено, по 8-ми установлена невиновность и 1 обвиняемый умер в тюрьме. Несколькими годами ранее такое вынесение вердиктов было бы невозможно. В Западном округе между 1670 и 1712 годом состоялось только 52 суда по обвинению в колдовстве, и лишь 7 из них закончились осуждением обвиняемых (один смертный приговор был отсрочен). Однако, хотя количество обвинений в колдовстве уменьшилось, возросло количество обвинений в насылании порчи.

Преобладание ведьмовских процессов над прочими варьировалось в зависимости от решительности судов и боязливости местного населения. К примеру, в 1640 году в Лондоне на основании слухов о колдовстве толпа убила доктора Лэмба, алхимика, протеже герцога Бакингема [см. Возлюбленная доктора Лэмба]. Основные гонения на ведьм произошли в 1583 году в Эссексе, в 1633 — в Ланкашире, в 1643-1650 — в Шотландии, в Восточной Англии в — 1645, Ньюкастле — в 1649, Кенте — 1652 и снова в Шотландии в 1661 году Ивен делает следующий вывод:

«Преследования ведьм фактически возникали не в виде отчетливых периодических волн, прокатывавшихся по всей стране, а скорее в виде спорадических вспышек. Поток суеверий, служивший причиной преследовании, повсюду проявлял себя отвратительно; а там, где фанатизм был особенно свиреп, иногда хватало влияния одного-единственного человека, чтобы довести рвение до опасной черты».

Примером влияния личности на ход гонений на колдовство являются решения сэра Хейла Метью (1609-1676) и сэра Холта Джона (1652-1710), поочередно исполнявших обязанности Главного судьи Англии. Хейл чистосердечно верил, что ведьмы опасны, и соответственно манипулировал судебной процедурой, чтобы добиться обвинительного приговора. Его пренебрежение к процессуальным правилам можно обнаружить на примере Сент-Эдмундского дела (1645) [см. Сент-Эдмундсбсрийские ведьмы], когда, признав достоверность «призрачных показаний», судья Хейл фактически санкционировал салемские казни. В свою очередь Холт поворачивал судебные процессы в противоположную сторону: ни один из обвиняемых в колдовстве не был осужден во время его сессий. Под влиянием его авторитета нижестоящие судьи следовали его примеру; в равной же степени они подражали и Хейлу. На протяжении длительного времени эти личности имели большее влияние, нежели знаменитый Хопкинс Метью, — главный охотник на ведьм, лично ответственный за сожжение по крайней мере 68 человек, известных поименно, и, возможно, многих других, поскольку не все отчеты сохранились. Исступление Хопкинса продолжалось менее года (1645).

Существуют различные мнения о количестве казненных за колдовство в Англии, вплоть до 70000 за один лишь период действия Уложения короля Якова I (нелепая цифра, приведенная в книге «Социальная Англия» Джеймса Стила, 1903 год). Ивен полагает, что за все время действия законов, направленных против колдовства, т.е. с 1542 по 1736 годы, а практически за сто лет массовых казней с 1566 по 1685 гг., число жертв составило менее 1000 человек. Нет сомнения, что это максимально приближенные к истине данные, вытекающие из сохранившихся отчетов.

Агнес Уотерхаус, повешенная в Челмсфорде в 1566 году, была, очевидно, первым человеком, казненным за колдовство в Англии в Новое время. Элизабет Хоус была обвинена в 1564 году в околдовывании, приведшем к смерти, и, очевидно, была повешена выездной сессией в Эссексе, несмотря на то, что заявила суду о своей беременности. В 1565 году по аналогичному, видимо, обвинению в Кенте была повешена Джоан Байден. Последней повешенной стала Элис Молланд из Экстера. казненная в 1684г. После реставрации Стюартов в 1660 году происходило очень мало казней, и все обвинения в колдовстве основывались на нанесении тяжких телесных повреждений или убийстве. Последней во Внутреннем округе казнью за убийство с помощью колдовства стало повешение Джоан Нейвилл 3 сентября 1660 года. После казней в Сект-Эдмундсбери в 1662 году, следующая казнь состоялась не ранее 1674 года, когда Анну Фостер казнили за поджег амбаров. Мери Бегьюлэй была повешена в 1675 году в Честере, а в 1682 году в Эксетере повесили еще трех женщин (по приговору сэра Френсиса порта). Кроме того, в 1093 году в Бекклесе, Суффолк, вдова Чемберс, обвиненная в колдовстве, умерла в тюрьме предположительно после пытки «хождением» (Хатчинсон). Джейн Уинхем была последней, кого суд присяжных признал ведьмой в 1712 году в Хартфорде, но исполнение приговора было отложено. И в сентябре 1717 года в Лестере Джейн Клерк из Грейт-Уигтона вместе с сыном и дочерью стали последними обвиняемыми в колдовстве, но суд отклонил обвинения. В 1751 году толпа забила Руфь Осборн, подозревавшуюся в колдовстве. Зачинщик линчевания впоследствии был обвинен в убийстве и казнен. После 1700 года обвинитель сам подвергался опасности. Так, в 1701 году Ричард Хэтуэй обвинил в колдовстве Сарру Мордайк. Она была оправдана с оплатой судебных издержек, а Xэтуэй, «ложно обвинивший Сарру Мордайк в колдовстве без всякой на то причины и должного основания», был заключен в тюрьму, пока не вышел под залог с обязательством предстать перед следующей сессией («Архив государственного суда»). К середине XVIII века колдовство исчезло из законодательства.

По существу, философская основа колдовства как ереси была почти одинаковой во всех странах и во все периоды охоты за ведьмами, вне зависимости от того, какое законодательное оформление она получала. Книга Жакье Никола «Flagellum Haereticorum Fascinariorum» («Бичевание Еретиков»), изданная в 1458 году, охватывала те же территории, что и «Pandaemonium» Бове Ришара (1684), также как и широко распространенные в Англии труды классиков демонологии с континента, таких как Крамер, Шпренгер, Боден, Реми и де Ланкр [См. Ди, Джон].

Преследования колдунов в Англии отличались национальной самобытностью, ибо Ла-Манш предохранял страну от заблуждений, свойственных остальной Европе.

В Англии не было бесчеловечных пыток: ни страппадо, ни дыбы, ни тисков — ни одного из немыслимых инструментов немецких тюремщиков или инквизиторов. Конечно, жестокость имела место, и признания извлекались насильственным образом, особенно во время террора Хопкинса. Но есть разница между тисками или медленно нагреваемым железным стулом в Бамберге — и лишением сна, наложением жгутов на конечности, сажанием на хлеб и воду, которые были пределом жестокостей, применявшихся к колдунам в Англии.

В Англии никогда не сжигали ведьм заживо у столба — хотя это практиковалось повсеместно, включая Шотландию. Согласно английским законам, сожжение было наказанием за государственную измену, поэтому случаи сожжения были единичными, а в 1790 году эта казнь была вообще отменена. Марджери Джордан была сожжена в 1444 году за государственную измену, а то, что она прибегала к колдовству, было несущественно. Действительно, в 1432 году ее обвинили в колдовстве, затем освободили под залог, и обвинение было снято. Два священника, арестованные вместе с ней, также были освобождены. Матушка Лейкленд в 1654 году в Ипсвиче и Мери Оливер в 1659 году в Норвиче были сожжены за измену супружескому долгу — убийство своих мужей. Убийство же любого другого человека, совершенное другим способом, включая и колдовство, по закону каралось повешением, но не сожжением. Ложные представления о том, что в Англии когда-то сжигали ведьм, очевидно, возникли благодаря обманчивому заглавию памфлета, изданного в те годы:

«Исповедь матушки Лейкленд из Ипсвича, привлеченной к суду и осужденной за колдовство, и принявшей смерть через сожжение в Ипсвиче, в Суффолке, во вторник 9 сентября 1645 года».

Никогда в Англии не было массовых казней, обезобразивших Францию и Германию, где, согласно хвастливым заявлениям де Ланкра или записям городских хроник Бамберга или Вюрцбурга, за несколько недель заживо сгорало несколько сотен человек. Самые массовые казни в Англии — это повешение 19 ведьм в Челмсфорде в 1645 году или 9 ланкаширских ведьм в 1612 году.

Детальное описание оргий на шабаше, которое стало основой показаний обвиняемых во всех французских процессах, не встречается в английских судебных отчетах. В Англии шабаш состоял в тайном поедании соучастниками баранины в Малкольм-Тауэр [См. Ланкаширские ведьмы]. Единственный мальчик, рассказавший в суде о шабаше континентального типа, на поверку оказался подучен католическим священником. Благодаря Реформации в английских отчетах отсутствуют печальные истории одержимых дьяволом монахинь, которые, побуждаемые неутоленной страстью, часто обвиняли священников в аморальном поведении. Секс благоразумно молчал в веселой Англии — если не считать традиционных (и явно вымышленных) показаний восьмидесятилетних старух о половых сношениях с Дьяволом. «О шабашах, священнослужителях дьявола и сатанинских оргиях в Англии не может быть и речи», — писал Кеттридж.

Английские процессы имели свои специфические черты. Английские ведьмы и колдуны, как и все англичане, любили своих животных, и все суды были переполнены мелкими домашними животными — любимцами своих хозяев; этих животных суд считал бесенятами, домашними духами или дьяволами. Искусство прокалывания или обнаружения клейма дьявола, практиковавшееся также и на континенте, было прерогативой английских судов, редко обходившихся без этого испытания. Дети, при виде ведьм бившиеся в припадках и приходившие в себя, когда им удавалось расцарапать обвиняемого до крови, заставлявшие ведьму читать заклинания, подтверждающие ее виновность — тоже часть английского колдовства.

Относительная простота признаний обвиняемых в английских процессах, свободных от всевозможной сатанинской чепухи, была обусловлена отсутствием в Англии централизованного, высокоорганизованного корпуса обвинителей, подобного инквизиции, подгонявшей все показания под единый шаблон, вымышленный демонологами. Кроме того, непрерывная деятельность англиканской церкви, природный скептицизм и относительная кратковременность господства непримиримых кальвинистов уберегли Англию от формирования альтернативных протестантских церквей.

Доводы за и против веры в колдовство открыто обсуждались в Англии на протяжении почти 150 лет (с 1584 года) не только богословами и судьями, но и широкой общественностью. Писатели имели разные точки зрения на этот предмет. Нигде на континенте не было такого длительного обмена мнениями. Англия не могла избежать заблуждений, охвативших всю западную Европу, — количество веровавших в колдовство поражает, — но она была избавлена от наиболее мерзких особенностей французских и немецких судебных процессов. Даже во время сильнейших массовых истерий некоторые порядочные люди выступали против если не всей теории колдовства, то хотя бы нарушений процесса судопроизводства. Выступления против охоты на ведьм в те годы, когда она была своего рода патриотическим спортом — еще одна особенность Англии в истории колдовства.

Краткая история колдовства в Англии содержится в 60 статьях этой «Энциклопедии» и распределяется следующим образом:

Материалы дискуссий и тексты указов против колдовства см. в статьях: Генрих VIII: закон 1542г.; Эдуард VI: закон 1547 года; Елизавета: закон 15бЗ года; Яков I: закон 1604 года; Георг II: закон 1736 года.

Справки о важнейших судах: Челмсфордские ведьмы (1566), Сент-Осайтские ведьмы (1582), Уорбойские ведьмы (1593), Ланкаширские ведьмы (1612), Фавершемские ведьмы (1645); о процессах в Сент-Эдмундсбери и Челмсфорде ких процессах (1645) см. Хопкинс, Метью; Сент-Эдминдсбсрийские ведьмы (1662). См. также Фланэр, Маргарита и Филиппа (1618); Осборн, Руфь (17Ю; Бэтман, Мэри (1809); Кайтелер, Алиса (1324); Кобхем, Элеонора, герцо-гиня Глостерширская (1441).

Самые известные мошенники: Бартонский мальчик (1597); Билсонский мальчик (1620); Гюнтер, Анна (1604); Лестерский мальчик (1620); Обманщик из Пендла (об Эдмунде Робинсе) (1633); Дар- релл, Джон; Харснетт, Самуэль; Дети- обвинители.

О деятельности двух выдающихся юристов — см. Хейл, сэр Мэтью и Холт, сэр Джон; о Главном охотнике на ведьм — см. Хопкинс, Метью.

Наиболее значительные авторы, писавшие о колдовстве — см.: Бакстер, Ричард; Бове, Ришар; Кроуч, Натаниэль; Ферфакс, Эдвард; Гланвиль, Джозеф; Яков I, Мор, Генри; Перкинс, Уильям;

О тех, кто оспаривал веру в колдовство — см. Эйди, Томас; Филмер, сэр Роберт; Гиффорд, Джордж; Хатчинсон, Френсис; Скотт, Реджинальд; Вогстаф, Джон; Вебстер, Джон. См. также Ди, Джон,

 

Таблица Наказания за колдовство в Англии

 

3. Принципы неподсудности духовенства светскому суду и неприкосновенности убежища в храме не распространялись на обвиняемых в ведьмовстве. Согласно законам Елизаветы и Якова I за мужем казненной ведьмы сохранялись права на ее долю имущества, а за ее наследником — потомственный титул. При Елизавете ведьма, осужденная к пожизненному заключению, лишалась своей собственности. Годичное заключение всегда предусматривало публичное покаяние и четырехкратное осмеяние у позорного столба. В Уложении" Якова I добавлено еще пять наказаний смертной казнью за ведьмовство, что сделало его гораздо более строгим, чем "Уложение" Елизаветы. Билль 1736г., отменивший наказания, сохранил годичное заключение в тюрьме для тех, кто вызывается найти украденное или предсказывать будущее.

 

Основные суды над ведьмами в Англии, по сообщениям в современных памфлетах

Королева Елизавета I (1558-1603)

*(1566) Первые Челмсфордские суды. Допрос и признание некоторых ведьм в Челмсфорде, в графстве Эссекс, перед королевскими судьями месяца июля, 26 дня, года 1566 (1566).

1566 Дорсетский суд. Допрос и признание Джона Уолша перед мастером Томасом Уильямсом, комиссаром преподобного Уильяма, епископа Экстерского, по некоторым вопросам, касающимся колдовства и чародейства в присутствии раз-личных благородных господ и других лиц. августа 20. 1566 (1566).

1579 Абингдонские или Виндзорские ведьмы. Правдивый пересказ как странных, так и достоверных отвратительных и ужасных зло-деяний, совершенных Элизабет Стай л вместе с Рокинхемом. матушкой Даттон, матушкой Девелл и матушкой Маргарет. Четыре общеизвестные ведьмы, арестованные в Виндзоре, в графстве Беркшир, обвиненные и казненные в Абиигдоие, февраля 26 дня года 1579 (1579).

*1579 Вторые Челмсфордские суды. Расследование проклятых козней, осуществленных тремя ведьмами, осужденными на последней сессии суда в Челмсфорде, в Эссексе и казненными в апреле 1579 года (1579).

* 1582 Сент-Осайтские ведьмы. Полный и достоверный отчет о доносах, допросах и признаниях всех ведьм, арестованных в Сент-Осайте, графство Эссекс, когда некоторые были казнены, а другие признаны судом невменяемыми. Отчеты приведены В.В. в порядке их рассмотрения на суде. 1582 г. (1582).

*1589 Третьи Челмсфордские суды. Арест и допрос трех закоренелых ведьм, привлеченных к суду, справедливо изобличенных и казненных в Челмсфорде, графство Эссекс, июля 5 дня 1389 года. С приложением способов их дьявольских деяний и вызывания их духов, чьи формы при сем установлены доподлинно (1589).

1592 Матушка Аткинс из Пиниера. Самые грешные дела гнусной ведьмы, подобных которым много лет не зарегистрировано в Англии, использовавшей в своих целях некоего Ричарда Барта, слугу господина Эдли ига из Вудхолла в приходе Пиннер графства Мидлсекс, в миле от Харроу. Совершено недавно, о марте прошлого. 1592 года и заново признано соответствующим истине Г.Б.. магистром гуманитарных наук. (1593)

*1593 Уорбойские ведьмы. Наиболее удивительное и примечательное изобличение трех ведьм из Уорбойса, привлеченных к суду, обвиненных и казненных последней выездной сессией суда в Хантингтоне. (1593)

*1597 Бартонский мальчик (Томас Дарлинг). Самая замечательная и правдивая история некой ведьмы по имени Алиса Гудридж из Стейпеихидда. привлеченной к гуду и осужденной в Дерби на состоявшейся там сессии суда. А также правдивый отчет о странных мучениях Томаса Дарлинга, мальчика тринадцати лет, одержимого дьяволом, сопровождавшихся страшными припадками и ужасными видениями, описанными им в Бартоне-на-Тренте, в графстве Стаффорд, и о его чудесном исцелении. (1597)

[О памфлетной войне между Джоном Дарреллом и Самуэлем Харсиетгом см. специальные статьи]

Король Яков I (1603-1625)

1612      Нортхемптонские ведьмы. Ведьмы из Нортхемптоншира: Агнес Браун, Джоан Вохен, Артур Билл, Хелен Дженкинсон, Мери Барбер, казненные в Нортхемптоне 22 июля 1612 года (1612).

*1612 Ланкаширские ведьмы (Старуха Демдайк и старуха Четтокс). Удивительное изобличение ведьм в графстве Ланкастер с обвинением и судом над девятнадцатью ведьмами, пользовавшимися дурной славой, отправленными из тюрьмы на суд, состоявшийся в замке Ланкастер в понедельник, 17 августа прошлого, 1612 года в присутствии сэра Джеймса Элтхема и сэра Эдварда Бромлея. Составлено Джоном Поттсом (1613).

1613 Три бедфордских ведьмы. Книга о ведьмах, впоследствии осужденных и сожженных в Бедфорде в 1612-1613 гг. (1613).

*1618 Маргарет и Филиппа Флаувр (и Раттеркин, и герцог Ратлендский). Замечательное изобличение чар Маргарет и Филиппы Флауэр, дочерей Иоанна Флауэра, около Бевер-Кастла, казненных в Линкольне 11 марта 1618 года, специально при-влеченных к суду и осужденных по их собственному признанию себя виновными в умерщвлении лорда Росса, с приложением их отвратительных деяний, направленных против других детей достопочтенного Френсиса, герцога Ратлеидского, а также нескольких допросов и признаний Анны Бейкер, Джоан Виллимот и Элен Грин, ведьм из Лестершире (1619).

*1620 Билсонский мальчик (Уильям Перри). Мальчик из Билсоиа или достоверное изобличение последних общеизвестных мошенников из числа католических священников, виновных в поддельном экзорсизме или изгнании дьявола из мальчика по имени Уильям Перри (1622).

Король Карл I (1625-1649)

[Единственный серьезный скандал, происшедший во время его царствования, связанный с Эдмундом Робинсоном (Обманщиком из Пендла), не описан в памфлете.]

Гражданская воина и Английская республика (1642-1660)

*1643 Ведьма из Ньюбери. Несомненное, необыкновенное и правдивое изобличение ведьмы, совершенное членами Армии парламента, и как она переплыла реку Ньюбери, стоя на маленькой круглой доске, а также правдивое описание ее странной смерти (1643).

*1645 Челмсфордский суд Хопкинса (Ведьмы из Меннингтри). Правдивое и точное изложение некоторых сведений, допросов и признаний последних ведьм, привлеченных к суду и осужденных на прошлой сессии, состоявшейся в Челмсфорде в присутствии достопочтенного Роберта, герцога Уорвика и некоторых мировых судей 29 июля 1645 года (1645).

*1645 Фавершемские ведьмы. Допрос, признание, суд и казнь Джоан Уилфорд, Джоан Кериден и Джейн Холт, казненных в Фавершеме. в Кенте. ...подтвержденные собственноручно Робертом Гринстритом. мэром Фавершема (1645)

*1645 Хопкинса Сент-Эдмундские суды и сожжения. Правдивый отчет о привлечении к суду восемнадцати ведьм в Сент-Эдмундберри 27 августа 1645 года, а также список казненных (1645).

1646 Хопкинса Хаитингдонские суды.

Ведьмы из Хантингдона, их допросы и признания. Составлено Уильямом Давенпор- том (1645).

*1647 Краткий отчет об охоте на ведьм Хопкинса. Изобличение ведьм в ходе нескольких допросов; затем они предстали перед членами выездного суда графства Норфолк. Опубликовано Метью Хопкинсом, обнаружителем ведьм, для пользы всего королевства (1647).

1649 Сент-Олбенские ведьмы. Дьявольские наваждения или правдивый рассказ о Джоне Палмере и Элизабет Нот, двух общепризнанных ведьмах, недавно осужденных сессиями в Онере и Сент-Олбене (1649).

*1652 Уопингские ведьмы. Ведьмы ив Уопиига, или точное и подробное изложение биографии и дьявольских деяний Джоан Петерсон, обитавшей в Спрус-Айленде, около Уопинга, осужденной за занятия колдовством и приговоренной к повешению в Тайберме 11 апреля 1652 года, в понедельник (1652).

1652 Мейдстонские (Кентские) суды. Удивительная и трагическая история привлечения к суду. суда, признания и осуждения шести ведьм в Мейдстоне, графство Кент, на выездной сессии суда, состоявшейся в июле, 30 дня, в пятницу, текущего, 1652 года. Составлено на основе наблюдений Е.Дж., дворянина, ученого, присутствовашего при признании ими своей вины и вынесении приговора (1652).

*1652 Возлюбленная доктора Лэмба: суд над Анной Бодэнхем (чудо доктора Лэмба). Возлюбленная д-ра Лэмба, или страшные и ужасные сообщения из Солсбери, содержащие правдивое, полное и точное известие о великом и удивительном контракте и соглашении, совершенном между дьяволом и г-ой Анной Бодэнхем, со способом ее превращения в мастифа, черного льва, белого медведя, волка, быка и кота. Суд. допрос и признание... перед предводителем баронов Уайтом. Составлено Эдмундом Боуэиом, священником (1653).

Король Карл II (1660-1685)

*1662 Сент-Эдмундские ведьмы. (Роз Каллендер и Эми Дани). Суд над ведьмами во время выездной сессии в Сент-Эдмундсбери, графство Суффолк, в 10 день марта 1664 [1662] года (1682).

1674 Энн Фостер, ведьма. Полное и правдивое описание суда, осуждения и казни Энн Фостер... на месте для казней в Нортхемптоне с приложением того, как она по злому умыслу и с помощью колдовства предала огню все амбары и зерно и околдовала целое стадо овец (1674).

1682 Экстерские ведьмы. Суд, осуждение и казнь трех ведьм, а именно: Темпренс Лойд, Мери Лойд, и Сьюзен Эдварде, преданных суду в Эк стере 18 августе 1682 года (1682).

Последний памфлет

*1712 Джейн Венхем, ведьма из Уолкерна. Отчет, допрос и осуждение Джейн Венхем на предварительном дознании об околдовывании Мэтью Гилетона и Анны Тори из Уолкерна в графстве Герфорд (1712).

Примечания к описанию судов над ведьмами

1) В круглых скобках приведена дата публикации памфлета;

2) звездочкой отмечены случаи, которым посвящены специальные статьи в энциклопедии:

3) в царствование Елизаветы и Якова I было опубликовано около 50 памфлетов о знаменитых процессах над ведьмами в Англии. В царствование Карла I состоялось лишь полдюжины казней за колдовство, затем количество судов над ведьмами возрастает во время Гражданской войны и достигает своего пика в 1645 году.

Около 30 памфлетов описывают процессы, происшедшие в течение Гражданской войны и Республики. После 1660 г., несмотря на то, что судов над ведьмами становится меньше, памфлеты становятся многочисленнее (возможно, из-за того, что обвинение в колдовстве стало редкостью), и литературные столкновения развиваются вокруг известных процессов, таких, как суд над экстерскими ведьмами в 1682 г. и над Джейн Венхем в 1712 г.

Цитируется по изд.: Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996, с. 27-37.

Рубрика