Тикаль: скульптурные украшения

Тикаль: скульптурные украшения

В Тикале выявлено в общей сложности около 206 каменных монументов — стел и алтарей (в виде целых экземпляров или их крупных фрагментов). Из этого числа 32 — резные стелы, 18 —  резные алтари, 83 — гладкие стелы и 73 — гладкие алтари 664. В Группе «A» из этого общего числа находилось 50% всех резных стел (18), 50% всех гладких стел (41) и свыше 30% резных алтарей (7).

В городе, как и в большинстве других центров майя классического периода, наблюдается четкая привязанность каменных монументов к архитектурным сооружениям. Большинство стел Тикаля так или иначе связано с храмами. Стелы устанавливались либо на площади, перед фасадом храма (особенно по бокам от центральной лестницы), либо на уступах пирамидального основания,  либо внутри храмовых помещений (редко). Особым видом архитектурных сооружений Тикаля, связанных с каменными монументами, является оригинальный комплекс «пирамид-близнецов», но и здесь стела с алтарем установлены внутри специального помещения 665.

По предположению У.Ко, каждый монумент был связан со «своим» зданием (храмом) лишь до момента перестройки или разрушения последнего, после чего стела тоже теряла свое значение и ее выбрасывали или разбивали («портили» тем или иным способом), как, например, случилось со стелами 26 и 31 666.

Интересную особенность Тикаля составляют тайники с ритуальными приношениями и дарами, которые устраивались обычно «под» или «вблизи» основания стелы. Всего таких тайников отмечено около 44. Они представляют собой разного рода ямки, содержащие характерный набор ритуальных предметов из кремня, обсидиана, нефрита, керамики и раковин, прикрытых сверху слоем известкового раствора или плоским камнем. Видимо, в I тысячелетии н. э. ни одна стела (будь то резная или гладкая) не возводилась без одного или нескольких таких тайников (caches) с ритуальными дарами 667.

В позднеклассическое время в тайники под стелы клали стандартный набор приношений из 9 «фигурных» (eccentric) кремней и 9 кусочков обсидиана с резными изображениями ритуальных символов и божеств майяского пантеона 668.

В настоящей работе рассматриваются лишь резные стелы (32) Тикаля, которые, помимо календарных дат по эре майя, дают еще богатый изобразительный материал.

Ниже дана таблица с подробной характеристикой всех резных тикальских стел (см. табл. 3), с их датами по календарю (или по стилю) и классификацией по «классам» 669 и группам мотивов.

В Тикале стелы с твердо прочитанными календарными датами устанавливались с 292 г. н. э. (стела 29) до 889 г. н.э. (стела 11).

При изучении стел Тикаля археологи установили, что большинство древних монументов было переставлено и повреждено. Это явление было названо «ненормальное положение стел». Среди таких нарушений следует отметить следующие:

а) перестановка старой стелы в другое место;

б) разбивание древних стел и последующая установка их фрагментов;

в) намеренная порча резных изображений и текстов на стелах. Эта черта особенно важна, так как указывает на изменение отношения к правящей иерархии, представители которой изображались на монументах. Что такие разрушения стел делались намеренно, говорит тот факт, что порче или уничтожению часто подвергалась не вся стела, а лишь лицо или всё изображение главной человеческой фигуры.

Установлено, что из 78 ранних монументов (резких и гладких), находившихся на Главной площади и Северной Террасе, около 40% было сброшено со своих первоначальных мест, и частично разбито, частично переставлено. Это событие могло произойти в конце классического периода, когда было сооружено большинство известных в Тикале стел. Явление «ненормальности» в положении стел позволило американским археологам выдвинуть предположение о причинах упадка культуры майя в конце I тысячелетия н. э. Согласно этой гипотезе, порча и перестановка ранних стел была связана с социальными потрясениями внутри общества майя, а прекращение установки таких монументов указывает на крах многолетней власти знати и жрецов и поддерживаемых ими художественных традиций 670.

Мне представляется, что данная гипотеза не соответствует действительности. Весь характер «ненормальностей» по отношению к стелам и самое главное хронологические рамки этих «актов вандализма» убедительно свидетельствуют в пользу того, что, во-первых, они осуществлялись на протяжении всего классического периода (а не только в конце его); а во[1]вторых, составляли вполне нормальную часть широко распространенных тогда церемоний и ритуалов 671.

Особенно важной представляется мне взаимосвязь стелы с храмовой постройкой.  Так, стела 26 была обнаружена в заднем помещении трехкомнатного раннеклассического рама 5D-34 на Северном Акрополе (Храм Красной Стелы), не претерпевшего существенных изменений вплоть до конца существования Тикаля, в разбитом состоянии — в виде кучи обломков. Вероятно, стела стояла первоначально на площади, перед фасадом храма;  потом, в конце раннеклассического этапа, была разбита и в обломках втащена наверх, в заднюю комнату храма. Там обломки сложили в кучу и сделали в их честь ритуальные приношения, а над всем этим поставили каменный алтарь 672.

На южной стороне Северного Акрополя находится позднеклассический храм Str. 5D-33-1. Внутри его пирамиды обнаружены остатки двух, более ранних платформ от раннеклассических храмов: Str. 5D-33-2 и 5D-33-3. Стела 31, видимо, стояла первоначально у основания храма Str. 33-2, украшенного зооморфными масками из штука. Ее дата — 525 г. н.э. Спустя какое-то время стела подверглась ритуальному «убийству», т.е. ее разбили.

Затем большой фрагмент верхней части стелы принесли в заднюю комнату двухкамерного храма Str. 33-2 и установили в яме в полу храма, хотя и в наклонном положении. Далее, майя обожгли монумент огнем костра, разбили возле него глиняные жаровни и, разрушив храм Str. 33-2, засыпали его обломками и стелу. Над всеми этими руинами был возведен новый храм — Str. 33-1 (VIII в. н.э.) 673.

Перед фасадом лестницы храма Str. 5D-32, лицом к Главной площади, стояла стела 6 (дата 514 г. н.э.). Согласно всем находкам, храм 5D-32 на Северном Акрополе относится к позднеклассическому периоду (начало VII в. н.э.). Таким образом, этот монумент явно был переставлен к данной постройке из какого-либо другого места 674.

Тикальские монументы можно классифицировать и по изображенным на них мотивам. Взяв наиболее типичные и часто повторяющиеся из них, я выделил для классического периода следующие три группы мотивов:

Группа I — «военная»: изображает правителя города-государства в батальных сценах, либо вооруженным в сценах триумфа, на фоне связанных пленников и т. д.

Группа II — «династическая»: в ней представлен правитель с атрибутами и символа[1]ми своей власти (стоящий со скипетром и щитком или ритуальной полосой, сидящий на троне и т.д.).

Группа III — «ритуальная»: правитель, участвующий в разного рода обрядах и общающийся с богами.

Цитируется по изд.: Гуляев В.И. Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе). М., 1979, с. 120-122.

Примечания

664 Coe W.R., 1962, p. 487.

665 Satterthwaite L., 1956, p. 25–29.

666 Coe W.R., 1962, p. 495, 496.

667 Ibid., p. 496.

668 Ibidem.

669 Satterthwaite L., 1958.

670 Thompson J.E.S., 1954, p. 102.

671 Satterthwaite L., 1958, p. 71.

672 Coe W.R., 1971, p. 45.

673 Ibid., p. 48.

674 Ibid., p. 50.

Таблица 3

Tags
Рубрика