Бантам и Матарам Второй

Бантам и Матарам Второй

Во второй половине XVI в., после более чем полу-столетнего периода раздробленности и упадка, последовавшего за крушением Маджапахита, в Индонезии образовалось несколько новых экономических центров и наметилась тенденция к образованию новых централизованных государств на обломках бывшей империи. Важнейшими из них были на Западной Яве —Бантам, на Восточной — Матарам, называвшийся также Матарамом Вторым. Матарам был расположен на территории, где в прошлом существовало государство Матарам Первый; кроме того, правители Матарама Второго стремились подчеркнуть преемственность обоих государств.

Правитель Бантама Хасануддин, объявивший в 1568 г. Бантам независимым государством, объединил под своей властью Западную Яву, Южную Суматру и некоторые области на Восточной Суматре, а к 1580 г. завершил покорение Паджаджарана — последнего из государств на Западной Яве, религией которого был яванизированный индуизм.

Купцы из многих стран Востока — китайцы, персы, бирманцы, арабы, даже абиссинцы — охотно посещали Бантам, минуя Малаккский пролив и плывя вдоль Западной Суматры и Зондским проливом, так как в Бантаме они могли свободно приобрести нужные товары в обход португальской монополии и избегнуть пиратов (рост пиратства был следствием нарушения местной морской торговли португальцами, ибо многие местные торговцы и мореходы, не имея возможности заниматься легальной торговлей или морскими перевозками, занялись контрабандой или пиратством). В столице возникли кварталы иностранных купцов; особенно много было китайцев и малайцев. Сами бантамские купцы не совершали морских рейсов, а занимались сбытом местной продукции (в основном перца), перепродажей продукции других районов Индонезии (риса, соли, хлопка, олова, свинца, железа, меди и т. д., а также пряностей, контрабандой доставляемых с Молукк) и ссудами (обычно так называемой бодмереей — ссудой под залог судна и груза). Бантам стал центром перечной торговли: в год вывозилось около 3,5 млн. фунтов перца, объявленного государственной монополией.

Признанием значения Бантама в мусульманском мире было пожалование его правителю титула султана, утвержденное в 1638 г. в Мекке мекканскими правителями, считавшимися потомками пророка Мухаммеда.

Государственной повинностью бантамских крестьян было разведение перечных деревьев и выплата налогов определенным количеством перца. Назначенные султаном главы районов и другие представители правящей верхушки выступали в качестве феодалов, хотя большинство из них не имело наследственных прав на землю. Крестьяне лично не были закрепощены, но закабалены экономически. Перец, остававшийся у крестьян после уплаты налогов, скупали местные, в том числе и китайские, торговцы, которые наживались на том, что сами крестьяне не могли доставить перец на рынок. Развитие товарно-денежных отношений ускорило разложение общинных отношений (в Бантаме раньше, чем в других районах Явы, прекратились переделы земли), рост частной собственности на землю и классовое расслоение крестьянства, в среде которого появилась богатая прослойка, связанная с торговлей. Широко распространилась здесь система рабства-должничества.

Матарам в начале XVI в.— небольшой удел, располагавшийся на том месте, где с VII в. (а возможно и раньше) и до начала XIII в. существовали могущественные государства, сохранявшие историческую преемственность: Калинга, Матарам Первый, Кедири. В 1575 г. пра-

[525]

витель Матарама (в истории он известен под именем Сенапати — «полководец») объявил себя независимым. В дальнейшем централизаторская политика Сенапати была столь успешной, а объективная потребность в прекращении изнурительных междоусобных войн так велика, что к концу своего правления (он умер в 1601 г.) Сенапати объединил значительную часть Центральной Явы. Государство получило название Матарам Второй.

Возвышению Матарама способствовали в первую очередь упадок приморских торговых государств Явы, утрата этими городами их экономического значения, сосредоточение морской торговли в Бантаме и в захваченной португальцами Малакке. Выросла роль плодородных рисопроизводящих районов внутренней Явы, гораздо меньше зависевших, от торговой конъюнктуры, от того, в чьих руках находилось господство на море. В Матараме была введена строгая монополия на рис, торговля которым являлась одним из основных источников пополнения казны государства.

Вершины своего могущества Матарам достиг при Агунге (1613— 1645). Территория Матарама расширилась: были окончательно покорены мелкие прибрежные государства Северной Явы, княжества Восточной Явы, совершена экспедиция в Сукадану на Западный Калимантан. (1622 г.), завоевана Мадура (1624 г.) После окончания борьбы с Сурабаей (1625 г.) границы Матарама на Яве простирались от Бантама на западе до Баламбангана на востоке, кроме того, Матарам имел вассалов и за пределами Явы. Среди правителей покоренных княжеств и крестьянства, разоряемого бесконечными войнами, зрело недовольство, вылившееся в восстаниях (1601—-1604, 1617, 1627 и другие годы). В 1624 г. Агунг принял титул «сусухунан» («тот, кому все повинуются»), а в. 1641 г. ему, как до того бантамскому правителю, мекканскими правителями был пожалован титул султана.

Приняв оба эти титула, Агунг стремился упрочить свою светскую власть и приобрести власть духовную, подобно своим далеким предшественникам из Матарама Первого, Кедири, Сингасари.

[526]

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.