Древняя Мексика

Древняя Мексика

Появление человека на территории Мексики относится к весьма далеким временам. Он жил здесь, по-видимому, еще в эпоху верхнего палеолита — 20— 15 тысяч лег тому назад. Источниками существования первых люден были охота, рыбная ловля, собирание диких плодов.

Многочисленные археологические находки в различных районах страны являются памятниками культуры, обозначаемой часто в научной литературе термином «Средняя культура». Она характеризовалась переходом к оседлому образу жизни, развитием земледелия, гончарного и ткацкого производства, религии и искусства. Наиболее ранние стадии «Средней культуры» датируются примерно серединой первого тысячелетия до н. э.

В бассейне рек Рио-Гранде и Колорадо в конце первого тысячелетия до н. э. жили полукочевые племена, которые

[10]

судя по археологическим данным, занимались охотой и собирательством. К IV — VII векам н. э. они перешли к оседлому образу жизни, а их основным занятием стало земледелие с искусственным орошением. У них появились также гончарное и ткацкое ремесла. В дальнейшем эти племена стали строить большие глинобитные дома, в которых жили сотни людей (XI — XIII века). Один или несколько таких домов составляли целое селение. Обнаружив эти постройки на территории, населенной рядом родственных по языку и культуре индейских племен, испанцы дали последним общее название «пуэбло» 1.

У индейцев пуэбло существовал родовой строй со значительными элементами матриархата. В их верованиях доминировал культ сил природы.

В первых веках н. э. высокого уровня развития достигла одна из древнейших в Мексике и вообще на американском континенте цивилизация майя. Главные центры ее были первоначально расположены возле озера Петен-Ица и к юго-востоку от него, а также в долине реки Усумасинты. Здесь уже имелись крупные города Тикаль, Копан, Паленке и другие с многочисленным населением, монументальными архитектурными сооружениями и т. д.

К X веку большинство этих городов было оставлено населением, которое стало постепенно передвигаться в северном направлении. Причиной переселения явилось, по-видимому, истощение почвы вследствие подсечно-огневого способа земледелия. Некоторые исследователи объясняют это передвижение вторжением извне. В результате центр культуры майя переместился на полуостров Юкатан, где быстро выросли города-государства Чичен-Ица, Майяпан, Ушмал. В XI веке эти города объединились в союз, подчинивший себе почти весь полуостров. Однако в дальнейшем между участниками сою за началась борьба, в ходе которой Майяпан одержал победу и установил во второй половине XIII века свою гегемонию на Юкатане. В течение почти двух столетий продолжалось господство правителей Майяпана из рода Кокомов.

В XV веке против них выступили правители ряда небольших областей, объединенные силы которых разрушили Майяпан (1441 г.), после чего Юкатан снова распался на отдельные враждующие друг с другом мелкие государственные образования.

__________

1. Т. е. «селение», «деревня» (исп.).

[11]

Общество майя (X — XV века) характеризовалось значительной социальной дифференциацией. Во главе городов[1]государств стояли наследственные правители (халач виники), назначавшие управителей подвластных им селений и городов батабов. Господствующую прослойку составляли знать и многочисленное жречество во главе с верховным жрецом, являвшимся советником халач виника. Знать владела плантациями какао, пасеками, соляными месторождениями, имела много рабов. Часть ее занималась торговлей.

Жители каждого селения составляли территориальную общину с значительными родовыми пережитками. Сельскохозяйственные работы общинники обычно производили коллективно. Такой же порядок соблюдался при охоте и рыб[1]ной ловле. Население обязано было обрабатывать поля знати и платить ей подати натурой, а также работать на строительстве храмов, домов знати, дорог и других сооружений. Для переноски грузов и выполнения наиболее тяжелых работ использовались рабы. В рабство обращали военнопленных, преступников, должников, сирот. Рабами становились также свободные люди, вступавшие в брак с рабом или рабыней, и дети рабов. Работорговля была распространена весьма широко.

Таким образом, при сохранении ряда институтов родового строя у майя развивались и элементы рабовладельческого общества.

Майя создали древнейшую из известных в Америке куль[1]туру, оказавшую сильное влияние па соседние народы. Значительного развития достигли у них земледелие (разведение кукурузы, бобов, тыквы, какао, хлопка, перца, табака, различных фруктовых деревьев), которое являлось основным занятием населения, пчеловодство, а также ремесла и торговля. На высоком уровне находилось искусство, в частности архитектура, скульптура и живопись. Значительны были успехи майи в области математики и астрономии. На рубеже нашей эры ими была создана впервые в Америке иероглифическая письменность. После многих предпринимавшихся в течение последнего столетия безуспешных попыток дешифровки письменности майя советскому ученому Ю. В. Кнорозову удалось в 1952 г. решить эту задачу: он установил

принципы расшифровки и дал основу для прочтения сохранившихся надписей и рукописей майя 1.

________

1. Гм. Ю. И. Кнораиоп, Система письма древних майя, М., 1955.

[12]

В религии древних майя главную роль играл культ бога неба Ицамна, а также богов дождя и четырех стран света. Их религиозные верования включали мифы о происхождении мира, примитивные объяснения некоторых природных явлений, представление о загробной жизни и т. д.

Соседями майя были сапотеки (современный штат Оахака), олмеки (южная часть штата Веракрус, Табаско), тотонаки, жившие к северу от Веракруса. В устье реки Пануко, на северо-восточном побережье Мексики, обитали уастеки, говорившие на языке майя, но по уровню развития культуры стоявшие значительно ниже их.

В Центральной Мексике (долина Мехико, или, как ее называли в древности, Анауак 1) во второй половине первого тысячелетия высокого развития достигла культура толтеков, о которых более или менее достоверные сведения имеются примерно с VI века. У них были большие города, крупнейшим из которых являлся Теотиуакан (к северо-востоку от озера Тескоко). В этих городах развивалась торговля, имелись монументальные постройки и скульптурные изображения. Толтеки имели письменность и календарь, возникшие под влиянием письменности и календаря майя. В религии толтеков центральное место занимал культ божества Кецалкоатла, к которому в дальнейшем прибавился культ Тескатлипоки — бога неба и Уицилопочтли — бога войны. Примерно в X веке в связи с стихийными бедствиями, восстаниями, религиозными распрями и вторжениями чужеземных племен произошло крушение культуры толтеков. Столица толтеков Теотиуакан была оставлена населением, переместившимся к западу от озера Тескоко в Ацкапоцалько.

Толтекская цивилизация погибла под ударами вторгшихся в долину Анауак с севера воинственных племен науа, которых называли «чичимеками», что первоначально означало «варвары». Среди племен науа главную роль играли на первых порах кулуа, центром которых стал Кулуакан, на южном берегу озера Тескоко. Другим крупным городом-государством был Тескоко, расположенный на восточном берегу того же озера. В конце XIV — начале XV века значительно усилились тепанеки, которые подчинили себе Кулуакан, Тескоко и зависимые от них поселения в долине Анауак. Под их властью оказался и Теночтитлан, основанный ацтеками (принадлежавшими к той же группе племен, говорящих на

____________

1. На языке науа «страна у воды».

[13]

языке науа и пришедших в долину в XII веке) около 1325 г. на острове озера Тескоко.

В 1426 г. ацтеки Теночтитлана вступили в союз с Тескоко и Тлакопаном (на западном берегу озера Тескоко). Сломив господство тепанеков, союзники стали вести войны с соседними племенами, в результате чего постепенно подчинили себе всю долину Анауак. Вскоре ацтеки добились гегемонии в союзе трех племен. Они стали играть главную роль в продолжавшихся войнах, сумели распространить свою власть на всю Центральную Мексику и покорить ее население. Вместе с тем в начале XV века ацтеки усвоили культуру, сложившуюся к этому времени в долине Анауак в результате длительного и сложного процесса развития, на которое значительное влияние оказали цивилизации майя и толтеков. Кулуакан и Тескоко являлись крупными центрами этой культуры на ранней стадии развития, а с возвышением в начале XV века Теночтитлана наступил период ее расцвета.

Основой хозяйства ацтеков являлось земледелие, основанное на искусственном орошении. Главной сельскохозяйственной культурой была кукуруза, разводились также бобы, тыква, томаты, какао, хлопок, табак. И з домашних животных и птиц ацтеки знали лишь собаку, индюка и некоторые породы кур и уток.

Значительного развития достигло у ацтеков ремесло: гончарное производство, ткачество, обработка металлов. На довольно высоком уровне находилась строительная техника, позволявшая сооружать плотины, каналы, а также похожие на крепости жилые дома из кирпича-сырца или камня. На рынках Теночтитлана и других поселений велась оживленная меновая торговля.

Ацтеки жили родами, во главе которых стояли выборные лица. 20 родов подразделились на четыре фратрии (кальпулли), каждой из которых соответствовал определенный квартал в Теночтитлапе. Во главе каждой фратрии стояли выборные вожди, ведавшие как военными, так и гражданскими делами. Главный военачальник ацтеков (тлакатекутли), избиравшийся из представителей определенного рода, являлся фактически их верховным правителем как в период войны, так и в мирное время. Он выполнял также и важные жреческие функции. Ацтекский военачальник и имевшийся при нем совет осуществляли общее руководство военными действиями всех участников союза. Как указывал Ф. Энгельс, общественный строй объединения, возглавлявшегося ацтеками, представлял собою «сою з трех племен, подчинивший себе и обязавший данью

[14]

Ацтекский календарь (солнечный камень)

[15]

несколько других племен и управлявшийся союзным советом и союзным военачальником» ! В то же время в своих внутренних делах каждый из союзников сохранял полную самостоятельность.

У ацтеков существовало общинное землевладение: земля находилась в собственности фратрий и родов, вожди которых передавали ее в пользование общинникам.

С возникновением имущественного неравенства и рабства усилилось выделение родовой знати. Непрерывные войны способствовали укреплению власти верховного правителя, которая фактически стала наследственной.

Все это свидетельствует о разложении родового строя у ацтеков, которые в XV — начале XVI века находились на стадии постепенного перехода к классовому обществу 2.

Изобразительное искусство ацтеков характеризовалось высоко развитыми архитектурой и скульптурой. У них был солнечный календарь, построенный в основном по календарной системе маня. Ацтекская письменность, напоминавшая по типу толтекскую, находилась в зачаточном состоянии. Она была пиктографической, с некоторыми элементами иероглифического письма.

Религия ацтеков характеризовалась наличием многобожия. Центральное место в их пантеоне занимал почитав[1]

______

1. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953, стр. 110.

2. Испанские завоеватели искусственно присвоили общественному устройству американских индейцев привычные им самим атрибуты феодального строя. Ацтекское общество они рассматривали как абсолютную монархию во главе с королем или императором, с наследственным дворянством, крепостными и т. и. Указанная точка зрения была поддержана буржуазной историографией. Против этой фальсификации решительно выступил в конце 70 начале 80-х годов X IX в. известный американский ученый Л. Г. Морган, который, как указывал Ф. Энгельс, впервые подверг исторической критике первоначально основанные на недоразумении и преувеличенные, а затем и прямо лживые сообщения испанцев (X. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 86). Морган характеризовал строй ацтеков как поенную демократию и утверждал, что они, так же как и другие оседлые индейцы Америки, стояли ко времени завоевания лишь на средней ступени варварства. Эту точку зрения разделял в основном и Ф. Энгельс, опиравшийся на исследования Моргана. Но Энгельс о то же время подчеркивал, что ацтеки опередили в своем развитии новомексиканских индейцев пуэбло (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. X V I, ч. 1, стр. 86). Новейшие научные данные вполне подтверждают этот вывод и свидетельствуют о том, что ацтекское общество достигло более высокого уровня развития, чем родовой строй. Об этом говорят, в частности, работы ряда современных мексиканских и других ученых (К. Морено, А. Касо, К. Бош Гарсии, П. Армильяса, А. Монсона, Д. Вайяна, Ф. Каца).

[16]

шийся еще толтеками бог войны Уицилопочтли, в честь которого производились массовые кровавые человеческие жертвоприношения. Чрезвычайно велико было значение могущественной касты жрецов, которые оказывали огромное влияние не только на духовный мир ацтеков, но и на все стороны их повседневной жизни.

По мере разложения родового строя верхушка ацтекского общества усиливала ограбление и жестокую эксплуатацию как своих сородичей, так и покоренных племен. В XV веке в правление Ицкоатла (1428— 1440 гг.), Монтесумы I (1440— 1469 гг.), Ашаякатла (1469— 1479 гг.) и их преемников велись многочисленные войны, в ходе которых ацтеки не только одержали победу над племенами, жившими в долине Анауак, но, перейдя через горы, дошли до побережья Тихого океана и Мексиканского залива. Побежденные племена они облагали данью, иногда отнимали у них часть земли, а многих жителей уводили в плен. Значительная часть пленных приносилась в жертву ацтекским богам, остальные пре[1]вращались в рабов и обрабатывали земли, использовались для строительства храмов и других сооружений, а также в качестве домашних рабов.

Подобное отношение ацтеков к подвластным им племенам приводило к частым восстаниям среди последних и усиливало сопротивление ацтекам со стороны тех племен, которые они пытались подчинить. В 70-х годах XV века серьезное поражение ацтекам, предпринявшим поход в Мичоакан, нанесли тараски. В правление Ауицотла (1486— 1503 гг.) восстания подняли Тласкала и Чолула. Сапотеки сумели разгромить ацтекские войска, двигавшиеся к перешейку Теуантепек.

Еще более затруднительным стало положение ацтеков при следующем правителе — Монтесуме II (1503— 1520 гг.). Его попытка снова подчинить Тласкалу окончилась полнейшим провалом. Усилившиеся разногласия с долголетним союзником Теночтитлана — Тескоко привели в 1516 г. к разрыву союза между ними 1.

Все это ослабляло ацтеков перед лицом нависшей над ними угрозы, исходившей от испанских завоевателей, которые в 1518 г. высадились на побережье Мексиканского залива.

___________

1. Большой фактический материал по истории ацтеков, их общественному строю, социально-экономическим отношениям, культуре имеется в  работах Дж. Вайяна, История ацтеков (пер. с англ.), М., 1949; F. Katz, Die sozial-ökonomischen Verhältnisse bei den Azteken im 15. und 16. Jahrhundert, Berlin, 1956.

[17]

Цитируется по изд.: Очерки по новой и новейшей истории Мексики. 1810-1945. Под. ред. М.С. Альперовича и Н.М. Лаврова. М., 1960, с. 10-17.