США на грани XIX -XX веков: внешняя политика в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке

США на грани XIX -XX веков: внешняя политика в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке

В начале XX века отношение США к Ближнему и Среднему Востоку было сдержанным, основные направления экспансии только обретали предварительные очертания. Главное внимание монополистических кругов, правительства США в это время было поглощено расширением влияния в Западном полушарии и на Дальнем Востоке. Все силы молодой империалистической державы сконцентрировались на достижении гегемонии в регионах южнее и западнее США, на сооружении связывающего их Панамского канала, строительстве мощного военно-морского флота и других экспансионистских мероприятиях.

На «восточном» же направлении шла только подготовка почвы для дальнейшей практической материализации экспансионистских устремлений США. Этой подготовкой были заняты дипломатические представители США, оказавшие большую помощь заинтересованным монополиям, а также многочисленные американские миссионеры и филантропические организации, действовавшие на субсидии от крупных корпораций.

На Ближнем Востоке и в Северной Африке позиции американских империалистов в начале XX века оставались еще сравнительно слабыми, но в Вашингтоне уже нередко звучали заявления, будто «американские национальные интересы оказались под угрозой в таких удаленных местах, как Марокко или Оттоманская империя» 54. При этом американские деятели в правительственном аппарате не могли не учитывать, что проникновение США в эти районы способно повлечь за собой соответствующую реакцию со стороны европейских государств. Чувство реализма служило сдерживающим фактором. И только сгруппировавшиеся вокруг Т. Рузвельта крайние экспансионисты, уже в то время мечтавшие о мировой гегемонии, не желали принимать во внимание реальность ситуации. «Из всех существующих государств, — заявлял Рузвельт в 90-е годы, — охотнее всего я бы стер с лица земли Испанию и Турцию» 55.

_________

54. Kimball W. F. Mission, Money and Manifest Destiny: U. S. Foreign Policy, 1901—1913.— In: American Diplomacy in the Twentieth Century. St. Louis (Miss.), 1980,

55. Цит. по: De Nova J. A. American Interests and Politics in the Middle East, 1900— 1939., Minneapolis, 1963, p. 5.

[317]

Американские миссионеры в XIX в. обосновались в таких районах как Анатолия и европейская Турция, Сирия, Иран (до 1935 г. — Персия). Прикрываясь лозунгами «евангелизании мира», миссионеры облегчали проникновение американского капитала в «осваиваемые» районы Если в начале XX в. в Турции действовали 21 миссионерская станция и 162 миссионера, то в 1914 г. там было 17 основных станций, 256 филиалов, 426 школ, в которых обучалось свыше 25 тысяч человек 56. Миссионеры, получившие образование в теологических школах и высших учебных заведениях США, относились пренебрежительно к составлявшим большинство населения мусульманам, их традициям, предпочитая связи с представителями национальных меньшинств.

Своей деятельностью среди арабов выделялась созданная американцами в 90-х годах арабская миссия. Она установила связь с Бахрейном и Маскатом и другими центрами арабского населения, включая Кувейт и Ирак. Историки отмечали, что без столь активных усилий арабской миссии «американские коммерсанты не получили бы возможности участвовать в разработке огромных нефтяных источников на Среднем Востоке» 57. Деятельность миссионеров и представителей американских филантропических организаций вызывала неоднократные возражения со стороны местных властей.

Миссионеры постоянно координировали свои действия с посольством США в Константинополе и с американскими консулами на Ближнем и Среднем Востоке. На рубеже XIX—XX вв. генеральный консул США был в Константинополе, консульства имелись также в Бейруте, Эрзуруме, Харпуте, Иерусалиме, Смирне (современный Измир), Багдаде и др. Египетскими делами занимался генеральный консул США в Каире. Несколько консулов США обосновались на Аравийском полуострове.

Миссионеры не раз требовали от госдепартамента США вмешательства во внутренние дела Турции, посылки боевых американских кораблей в турецкие воды для оказания давления на власти Турции. Особую активность проявили они в 1894—1895 годы, во время армяно-курдских погромов в Турции. Хотя сами американские миссионеры не пострадали, домам и имуществу их был нанесен серьезный ущерб — возмущение местной общественности деятельностью миссионеров было слишком сильно. Посланники США несколько лет добивались у турецкого правительства признания вины за причиненный миссионерам ущерб и возмещения убытков. Появление в Константинополе в 1900 г. военного корабля «Кентукки» вынудило Турцию уплатить 95 тысяч долларов 58

Торговля США наталкивалась на сильное противодействие Англии, Франции, России и Германии, утвердившихся в Турции ранее. Из Османской империи вывозили главным образом хлопок, табак, сушеные фрукты, солодковый корень, кожу, лекарства, красящие вещества и хромовую руду. США экспортировали хлопчатобумажные и шерстяные ткани, сельскохозяйственные орудия и машины, автомобили и велосипеды, электроприборы, различные масла, керосин и т. д.

Сетуя на то, что в Турции на США смотрят как на второразрядную державу, американские миссионеры призывали госдепартамент оказать

____________

56. Gordon L. J. American Relations with Turkey, 1830-^1930. Philadelphia, 1932, p. 222.

57. Hamilton Ch. W. Americans and Oil in the Middle East. Houston (Tex.), 1962, p. 12.

58. FRUS, 1900. Wash., 1901, p. 906—908; 1901. Wash., 1902, p. 514—518.

[318]

давление на Турцию. Правительство США незамедлительно отреагировало и направило военные суда в Сирию, где они оставались до октября 1903 г., а затем и в турецкий порт Смирну (Измир).

Турецкое правительство под различными предлогами постоянно уклонялось от обсуждения требований США о предоставлении миссионерам, имеющим американские дипломы, таких же прав и привилегий, какими пользовались подданные других держав, а также о возведении американской миссии в Турции в ранг посольства. Истекло не менее трех лет, пока США путем угроз и демонстраций флота в турецких портах вынудили Турцию выполнить все свои требования. При поддержке государственного аппарата наиболее экспансионистские американские монополисты добивались на Ближнем и Среднем Востоке не только обеспечения торговых интересов США, но и приобретения концессий на строительство железных дорог, на нефтяные промыслы и добычу руды на турецкой территории.

Развивая отношения с Турцией, США в одностороннем порядке возвели своего представителя в Константинополе в 1906 г. в ранг чрезвычайного и полномочного посла. Были усилены консульства США в Бейруте и Смирне, где к 1914 г. обычные консульства преобразовывались в генеральные. В Алеппо (современный Халеб), Мерсине, Трапезунде (современный Трабзон) и других центрах Османской империи открылись новые американские консульства. Султан, испытывая настойчивое давление со стороны США, уравнял в правах американские миссионерские школы и благотворительные учреждения с соответствующими институтами из других государств.

К этому периоду относятся первые попытки монополистов США разместить капиталы в Османской империи. Формально прибытие адмирала К. Честера в Турцию на броненосце «Кентукки» в декабре 1900 г. было связано с переговорами о возмещении ущерба, причиненного американским миссионерам во время армянских погромов 1894—1895 гг. Однако опытный американский адмирал не ограничился выполнением сложной дипломатической миссии: одновременно он пристально зондировал возможности получения выгодных концессий. Его усилия увенчались успехом: султан дал принципиальное согласие на железнодорожную концессию. Формальная заявка от сына адмирала — А. Честера в марте 1908 г. вызвала противодействие со стороны европейских монополистов. «Борьба за концессии Честеру, в которой энергично участвовал государственный департамент, — отмечалось в американской монографии, — предвещала, что многие другие американские бизнесмены развернут поиски нефти на Среднем Востоке, опираясь на поддержку со стороны государственного департамента» 59.

Борьба была долгой и упорной. Против проекта Честера выступали могущественные силы в Германии и Англии. Под давлением германских политиков меджлис дважды откладывал рассмотрение проекта — в 1910 г. и год спустя, в 1911 г. Столкнувшись с сопротивлением Германии и даже Англии, стремившейся помешать росту американского влияния в Турции, США оказались вынужденными отступить. Американские монополии в своей экспансионистской политике на Ближнем Востоке еще не

__________

59. Bryson Th. A. American Diplomatic Relations with the Middle East, 1784-1975,. A Survey. Metuchen (N. J.), 1977, p. 57.

[319]

могли применять методы, которые практиковали в отношении стран Латинской Америки. Соотношение сил в этом регионе было не в пользу США, и они предпочитали невмешательство в условиях сложных конфликтов между империалистами европейских государств.

Тем не менее в период итало-турецкой войны Соединенные Штаты не исключали для себя возможности выступить в роли посредника. Правда, во время балканских войн, когда Соединенным Штатам предложили такую роль, из Вашингтона поступили инструкции отказать Турции в ее просьбе на том основании, что США никогда не принимали участия в политических проблемах, возникавших на Ближнем Востоке. Это «никогда» продолжалось недолго. Уже в 1912—1913 гг. США присоединились к другим державам и послали боевые суда к берегам Турции под предлогом «защиты жизни и имущества» иностранных граждан.

Что касается Ирана, то интересы США в начале XX в. там были весьма умеренными. Действовавший в Иране посланник США Е. С. Пратт вел борьбу за привлечение американских капиталов для эксплуатации богатств этой страны. Он поддерживал тесные контакты с министром иностранных дел Ирана, который устраивал посланнику встречи с шахом. Деятельность Пратта ускорила открытие иранской миссии в Вашингтоне. Посланники США в дальнейшем подготавливали почву для внедрения американских капиталов в Иране, а в донесениях государственному департаменту ссылались на необходимость противостоять экономической и политической экспансии других держав в Иране. Посланник Г. Боуэн высказывался за применение американского принципа «открытых дверей» на Ближнем и Среднем Востоке. Объем американоиранской торговли в 1911 г. в 3 раза превысил показатели 1905 г., причем импорт из Ирана в США намного превышал объем экспорта из Соединенных Штатов в Иран 60 (американские монополии в тот период еще не успели достаточно утвердиться на иранском рынке).

Американские дипломатические представители неоднократно обращались к государственному департаменту с предложением применить репрессивные меры против представителей национальных меньшинств Ирана, в частности по так называемому «делу Лабари». Когда в марте 1904 г. на северо-западе Ирана курды убили американского миссионера Б. Лабари, посланник США в Тегеране Р. Пирсон обратился к госдепартаменту, настаивая на посылке американской военной эскадры в Персидский залив, чтобы преподать «этим восточным людям поучительный урок» 61. Убийство было совершено по религиозно-национальным мотивам.

Миссионеры и генеральный консул США Дж. Тайлер требовали самого строгого наказания виновных. Шах предложил приговорить главного виновника к пожизненному заключению, его сообщников — к казни, а семье покойного миссионера выплатить компенсацию. Дело усугубилось тем, что сообщники бежали. Попытки разыскать их привели к посылке карательного отряда в северо-западный район страны. Спасаясь, курды пересекли границу Турции, после чего турецкие войска в 1907 г. вторг-

__________

60. Абдуллаев 3. 3. Начало экспансии США в Иране. М., 1963. с. 16.

 61. Yeselson A. United States-Persian Diplomatic Relations,/1883—1921. New Brunswick (N. J.), 1956, p. 70

[320]

лись на территорию Ирана и захватили ряд районов. Возникли серьезные турецко-иранские осложнения. Во время столкновения с турками сотни персов и армян были убиты и ранены. «Дело Лабари» обнаружило значительные масштабы влияния миссионеров на правительство США. Много времени и сил пришлось приложить для урегулирования конфликта причинившего столь серьезный ущерб Ирану.

Впоследствии политика, проводимая Соединенными Штатами перед лицом конкуренции со стороны европейских держав, не означала отказа от борьбы за расширение своих торговых и других связей с Ираном. Госдепартамент предпочитал не брать, на себя ответственности за возможные осложнения как с Ираном, так и с Россией и Англией. Большое воздействие на американо-иранские отношения имело назначение главным финансовым советником иранского государства американца М. Шустера, связанного с деловыми кругами США, в том числе со «Стандард ойл». Он быстро реорганизовал систему финансов в стране, чем приобрел огромный вес в экономических и политических кругах Ирана. Фактически за восемь месяцев работы в Иране от стал финансовым диктатором страны и советником военного министерства.

Деятельность Шустера в Иране способствовала созданию условий для внедрения в ближайшем будущем американского капитала. Широкие полномочия Шустера и его старания использовать в интересах США различные буржуазно-политические группировки в стране обусловили фактическое установление «замаскированного протектората» в Иране, как отметил В. И. Ленин 62, конспектируя книгу Г. Деморньи.

Что касается Африканского континента, то там Соединенные Штаты не принимали прямого участия. Однако их интерес к проблемам этого региона прослеживается еще со времен образования заатлантической республики. В начале XX в. Т. Рузвельт, добивавшийся, чтобы США выступали арбитром в разрешении всех важнейших международных политических проблем, привлек внимание американской общественности к Африке в связи с так называемым «делом Пердикариса».

Один из натурализованных американских граждан, грек Ион Пердикарис, был арестован в 1904 г. в Марокко местным вождем Рейсали. США настаивали на освобождении Пердикариса и в подкрепление своей аргументации выслали военные корабли в Марокко. Тем самым правительство США накануне президентских выборов стремилось продемонстрировать свою жесткую внешнеполитическую позицию. Государственный секретарь Хэй направил 22 июля 1904 г. послание американскому консулу в Танжере, требуя «живого Пердикариса или мертвого Рейсали» 63. Делегаты съезда республиканцев в Чикаго устроили бурную овацию в честь своего кандидата в президенты Т. Рузвельта, полагая, что он был автором телеграммы, и приветствуя его позицию. Но обнаружилось, что Пердикарису уже предстоит освобождение и что, кроме тoго, он не является американским гражданином. Возникла угроза скандала. В конечном счете грека выпустили из-под стражи и правительство Марокко вынуждено было выплатить США компенсацию в сумме 4 тысяч долларов «за понесенные расходы» 64.

_________

62. Лeнин B. И. Полн. собр. соч.. т. 28, с. 702.

63. FRUS. 1904. Wash., 1905, р. 503.

64. Ibid., p. 496—504.

[321]

Когда в 1905 г. обострилось соперничество между Францией и Геpманией по вопросу о Марокко, Т. Рузвельт в обстановке грозящей войны согласился посредничать в урегулировании спора. В январе 1906 г. в Альхесирасе, на юге Испании, собралась международная конференция. От США присутствовали двое — посол в Италии Г. Уайт и посланник в Марокко С. Гуммере. Американские экспансионисты приветствовала итоги альхесирасской конференции, зафиксировавшей сохранение принципа «открытых дверей». Однако в сенате прозвучало осуждение правительства за вмешательство в дела периферийных районов мира, нарушающее традиционные принципы изоляционизма во внешней политике США, Тем не менее президент США выразил удовлетворение, особенно тем, что Германия согласилась на компромисс, который представлял для нее фактически крупное дипломатическое поражение.

С Либерией Соединенные Штаты поддерживали «особые» отношения это «свободное» государство в Африке возникло в результате объединенных усилий американского правительства, Американского колонизационного общества и ряда филантропических ассоциаций. Известная часть американцев давно вынашивала идею создания в Африке некоей колонии переселенцев из числа свободных негров. Недовольство и выступления последних в США подогревали борьбу за равноправие негров, расшатывали устои рабовладельчества. С середины XIX века США осуществляли своеобразную опеку над Либерией. В конце века правительство США отказалось гарантировать совместно с Англией независимость Либерии, но неоднократно выражало свою «особую заинтересованность» в сохранении суверенитета этой африканской страны. США категорически возражали против предоставления Англии концессии в Либерии, рассматривали это как нарушение принципа «открытых дверей».

Хотя внешнеполитическая активность США в Северной Африке и на Ближнем Востоке в XX в. была сравнительно невысокой и значительно уступала политике Белого дома и госдепартамента в районах Латинской Америки и Дальнего Востока, все же она заложила основы американского проникновения в ближневосточные и африканские страны и по логике империалистического развития нашла естественное и закономерное продолжение в годы первой мировой войны и в межвоенное двадцатилетие.

В период между испано-американской войной и первой мировой войной наблюдалось возрастающее участие США в мировой политике. «С конца XIX века, в век империализма,— отметили историки,— наступила сумеречная пора, когда американское правительство не смогло противостоять искушению предпринять экспансию в бассейне Карибского моря и Тихого океана, ускорить распад Испанской империи и когда интерес Америки к распространению своего влияния в других районах мира прикрывался лозунгом политики открытых дверей»65. И несмотря на то что в Европе распространилось движение в интересах сохранения мира и мирных способов решения международных споров, состоялось несколько международных конференций, возникали новые международные организации — все это не мешало империалистическим государствам

____________

65. Two Hundred Years of American Foreign Policy/Ed. by W. P. Bundy. N. Y., 1977, p. 15.

[322]

пpодолжать войны или с помощью угроз оказывать давление на болееслабых.

Отделенные океаном от Европы, где проходили основные международные форумы, Соединенные Штаты не оставались в стороне от их работы. B 1910 г. бостонский издатель Э. Джинн учредил «Фонд мира на земле» c капиталом в миллион долларов. В это же время магнат Э. Карнеги образовал фонд международного мира «Карнеги эндаумент фор интер-нэшнл пис», функционирующий и поныне. С лозунгами защиты мира выступали даже некоторые бизнесмены, наживая на этом немалые прибыли. Это были главным образом предприниматели, не связанные с военным производством.

К осени 1914 г. в Вашингтоне были подписаны 29 договоров с различными странами об арбитражном решении возникавших споров. Только Германия отказалась вести переговоры на эту тему с Соединенными Штатами. Государственный секретарь Брайан тем не менее считал эти договоры одним из крупнейших своих дипломатических достижений.

Альхесирасская конференция, итоги которой считались успешными, не устранила главных причин, толкавших империалистов к войне за передел мира. Несмотря на все попытки и старания Рузвельта скрыть истинные цели политики США на Европейском континенте, конференция обнаружила подлинную направленность европейской политики США, стремление действовать военными средствами вместе с Англией и Францией против Германии. После конференции усилилась гонка вооружений. США заняли видное место среди крупнейших морских держав. Рост милитаризма, военных бюджетов в первые полтора десятилетия XX века ускорили столкновение империалистических кругов великих держав, привели к военной катастрофе 66.

В 1907 г. Рузвельт, ссылаясь на неудачу второй Гаагской конференции по ограничению вооружений, предложил конгрессу выделить ассигнования на строительство линейных кораблей. К концу его президентства военно-морские расходы США увеличились с 10,8% федерального бюджета в 1900 г. до 16,7% в 1909 г. Военный флот США по тоннажу вышел уже на 2-е место в мире, уступая только флоту Британской империи.

«Дипломатия доллара», провозглашенная президентом У. Тафтом, преследовала те же цели, что и политика «большой дубинки» Т. Рузвельта. Не ограничиваясь регионом Дальнего Востока, США активно применяли ее и во всех других районах мира, прежде всего по соседству — в странах Центральной и Южной Америки.

Став крупнейшей индустриальной державой мира в начале эпохи империализма, США как государство монополистической буржуазии были заинтересованы в переделе мира. Они располагали самым мощным промышленным потенциалом, но в 1914 г. по зарубежным инвестициям в 10 раз уступали Великобритании, в 6 — Франции и в 4,5 раза— Германии, хотя и не имели, как отметил В. И. Ленин, «равного себе соперника ни по быстроте развития капитализма в конце XIX и начале XX века, ни по достигнутой уже ими наибольшей высоте его развития» 67.

_______

66. The War Plans of the Great Powers, 1880—1914 L., 1979, p. 17.

67. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 27, с. 133.

[323]

У империализма США, развернувшего экспансионистскую политику имелись острые противоречия одновременно и с военно-политическим блоком, во главе которого стояла Германия, и с группировкой держав Антанты. Однако молодой агрессивный империализм Германии для американской монополистической буржуазии представлял наибольшую опасность как соперник в борьбе за мировое господство.

Для США было крайне нежелательно усиление группировки, возглавляемой Германией. Это вело, во-первых, к упрочению позиций Германии в Европе и тем самым к нарушению «европейского равновесия» в пользу Германии, а во-вторых, означало бы усиление позиций основного американского конкурента на мировых рынках. США были склонны перейти от лавирования между Великобританией и Германией к опоре на Антанту как основному фактору своей внешней политики в Европе.

США, стремясь к политическому равновесию сил в обострявшейся международной обстановке в Европе и не желая усиления ни одного из империалистических блоков, не брали на себя каких-либо связывавших их обязательств относительно будущих действий, надеясь сохранить «свободу рук», и не примыкали открыто ни к одной из военно-политических группировок. Но в лице Антанты они видели силу, способную нанести удар по наиболее опасному конкуренту — империализму Германии. Неумолимая логика империализма толкала североамериканскую буржуазную республику к грабительскому участию в крупнейшем и бедственном для народов военном столкновении капиталистических государств того времени, каким явилась первая мировая война.

Вся история внешней политики Соединенных Штатов за период в несколько десятилетий, предшествовавших первой мировой войне, — это история приспособления к условиям империалистической эпохи, активного проведения (путем маневрирования и с применением силы) экспансионистской политики в интересах капитала и в целях гегемонизма. «Как бы мы ни называли это — глобализм, политика силы, экспансионизм или находили какое-либо иное соответствующее наименование, — неуклонный рост вовлеченности Америки в мировые дела...— отмечал американский историк У. Кимболл, — характерен для всей американской внешней политики с начала XX века» 68.

Пытаясь навязать философию «Pax Americana» всему миру, даже ценой интервенций и подавления свободы народов, одержимые милитаристской погоней за прибылями монополистические круги способны причинять неисчислимые бедствия не только другим, но и своему народу, когда выходят на доминирующие позиции в определении внешнеполитического курса страны.

__________

68. Kimball W. F. Op. cit., p. 1.

[324]

Цитируется по изд.: История США Том второй. 1877-1918. М. 1985, с. 317-324.

Рубрика