Кушанское царство: расцвет городов

Кушанское царство: расцвет городов

О развитии хозяйства в странах, входивших в ее состав, достаточно яркое представление дают археологические данные. Таковы прежде всего материалы, свидетельствующие о развитии поселений городского типа.

Как уже отмечалось, за греко-бактрийским царством в ан-

[168]

тичной исторической традиции сохранилась слава страны тысячи городов. Этого не говорится о державе Кушан, которая вообще была плохо известна античному миру. Но ряд данных, и прежде всего археологические исследования, показывает, что именно кушанский период был временем подлинного расцвета городской жизни в Бактрии, Гандхаре, Систане и соседних областях.

К середине II века н. э. относится составленная Клавдием Птолемеем сводка географических сведений, известных античному миру. В Арее он называет 35 городов и деревень, в Паропамисадах — 16, в Драпгиане—11, в Арахосии—12. Арен, через которую проходила основная торговая магистраль, была лучше известна античному миру, поэтому Птолемей и располагал о ней значительно более полной информацией. Особенного расцвета достигают города в Бактрии, столица которой недаром сохранила в средневековой традиции прозвище «матери. Городов». В Бактрии Птолемей называет 18 населенных пунктов, причем все они, по его словам, были городами. По сообщениям источников, население Бактрии во II веке до н. э. достигало одного миллиона.

Центр страны, древние Бактры (Бахл, Балх), видимо, в какой-то период играл роль столицы кушанской державы 37. Центр Бактр в это время окончательно переместился к югу от Бала-Хисара и занимал территорию Нового Балха 38. По сравнению с греко-бактрийским периодом произошел заметный рост обжитой территории. Особенно густо был населен район Тепе-Заргаран. Вокруг города была возведена новая стена, которая не ограничивала всей площади города: целый ряд строений находился и за ее пределами, образуя пригород. В частности, там была построена из сырцового кирпича грандиозная ступа (буддийский культовый памятник), остатки которой ныне известны под названием Топи-Рустам. Видимо, в густо застроенном городе внутри крепостных стен трудно было выбрать место для значительного культового» сооружения.

В результате работ советских исследователей был изучен ряд городских поселений в северной Бактрии. Установлено, что важным центром северной Бактрии был Термез. На кушанский период приходится пора расцвета этого крупнейшего городского поселения 39. Культурные слои Термеза этого вре-

______________

37. «История династии Поздняя Хань» сообщает, что владетель Большого Юечжи имеет пребывание в г. Ланьши, т. е. в том же городе, который, по отчету Чжан Цяня, является столицей Дахя и скорее всего соответствует Бастрам.

38. Gardin, Ceramiques, pp. 107, 108.

39. Массон М., Термезская экспедиция; «Труды Термезской археологической комплексной экспедиции», Ташкент, т. I— 1940 (1941); т. II — 1945.

[169]

мени достигают шести метров. В пригородах располагались керамические и железоделательные мастерские. Там же находились два крупных буддийских монастыря — ныне развалины Чингиз-Тепе и Кара-Тепе.

Возможно, остатками буддийской ступы, построенной, так же как и ступа в Бактрах, из сырцового кирпича, являются развалины, известные под названием Зурмала. Кроме Термеза в северной Бактрии существовал и ряд других, менее значительных городов. Наибольшего расцвета они достигли в первые века нашей эры. Особый интерес представляют остатки небольшого города кушанского периода — ныне городище Кей-Кобад-шах в низовьях р. Кафирниган 40. Этот город был построен во II—I веках до н. э. В отличие от Термеза или Бактр, где стихийно разраставшиеся кварталы обводились крепостной стеной, Кей-Кобад-шах был построен по заранее продуманному плану. Прямоугольник крепостных стен окружал пространство в 12 га. Стена была усилена выступающими прямоугольными башнями, расположенными на расстоянии 20—22 метра одна от другой.

Большое число развалин кушанских городов известно и в южной Бактрии. Таково, например, городище Шахри-Бану к северу от Хулима 41. К сожалению, систематического исследования кушанских поселений в южной Бактрии не производилось, так что сейчас невозможно еще установить местонахождение тех 18 бактрийских городов, названия которых приводятся у Птолемея

Одним из сравнительно немногих археологических памятников, чье древнее название можно считать установленным, является Беграм. Это городище, в 60 км к северу от Кабула, у подножия величественных отрогов Гиндукуша, в древности носило имя Каписы и было одним из центров горной области, столь часто упоминавшейся в предыдущем изложении,— Паропамисад.

Центр города, видимо, несколько раз перемещался по мере накопления в одном месте культурных остатков за счет разрушавшихся строений из сырцового кирпича. Лучше других изучено городище, являвшееся городским центром в I веке до н. э,—IV веке н. э. 42.

Регулярная планировка Беграма указывает на наблюдение за его строительством со стороны центральных-властей.

_____________

40. Дьяконов, Археологические работы; Кузьмина — Певзнер, Оборонительные сооружения; Мандельштам — Певзнер, Работы в 1952—1953 гг.

41. Allchin, The cultural sequence, p. 137. См. также Barger, Explorations. О древностях района Кундуза: Fischer, Preliminary notes.

42. Hackin J. — Hackin R., Recherches; Ghirshman, Begram; Hackin J. — Hackin R. et aures, Nouvelles recherches; Гиршман, Раскопки в Беграме. Обзор работ в Беграме: Мандельштам, О некоторых результатах, стр. 425— 429.

[170]

Рис. 9. Комплекс Беграм I

Прямоугольник городских стен охватывает площадь не менее чем 25 га.

Фортификация Беграма почти идентична крепостным укреплениям Кей-Кобад-шаха, что свидетельствует о наличии определенных стандартов крепостного строительства. Как и в Кей-Кобад-шахе, городские стены укреплены прямоугольными башнями, и даже расстояния между ними такие же, как и на северо-бактрийском городище (от 18 до 21 метра).

В ходе раскопок городища Беграм выделены три основных культурных слоя, материалы которых позволяют проследить эволюцию городской культуры Паропамисад. Первый слой — Беграм I (рис. 9) — самый нижний, относится ко времени основания нового города и датируется, видимо, I век до н. э. 43. Центральная магистраль разделяла город на две ча-

___________

43. Р. Гиршмаш, выделивший этот комплекс, был склонен датировать его II в. до н. э. — I в. н. э. Однако нет никаких данных, свидетельствующих в пользу датировки его II в. до н. э

[171]

Рис. 10. Комплекс Беграм II

сти 44. Керамика этого периода отличается высоким качеством. Многочисленны фрагменты чаш серо-черного цвета, но преобладает посуда с красным цветом черепка, изредка украшаемая процарапанным орнаментом. Среди терракотовых, статуэток можно отметить фигурку богини, сидящей на троне.

Следующий период истории Беграма (Беграм II, рис. 10) датируется, по мнению Р. Гиршмана, концом I — началом III века н. э. В этом слое исчезает серая посуда, но зато появляются кубки, украшенные черно-фиолетовой росписью. Среди сосудов различных видов особенно интересно появление

_________

44. Р. Гиршман с уверенностью пишет о том, что Беграм имел крестообразную планировку — так называемый гипподамов план. Однако, поскольку северная часть городища осталась неисследованной, это является не более чем предположением. Крестообразной планировки не оказалось, ни в Кей-Кобад-шахе — этой северо-бактрийской реплике Беграма, ни в ряде других городов.

[172]

вьючных фляг специфической формы, характерной для материальной культуры кочевых племен. Подобные фляги встречаются среди погребального инвентаря среднеазиатских кочевников, и вполне возможно, что их появление в Беграме связано с притоком в состав оседлого населения представителей кочевых племен, из среды которых вышла сама правящая династия Кушан. На подобные связи указывает и характер некоторых украшений, найденных в слое Беграм II: золотого кольца, браслета и подвески со вставками из драгоценных камней. Эти украшения, так же как и ряд подобных изделий из Таксилы, находят прямые параллели в ювелирном искусстве сарматских кочевых племен Нижнего Поволжья и Причерноморья 45. В этом же слое обнаружены различные изделия из железа (наконечники стрел и дротиков, ножницы и т. п.).

При раскопках Беграма не было обнаружено остатков ремесленных мастерских. Но, как показало изучение древнего Термеза, ремесленные центры обычно располагались в пригородах, тогда как раскапывавшееся французскими археологами городище, несомненно, было центром Каписы. Там, в частности, находился и дворец правителя. Дворец этот раскопан лишь частично, поэтому трудно составить представление <об особенностях его планировки. Примечательно, что строительная техника его та же, что и в обычных домах городища,— стены из сырцового кирпича, возведенные на каменном фундаменте. Между прочим, также довольно скромной архитектурой отличался и дворец таксильского правителя, раскопанный на городище Сиркаи. Но невзрачные на первый взгляд руины беграмского дворца таили в своих недрах неожиданные сокровища. На полах двух помещений лежали лейнейшие произведения древнего искусства, причем их состав как бы иллюстрировал широкие культурные и торговые связи империи Кушан. Из ханьского Китая были доставлены миниатюрные чернолаковые коробочки. Стеклянные сосуды, украшенные сюжетной росписью, ведут свое происхождение из восточных провинций Римской империи. Оттуда же происходят великолепные бронзовые скульптуры, изображающие Гиппократа, Геракла, всадника и выполненного в манере гротеска философа-стоика. Особое место занимают гипсовые медальоны диаметром 15—20 см с рельефным изображением различных мифологических сцен и персонажей (Минерва, Амур и Психея, Гарпии). Эти медальоны скорее всего служили моделями для различных художественных изделий.

Особенно богатой и разнообразной явилась коллекция предметов из резной слоновой «ости. Это были главным обра-

___________

45. Ghirsbman, Begram, pp. 58, 59.

[173]

зом плакетки и накладки на деревянную основу различных шкатулок и, видимо, даже на мебель. Тончайшая ажурная резьба покрывала кружевной плетенкой спинки кресел.

Значительное место среди сюжетов отведено танцовщицам, изображенным в изысканно манерном стиле (табл. 16). По стилю выполнения фигуры танцовщиц особенно близки произведениям матхурской школы северной Индии, и, возможно, часть из них привезена в Беграм именно оттуда. Вместе с тем исследователи отмечают в орнаментальных мотивах ряд специфических особенностей, несвойственных матхурскому стилю, что, возможно, свидетельствует о местном производстве некоторых из этих изделий. Возможно, местного происхождения также и часть стеклянных сосудов.

[174]

Великолепная коллекция предметов из резной слоновой кости, обнаруженная при раскопках беграмского дворца, находит близкие параллели в предметах из римского города Помпеи, погибшего в 79 году н. э. при извержении Везувия. Здесь найдена женская статуэтка из слоновой кости, являющаяся как бы двойником статуэтки из Беграма 46.

Предметы из беграмского клада (а есть все основания так называть эту замечательную находку), судя по стилистическим данным, относятся к различному времени. Было высказано предположение, что это какая-то часть вещей, поступавших беграмскэму правителю в виде пошлины с проходивших через Капису торговых караванов 47. В этом предпо-

____________

46. d'Ancona, An Indian statuette, pp. 166—'J80.

47. Wheeler, Rome, p. 164.

[175]

ложении нет ничего невероятного — в письменных источниках имеются сообщения о существовании особых царских таможен.

Следующий слой Беграма (Беграм III) датируется серединой III — началом IV века н. э. и характеризует последний период жизни города (рис. 12). Среди развалин помещений, относящихся к этому периоду, легко можно выделить отдельные жилые комплексы, нечто вроде квартир, состоящих из двух, трех или более комнат и особого культового помещения. В таких помещениях обычно встречаются терракотовые или каменные статуэтки. Особенно интересна терракотовая фигурка слона, к спине которого приделана чашечка. Часто встречаются и статуэтки конных воинов. Скорее всего подобные помещения предназначались для отправления домашних культов.

Старый дворец правителя, где были обнаружены описанные выше предметы искусства, в конце III — начале IV века н. э. пришел в запустение, и на его руинах выстроено новое здание. Это прямоугольный в плане замок с массивными круглыми башнями по углам. Его мощные стены, возведенные чередующейся кладкой сырцового кирпича и глинобитных блоков, скрывали обитателей замка от жителей города.

Керамическое производство слоя Беграм III во многом продолжает старые традиции. Изменения наблюдаются лишь в характере украшения глиняной посуды. Роспись исчезает совершенно, и все шире распространяется штампованный орнамент. Начало IV века н. э. было последним этапом жизни Беграма. Вероятно, уже в середине III века н. э. начались какие-то разрушения городских построек. Р. Гиршман склонен связывать их с походом Шапура I. В середине IV века н. э. Беграм, так же как и северобактрийское городище Кей-Кобад-шах, был уже полностью заброшен.

[176]

Цитируется по изд.: Массон В.М. Ромодин В.А. История Афганистана. Том I. С древнейших времен до начала XVI века. М., 1964, с. 168-176.