Остров Ява: население

Остров Ява: население

Э.А. Лалаянц

Население острова Ява

Доложено на заседании Восточной комиссии Географического общества Союза ССР 29 марта 1956 г.

Остров Ява, пятый по величине остров Индонезии, имеет площадь 126 тысяч кв. км. Он расположен в экваториальной зоне южного полушария между 6° и 8°30' южной широты и 105° и 115° восточной долготы. Длина острова составляет 1050 км, наибольшая ширина около 205 км.

К востоку от Явы находится небольшой остров Мадура (6 тысяч кв. км), составляющий с нею одно целое не только в экономическом и административном, но по существу и в физико-географическом отношении, так как пролив Сурабая между Явой и Мадурой имеет ширину всего 2—4 км. Ява Является центром экономической, политической и культурной жизни всей Индонезии.

Население Явы внесло решающий вклад в национально-освободительную борьбу индонезийского народа против голландских колонизаторов. На Яве в 1945 г. была провозглашена независимая Индонезийская республика, и по сегодняшней день этот остров остается центром борьбы свободолюбивого и талантливого индонезийского народа за дальнейшее укрепление национальной независимости и социальный прогресс Индонезии, за мир во всем мире.

В административном отношении Ява делится на три провинции — Западная Ява, Центральная Ява и Восточная Ява, включающая Мадуру. Провинции состоят из резидентств (керезиденанов); резидентства в свою очередь подразделяются на области (кебупатены). Области объединяют по несколько районов (кеведананов). Каждый район делится на волости (кечаматаны). Волость включает территорию нескольких общин.

* * *

Ява — страна вулканов, и трудно на ней отыскать такое место, откуда не виден какой-либо вулканический конус. На острове насчитывается 136 вулканов, из них 28 действующих. Яванские вулканы постоянно извергают большие массы пепла, реже изливают лаву. Извержения вулканов, конечно, причиняют большой материальный ущерб расположенным вблизи полям и селениям, но в то же время они обогащают почву питательными веществами 1. После извержения вулканов образуются новые

___________

1. Р. В. ван-Беммелен, Геология Индонезии, М., 1957, стр. 21.

[30]

слои почвы с высоким содержанием растворимых соединений кальция, азота, магния и фосфора, резко повышающих плодородие почвы 2.

Ява находится в зоне тропического муссонного климата. На низменностях и небольших высотах (до 700—800 м над уровнем моря) климат экваториальный с равномерной температурой в течение всего года (25 — 27°С) и большим количеством осадков (более 2000 мм). Почти повсюду на Яве 3/4 всех дней солнечные. Сезонные колебания темпера[1]туры незначительны (2—3°), суточные колебания достигают лишь 8— 10°, На Яве густая сеть рек, большинство которых течет на север и имеет сток в Яванское море. У яванских рек крутое падение русел, и они обладают значительными ресурсами энергии.

21% поверхности острова покрыт влажным тропическим лесом. Об[1]разно описал тропический лес Бернардин де Сен-Пьер: «Повсюду видны эбеновые, каучуковые, оливковые и коричные деревья, среди которых выделяются то тут, то там группы пальм, чьи стройные и голые стволы, возвышаясь на стофутовую высоту, своими верхушечными кронами образуют своеобразный лес, растущий над другим лесом. И все это переплетено вьющимися растениями, перебрасывающимися с дерева на дерево и образующими то замысловатые витые узоры на стволах, то не[1]проницаемую массу зелени. Большая часть зелени источает ароматические запахи...».

Некоторые дикорастущие растения имеют большое хозяйственное значение (тиковое дерево, бамбук и др.).

Недра Явы содержат различные полезные ископаемые: каменный уголь, нефть, железную, марганцевую, медную и полиметаллические руды, золото, серебро, серу, фосфориты и т. д.

* * *

Из 86,5 млн. человек населения Индонезийской республики 55,6 млн. проживает на Яве, что представляет разительный контраст с численностью населения других островов Индонезии. Например, население Суматры насчитывает 12,4 млн. человек, Сулавеси — 6,3 млн., других островов — еще меньше 3.

Ява — один из наиболее густонаселенных районов земного шара. Средняя плотность превышает 400 человек на 1 кв. км. Во внутренних районах острова она значительно выше; на территории бывших султанатов Суракарта и Джокьякарта, например, плотность населения составляет более тысячи человек на 1 кв. км. Наряду с этим на западе Явы (Бантам) в засушливых районах или в районах с неплодородными почвами средняя плотность населения составляет менее 130 человек на 1 кв. км. Население острова быстро растет.

Ежегодный прирост населения Явы в 1950— 1957 годы составлял 800 тысяч человек. Быстрый рост населения за последнее столетие не был признаком повышения жизненного уровня, который для подавляющего большинства яванцев все время оставался крайне низким. На рост населения влияло расширение сельскохозяйственного и промышленного производства на Яве за последние десятилетия. В некоторой степени быстрому росту населения благоприятствовало улучшение здравоохранения и прежде всего проведение профилактических мероприятий по борьбе с. инфекционными заболеваниями, что привело к некоторому уменьшению смертности, в особенности детской 4.

_____________

2. Э. Добби, Юго-Восточная Азия, М., 1952, стр. 183.

3. Kurt Witthauer, Die Bevolkerung der Erde. Verteilung und Dynamik, Gotha, 1958, S. 126—127.

4. K. Helbig, Zu Mahamerus Fiissen, Leipzig, 1954, S. 15.

[31]

Рост численности населения острова Ява (вместе с о. Мадура) (тыс. человек)*

Год

Коренное население

Китайцы

Арабы

Европейцы

Прочие

Всего

 

 

 

 

 

 

 

1860

12 514

149

6

12669

1870

16 233

175

8

37

16453

1880

19 233

207

11

44

19 803

1890

23 609

242

14

55

23 920

1900

28 386

277

18

72

28 753

1905

29 979

295

19

73

30 366

1920

34 429

384

28

134

3

34 978

1930

40 981

582   

42

193

11

41 719

1956

54 000

55 000

 

 

 

 

 

 

 

 

* V. Purcell, The Chinese in, Southeast Asia, London — New York — Toronto, 1951, p. 443.

Несмотря на тяжелые условия жизни и недостаток земли на острове, яванцы неохотно эмигрируют. Так, например, на соседнюю Суматру, несмотря на давление голландских властей, в 1932 — 1941 гг. переселилось всего около 140 тыс. жителей Явы, в основном крестьян и сельскохозяйственных рабочих. Организованное переселение яванцев производилось и после войны. В 1950— 1953 гг. на Суматру переселились около 200 тысяч человек. Основных районов сосредоточения населения на Яве можно выделить три 5.

Плотность населения на острове Ява

1. Северная равнина, простирающаяся вдоль побережья острова от Джакарты на западе до Проболинго на востоке, где развито поливное рисосеяние и возделывание сахарного тростника. В волости Адиверно плотность населения составляет 2400 человек на 1 км, что является наибольшей величиной для сельских местностей Явы. Это, вероятно, наивысшая плотность сельского населения в мире.

В этом районе находятся главные портовые города Явы: Джакарта— столица Индонезийской республики с населением три с лишним миллиона человек (1930 г .— 533 тыс.), Сурабая— 1 млн. человек (1930 г. —342 тыс.), Семаранг — 373 тыс. человек.

2. Район межвулканических понижений центральной Явы (котловины Соло, Мадиуна, Брантаса). Здесь сосредоточено около трети населения Явы. Жители заняты почти исключительно сельским хозяйством.

______________

5. Э. Добби, Юго-Восточная Азия, стр. 200.

[32]

В этом районе только два крупных города — Джокьякарта (274 тыс. человек) и Суракарта (369 тыс.). *

3. Район плантационного земледелия — Бандунг — Гарута. Крупный город этого района — Бандунг с населением 839 тыс. человек (1930 г .— 167 тыс.).

Этническая карта острова Ява

В этническом отношении население Явы состоит из яванцев (около 40 млн. человек), занимающих северо-западную и центральную части острова; сунданцев (10 млн.), проживающих на западе острова; мадурцев (4,6 млн.), переселившихся в восточную часть Явы с соседнего острова Мадура. Этнической границей между яванцами и сунданцами считается р. Пемали. Яванцы, сунданцы и мадурцы по своим расовым при[1]знакам принадлежат к южной ветви монголоидной расы. Обобщенный физический тип яванцев — небольшой рост (150— 155 см); женщины обычно ростом ниже мужчин; пропорциональное сложение тела; коричневый, до светлых тонов, иногда с оливковым оттенком цвет кожи; широкое, с сильно развитыми скулами, лицо; черные, гладкие или слегка волнистые волосы; раскосые глаза черного или карего цвета. Физический тип сунданцев и мадурцев такой же, хотя сунданцы обычно ниже ростом, чем яванцы.

* * *

Население острова Ява говорит на языках, относящихся к обширной семье малайско-полинезийских языков. В более узком смысле яванский, сунданский и мадурский языки принадлежат к западной группе индонезийских языков (в которую входят также языки народностей, населяющих острова Суматра, Ява, Калимантан). В прошлом большое влияние на яванский язык оказал санскрит 6, что объясняется тесными экономически[1]ми и культурными связями, существовавшими в средние века между Индией и Индонезией. Для яванского языка характерно наличие нескольких социальных диалектов и жаргонов, употребляемых либо внутри определенных социальных групп, либо для общения между ними. Тот или иной социальный диалект в яванском языке употребляется в зависимости от социального положения, ранга, происхождения, степени родства, пола, возраста людей, участвующих в разговоре, или же лица, о котором идет речь. Несоблюдение этого рассматривается как нарушение

___________

6. «Indonesische taalstam» («Encyclopaedie van Ncderlandsch Oost-Indie», Bd. II S.-Gravenhage, 1917), S. 144.

[33]

правил вежливости, социальной и возрастной субординации. Коротко охарактеризуем социальные диалекты и жаргоны яванского языка.

Нгоко. В специальной лингвистической литературе нгоко рассматривается как один из социальных диалектов яванского языка 7. Мы, однако, полагаем, что поскольку нгоко употребляют для общения между собой бедняки, т. е. большинство яванцев, он по существу является на[1]родной основой яванского языка, составляя его основной словарный фонд. Нгоко в других социальных группах применяют взрослые в раз говоре с детьми, дети между собой и вышестоящие лица, беседуя с подчиненными; в последнем случае нгоко выступает в качестве социального диалекта.

Кромо. Этот социальный диалект отличают 600 — 700 слов, которые употребляются интеллигентами в разговоре между собой.

Кромо-инггил. В этот социальный диалект входит около 290 слов. Кромо-инггил используется подчиненными лицами при обращении к вышестоящим лицам, а также всеми яванцами, когда речь идет о боге или о высокопоставленном лице, или о чем-то, касающемся высокопоставленного лица. Кромо-инггил можно сравнить с ломоносовским «высоким штилем» в русском языке XVIII века.

Мадиа. К этому социальному диалекту относится около 60 слов, используемых вышестоящими лицами при разговоре с пожилыми подчиненными в знак уважения к последним.

Баса-кедатон — жаргон, употреблявшийся при дворах крупных яванских феодалов (султанов, князей) мужчинами в обращении друг к другу и женщинами в обращении к мужчинам. Употребление этого жаргона относится главным образом к прошлому, хотя и сейчас некоторые яванские феодалы, несмотря на то что они стали лишь чиновника[1]ми нового республиканского режима и не имеют феодальной политической власти, все же пытаются сохранить старый феодальный этикет в своем ближайшем окружении.

Баса-касар. К этому жаргону относятся слова, которые в русском языке принято называть «нецензурными», а также терминология преступного мира («блатной язык»).

В портовых городах распространен жаргон торговцев, моряков. Его называют на Яве «языком берега».

Точное соблюдение всех правил применения того или иного социального диалекта весьма трудно усваивается теми, для кого яванский язык не является родным, что наряду с другими причинами явилось препятствием для выдвижения яванского языка в качестве общеиндонезий[1]ского.

Сунданцы говорят на сунданском языке, мадурцы — на мадурском. Лингвистически все три языка (яванский, сунданский и мадурский) очень близки, имеют одинаковый грамматический строй, их основной словарный состав в значительной степени один и тот же.

После образования в 1945 г. независимой Индонезийской республики ее государственным языком, «бахаса-индонесиа», был объявлен язык малайцев Суматры, который также принадлежит к западной группе индонезийских языков, лингвистически близок к яванскому и широко рас[1]пространен по всему архипелагу благодаря малайским купцам и мореплавателям. В настоящее время, когда в Индонезии выдвинут лозунг «одно отечество, один народ, один язык», среди яванцев, сунданцев и мадурцев все шире распространяется этот единый индонезийский язык. Он

___________

7. L. С. Damais, Les formes de politesse en javanais moderne («Extrait du Bulletin de la Societe des etudes indochinoises», Saigon, nouvelle serie, 1950, vol. XXV, № 3).

[34]

применяется сейчас на Яве во всех школах, государственных учреждениях 8. На индонезийском языке издаются журналы, газеты, книги. Почти каждый житель Явы поэтому двуязычен.

* * *

На Яве проживает свыше миллиона китайцев. Половина китайского населения Явы сосредоточена в городах Джакарта, Семаранг, Бандунг и Сурабая. Первые китайские переселенцы в Индонезии появились в XVII веке из провинции Фуцзянь, и сейчас большинство китайцев в Индонезии — это переселенцы или потомки переселенцев из южного или юго-восточного Китая. В начале XIX века на Яве и Мадуре уже насчитывалось около 100 тыс. китайцев. Особенно возросло число китайцев на Яве в период 1920— 1930 гг. В настоящее время большинство китайцев, проживающих на Яве, являются ее уроженцами, и только 25% родились за границей. Мужчины среди китайского населения численно преобладают над женщинами (по статистике, 1000 на 642). Объясняется это прежде всего тем, что многие китайцы — кули и, как правило, являются холостяками, так как из-за своего тяжелого материального положения не могут содержать семью. На данных статистики отразилось и то, что по индонезийскому закону женщина любой национальности, выходя замуж за индонезийца, причисляется к национальности мужа. Вопрос об официальном статуте китайских иммигрантов в Индонезии урегулирован. В апреле 1955 г. между Китайской Народной Республикой и Индонезией было достигнуто соглашение по вопросу о двойном гражданстве проживающих в Индонезии китайцев, которое было ратифицировано в декабре 1957 г. Это соглашение дает право лицам китайской национальности самим решать, гражданами какой страны они желают быть — Китая или Индонезии.

На Яве проживает также около 50 тыс. арабов, главным образом из Хадрамаута, и около 30 тыс. индийцев.

До второй мировой войны на Яве насчитывалось около 200 тыс. голландцев — чиновников, торговцев, людей свободных профессий, владельцев предприятий по первичной обработке местного сырья, плантаторов. Во время войны и после нее значительная часть голландцев покинула пределы Индонезии.

В западной части Явы проживают бадуи, в восточной — тенгерезы. Численность бадуи и тенгерезов — всего 4—4,5 тыс. человек. Племена бадуи и тенгерезов — это остатки древнего веддоидного населения Явы, занимавшего весь остров до его заселения монголоидами.

* * *

Сельское хозяйство является основой экономики Явы, и подавляющее большинство яванских трудящихся — крестьяне и рабочие, занятые в сельскохозяйственном производстве. В сельской местности проживает 87% населения Явы.

Главной отраслью сельского хозяйства является земледелие. Благоприятные климатические и почвенные условия способствуют интенсивному ведению его. На Яве возможно получение двух, а в некоторых случаях трех урожаев в год, однако для большинства однолетних культур повсюду требуется искусственное орошение во время засушливого сезо-

__________

8. «Современная Индонезия», М., 1955, стр. 48.

[35]

на. Крестьяне террасируют склоны многих вулканических конусов, что объясняется нехваткой сельскохозяйственных земель. Деревни и рисовые поля, расположенные на террасах, подходят к кратерам вулканов на расстояние нескольких километров. В настоящее время большая часть территории острова занята культурной растительностью.

Основными сельскохозяйственными культурами в яванском земледелии являются: рис, кукуруза, сахарный тростник, маниок, бобовые, каучук, чай, табак, кофе. Продовольственные культуры выращиваются исключительно в крестьянских хозяйствах; на плантациях, которые занимают примерно 10% обрабатываемой площади (около 1 млн. га), раз[1]вито производство только технических культур: каучука, чая, кофе, сахарного тростника и табака 9.

Иностранцам — голландцам, американцам и англичанам принадлежат 96% крупных плантаций на Яве. На иностранных плантациях работает более полумиллиона сельскохозяйственных рабочих.

С глубокой древности наиболее важной сельскохозяйственной культурой яванцев является рис, выращиваемый на заливных террасовых по[1]лях. Рис сеют все яванцы, занимающиеся земледелием. После того как рис сжат, на том же поле яванские крестьяне сажают кукурузу, маниок, бобовые, батат, испанский перец, арахис, табак.

Огромное значение для населения Явы имеет кокосовая пальма. Нет, пожалуй, ни одной части кокосовой пальмы, которая не использовалась бы человеком.

С начала XVII века на Яве стали выращивать табак. В 1690 г. возникли первые кофейные плантации, в середине XIX века — плантации чая. Голландские колониальные власти обязали сельские общины отвести за крайне малую цену или даже бесплатно 7б площади полей для возделывания предписанных властями экспортных культур (кофе, хинная кора, чай, табак, индиго, пряности — корица, гвоздика, ваниль, имбирь, черный перец, красный стручковый перец, мускатный орех) 10. Эта так называемая «система культур», просуществовавшая с 1830 по 1870 г., легла тяжелым бременем на плечи яванского крестьянства.

Основные продовольственные культуры Явы, как правило, разводятся на орошаемых полях. Оросительные системы, используемые яванскими крестьянами, большой древности; они состоят из водоподъемных сооружений, искусственных резервуаров, каналов для отвода воды на отдаленные участки. Современные оросительные сооружения обслуживают в первую очередь крупные плантации.

Тягловой силой служат буйволы или волы. Широкое распространение имеют изготовленные домашним способом плуги, которые целиком делаются из дерева. Такие плуги не переворачивают, а лишь разрыхляют землю. Для многих крестьян единственными орудиями пока остаются мотыга и сажальный кол. Рис убирают при помощи небольшой бамбуковой палочки, в которую вделана поперечная планка с воткнутым в нее лезвием бритвы.

После риса важнейшим продуктом питания на Яве, как, впрочем, и повсюду в Юго-Восточной Азии, является рыба. В морях, омывающих Яву, вылавливается свыше 1500 видов рыбы. Рыболовством жители занимаются не только на морских побережьях, но и во внутренних районах: на болотах, на затапливаемых рисовых полях и в пересекающих их каналах, в озерах, реках и искусственных прудах.

__________

9. «Экономическое положение капиталистических стран в 1955 году», 1956. стр. 260.

10. Н. И. Зибер, Община и государство в Нидерландской Индии («Отечественные записки», т. CCL V, СПб., 1881, март), стр. 112.

[36]

Бороньба. Картина индонезийского художника Басуки Абдуллы

Рыборазведение является, кстати сказать, одним из средств борьбы с москитами — разносчиками малярии, в связи с чем в настоящее время поощряется разведение рыб даже в самых маленьких водоемах.

Часть выловленной рыбы потребляется в свежем виде, остальная либо вялится на солнце, либо засаливается, либо перерабатывается в острый рыбный соус, который пользуется большой популярностью у населения Явы и называется «трассие».

Значительную долю морского улова составляют ракообразные, которых яванцы охотно употребляют в пищу. Панцири крабов, измельченные в порошок, смешивают с орехами арековой пальмы, и эту смесь используют вместо жевательного табака. В реках рыбу ловят разнообразными способами: удочками и сетями разной величины и вида, ставят верши, загороди с приманками, применяют временно одурманивающие рыбу коренья — туба. Для прибрежного лова используют маленькие лодки, управляемые чаще всего одним человеком. Нередко вблизи берега рыбу ловят и без помощи лодок: рыбаки заходят по пояс в воду и расставляют сети. В тех местах, где ожидается ход рыбы вдоль берега, устраивают бамбуковые преграды, которые вынуждают рыбу заходить в квадратные ловушки, изготавливаемые также из бамбука.

Животноводство является второстепенной отраслью сельского хозяйства, так как недостаток пастбищ препятствует его развитию.

* * *

Для социально-экономических отношений в сельском хозяйстве Явы характерны сильные феодальные и даже дофеодальные пережитки. Наряду с высокоразвитым капиталистическим плантационным хозяйством еще существует местами общинная собственность на землю.

Голландские колонизаторы стремились сохранить сельские общины на Яве для того, чтобы управлять крестьянскими массами, используя местную эксплуататорскую верхушку, что несколько вуалировало характер колониальной эксплуатации, отводило ненависть масс, от их главного

[37]

врага, переключало ее на местных эксплуататоров и давало возможность голландским колонизаторам даже выступать в роли третейских судей.

Сельские общины продолжают существовать на Яве и после ликвидации колониального режима, однако большинство из них в настоящее время выступают лишь как административно-территориальные единицы — в них уже произошло классовое расслоение крестьянства и одержал победу принцип частной собственности.

Процесс разложения сельской общины идет по линии выделения в частную собственность отдельных семей сначала домов, дворов, скота, а затем и пахотной земли, лесов, пастбищ и вообще всей земли. В конце концов в собственности общины остаются лишь постройки, имеющие общественное значение: молитвенный дом (мечеть), одновременно служащий во многих местах школьным зданием, общинный загон для буй[1]волов, забор или живая изгородь вокруг деревни или хутора, общинный амбар, из которого даются ссуды зерна на условии возвращения с процентами после урожая. В некоторых районах Явы существуют также общинные ремесленные мастерские и небольшие кирпичные заводы.

Частная собственность на землю постепенно вытесняет практику периодического перераспределения общинных земель и углубляет классовое расслоение в современной яванской деревне. Если в 1882 г. на Яве частная собственность на землю существовала в 18% общин, то в 1927 г. таких общин было уже 39%. В настоящее время частная собственность на землю существует по крайней мере в 90% общин. Есть общины, вся земля которых принадлежит помещику, и крестьяне арендуют ее. Лишь в небольшом числе сельских общин земля и в настоящее время периодически перераспределяется ежегодно или реже (иногда раз в пять лет).

В современной яванской деревне налицо эксплуататорская верхушка — кулаки, ростовщики и купцы. Есть и помещики из числа старой феодальной знати и разбогатевших кулаков.

В 1955 г. 70% хозяйств из числа владевших собственной землей имели менее 0,5 га земли каждое, 25% — от 0,5 до 1 га, 3% — от 1 до 2 га, 1,5% — от 2 до 5 га (кулацкие хозяйства) и 0,5% хозяйств имели более 5 га земли (помещичьи хозяйства) 11.

Свыше 35% крестьянского населения на Яве вообще не имеет земли.

Многие безземельные крестьяне нанимаются батраками, другие арендуют землю у кулаков и помещиков на кабальных условиях.

Среди населения, промышляющего рыбной ловлей, также наблюдается усиление кулачества, использующего безземельных крестьян в качестве наемной рабочей силы и присваивающего себе львиную долю улова благодаря тому, что дорогостоящие средства лова (необходимые сооружения, сети, лодки и т. п.) сосредоточены в его руках.

Одной из разновидностей эксплуатации в сельском хозяйстве Явы является долговая кабала, в которую нередко попадают крестьяне. Должник не имеет права покинуть деревню без разрешения своего кредитора[1]ростовщика, обязан покупать у него товары, выполнять любую работу по его указанию, причем заработанные деньги идут на погашения долга.

Ростовщики скупают земли обедневших крестьян жестоко эксплуатируют мелких деревенских кустарей, становятся хозяевами мануфактурных и мелких фабричных предприятий.

До сих пор на Яве не проведена земельная реформа.

Одна большая деревня или комплекс небольших близлежащих деревень образует самостоятельную сельскую общину (деса).

Территория отдельных общин бывает различна — от нескольких бау

____________

11. Д. В. Беклешев, Экономика и внешняя торговля Индонезии, М., 1956, стр. 50.

[38]

до трех-четырех сотен бау (1 бау = 0,17 га). Население общины составляет в среднем 800—900 человек. В центральной части Явы, где встречаются селения и в 10 тысяч человек, они состоят обычно из группы сельских общин.

Правовой основой социальных отношений внутри сельской общины в значительной степени является обычное право (адат). Нормы адата распространяются на область управления, распределения налогов и повинностей среди крестьян. Во главе общины стоят староста и общинный совет. Кроме того, на западе Явы, а также кое-где в других частях острова имеются советы старейшин.

Даже в тех сельских общинах, где сохраняется общинная собственность на землю, члены их почти не принимают участия в управлении делами, хотя и присутствуют на общих собраниях, созываемых старостой по поводу распределения налогов и повинностей, праздников и других торжеств, общих сельскохозяйственных мероприятий, проступков отдельных членов общины и т. д.

Выборы старосты общины и общинного совета издревле являлись нормой обычного права. Формально и в настоящее время старосты общин выбираются населением. Практически, однако, еще во время голландского колониального режима было введено назначение старост властями. В период 1945— 1948 годов принцип выборности старосты и общинного совета населением проводился в жизнь. Жители обоего пола, достигшие 18-летнего возраста, избирали старосту общины и общинный совет. В состав общинного совета мог быть избран любой крестьянин старше 18 лет, независимо от того, владел он землей или нет. Местные органы власти (советы народных представителей и исполнительные советы) избирались общинными советами и были ответственны перед ними.

В сентябре 1948 г. реакционное правительство Хатта приостановило действие демократических положений о сельском самоуправлении. Это решение, несмотря на протесты прогрессивной общественности, еще не отменено 12.

В общинах, где налицо глубокое классовое расслоение, эксплуататорская верхушка сама подбирает из числа кулаков нужного ей кандидата на должность старосты, и эта кандидатура затем утверждается властями.

В различных местностях должность старосты имеет различные на[1]именования. Например, в резиденциях Бантам, Пекалонган, Семаранг, Пасуруан и ряде других она именуется «лурах» (loerah) или «петингги» (petinggi). В резиденциях Тегал и Багелен — «бекель» (bekel).

Староста общины собирает налоги и распределяет повинности (ремонт дорог, строительство общинных построек, присмотр за плотинами, кладбищами), организует ночную охрану селений и полей. Староста в виде жалованья за свою должность получает определенный процент от суммы налогов, причитающихся с общины, и определенное количество риса, освобождается от всех повинностей, распоряжается общинной кассой, которая по существу нередко не отделена от его личной кассы. Крестьяне бесплатно обрабатывают землю старосты. В общинах, где дом старосты является местом пребывания канцелярии общины, крестьяне содержат этот дом, а также, если необходимо, строят для старосты новый дом.

В зависимости от численности крестьян в общине и размеров общинного хозяйства число членов общинного совета колеблется от 2 до 50. В число членов общинного совета входят: заместитель старосты, писарь,

_________

12. Л. Я. Дадрани, Государственный строй Индонезии, М., 1957, стр. 65.

[39]

Женщина из Джокьякарты (Картина индонезийского художника Сударсо)

духовное лицо — амиль (amil) и его помощники. Амиль часто является и школьным учителем.

В некоторых общинах сохраняются еще советы старейшин — социальный институт обычного права. Старейшинами — пинитува (pinitoewa), или камитува (kamitoewa), могут считаться люди из-за их преклонного возраста и богатства или по другим обстоятельствам (например, благодаря совершению паломничества в Мекку). Часто старейшинами бывают бывшие старосты и члены общинного совета. Число старейшин колеблется в различных общинах от двух до восьми. Старейшины имеют, влияние яри разрешении различных правовых вопросов, например при разделе наследства 13.

____________

13. L. van den Berg, Het inlandsche Gemeentewezeti op Java en Madoera («Bijdra[1]gen tot de taal-, land- en Volkenkunde van Nederlandsch-Indiё», LI I, S.-Gravenhage, 1901), z. 77.

[40]

Мужчины-яванцы в национальных костюмах

Нормы обычного права действуют и в отношении различных проступков. Некоторые общины имеют даже собственные «уголовные кодексы». Наказания по обычному праву носят в настоящее время лишь административный характер и состоят в денежных штрафах, увеличении повинностей. Налагаются наказания за невыполнение обязанностей по отношению к общине, неподчинение приказам старосты или членов общинного совета, нарушение норм морали и общественного порядка.

Для вступления в общину нового члена требуется согласие старосты, а в некоторых общинах — и членов общинного совета.

* * *

Яванская деревня состоит чаще всего из граничащих друг с другом, обсаженных фруктовыми деревьями или другой растительностью дворовых участков, которые изредка разделяются водоотводными каналами.

В некоторых деревнях жилые дома с пристройками стоят на общем участке и располагаются тесно, часто беспорядочно. Если в построенных таким образом деревнях жители сажают небольшие садики, то их в край[1]нем случае отгораживают невысокими дамбочками (насыпями). Дом старосты, как правило, располагается на общем земельном участке между жилищами рядовых крестьян. В рисоводческих районах деревни

[41]

вытягиваются вдоль дамб, окаймляющих оросительные каналы. Деревня окружается общей, часто живой, изгородью, которая делается выше и крепче, чем изгороди между домами. В центре деревни часто имеется площадь с посаженным на ней деревом варингин (индийская смоковница), считающимся священным. По-явански деревня — кампунг (каш[1]poeng).

Сельские дома строятся из бамбука. Они чаще всего одноэтажные, стоят непосредственно на плотно утрамбованной земле; лишь у сунданцев встречаются дома на сваях.

Яванский дом не имеет окон, и лучи солнца проникают в помещение лишь через дверь и щели в сплетенных из расщепленного бамбука стенах. Крыша четырехскатная, кроется черепицей, дранкой, деревянными дощечками, расщепленным бамбуком или листьями 14. Особое помещение предназначается для кухни, одновременно служащей столовой. На земляном полу стоят широкие деревянные лавки высотой примерно 50 см. В одной «комнате» на лавках спят, в другой на таких же лавках едят. В кухне находится небольшой очаг.

Яванский крестьянин проводит в доме обычно лишь часы ночного сна или отдыха в самое жаркое время дня. На пристроенной к переднему фасаду крытой веранде женщины прядут, ткут и выполняют другие хозяйственные работы, спасаясь от палящих лучей солнца. Сельский дом строится на одну семью. Зажиточные яванцы делают к дому пристройку для приема гостей.

Около дома богатого крестьянина обычно размещаются служебные постройки: рисовый амбар на высоком каменном фундаменте с плетены[1]ми стенами, конюшня для буйвола или лошади. Каменные дома встречаются только в больших деревнях.

В старых яванских селениях сохраняется специальный общественный «мужской дом» — лангар (langgar), в котором еще в конце XIX века происходили сельские сходы. Там, где здания «мужских домов» еще сохранились, они заняты в настоящее время под школы, а собрания членов общины происходят в доме старосты либо на открытом воздухе.

* * *

Лишь 13% населения Явы проживает в городах; но развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве обусловливает постоянный отлив из деревни, в связи с чем численность городского населения быстро растет.

Самодеятельная часть городского населения тесно связана с промышленным производством. Численность промышленного пролетариата, занятого на фабриках, заводах и железнодорожном транспорте (Ява имеет развитую сеть железных дорог, общая длина которых составляет 4697 км), оценивается в 500 тысяч человек 15. До 2 млн. человек работает в кустарной промышленности.

Фабрично-заводская промышленность сосредоточена в крупных городах — Джакарте, Сурабае, Бандунге, Семаранге, Суракарте, Джокья[1]карте. Кустарная промышленность преобладает во внутренних районах Явы. Позиции национальной буржуазии в промышленности еще довольно слабы, что объясняется особенностями исторического развития Индонезии.

________________

14. А. Р. Уоллес, Тропическая природа, М., 1956, стр. 57.

15. В. А. Антипов, Экономико-географическая характеристика Явы, как важней[1]шей части Индонезии (автореферат диссертации), М., 1955, стр. 9.

[42]

Сфера деятельности индонезийской национальной буржуазии ограничена в основном мелким кустарным производством. В промышленности всей Индонезии и, в частности, Явы большую роль играет иностранный капитал. Значительная часть средних кустарных предприятий (с числом рабочих от 10 до 50 человек) находится в руках китайской буржуазии 16.

На Яве значительно развита кустарная промышленность по производству различных плетеных изделий из пальмовых листьев, рисовой соло[1]мы, тонких стволов пальмы ротанг. Из пальм и бамбука ремесленники изготавливают разнообразные сосуды, домашнюю утварь, сельскохозяйственный инвентарь, циновки, стены для хижин, ловушки для рыб, шляпы. Из дерева же яванские ремесленники-кустари делают лодки, обувь рабочий инструмент. Из стволов бамбука изготавливают каркасы легких свайных жилищ, подвесные мосты через реки и пропасти, из воздушных досковидных корней некоторых деревьев — доски для столов, колесные диски для телег.

Резьба по дереву, рогу, камню, по твердой скорлупе кокосового ореха имеет широкое распространение.

Высокое развитие получила обработка металлов. Кузнец есть в каждом яванском селении. Мастера по художественной обработке металлов достигли большого совершенства в изготовлении крисов — национального яванского оружия. Яванцы весьма искусны в изготовлении предметов из меди и разнообразнейших украшений из серебра, золота, латуни. Гончарное производство развито слабо. Глиняные сосуды, употребляемые в хозяйстве, не имеют поливы, пористы и ломки, однако пористость способствует охлаждению воды при жарком климате.

Условия работы в яванской промышленности очень тяжелые. Вот как описывает Е. Шевелева труд работниц на текстильной фабрике батика 17:

«Мы входим в смрадный черный цех, разделенный как бы на каменные ячейки. За каменными заборчиками сидят женщины, дети. Одни что-то дорисовывают, видимо, накладывают дополнительные рисунки на почти готовые штуки батика, другие варят, третьи стирают. Оказывается, люди и работают, и живут здесь. Это их рабочее место и их жилище. В помещении стоит кислый и пряный запах... В одной из каменных ячеек мы видим женщину, полулежащую на мятой листве. Перед ней на коленях другая женщина, и что-то крохотное, живое копошится у нее в руках. Это ребенок, который родился здесь, в цехе, два часа тому назад» 18.

Городские ремесленники зависят от ростовщиков, которых не могут избежать, будучи опутаны обязательством возвратить полученные ссуды, уплатить за сырье. Продукция яванских тружеников лишь в незначительной своей части попадает непосредственно от ремесленников к потребителям через рынок. Посредники присваивают до 75% стоимости продукции ремесленников.

* * *

Более чем трехвековое господство голландских колонизаторов затормозило развитие производительных сил и культуры Индонезии. Хотя население Явы характеризуется наиболее высоким культурным уровнем

________

16. Там же, стр. 13.

17. Батикование — разрисовка тканей при помощи воска. На белую ткань тонким слоем растопленного воска наносится рисунок. При последующей окраске ткани места в рисунке, залитые воском, остаются неокрашенными. Заливание воском и окрашивание производятся несколько раз в зависимости от количества желаемых цветов и оттенков в рисунке.

18. Е. Шевелева, На острове Ява («Знамя», 1954, № 10), стр. 126.

[43]

в Индонезии, однако и в 1957 г. лишь 50% его было грамотным. К 1961 г. правительство рассчитывает ввести обязательное начальное обучение 19.

Сознание большей части населения опутано религиозными суевериями и пред[1]рассудками. Официально население Явы исповедует мусульманскую религию, которая начала проникать в Индонезию в XIII веке и особенно распространилась в XV веке благодаря широким торговым связям с северо-западным побережьем Индии. Ислам на Яве сильно перемешан с индуистской религией, которая была распространена здесь до его проникновения.

В яванских народных суевериях существует масса добрых гениев и злых демонов индусского происхождения, к которым яванцы присоединили еще шайтанов и джинов мусульманской мифологии.

Среди яванцев распространено почитание умерших. Каждая община чтит своего, в большинстве случаев легендарного, основателя, а каждая семья устраивает один раз в год поминальный обед в честь умерших родных и, прежде всего, родителей.

Нормы мусульманского права оказывают огромное влияние на семейные отношения. Не запрещается бракосочетание в детском возрасте и многоженство, распространенное среди помещиков, кулаков и других богатых людей 20. Добиться развода мужу значительно легче, чем жене.

Национальные особенности народностей Явы ярко проявляются в искусстве — в народных танцах и народном театре.

Некоторые танцы требуют длительного обучения и исполняются лишь после тщательной отработки каждого движения и жеста. Яванские танцы возникли как пляски воинов, как религиозные обряды; теперь же некоторые из них превратились в народные развлечения. Наиболее изящны танцы центральной Явы. Два самых известных из них — бедайа и серимпи; их исполняют профессиональные танцовщицы.

Широко распространен народный театр теней — ваянг пурво. Представления этого театра устраиваются обычно в праздничные дни, например по случаю окончания полевых работ, артистами, переезжающими из деревни в деревню.

В доме старосты между двумя резными деревянными стойками натягивается большой экран из белой ткани. Зрители располагаются перед экраном на циновках. Актер — даланг сидит позади экрана, двигает

________________

19. Сукарно, Индонезия, М., 1956, стр. 35.

20. И. Вольф, В стране тысячи островов, М., 1954, стр. 107.

[44]

Танец джогед. Картина индонезийского художника А.А.Г. Собрата.

 [45]

Куклы из яванского театра теней

куклы и ведет рассказ по ходу спектакля. Кукла делается плоской из тонкой буйволовой кожи. В руках, ногах и голове куклы устроены шарниры и даланг приводит ее в движение при помощи длинных палочек. Свет от горящей керосиновой лампы отбрасывает увеличенную тень куклы на экран. Представление идет под национальный оркестр — гамелан. В гаме[1]лане имеются ударные инструменты типа ксилофона, гонги, барабаны, также смычковый инструмент — рабаб. Представления длятся по девять[1]десять часов в течение нескольких дней, начинаясь вечером и заканчиваясь лишь с наступлением утра. Сюжеты спектаклей берутся из древ[1]него яванского эпоса.

На Яве существует также театр масок — ваянг гопенг, обязанный своим происхождением театрализованным религиозным обрядам. В театре масок выступают профессиональные актеры. Содержание исполняемых пьес рассказывает даланг, скрытый от глаз зрителей. Представление идет под аккомпанемент гамелана, обычно под открытым небом и без декораций.

В спектаклях клоуны в масках разыгрывают комические сценки, имеющие злободневный характер.

Все шире распространяется на Яве драматический театр европейского типа — ваянг оранг, в котором актеры играют без масок. Эти театры исполняют пьесы В. Шекспира, Р. Тагора, Л. Н. Толстого, А. М. Горь-

[46]

кого, пьесы голландских писателей конца XIX века 21. Эти театры Ставят также произведения индонезийских авторов, отображающие жизнь трудящихся масс.

* * *

В заключение нельзя не упомянуть об одежде яванцев. Обычной одеждой женщин является кайн — подобие юбки и кабайя — жакет в талию с длинными рукавами. Кайн обертывается вокруг тела, а на его конце делается несколько складок. Низ кайн отстоит от земли всего на несколько сантиметров. Кайн не следует путать с саронгом, у которого оба края сшиваются и который обычно является домашней одеждой. Кайн, кабайя и саронг шьются из батикованной ткани. Поверх кабайи через плечо набрасывается шарф — сленданг. Для сленданга может быть использована любая красивая ткань. На ногах яванки носят туфли на высоких каблуках или деревянные сандалии (с каблуком высотой 2— 7 см) самых разнообразных фасонов, цветов и форм. Каблуки сандалий разрисовываются, на них делаются различные узоры, изображающие дракона с раскрытой пастью или цветы. Тесемки у сандалий делаются из посеребренных или позолоченных ремешков. Многие яванки-мусульманки носят чадру, которая, однако, не закрывает их лица, а повязывается вокруг головы.

От солнца яванки защищаются разноцветными зонтиками. Даже самые бедные женщины обязательно носят серьги — это украшение неотделимо от национальной одежды женщин Явы.

Мужчины-яванцы носят кайн-панджанг (полотнище батикованной ткани) или саронг. У талии кайн-панджанг придерживается широким поясом с металлической пряжкой. Сзади за пояс втыкается крис. Кайнпанджанг свисает ниже колен, под ним носят брюки длиной до подъема ноги. Поверх кайн-панджанг надевают полосатую легкую рубашку типа пижамной — каламби. Головным убором яванца служит батикованный платок; один его угол обычно опускается над ухом. Распространенным головным убором мужчин-яванцев, как и жителей других островов Индонезии, является черная бархатная шапочка — куплук. Среди городского населения в настоящее время все шире распространяется одежда

европейского покроя. Однако даже в городах яванцы, идя в мечеть, надевают национальную одежду. Многие яванцы не носят обуви главным образом из-за ее дороговизны.

__________

21. М. Алексеев, Народный театр Индонезии («Огонек», 1954, № 43), стр. 19.

[47]

Э.А. Лалаянц. Население острова Ява // Цитируется по изд.: Страны и народы Востока Выпуск I. География, этнография, история. Под ред. акад. В.В. Струве. М., 1959, с. 30-47.

Рубрика