Болонья учёная

Болонья учёная

Болонья еще в XII веке прославилась своей имперской политикой; именно здесь возникла официальная формула всевластия венценосца: это сделали юристы ее университета, являвшиеся законодателями права, это сделала Болонья, получившая сохраняющееся до наших времен прозвище — ученая (Bologna dotta).

Та же Болонья впоследствии одна из первых изгнала имперского подеста и вступила на путь антиимперской политики. Эти колебания и противоречия отражают живую историю итальянского города, подобную морским приливам и отливам.

В Болонье в начале XIII века появился письмовник нотария Бене да Болонья, образно подметившего феодальную по форме структуру городской жизни, которая терпит крах при соприкосновении с реальной жизнью: «Каждое лицо, пишущее нижестоящей персоне, должно ставить свое имя в начале, как-то: император — королю, король — князю, князь — герцогу, герцог — маркграфу, маркграф — графу, граф — барону, барон — вальвассору, вальвассор — рыцарю, рыцарь — купцу и другому лицу из пополанов, или плебеев... Но бывает, что бароны пишут свое имя после купца, так как сами они вынуждены ходить босыми, и пешком, а купцы разъезжают верхом или даже в каретах, так как святейшая в наши дни вещь — великие богатства» 1.  Эта социальная сентенция была классически подтверждена на опыте самой Болоньи, которая в XIII веке провела такую радикальную реформу, как массовое освобождение сервов.

__________

1. «... nam sanctissima est nostro tempore divitiarum maiestas» (Bo- logna B. da. II Candelabro//Ercole F. La lotta delle classi alia line del medio evo: Dal Comune a principato. Firenze, 1929).

[110]

Социальные сдвиги, естественно, отразились и на облике и уровне городской культуры. Наиболее характерными центрами ее были в итальянских городах ученые и учебные сообщества профессоров и студентов — университеты.

Университеты — показатели специфики итальянской городской культуры, истоки которой уходили в античность. Как в области хозяйственной города Италии никогда не порывали окончательно с товарно-денежными отношениями, существовавшими с античных времен, так и в сфере культуры не было резкого разрыва с античностью в области грамотности, письма, образования. Первая после Византии наследница античной культуры, Италия уже с раннего Средневековья была знакома с постепенным, но растущим развитием философских, литературных, медицинских и юридических знаний.

Разветвленный административно-политический аппарат города-коммуны, города-государства требовал хорошо подготовленных и дипломированных специалистов. Средиземноморская и общеевропейская торговля и финансовые операции, развитие мануфактурной промышленности, переход земли в собственность богатых горожан и городских коммун — все это требовало точного и грамотного, основанного на римском праве, не без учета пережитков права лангобардского, обоснования и оформления. Тем более что эти процессы происходили в обстановке таких важных социальных сдвигов, как отмена крепостного права — серважа и колоната, развитие новых форм землевладения и землепользования, расширение наемного труда в целых отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

Такая обстановка привела к необходимости перехода от обычных средневековых форм образования к более высоким. Монастырские школы, учебные заведения при капитулах или епископствах по своим методам и результатам образования были уже пройденным этапом. Недостаточно было и городских муниципальных школ, несмотря на более высокий их уровень и на относительно широкий охват ими молодого поколения городов. По данным до-

_______

2. Pare С., Brunei А., Tremblay P. La renaissanse du XIIе siecle: Les ecoles et l'enseignement. Paris; Ottawa, 1933. P. 21; Crabmann M. Geschichte der scholastischen Methode. Fribourg, 1911. Vol. 2. P. 231; Суворов H. Средневековые университеты. M., 1898. С. 192.

[111]

статочно сведущего хрониста Джованни Виллами, во Флоренции XIV века, где насчитывалось тогда около 50— 60 тысяч населения, низшую школу посещали около 10 тысяч детей, среднюю — 1—2 тысячи человек, высшую (Studio) около 500 человек 3.  Значительное количество высших учебных заведений в итальянских городах говорит о том, что в них назрела насущная потребность в связи с развитием экономики. В XI—XVI веках их число доходило до 25 в разных городах.

Массовое появление университетов свидетельствовало о глубинных переменах, приведших к расцвету итальянских городов и оказавших решающее влияние как на эволюцию всех культурных процессов общества, так и на организацию школ и методы обучения в них 4.

Именно города-коммуны были организаторами и покровителями наиболее известных итальянских университетов. Так, например, был основан университет Перуджи. В 1266 г. Большой совет коммуны Перуджи направил во все населенные пункты своих земель глашатаев с письмом

__________

3. Villani С. Cronica. Firenze, 1844. Т. 1. Р. 324.

4. Carin Е. L'education de I'homme moderne.: La pedagogie de la Renaissance (1400—1600). Paris, 1968. P. 58.

[112]

о создании университета, подготавливающего юристов гражданского права. Годовая оплата лекторов колебалась от 20 до 25 флоринов, а для известных приглашенных из других городов профессоров от 300 до 400 лир. В 40-е годы XIV века университет получал от коммуны дотацию в размере 2 тысяч флоринов, источником которой служили доходы от земельных владений коммуны 5.

В 1275 г. был организован университет в Сиене. Общий совет сиенской коммуны принял решение об организации в городе высшей школы гуманитарного типа. Был объявлен набор школяров (студентов), приглашены преподаватели логики, грамматики и риторики, установлены размеры оплаты магистрам и докторам и условия обучения 6.

Университет не только прославлял город, был источником оживления тонуса городской жизни, но и способствовал его товарному обороту. Особенно это ощущалось в Болонье, куда стекались богатые школяры из многих европейских стран со своими слугами и лошадьми, поэтому в городе расширялось строительство каменных домов. После основания университета Болонья менее чем за два века из скромного поселения превратилась в крупный центр. В решении Большого совета коммуны об университете говорилось как о венце и украшении города, повышающем политический престиж государства. Новым видом хозяйственной и культурной жизни города было создание книжных лавок — станций (slationes), где можно было приобрести или получить на время, как из библиотеки, учебные пособия. Эти станции обслуживались мастерами по производству пергамена и бумаги, а также квалифицированными переписчиками 7.

Хотя университеты имели автономию, фактически они были частью городской структуры коммуны: университет рассматривался как одна из корпораций в системе городских цехов. Во всех советах коммуны были представители университета, в совете приоров принимали участие должностные лица по делам университета — мудрые (savii), выделяемые от каждого из четырех районов города. Уни-

____________

5. Ermini С. Storia del la University di Perugia. Bologna, 1947. P. 3—53.

6. Barducci D. Documenti per la storia della R. Universita di Siena. Siena, 1900. P. 9—20.

7. Sorbelli A. Storia della Universita di Bologna. Vol. 1 : II Medioevo. Bologna, 1944. P. 19, 58, 180, 211—212.

[113]

[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]

[114]

верситет на правах цеха имел статут с перечнем прав и привилегий; в статуте даже говорилось, что университет это не что иное, как цех 8.  Заинтересованность города в наличии и успешной деятельности университета проявлялась в освобождении его студентов от налогов, предоставлении льготных условий проживания в домах города, фактического пользования многими правами граждан Болоньи, в том числе правом неприкосновенности 9.

Иногда противоречия между коммуной и университетом приводили к тому, что школяры и профессора временно покидали Болонью и уходили в Виченцу, Ареццо или Ардженту. Такие конфликты не имели политической направленности, а были, как правило, столкновениями ад- министративно-престижного характера, и нормальные отношения быстро восстанавливались.

В XIII веке известно участие студентов болонского университета в движении «меньшого» народа (popolo minuto). В контакт с ним вступили даже студенты-ректоры университета. Во время пополанского антимагнатского движения 1270 г. некоторая часть студентов поддержала его противников — нобилей-гибеллинов. Когда их изгнали из Болоньи, с ними вместе должны были уйти и студенты. Большинство университета поддерживало гвельфскую пополанскую партию и ее программу «святых и святейших установлений», подобных флорентийским «Установлениям справедливости» 10.  Эти события показывают, что университет был органической частью социальной структуры города. То же подтверждает и история университета Перуджи: во время антипапского восстания 1368—1375 годов папскими властями за участие в нем были высланы из города многие преподаватели университета, а затем была запрещена его деятельность 11.

Однако университеты не могли ограничиться своим положением одного из учреждений коммуны. Пристальное внимание к ним было проявлено со стороны империи и папства, которые были заинтересованы в возможности влиять на деятельность этих важных идеологических центров образования. Коммунам и их университетам также было необходимо укрепить свой престиж путем получе-

___________

8.  «Studio null altro che un arte» (ibid. P. 154).

9. Ibid. P. 3, 58.

10. Ibid. P. 59, 60, 180; Суворов H. Средневековые университеты. С. 111—112.

11. Ermini С. Storia della University di Perugia. P. 18—19.

[115]

ния папской буллы или императорского диплома, которые давали новые привилегии. Нередко власти коммуны добивались получения булл, направляя в курию своих представителей. Особенно важно было для университета получить от папы или императора право называться генеральной студией (sludium generate), вследствие чего университет переходил в ранг общеевропейского учреждения. Такие права были предоставлены университетам Болоньи, Перуджи, Падуи, Рима и Неаполя. Особенно заботилась папская курия об организации богословских факультетов: в Сиенском университете он был основан в 1459 г., в Болонском — международном центре юридического образования — еще в 1364 г., в Перуджинском — в 1371 году 12. Университеты итальянских городов готовили юристов, медиков, светских и церковных чтецов, занимавших различные государственные должности не только в Италии, но и в других странах Европы. В университетах Италии учились не только итальянцы, но и немцы, чехи, поляки, венгры, англичане, испанцы, французы, каталонцы, провансальцы, арагонцы, португальцы и другие, объединявшиеся в университетах в землячества — нации (naziones), которые составляли общину чужеземцев (universita di stranieri).

Университеты итальянских коммун были одним из наиболее ярких и важных центров городской культуры средних веков, которая переросла затем в культуру Возрождения.

____________

12.  Ibid. Р. 21, 28; Ehrle F. 1 piu antichi statutti della facolta tcologica dell'Umvrrsila di Bologna. Bologna, 1932. P. 21.

[116]

Цитируется по изд.: Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до возрождения. Очерки. Л., 1987, с. 110-116.

Tags
Рубрика