Иран после завоеваний Александра Македонского

Иран после завоеваний Александра Македонского

Еще при Александре завоеванные области получили единообразное административное управление, причем проводилась тенденция разделения военного и финансового ведомств. Если во главе провинций он ставил сатрапов, то они обязаны были давать ему соответствующий отчет. Это ставило их в зависимость от царя.

Известно, какое исключительное значение для истории имеет основание городов. Эпоха Александра и его преемников была временем, когда особенно оживленно шло возникновение новых городских центров на востоке. Обычно город строился не на пустом месте, а уже существующее селение укреплялось, обносилось стеной, в пределах которой закладывалась новые здания государственного и общественного значения. Положение селения менялось юридически, оно получало право полиса, а также новое имя, данное ему основателем. Так будущая столица парфянских царей имела два имени: Ктесифон и Селевкия. Древнее селение Дура на Евфрате было обращено в крепость, и «греки называют этот город Еуропос». После завоевания Александра новой была лишь организация города, как государственного объединения, как полиса, который составляли свободные граждане. Организация полиса обусловливалась наличием греческого населения, греко-македонской колонии. В состав полиса не входили ни чужеземцы, ни рабы. Так в Селевкии греческая часть населения имела обычный для Греции совет трехсот и герусию. Персы и сирийцы имели самостоятельное, не зависимое от полиса, положение, составляя свои особые корпорации. Как в центре сатрапии, в Селевкии находился стратег и эпистат города, ведавший гарнизоном. Очень важным политическим и культурным явлением было распространение военных колоний на восток. Греческие и македонские военные колонии в Малой Азии, так называемые катойкии, имели свои наделы — клеры. Эти наделы были единицами для взимания налогов и все вместе составляли землю клерухов. Наделы эти выделялись из земли, считавшейся царской. Выморочная земля клерухов становилась вновь царской. Катойкия могла быть приписана к городу, и бывали случаи, когда такая военная колония получала права полиса. Для 312 года до н. э. известна македонская катойкия в Харране. Греческие военные колонии известны в Эдессе, Таксиле, Экбатане и др.

Урбанизация (лат. urbs — город) была в то же время средством эллинизации новых областей, способом их ассимиляции и колонизации. Для царя это было наиболее действенным способом утвердить свою экономическую мощь и политическое господство. Город выплачивал царю определенную сумму податей, а земля, предоставляемая городу, была собственностью царя. Для поселения в новые города Александром и его преемниками использовались военнопленные, которых обычно переселяли далеко от родных мест. Раненых и больных воинов оставляли в городах, где они пополняли уже имевшиеся греческие колонии. Основным населением городов было население восточное, за Тигром преимущественно персидское. Смешанные браки во многом способствовали взаимному влиянию местного населения и греков. Еще в 324 году в Сузах Александр открыто поощрял браки между македонскими солдатами и персидскими женщинами. Если греческий язык и был употребителен в городах, то провинция и деревня говорили по-прежнему на персидском, арамейском или другом языке и оставались верными прежним традициям. Основой благосостояния в Междуречье и в западных областях Ирана было рабовладение. Труд рабов и военнопленных применялся для возведения стен, крепостей, городских зданий. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вавилонские таблички конца IV века.

Объединение огромных областей, от Средиземного моря до Сыр-Дарьи и Инда, имело исключительное значение. В Селевкии — Ктесифоне, намечавшейся столице, скрещивались многочисленные «пути, соединявшие Среднюю Азию с Средиземноморьем, Кавказ с берегами Персидского залива. «Царский путь» из восточного Ирана на Селевкию и далее на Сарды или Антиохию оставался оживленным, что способствовало развитию торговых отношений, ремесла, производству и обмену всякого рода товаров в обширном государстве. Культ солнечного бога Митры завоевал себе место в Малой Азии, а греческий пантеон стал известен Бактрии. Быть может, не случайно « легендарное оказание, что греческим мастерам индусы были обязаны первым изображением Будды. В этом отношении большой интерес представляют монеты, чеканившиеся по греческому образцу в собственно иранских областях, например в Греко-Бактрийском царстве, и на много веков определившие характер монет Средней Азии. Символика греческих божеств и иранские культы находят здесь своеобразное отражение.

Значение эллинизации областей Ирана необходимо поставить в тесную связь с ориентализацией тех греко-македонских элементов, которые пришли в соприкосновение с древними культурными государствами востока, с Персией в частности. Наступление Ирана на запад при Камбизе и Дарии и экспансия греков на восток при Александре создали предпосылки для взаимного влияния, сказавшегося на всех сторонах государственной и культурной жизни Ближнего Востока.

История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Под ред. В.В. Струве, И.А. Орбели, И.П. Петрушевского. Л., 1957, с. 26-28.

Рубрика