Франкское государство в 814-882 годы (Тейс, 1993)

Франкское государство в 814-882 годы (Тейс, 1993)

Больше всего нам известно о духовной жизни в IX веке в Западно-франкском королевстве, начиная с правления Людовика Благочестивого и до смерти в 888 году его внука Карла Толстого, последнего из династии Каролингов, являвшегося одновременно императором Запада и королем франков. По крайней мере, нам известно о духовной жизни эпохи, воплощенной в памятниках письменности — привилегии узкого круга людей, — письменности, являющейся монополией церкви начиная со второй половины века и на долгое время вперед. Конечно же, существовали связи между письменной и устной культурой. Жития святых, повествования о чудесах, появлявшиеся в больших количествах, действительно читались, питали собой проповеди и поучения, способствовали процессу христианизации, и в частности, по мере того, как возникали сельские церкви. Такая обильная литература, на которой основывается большинство текстов каролингской эпохи, была связала с развитием епископских церквей и больших монастырей, а главное, с той пропагандой, которую они вели, прославляя святого, во имя которого они были возведены; или сообщая о тех реликвиях, которыми они обладали, усиливая тем самым их почитание.

Подобные агиографические тексты, иногда обнажавшие, словно украдкой, основы гражданского общества, с трудом поддаются истолкованию, тем более что они часто используют более древние версии VI и VII веков, обновляя и обогащая их. Растущее число текстов свидетельствует о стремлении Церкви сформировать свои образцы и модели для всего общества.

Мы уже наблюдали, как при различных обстоятельствах идеология служила источником информации для королевской власти и как она интерпретировала политические и общественные отношения. Король, епископы, аббаты, графы были основной составляющей интеллектуальных и духовных структур в обществе, а также и искусства, которое воплощало поступь века.

После смерти Карла Великого западный мир в целом был уже христианским. Такова была миссия и заслуга почившего императора, расширявшего границы своей империи. Разумеется, далеко на севере и на востоке оставались варварские племена вне пределов досягаемости Слова Божия и меча франков. Иберийские районы были особенно заполнены мусульманами, которые являлись язычниками иного рода. Людовику Благочестивому удавалось христианизировать одних и подавить или отбить нападения других. Но, несмотря на эти отдельные места, никогда еще столько народностей не исповедовали имя Христа. Посредством крещения человек становится членом Церкви, тела Христова, ее паствой; происходило крещение взрослых, иногда в массовом порядке для новообращенных; детей крестили во все более раннем возрасте. Все ли дети в империи были крещеными? Слишком смело утверждать это наверняка. Во всяком случае, они должны были быть крещеными, если рождались свободными. Для рабов крещение было знаком и достаточным, если не необходимым, поводом для получения свободы. Церковь, таким образом, стала инициатором установления равенства между самым обездоленным из мужиков и самим королем.

Короли же на протяжении двух веков получали помазание. В 754 году римский епископ Этьен отправился в аббатство Сен-Дени, где в присутствии церковных иерархов и светских властей он помазал голову, руки и ноги короля Пипина, а также королевы Берты и детей Карломана и Карла, предав анафеме тех, кто осмелится лишить Франкское королевство потомков этого королевского рода. Впоследствии первый из епископов неоднократно повторял эту церемонию. Разумеется, из политических соображений; однако не является ли политика в конечном итоге, как гласит само ее название, окончательным завершением Божьего Града. Итак, от верхов до низов общества Бог, святые и Церковь, освящали все существенные принципы организации и поведения его членов. Да постигнет и соблюдает их каждый в этом суть и смысл превратностей век.

I. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Чтобы трудиться, каждый на своем месте, ради общего дела, угодного Богу, нужно знать, где находишься. И Западно-франкском королевстве пространство, казалось, было достаточно структурированным.

Карл Лысый, который был вынужден, особенно в начале своего правления, со всех сторон отражать удары, передвигался по стране очень быстро и всюду поспевал, тем более что в лошадях недостатка не было и, что главное, немногочисленные мосты были в хорошем состоянии: а можно было воспользоваться и бродом. Древнеримские дороги еще сохранились и были в порядке по крайней мере на подходах к городам и дворцам. Объединение местных земельных владений происходило в строго очерченных территориальных границах. Когда в 868 году Карл Лысый утвердил привилегии, данные графом Жираром Вьеннским монастырю в Везелей, который он со своей женой Бертой основал пять лет назад, то королевская канцелярия сообщает очень точное географическое описание этого места: «В нашем королевстве Бургундия, в графстве Аваллон, в приходе города Отен, в местечке, называемом Везелей». Архиепископ Реймсский, чья церковь, наравне с другими старинными крупными городами, имела владения на территории всего королевства — в Аквитании, Оверни, Провансе и даже за его пределами, в Тюрингии, в 860-е годы почти точно знал, где именно располагаются его владения. Короче говоря, там, где влияние Римской империи оставалось наиболее сильным, там пространство было освоено лучше всего. Границы между епархиями, графствами, королевствами, последовательный раздел которых, начиная с 843 года, стал оформляться именно с установления границ, были хорош о известны аристократии. Для других горизонт, конечно же, был более ограниченным: в представлении основной массы пупом земли являлся епископский город или какое-нибудь крупное аббатство.

Отсчет времени принадлежал античной культуре. Названия месяцев и декад, которые их разделяли календы, ионы и иды, — пережили все, и в частности попытки христианизации, а в эпоху Карла Великого — германизации. Посвящение некоторых дней великим святым, празднование Рождества, Пасхи, освященность воскресного дня долгое время приживались в системе, приспосабливающейся как к сельскохозяйственному циклу, так и к нуждам светской и церковной администрации. В таком положении датирование событий особенно и не требовалось. Сами события были упорядочены по отношению друг к другу, а не в универсальной и абсолютной иерархии. Даже такой деятельный, утонченный и скрупулезный интеллектуал, как Луи Феррьерский, почти никогда не датирует своих писем, хотя ссылки на череду времен в его переписке весьма многочисленны. Кроме того, за исключением главных событий — коронация короля или посвящение в сан епископа, созыв генеральной ассамблеи или церковного собора, появление в небе кометы, — никто не жил, строя планы хотя бы на несколько дней вперед. Речь шла только о настоящем или ближайшем будущем. Еще более сомнительным было погружение в прошлое. Те, кто интересовался прошлым, были убеждены в том, что мир очень стар и все быстрее и быстрее катится к неумолимому вырождению. Старый Гинкмар Реймсский в 881 году со злорадством заметил ю ному королю Людовику III, с целью назидания, что его предшественники Карл Великий, Людовик Благочестивый, Карл Лысый и Людовик Заика жили все меньше и меньше, и что сам Людовик III тем более проживет не дольше их. Этот выдающийся архиепископ изумлялся тому, как много повидал он на своем веку: перед ним прошли четыре поколения королей. «Из всех, кого я видел во главе королевства во времена нашего господина, императора Людовика, ни один уже не остался в живых», — пишет он не без гордости в своем последнем произведении «О королевской власти» («De ordini palatii»). «Когда я был молодым, подчеркивает он, настолько это казалось невероятным! — я своими глазами видел знаменитого Адаларда Корбийского, кузена Карла Великого». И вот уже читатель, или скорее слушатель, ошеломленный, погружается в славное прошлое, где прихотливая память объединила Пипина и Дагобером и с Хлодвигом. «О самом рождении, о первых годах жизни и даже о детстве, — пишет Эйнгард в своей биографии Карла Великого, в близком окружении которого он находился (сама же биография написана незадолго до 830 года), — говорить было бы для меня абсурдом, ибо об этом нигде не написано, и в живых сегодня не осталось никого, кто бы знал что-либо достоверное об этом раннем периоде жизни Карла Великого». Действительно, мы не знаем даже точного месяца рождения императора. Мы не доверяем составителю королевской хроники, указывающему год рождения Людовика Благочестивого, хотя он и вел хронику современных ему событий. Зато Эйнгард, как и все его коллеги-историки, чрезвычайно озабочен точностью даты смерти короля: «На 72-м году жизни, на 47-м году своего правления, 5 календа февраля, 3-й час дня». Вместе с тем в своей «Истории сыновей Людовика Благочестивого» Нитгард ничего не пишет о годе, когда Людовик женился на Юдифи, о дате рождения Карла Лысого. Зато он с точностью указывает, что император умер в 12 календу июля. Затем он ошибается на шесть месяцев в определении продолжительности его правления. Короче говоря, единственный день рождения, который учитывается и отмечается в церквях и монастырях, —  это дата кончины — тот миг, когда существование обретает смысл, когда начинается подлинная жизнь. В таких датах самые прочные точки опоры прошлого, из которых и складывается календарь. Исходя из этого, день имеет несомненно большее значение, чем год.

Старая хронология как таковая не имеет особой ценности; ценно значение событий. От древнеримского летописца авторы хроник заимствовали формулы, но не метод. На деле же в устной по преимуществу культуре уже через два поколения все смешалось и перепуталось, — настолько различны вопросы, задаваемые прошлому, и представления о времени. О будущем речи почти нет. О нем ведает лишь Бог. А от мира и процессов, в нем происходящих, ничего хорошего ждать не приходится.

2. ЯЗЫК УСТНЫЙ И ПИСЬМЕННЫЙ

Находясь в различных, иногда неопределенных измерениях времени и пространства, люди и общественные группы отождествлялись по языковому признаку.

От этих языков до нас дошло только то, что было транскрибировано, — ничтожные отрывки, вызвавшие бесконечные комментарии. Приходится смириться и кружить вокруг каролингского общества за недостатком возможности войти в него по-королевски широким путем, каковым являются реально бывшие в употреблении наречия. Клятвы, произносимые в Страсбурге и состоявшие из официальных латинских формулировок, не в состоянии восполнить пробелы. Можно высказать лишь некоторые общие положения, которые, конечно же, будут изменены или вовсе опровергнуты конкретной действительностью. Территория Западно-франкского королевства в границах 843 года практически вся в течение веков говорила по-латыни, за исключением кельтского и баскского языков, которые невосстановимы. Будучи во все времена опорой администрации и средством обращения в христианскую веру, разговорная латынь претерпела сильные изменения: больше — на севере Луары, меньше - на юге. Для династии Каролингов, происходившей из междуречья Мёза и Рейна, латынь долгое время оставалась иностранным языком. Они говорили на франкском.

Карл Великий, как уточняет Эйнгард, потрудился выучить латынь и говорил на ней в совершенстве. Однако о какой латыни здесь идет речь? Скорее всего о той, которую называют «кухонной» - плод разговорной латыни, сильно искаженной, — или же о латинском языке, восстановленном усилиями ученых во второй половине VIII века? Во всяком случае, в IX веке различаются между собой три большие языковые группы, разделяя и людей, говорящих на этих языках: возрожденная латынь, романский язык и германские наречия, из которых наиболее известен франкский язык. И если Людовик Благочестивый и Карл Лысый охотно говорили по-франкски, как и по-романски, то Луи Феррьерский пренебрегает им и не желает даже выучить его. Начиная с 840-х годов романо-германское двуязычие уже больше не являлось признаком особой образованности. Билингвизм отвечал практической необходимости: изъясняться понятно с теми, кто воспринимался как иностранец. В противоположность клятве в Страсбурге в 842 году, Людовик Немецкий и Карл Лысый во время встречи в Кобленце в 860 году обратились к своим слушателям на франкском и соответственно романском языках. Похоже, что германский язык укоренился гораздо раньше романского. С начала IX века именно на нем переписывают рукописи, создают духовные и литературные произведения. Первый текст на романском языке, которым мы располагаем, это Секвенция святой Евлалии, литургический текст, состоящий примерно из тридцати стихов на пикардском, — диалект романского языка. Сам текст написан около 880 года в аббатстве Сент-Аман, которое было в то время крупным культурным центром. Этот язык ничего общего с латынью уже не имел. Несмотря на это, латинский не превратился в мертвый язык, годный лишь для интеллектуальной и церковной сферы. Турский собор в 813 году призвал епископов переводить свои проповеди с латыни на романский или германский языки, тем более что большинство этих проповедей они писали не сами, а заимствовали из сборников, и только в переводе паства смогла бы понимать их. В то же время, в 860 году, когда Гинкмар обращался к своим прихожанам, то он, похоже, говорил по-латыни, и его проповеди были понятны по крайней мерс свободным людям реймсской провинции. Похоже... В действительности, единственный язык, который нам доступен и на котором сохранились памятники письменности, — это латынь. На ней учились и учили.

3. КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Упорядочивать, обновлять, освящать. От Пипина Короткого до Карла Толстого все каролингские князья и их окружение пытались претворить в жизнь эту программу, отвечающую простому и важному требованию: устроить земную жизнь как можно лучше в соответствии с Божественным планом; служить Богу так, чтобы гармония двух миров осуществлялась к великому благу христианского народа. Трудиться над устроением мира в согласии с небесным планом, способствовать осуществлению Заповедей Священного Писания, распространять знания о Христе все это требовало соответствующих средств. Для того чтобы руководить, окормлять, наставлять народы, необходимы знания и искусность. Долгом короля и Церкви является развитие знания ради лучшего служения. Наиболее великим и прославленным выступает в связи с этим король, продвинувшийся дальше всех по этому пути, а более влиятельными и более близкими к Богу являются духовные учреждения, создающие и распространяющие формулы и образцы, угодные Богу.

Развитие письменности во всех областях знания, пусть даже ограниченное конкретным местом и относительно узким кругом посвященных, нарастало на протяжении всего IX века, затрагивая прежде всего личность и образ князя. Непревзойденный пример для современников той эпохи — Карл Великий. Однако его внук Карл Лысый не уступал ему в величии. Хейрик, знаменитый логик, преподававший в Осере в 860— 875 годах, писал ему об этом в посвящении: «Вы останетесь навечно в памяти прежде всего за то, что в своем усердии вы сравнялись и даже превзошли рвение вашего знаменитого предка Карла». Вот почему очаги литературы, науки, искусства создавались активнее всего там, где король непосредственно проявлял свою власть и влияние, где он и его приближенные имели обширные владения: Луара, Иль-де-Франс, Пикардия, Шампань, Лотарингия, северная Бургундия, — там процветала наука, доставшаяся в наследство от античности и поставленная на службу Новому Завету. Ничего похожего не было в Нормандии, Аквитании, Провансе. Лучше обстояло дело в Бретани, в правление от Номиноэ до Соломона, — по крайней мере на ее восточных окраинах.

Уметь читать, а еще сложнее — писать, а также считать и петь, или хотя бы читать, псалмы — вот что было необходимо в служении Богу, Церкви и па службе у короля. Н о все начинается со школы, с достаточного количества школ и качества преподавания в них. Об этом проявляли беспокойство и король в своих капитуляриях и посланиях, и церковные иерархи в канонах своих соборов. В текстах проводится различие между монастырскими школами, в основном предназначенными — начиная с собора в Ахене в 817 году — для подготовки будущих монахов, и школами государственными, за которые нес ответственность епископ и его капитул. Парижский собор 829 года рекомендовал Людовику Благочестивому открыть «государственные школы» в трех областях империи, и подобные рекомендации заставляют задуматься об уставе и истинном положении таких школ, которые собор в Савоньер еще более убедительно призывает короля расширять. Разумеется, во всех этих случаях заметно, что образование находилось исключительно в руках церковных лиц.

Несомненно, светские власти долгое время были в этом заинтересованы, ориентируясь на образец самого королевского дворца, в котором были смешаны капелла и канцелярия. Именно при дворе, от капеллана или нотариуса, великосветская знать могла получить образование, необходимое для исполнения своих обязанностей, — то есть читать и изъясняться по-латыни.

Конечно, более редкими были случаи, когда дети аристократов посещали монастырскую или церковную школу. Дети учились у своих родителей или у их приближенных, а также при дворе, где находилось несколько молодых людей, тщательно отобранных и готовящихся занять самые высокие светские и церковные посты. Во всяком случае, количество мирян, умеющих писать, похоже, уменьшалось. К последним, кто еще демонстрировал это умение, относились Нитгард, ближайший родственник короля, и графиня Дуода. Их переписка относится к 840— 843 годам. Столь часто цитируемый пример Дуоды — поистине исключительный. Эта женщина, которую некоторые считали уроженкой Австразии и которая на самом деле была сестрой гасконского князя Санша Санше, — являлась супругой Бернара Септиманского, крестника и камергера Людовика Благочестивого. Таким образом, она принадлежала к самым близким кругам короля. Учебник, который она написала, находясь в уединении на юге, или, что более правдоподобно, который она продиктовала, ибо почерк напоминает скорее руку ее старшего сына Гийома, примкнувшего к Карлу Лысому, — отражает большую начитанность, содержит собрание цитат, как всегда, заменяющих собой доказательства.

Без сомнения, Гийом был способен оценить и глубину обращения к нему матери, местами очень трогательного, и библейские мотивы, и акростих, помещенный в начале материнского труда. Дуода надеется, что он сможет прочитать стихотворение своему младшему брату. Великосветская знать действительно продолжала читать и учиться чтению на протяжении всего IX века. О двоих из этого круга мы знаем, но это после 850 года; оба составили себе состояние из книг. Завещание от 864 года сообщает о Эвраре де Фриуле из могущественной династии Унрошид, зяте Людовика Благочестивого. А другое завещание гласит о графе Эккаре Маконском, чистокровном Каролинге, умершем в 877 году. В этих документах указана опись всей их библиотеки или только ее части: несколько десятков названий, охватывающих необходимую совокупность полезных знаний: литургика, патристика, грамматика, история церкви, агрономия, военное искусство. Действительно ли Эврар и Эккар умели читать? Или же эти книги были частью дорогостоящ ей обстановки? Наиболее вероятно то, что их заставляли читать духовные лица из их окружения и что они вполне понимали то, что они читали. Однако и для них, и для их потомков, особенно в менее образованных слоях аристократии, письменная латынь постепенно делалась непонятной.

Сама латынь существовала ради совершения богослужения. Язык общения с Богом должен быть очищен от вековых наслоений, чтобы стать всеобщим и совершенным, каковыми являются сами Церковь и христианство, обновленные императором Карлом Великим. В традиции, идущей от св. Иеронима, которой в неравной степени следовали во Франкском королевстве, любовь к письменности и стремление к Богу соединялись в одно целое. Использование латыни и помпе ее за образец означало подражание древнеримской литературе периода ее расцвета. Но ном у Цицерон и Вергилий были пересажены на почву церковной культуры, были разрешены, как пишет Луп Феррьерский, в обществе избранных. С ними и благодаря им стало возможным лучше изучать Священное Писание и правильнее составлять литургические, канонические, агиографические тексты, угодные Богу и полезные Его служителям. Восстановить связь с классической античностью означало благочестивый поступок. Если к тому же изучение литературы доставляет чистое наслаждение, то в этом нет греха. Это возрождение, начатое во второй половине VIII века, было еще далеко от завершения. Поколение ученых, следующее за Алкуином, предалось этой работе с силой и убеждением. Переписка Лупа Феррьерского наполнена советами со знатоками о значении и произношении латинских слов. «Locuples» («богатый») в родительном падеже, — указывает Луи своему ученику в Фульда монаху Альтуину, имеет ударение на предпоследнем слоге, как показывает Присциан в пятом томе». Знать грамматику – значит встать на путь истины. Настойчиво ощущалась потребность достать как можно больше текстов, и в лучшей редакции, ибо текст с искажениями – это грех против духа. Среди ученых и между религиозными учреждениями Выдача книг и обмен ими шли успешно, даже если их счастливые обладатели не хотели выпускать из рук свои ценные экземпляры. Луи Феррьерский является неисчерпаемым, почти единственным источником знаний о культурной практике во второй четверти IX века. Процитируем более подробно его письмо к Эйнгарду, написанное около 829 года, манерные обороты которого типичны для эпистолярного жанра тех времен: «Переходя границы всякого приличия, я еще прошу Вас одолжить мне несколько Ваших книг на время моего пребывания здесь: просить книги – это гораздо менее дерзко, чем добиваться дара дружбы. Я хотел бы получить трактат Цицерона о риторике (у меня он есть, но очень плохой: я сверил свой экземпляр с рукописью, которую здесь нашел, и считаю, что она лучше, мой же с массой ошибок)»...

Издательские усилия, предпринимавшиеся еще предшествующим поколением, растут. Количество текстов, переписанных в монастырских скрипториях в IX веке главным образом на севере Луары, — в целом внушительно, прячем это касается и светских, и церковных произведений. Качество же, превосходя все то, что осталось от литературы трех предшествующих веков, было более неравномерным. Болезненно ощущается незнание греческого языка. Когда в 827 году византийский император Михаил послал своему собрату Людовику бесценный дар – экземпляр большого трактата «О небесной иерархии» Дионисия Ареопагита, то аббат Гильдуин из Сен-Дени предложил перевести его усилиями своей монастырской братии, среди которой был и юный Гинкмар. Увы! Результат получился совершенно невразумительным. Иоанн Скот Эриугена, крупный ученый, через тридцать лет сделал новый перевод, получше, но тоже путаный. Да и сам оригинал, по правде говоря, весьма заумный.

4. НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛУШАНИЕ

Эта жажда знаний, это стремление учиться в старых текстах, представляющих малейшего бумагомарателя средневековой империи гигантом мысли и стиля, получают смысл только в контексте церковной идеологии. Не довольствуясь только собственной стезей — то есть богослужением в самом прямом смысле слова, Церковь предпринимала усилия — вплоть до конца IX века и до смерти Гинкмара в 882 году по распространению своих идей и концепций в единстве литературы, культуры, западной цивилизации. Борьба с силами зла продолжалась. Славу Божию и славу Его Церкви, мир и справедливость надо было защищать, а еще лучше распространять повсюду и при любых обстоятельствах. Не нужно искать в этой деятельности всеобъемлющий и конкретно согласованный план, даже если церковные иерархи и часто созывали ассамблеи. По отдельные усилия, во всяком случае наиболее плодотворные из них, имеют столь же важное значение. Кроме того, в сильной личности и неутомимой деятельности Гинкмара, архиепископа Реймсского в 845— 882 годах, бегло прочитываются главные особенности всех этих начинаний.

Деятельность эта была далека от завершения. Огромные препятствия чинила ей неумолимая сила вещей. Положение Церкви, состояние общества, полномочия власти, в частности королевской, были в 880 - 890 годах вовсе не такими, какими мечтали их видеть духовные лица, ради чего они и трудились; но все получалось скорее наоборот. Вместе с тем, хотя и весьма хаотично, сложился корпус теорий, определились ориентиры, постепенно вырисовывались новые взаимоотношения между светским и церковным миром, которые в дальнейшем принесут свои плоды.

Одним из понятий, к которому было наиболее привязано каролингское духовенство, которое описывалось в духовных текстах и к уважению которого они неустанно призывали власть имущих, начиная с короля, — был закон. Именно в законе совпадают требования порядка, справедливости и мира. Законодательная работа в IX веке, имевшая целью организовать действия и поступки согласно правилам из религиозных источников, приняла большой размах, по крайней мере в том, что касалось определений и предписаний. Гинкмар во многом способствовал этому приведению в соответствие закона Божия и земного. На протяжении всего века и особенно после 830 года многочисленные «дела», иногда очень сложные в каноническом и дисциплинарном смысле, заставляли обсуждать понятия закона, порядка, власти. Так называемый вопрос о духовенстве Э ббона заставил потрудиться большую часть епископата Гйнкмара. Гйнкмар сменил Эббона в 845 году; последнего низложили на соборе в Тионвиле за измену — по требованию Людовика Благочестивого. Однако Эббон Реймсский успел рукоположить нескольких священников. Некоторые из них проявили беспокойство по поводу низложения Эббона, в частности некий Вульфад; подобное обращение с архиепископом было расценено ими как незаконное. Но и само пребывание этих священников в лоне Церкви вызывало серьезные сомнения и в течение долгих лет служило предметом обсуждений епископов, Рима и короля Карла. В особенности, когда в 866 году встал вопрос о назначении того же Вульфада архиепископом Буржа после переговоров между Карлом Лысым и папой Николаем I.

Дело Готшалька. питавшее церковную хронику в течние двадцати лет, еще. ярче выявило зависимость между политикой, обществом и Церковью. Готшальк, монах и священник, ученик знаменитого Рабана Мавра, аббата из Фульда, обладал независимостью суждений; начиная с 845 года, странствуя по стране, особенно в реймсских землях, он проповедовал предопределение, которое в его истолковании было доведено до

крайности. Подобное возрождение дискуссий Августина и Пелагия интересно со многих точек зрения. С одной стороны, внутри Церкви они вызвали активное противостояние между Гинкмаром Реймсским и Пруденцием из Труа; с другой — настойчивые усилия Рабана Мавра, ставшего архиепископом Майнца, и особенно Гинкмара, с тем чтобы заставить Готшалька замолчать. Готшальк умер в 868 году, после долгих лет, проведенных в заточении в аббатстве Отвилле; проповеди же его заставили собраться на совет иерархов Западной Церкви. Такие значительные ученые, как Луп Феррьерский, Ратрамн Корбийский, Иоанн Скот Эриугена, посовещавшись, заняли оборону. Потому что, выходя за рамки теологических разногласий, которые действительно имели значение, но о которых Церковь ни тогда, ни впоследствии так и не составила себе ясного представления, эти дебаты имели культурный, социальный и политический характер. Идеи, развиваемые Готшальком, в глазах защитников закона казались возбудителями беспорядков и разрыва всяческих связей. Прежде всего, Готшальк был странствующим монахом, выступающим от своего собственного имени и не имеющим авторитета, который создается на основе определенного поста и принадлежности к законному сообществу; кроме того, этот монах публично поднимал сложные вопросы, которые, будучи неверно понятыми, могли возбудить в народе, подчас еще неглубоко укоренившемся в христианстве, дурные страсти и наклонности. Если на самом деле подданные начнут верить, что человек не может ничего сделать для своего спасения, что его дела я поступки не имеют никакого значения, — то как же после всего этого требовать от них соблюдения христианских моральных законов этого фундамента стабильного и устойчивого общества, угодного Богу и защищаемого соединенными усилиями королевской и церковной власти? В итоге борьба с грехом, единственно праведная борьба, в учении о предопределении сводится на нет. И даже если проповедь Готшалька в теологическом плане была приемлемой, то в моральном и общественном отношениях она становилась пагубной, а потому и еретической. Послушание и единство, необходимые для поддержания общественного порядка и правильности богослужения, вынуждали убрать Готшалька с пути. И Гинкмар ценой невероятной- жестокости добивается этого.

5. МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ЦЕРКВИ

Обеспокоенная догматическим единством и послушанием в собственном лоне. — а на этом пути еще многое предстояло совершить, — Церковь стремилась укрепиться материально и духовно. Защита церковного состояния была для епископов и аббатов все более и более актуальной задачей — особенно в связи с узурпаторством знати и вторжением королевской власти в церковные дела. Ограничить последствия нанесенного ущерба позволило разделение между личным мансом аббата — часто светского лица — и мансом аббатства, который принадлежал всей братии.

Так, к 850 году в Сент-Амане монастырские владения состояли из тридцати восьми областей, а пятнадцать находились во владении аббата. Гинкмар, как уже говорилось, отличался неутомимостью в возвращении богатств, изъятых у Церкви светскими властями. Он постоянно доказывал, что церковные блага имеют священный характер, и светские власти обязаны поэтому защищать их. Он напоминал об этом Карлу Лысому в связи со спором в 868 году между королем и Ланским епископом Гинкмаром, племянником архиепископа Реймсского. Спор возник по поводу владений некоторых епархий. После затяжных судебных процессов церковным учреждениям в целом ряде мест удалось заставить уважать свои права. Рассмотрим подробнее один из таких процессов по документам, не очень многочисленным; однако их простота сама по себе поучительна.

Это случилось в декабре 866 года, в Люксе, в Бургундии. Епископ Лангра Иссак и граф Эд, относившиеся к местным властям, получили жалобу от Алко, поверенного епископа, на некоего Гильдебсра, который со своими людьми захватил часть леса в Сессей, принадлежавшего аббатству Сен-Бенинь в Дижоне; и что самое серьезное, срубил там два дуба. Эшевены, эти умудренные лица, хорошо осведомленные в вопросах законности и обычаев, входящие в состав суда, перенесли слушание дела па следующую сессию, которая состоялась через сорок дней. Главное оставить время на то, чтобы обдумать, поразмыслить над случившимся. Алко смог найти себе свидетелей. В феврале 867 года Гильдебер явился в суд и защищал свои действия, утверждая, что его обвиняют напрасно. Алко же клялся в обратном. Это серьезно. Не будем спешить. Осторожные эшевены приказали Гидьдеберу явиться на следующее заседание суда и Котоне, чтобы или дать, в свою очередь, клятву и говорить только правду, либо подчиниться закону и возместить убытки. Но Гильдебер в Котон не явился. Неявка фиксируется письменно, что означает присутствие на суде секретаря. — и Алко получает извещение. Новое заседание состоится в Когоне еще через несколько месяцев. Алко имеет на руках полученное извещение. Гильдебер оказывается неспособным оправдать свое поведение.

Эшевены принуждают его к уплате штрафа за рубку леса и требуют возвратить захваченную землю. Он тотчас же подчиняется закону: сорвав пучок травы, он в знак примирения передает его Алко. Аббатство Сен-Бенинь выиграло дело — во всяком случае, на этот раз. Правило, закон — все, что укрепляло тело Христово, не было мертвой буквой. Конечно же, вышеупомянутое аббатство позаботилось о том, чтобы подробно переписать весь судебный процесс и включить его в свой картулярий в качестве назидательного примера.

Церкви западного королевства заботились об умножении своего благосостояния. Они были недовольны тем, как медленно происходит возврат изъятых богатств, принадлежавших им испокон веков. Однако при заинтересованной поддержке светских властей основывались и новые монастыри. Так, в 832 году аббат Конвуайон совместно с Номиноэ основал монастырь в Редоне, ставший важным опорным пунктом в экономике и идеологии для князей Бретани. В 860 году был освящен монастырь в Больё, в Лимузене, основанный по инициативе Родульфа, архиепископа Буржа, члена могущественной местной династии Тюренн, глава которой, Годфруа, фигурирует на первом месте, даже перед графом Раймундом Тулузским, в грамоте на освящение монастыря. Почти в то же самое время граф Жирар Вьеннский сделал подарки двум из своих областей, расположенных в королевстве Карла Лысого: Везелей получил женский монастырь во имя св. Марии, а в Потьер, на берегу Сены, был открыт мужской монастырь, посвященный св. Петру и Павлу. В стонах этих монастырей, благородных и целомудренных — а в целях защиты от веяний времени Жирар подарил их папской резиденции (привилегия полной свободы, первая в своем роде!), — возносились молитвы за основателей Жирара и Берту и их близких. Берта и Жирар через двадцать лет будут погребены в Потьер рядом со своим сыном Тьерри, умершим в возрасте одного года, и их надгробие сохранилось до сих пор. Также и Соломон, князь Бретонский, вместе с супругой будет покоиться в монастыре Редона.

Менее явственным и определенным было развитие сельских церквей по мере христианизации деревни. Такие церкви возводились по инициативе местных влиятельных лиц, становившихся и их владельцами, а викарии избирались из числа их непосредственного окружения или даже из челяди, оставаясь при этом в прислугах, что сурово осуждалось Агобардом Лионским. Но народ, живущий вблизи от церквей, все это устраивало. В связи с происходящими в деревне процессами среди церковных иерархов начались расхождения. Гинкмар Реймсский очень враждебно относился к созданию новых приходов. Он стремился придерживаться уже сложившейся традиции и не хотел изменять каргу приходов. У старых церквей была своя история, свои владения, кладбища, бесценные реликвии. Лучше было бы строить простые часовни, а главное таинство христианства, каковым является крещение, осуществлять в традиционной городской церкви. Другие же епископы, такие, как Пруденций, занимали менее консервативную позицию, допуская, что большие приходы могут строить и новые храмы, и именно это позволит лучше управлять ими, нежели предоставить их самим себе. Другой способ избежать анархического рассеяния состоял в том, что большие старые церкви подчиняли себе владения более мелких частных церквей. Так в 876 году некий Жильбер отдал аббатству Сен-Бенинь в Дижоне принадлежащую ему церковь в Савиньи-ле-Сек вместе с кладбищем, хозяйственными постройками и угодьями, ибо сельская церковь — это еще и хозяйственная единица с парой крепостных крестьян.

Действительно, если долгое время церкви и переживали разграбления и разорения, то они также вызывали и пожертвования в свою пользу, благодаря молитвам монахов и каноников, духовными богатствами обеспечивая спасение светских дарителей. Эти тенденции, в развитии которых примером служила королевская власть, можно проследить в отрывочных исторических документах, дошедших до нас либо из королевской канцелярии, либо из старых монастырских картуляриев. Подобное развитие получит значительный размах в X веке и особенно в XI, становясь Наиболее важным притоком в западную экономику.

6. ЦЕРКОВНАЯ ПРОПАГАНДА

Вернуть свои владения, управлять церковными землями, получить права иммунитета — все это требовало от Церкви усилий в распространении знаний о себе, в укреплении своего авторитета и влияния. Такая деятельность принимала различные формы. Вот Альдрик, приближенный Людовика Благочестивого, епископ Мана в 832 - 857 годах. Хлопоча о главенстве своего епископства и церквей своей епархии, он составил «Епископскую хронику» («Actus pontit'icum»), которая демонстрировала старинное происхождение и превосходство епископского города Мана и предшественников самого Альдрика, оправдывала его власть и удостоверяла истинность его владений, которые Альдрик собрал из разрозненных земель, отобранных в свое время светскими лицами или даже конкурирующими монастырями — как, например, в Сен-Кале. Провозглашенный вскоре святым, епископ реставрирует и расширяет церкви города, посвящая их Христу Спасителю; было начато также широкое агиографическое изучение местных святых с целью их прославления.

Подобным образом поступили и в аббатстве Сен-Вандрий в Фонтенеле около 850 года и в Редоне через двадцать лет. Появляется большое количество «Аббатских деяний» («Gesta abbatum»), «Епископских деяний» («Gesla pontificum»). Активная деятельность проходила между 850 и 880 годами в Осере: изъятие у графов церковных владений, составление канониками «Епископских деяний» («Gesta episcoporum»), строительство подземной часовни под храмом, роспись в которой уцелела До наших дней; часовня была построена ради того, чтобы достойно и с надлежащими почестями встретить мощи св. Жермена, торжественное перенесение которых состоялось в 859 году. Несколько позже, неподалеку от Осера, подобную активность проявила и церковь аббатства во Флавиньи. Мощи — вот подлинное сокровище церквей, без которых ни одна из них не смогла бы существовать, а тем более - развиваться. В королевстве франков мощей было немного, новых не открывали, а разделение тела святого на частицы еще не практиковалось. За советом обратились в Рим. Копвуайон, основатель Редона, получил от папы Льва IV часть мощей св. Маркеллина. В 858 году Узуар, монах из Сен-Жермен-де-Пре, впоследствии автор знаменитого на протяжении всего средневековья мартиролога, составленного им по просьбе Карла Лысого, дошел до Кордовы в поисках мощей свитых. В 863 году граф Жирар и графиня Берта, сопровождающие архиепископа Реми, - в ходе торжественной церемонии и стечения народа при въезде в Лион получили мощи св. Евсевии и Понтиана, присланные в дар от Николая I для алтарей в церквях Везелей и Потьер.

Разумеется, именно в Реймсе, во время правления Гинкмара, наибольший размах приняло прославление местного святого и его служителей. Еще Эббон получил от Людовика Благочестивого разрешение использовать городские стены для ремонта собора, и королевская грамота в связи с этим уточняла, что «это никоим образом не умаляет общественного достояния, но, напротив, оказывает богоугодную помощь святым местам, удовлетворяет нужды церквей Божиих и их служителей». Начиная с 850 года Гинкмар служит в храме св. Реми (Ремигия), который оказался менее почитаемым в сравнении с двумя другими великими фигурами франкской Галлии — св. Мартином в Туре и св. Дени (Дионисием) в Париже. Будучи монахом,

Гинкмар способствовал укреплению позиций аббатства Сен-Дени. В 830-х годах под руководством аббата Гильдуина монахи работали над переводом произведений Дионисия Ареопагига, смешиваемого с первым епископом Парижа; работа шла также над составлением «Деяний Дагобера» («Gesta Dagoberti»), которые показывали особую связь между св. Дени и Франкским королевством, воплощенную и прославленную в крупном парижском монастыре, превратившемся в королевский некрополь, где будет похоронен и сам Карл Лысый. По сравнению с парижским св. Дени, св. Реми в Реймсе выглядел довольно бледно. Король франков впервые был помазан именно в Сен-Дени. В середине IX века Сен-Реми старается заполучить эту функцию себе. Прославление св. Реми шло в разных направлениях. Так, реймсскому монаху Радуину было видение, что св. Дева взяла Реми за руку со словами: «Вот тот, кому навечно дана власть Иисусом Христом над империей франков. Как он получил благодать вывести этот народ из тьмы язычества, так он же и владеет даром избирать франкам короля или императора». В октябре 852 года в присутствии короля Карла с семьей и всего двора состоялась пышная церемония перенесения мощей св. Реми из церкви св. Кристофа в подземную часовню обновленной церкви Сен-Реми. Мощи святого покоились на подушечке, собственноручно вышитой тетей короля: надпись на ней различима и по сей день. Сами мощи были обернуты в очень ценное, полотно иранского шитья. Так, с почестями, были прославлены заслуги и добродетели того, кто некогда крестил и вместе с тем помазал первого католического короля Запада — Хлодвига, от которого по прямой линии произошел и король западных франков, как утверждали монахи, изучившие его генеалогию. Действительно, во время коронации Карла в Меце в 869 году Гинкмар подчеркнул эту славную преемственность и напомнил, что Хлодвиг получил от св. Реми елей, «которым мы владеем до сих пор», а также отметил, что Людовик Благочестивый был коронован именно в Реймсе папой Этьеном. Для того, чтобы святой покровитель франкской монархии стал повсеместно известен и соответственно прославлен, Гинкмар в 875— 880 годах составил житие св. Ремигия, объединившее в себе древние фрагменты и, в частности, завещание святого, вероятно подлинное, способное утвердить духовную власть этой провинции. Легенда о сосуде с миром, принесенном на алтарь собора голубем Духа Святого, стала с тех пор подспорьем для жителей Реймса в их стремлении монополизировать обряд помазания королей. Начиная с 861 года наконец-то в Реймсе стала писаться хроника Франкского королевства.

7. ЖИЗНЬ В МИРУ

Расширяя и украшая места религиозного культа, унифицируя и возвеличивая богослужение, вынося мощи святых на поклонение верующим, представляя в агиографических сочинениях и заимствуемых из них проповедях образцы святости, недоступные на практике, Церковь стремилась наставить христианский народ, и прежде всего его элиту, на путь, ведущий ко спасению. Параллельно с этим она развивает представления об обществе, соответствующем Божественному плану. В IX веке социальное расслоение, различия между отдельными сословиями еще не были теоретически осмыслены так, как это произошло в X— XI веках. Водораздел проходил главным образом между духовенством и мирянами. Среди духовных лиц правителями считались епископы, даже если они все чаще были выходцами из монастырей. В самих же монастырях были две категории каноников. Должность аббата занимали как епископы, так и светские лица. Вплоть до 880-х годов епископы были в политическом, социальном, культурном плане более активны, чем аббаты, по причине их должностных полномочий и соборной организации. И она Орлеанский под видом пожелания сообщает новые сведения: «Светская власть должна стоять на страже справедливости, с оружием в руках защищать мир св. Церкви; монастыри же должны избрать тишину и предаваться молитве; что же касается епископов, то они должны контролировать обе стороны».

Свойством мирян в глазах духовенства являлось право вступать в брак. Супружеский — вот определение свободных людей, не связанных религиозными обязательствами. Брак, регулятор общественных отношений, составлял, по выражению Жоржа Дюби, «главное основание общественного мира». Во всяком случае, когда супружество благополучно. Иначе, как утверждают в страхе церковники, анархия, насилие и грабежи станут привычным делом, особенно со стороны власть имущих, обладающих средствами для удовлетворения своих ненасытных потребностей. Похищение женщин, сожительство, связанное с традиционным представлением о том, что только мать сына является настоящей супругой, — все это противоречило церковному консерватизму, служению Богу. Епископы, и Гинкмар в первую очередь, живо обличали организованные банды, похищающие монахинь или юных невест.

В 853 году по инициативе духовенства капитулярий в Суассоне определил суровое наказание за похищение девушек и вдов, как мирянок, так и монахинь, и особенно тяжкую кару для нечестивцев вроде братьев Нивена и Бертрика из Реймсской провинции, виновных в совершении похищения, прелюбодеяния и кровосмешения. И все же сомнительно, чтобы дикость нравов была именно такой в действительности, как ее описывают церковные тексты. В начале IX века еще не был ясно определен и утвержден на практике христианский брак. Между тем духовенство старалось просветить мирян в вопросах супружеского долга. Так, около 825 года епископ Иона Орлеанский написал по просьбе графа Матфрида трактат «О мирских учреждениях». На протяжении столетия духовные лица все больше и больше стремились воздействовать па это фундаментальное начало общественной жизни — на брак, — для того чтобы и здесь возобладали право, закон, вдохновляемый Священным Писанием. И снова Гинкмар встал во главе этого движения. Задача, по правде говоря, была сверхчеловеческой. Разумеется, в прошлом веке панство выработало законодательство, касающееся запретных сою зов в соответствии со степенью родства, и эти законы Парижский церковный собор 829 года утвердил как действительные на территории Франкского королевства. Однако подобные запреты оставались мертвой буквой. Насколько они противоречили нравам и обычаям, настолько же было затруднено их распространение. Более того, проблема родства трактовалась по-разному в романской и германской традициях. Во второй половине века Церковь была занята, или привлечена как советник, делом, которое заставило ее пересмотреть свои позиции, независимо от единодушия епископов. Речь идет о разводе Лотаря II, и это известное и очень запутанное дело было не единственным в своем роде. Например, как правильно, с канонической точки зрения, определить семейное положение Этьена, аристократа, который в 857 году был помолвлен с дочерью графа Раймунда из Тулузы? После долгих отсрочек он отказался от заключения брака. Раздосадованный граф Раймунд вызвал негодного зятя в королевский суд; дело было вынесено на рассмотрение синода в Дузи в 860 году.

Гинкмар объявил сою з недействительным, так как, совершенно очевидно, Этьен не давал на него своего согласия. Свободное согласие вместе с совокуплением являлось одним из условий действительности брака, и теоретически женщины были здесь равны с мужчинами, однако на практике они не имели таких прав. Все усилия духовенства, и особенно Гинкмара, посвятившего вопросам брака в 860 году свой трактат «О разводе», были направлены на то, чтобы сделать брак нерасторжимым, а развод допускать только в том случае, если брак на деле оказывается не единственным. При этом кровосмешение, фиктивный союз, бесплодие и прелюбодеяние не служили поводом для развода. Что касается половой сферы и деторождения в браке, то тут самые образованные церковники проявили глубокое пренебрежение, если обратиться к их писаниям. Подобное пренебрежение делало их рекомендации еще более неэффективными. Действительно эта таинственная область, к которой Церковь относилась столь брезгливо, была тотчас же занята колдовством, гаданием, амулетами — всем тем, что столь неприемлемо в христианстве. Однако семейные отношения тесно переплелись с этими порочными занятиями, невзирая на гневные обличения Рабана Мавра, Агобарда Лионского, церковных соборов вроде Парижского в 829 году, — вопреки приказу Карла Лысого, отданному в Кьерзи в 873 году, обезвредить «пагубно влияющих на людей и ведьм».

Борьба с духами похищений, насилия и беспорядочности, предающими общество в руки лукавого, поступками, свойственными мирянам и перечисленными Гинкмаром в его труде «О пороках, которых нужно остерегаться», — борьба со всем этим требовала сотрудничества с государственной властью, обретающей свою законность в этом очистительном процессе.

8. КОРОЛЕВСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Именно поэтому королевская власть оставалась объектом пристального внимания со стороны духовенства, тем более что обряд помазания создал особую связь между Церковью и королем, и вместе с тем превратил короля в лицо священное, как и сами духовные лица. Речь шла о гармонизации обеих функций королевской власти. Необходимо, как все настойчивее повторяли церковники, чтобы король вел себя достойно своей миссии. Немыслимый во времена Карла Великого, вопрос этот был поставлен в период правления Людовика Благочестивого в 833 году. Стремление подчинить королевскую власть критериям, выработанным Церковью, то есть контролировать ее все возрастало.

Ученые писали об этом множество теоретических произведений. Фундаментальное положение о сосуществовании двух властей имеется у Геласия, бывшего папой в период с 492 по 496 год: «Этот мир управляется двумя властями: священной епископской и королевской. Но бремя священников гораздо тяжелее ноши королей, ибо они будут отвечать и за самих королей на суде Господнем». Таким образом, определена степень ответственности, учитывая то обстоятельство, что королевская власть непрочна, что земные королевства зависят от колеса фортуны, согласно образу, впервые введенному в 850 году Седулием Скотом – Церковь будет стоять вечно.

Божественное происхождение королевской власти было непреложным. Это подтверждает и Иона Орлеанский в труде «О королевской власти», написанном в 831 году. Светская дама Дуода в своем «Учебнике» говорит об этом сыну Гиному, как о само собой разумеющемся.

Точно гак же пишет и Гинкмар, хотя к концу его рассуждения обрастают нюансами. Помазание короля явственно указывает на Божий выбор, сообщая помазаннику таинственную силу. «Освященный елей. пишет Гинкмар, — изливается на голову короля, стекает внутрь и проникает в глубь его сердца». Таким образом, король обладает сверхъестественными качествами, общается с силами, правящими миром. Избранник Божий, король является поручителем — как определяет это собор в Париже плодородия земли, плодовитости домашнего скота и самого населения. И это исключительное качество короля принадлежит Церкви, обязанной хранить его. Самые целомудренные монахи в лучших из монастырей, наделенных королевскими благами и привилегиями, имеют особое значение благодаря службе и молитвам: Тьётильда, аббатиса в Ремирмоне, сообщает Людовику, Благочестивому, что она и ее сестры в прошедшем году тысячу раз прочитали Псалтирь и отслужили восемьсот месс о здравии короля и его семьи, о поражении врагов и о его спасении в жизни вечной.

Помазаннику Божию должны оказывать послушание и подчинение, чтобы он правильно мог осуществлять свою миссию. На протяжении всего века уточнялись определения и толкование королевской власти.

Сама этимология слова подчеркивает функцию руководства: rex (царь) — тот, кто действует; recte — правильно. Цитируя установления Парижского собора, Иона Орлеанский ясно говорит: «Если король управляет благочестиво, по справедливости, с состраданием, то он заслуживает своего названия. Но если он утрачивает эти качества, то он перестает быть королем». И Иона продолжает в унисон с другими епископами: «Задача короля — править народом Божиим, руководить им справедливо и по закону, стремясь к миру и согласию. Король своей властью обязан защищать Церковь и служителей Бога». Защищать от кого?

«От всевластных богачей», хищных мирян, — уточняется в «Ложных посланиях», написанных в середине века; напротив, «светские лица в правительстве должны подчиняться епископам». Иначе говоря, должностное лицо должно помогать епископу в его трудах. А епископы, если они преданны королям, если давали клятву о помощи и совете, как лотарингские епископы Карлу Лысому в 869 году перед помазанием короля, — все же не выводят законность своей власти из существования власти королевской. Конечно же, король, особенно если он могущественный, имеет право голоса в капитуле. Избрание Гинкмара в 845 году, по описанию епископа Тьерри из Камбре, хорош о подтверждает сказанное: епископам Реймсской провинции «был прислан монах Гинкмар по решению славного короля Карла, с согласия архиепископа Сансского и епископа Парижского и всех епископов Реймса; Гинкмар перешел из провинции Санс и Парижской епархии». Но по мере того, как действенность королевской власти уменьшалась, особенно после смерти Карла, сам Гинкмар начал настаивать на разделении сфер Влияния и на независимости Церкви. В 881 году он пишет молодому Людовику III, что епископам принадлежит право избирать священника, «который будет полезен св. Церкви и королевству и предан королю». Право же короля — распоряжаться «богатствами и владениями Церкви, которые Господь доверил Вам для защиты и охраны».

Наконец, формально и только формально, король дает письменное согласие на решения Церкви. Обязанный защищать мир и справедливость, король должен служить и гарантом мирного использования церковного наследства и, насколько это возможно, приумножать его. Ибо, по выражению Гинкмара, не видящего здесь никакого противоречия, король должен остерегаться брать, обогащаться, но очень хорошо, если он дает, одаривает. Связанные одними узами с королевской властью и вместе ведущие народ ко спасению, епископы тем не менее были независимы от короля. В послании франкских епископов Людовику Немецкому в 858 году Гинкмар серьезно подчеркивает, что церкви, доверенные Богом епископам, никак не связаны с богатствами и привилегиями, которые король по своему усмотрению может дать или отнять. «И мы, епископы Господа нашего, не таковы, как все миряне, мы не обязаны вступать в отношения вассальной зависимости». Более того, продолжает Гинкмар в своем послании к Людовику III, «это не Вы избрали меня пастырем церкви, а я с моими собратьями во Христе, преданными Богу и Вашим предкам, избрал Вас править королевством при условии соблюдения законности». В этой ситуации король должен был окружить себя просвещенными и добродетельными советниками, элиту которых составляют епископы. И так, условность королевской власти? Несомненно, об этом были все помыслы и желания духовенства. Разве не дело епископов выражать волю Божию, указывать королю на его уклонения от истинного пути, когда он, по словам Гинкмара, перестает руководствоваться именем Бога в своих помышлениях, словах и поступках? И сам король, похоже, подчинился этому церковному всеведению. На соборе в Савоньер в июне 859 года после преодоления глубокого кризиса двух предшествующих лег, когда его власть находилась под угрозой, Карл Лысый заявил, что он «не будет замещен или устранен с королевского престола до тех пор, пока не услышит мнение епископов, чьей властью я был помазан на царство». Действительно, добавляет Карл, «их устами глаголет Бог». И конечно же, опять Бог через десять лет указалтаки Адвенцию из Меца и его собратьям, что Карл призван получить королевство Лотаря II.

На это божественное откровение, переданное через епископов, Карл ответил торжественным обязательством «стоять на страже закона и справедливости».

Выбор не был подчинен этому заявлению, однако последнее было принято как «надлежащее и необходимое». Уже в Кьерзи в марте 858 года Карл обменялся клятвами со своими феодалами, однако при совершенно иных обстоятельствах, вне избрания и освящения. В 869 году в Меце начался процесс, который почти через десять лет приведет затем к ритуалу коронации и священной клятве в Реймсе 8 декабря 877 года Людовика Заики. Клятву он подписал собственноручно. Новый король был провозглашен «Божией милостью и волей парода»; он обязался сохранить права и привилегии епископов и всего духовенства и защищать свой народ, «управление которым доверено ему милостью Божией и Генеральной Ассамблеей аристократов», храня закон и установления в неизменности и непреложности. Эти слова, или примерно такие же, произносили при восшествии на престол все преемники Людовика в Западно-франкском королевстве. Клятва стала одной из составных элементов королевской власти, или «регалий».

На протяжении всего столетия епископы не уставали напоминать королю о его долге, о подчиненности его поступков правовым нормам, заботясь главным образом о защите и сохранности церквей. Ибо поведение короля определяет не только порядок, справедливость и мир среди доверенного ему народа, но также и его собственное спасение, как настойчиво говорил Луп Феррьерский Карлу Лысому. Чтобы быть правильно понятой, Церковь распространяла трогательные повествования, заимствованные из богатой традиции чудес и видений, собираемых в назидательных целях.

Так, в 824 году монах Ветч ин из Рейхенау рассказал, в предчувствии близкой смерти, о своем путешествии в загробный мир, где о й увидел Карла Великого, терзающегося в муках из-за своих незаконных любовных приключений; это был первый намек на так называемый «грех Карла Великого». Валахфрид Страбон, наставник Карла Лысого, позднее описал в стихах это видение, связанное со столь знаменитой личностью.

Еще большее впечатление на королей производило видение Эшера, епископа Орлеанского, — свидетеля адских мучений Карла Мартелла, осужденного на них за присвоение церковных богатств. Гинкмар в своем послании 858 года напоминает Людовику Немецкому, такому же узурпатору, чего стоило подобное поведение его предку. В конце 877 или в начале 878 года некий мирянин по имени Бернольд рассказывал, что он видел во сне Карла Лысого, находящегося в темпом месте и пожираемого червями, изглодавшими его до костей.

Король обратился к Бернольду: «Передай епископу Гинкмару, что я не умею следовать его советам и советам моих приближенных; за все эти мои грехи мне и предстоит испытать то, что ты видел». Бернольд просил Гинкмара за короля, чьими молитвами и молитвами его братии Карл был прощен. Столь красноречивым было это повествование, явно вдохновленное самим Гинкмаром, стремящимся держать в своих руках преемника Карла.

Однако престарелый архиепископ, охваченный ностальгией, принимал желаемое за действительное. Идея королевской власти, находящейся под неусыпной опекой Церкви, которая прививает в христианском народе порядок, мир и справедливость, оставалась в основном в мире предписаний и представлений. Общество было глухо к внушениям епископов. Истина же состояла в том, что возрастала секуляризация церкви, ее структур и ее владений. Епископства и особенно аббатства, долгое время контролируемые королем, переходили в подчинение вельможам; разногласия, различия торжествовали, как всегда, над единством и прочностью. После смерти Карла Лысого величественные образы идеологии, прославляющей короля и Церковь, рассыпались в прах, эти образы, воплощенные в роскошных гравюрах бесценных книг во славу Бога и короля: Библия графа Вивьена, проданная в Туре в 846 году, Реймсская Псалтирь, датируемая 860 годом, или еще великолепная «Золотая книга» («Codex aureus») с уцелевшим переплетом из слоновой кости, каллиграфически написанная и украшенная в 870 году в королевской канцелярии. Во всех этих книгах король предстает в ореоле своего величия.

Прощальный жест императора Карла, последнего великого короля франков, — это церковь королевского дворца в Компьене, являвшаяся образцовой копией восьмиугольного собора в Ахене. Церковь была посвящена Богоматери и открылась 5 мая 877 года. Это была дорогостоящая постройка, поражающая богатством материала, изобилующая символикой и рассчитанная на служение в ней ста священников. В связи с этим Иоанн Скот Эриугена обратился к Карлу со стихотворным посланием: «Восседая на троне, король всех объемлет одним взглядом; на его возвышенном челе возлежит корона предков, в руках у него — золотые скипетры. Да здравствует великодушный герой и да процветает он до глубокой старости!» Через несколько месяцев Карл скончался, унеся с собой в могилу все, что еще оставалось от сильной и действенной королевской власти. Но ее идеологическая конструкция переживет короля.

Цитируется по изд.: Тейс Л. Наследие Каролингов IX - X века. 2. Новая история средневековой Франции. М., 1993, с. 75-107.