США в 1932 – 1933 годы: программа реформ Ф. Рузвельта

США в 1932 – 1933 годы: программа реформ Ф. Рузвельта

На выборах, состоявшихся 8 ноября 1932 г., демократы во главе с Франклином Д. Рузвельтом завоевали Белый дом и обеспечили себе большинство в обеих палатах конгресса. Однако президентом до 4 марта 1933 г. оставался обанкротившийся и побежденный Г. Гувер. А новый состав законодательного корпуса мог собраться на первую регулярную сессию и того позже — лишь в декабре 1933 г. Эта процедура была изменена XX поправкой к конституции, ратифицированной 23 января 1933 г., согласно которой вновь избранный конгресс начинал работу через два месяца — 3 января, а дата вступления нового президента в исполнение своих обязанностей переносилась на 20 января. Срок «междуцарствия» тем самым почти вдвое сокращался. Пока же, в 1932—1933 годы, действовало старое конституционное правило, что осложняло и без того критическую социально-политическую обстановку в стране.

Победу Ф. Рузвельта американская печать расценила как приход к власти сторонников «сильного», или «активного», президентского правления. Ведущие газеты при этом выражали надежду на то, что Г. Гувер окажет всяческое содействие новому президенту в выработке рецептов борьбы с кризисом, а губернатор Ф. Рузвельт еще до переезда в Белый дом включится в одну упряжку с «великим инженером», и они вместе наконец-то сформулируют действенную программу вывода страны из невероятно затянувшихся бедствий. Но разговоры о «едином фронте» очень скоро выявили свою беспочвенность.

В чем конкретно расходились гуверовская и рузвельтовская концепции подхода к решению кризисных проблем? Во-первых, творцы «нового курса» отвергли гуверовскую версию объяснения социально-экономических потрясений, свалившихся на американцев, «международными» причинами. Ф. Рузвельт руководствовался не какими-то теоретическими соображениями, а элементарным политическим прагматизмом. Его окружение делало акцент на необходимости некоторых реформ в структуре социально-экономических институтов США. Во-вторых, Ф. Рузвельт по мере приближения дня принятия государственной ответственности на свои плечи все более смело отходил от догм традиционного индивидуализма и склонялся к неизбежному расширению функций федерального правительства. Что же касается Г. Гувера, то он, напротив, на завершающем отрезке своего президентства в этом отношении даже несколько отступил назад. В-третьих, если республиканский президент так и остался глухим к голосу массового протеста и советам тех представителей буржуазии, которые склонялись к социальному реформаторству, то Ф. Рузвельт внимал и тому, что говорили более скептически настроенные по отношению к ценностям «старого порядка» бизнесмены, и тому, что раздавалось на улицах индустриальных центров и в пылающих гневом прериях Америки.

[213]

Сессия конгресса, состав которого уже не отражал выявившегося в ноябре 1932 г. соотношения сил, не приняла ни одного сколько-нибудь значимого закона. Республиканцы не имели политико-моральных сил для проведения требовавшихся нововведений, а демократы, располагая большинством лишь в палате представителей, не знали, на кого ориентироваться — на номинальных лидеров фракций или на еще не вступившего в президентские права реального лидера. Действовало и обычное политиканское правило — топить те меры, которые исходили от другой партии. Ф. Д. Рузвельт вел себя очень осторожно по отношению к консервативному крылу своей партии. По мнению его наиболее авторитетного биографа, он даже переиграл в этом, ибо своим демонстративным доверием к ним «глушил их страхи, но и рисковал потерять доверие страны» 1.

Кризис тем временем достиг апогея. Крупному капиталу в это время, как никогда, нужно было энергичное правительство, способное остановить дальнейший спад, вдохнуть силы в капиталистическую систему, не допустить развития массовых движений протеста по революционному пути. Сами лидеры делового мира без помощи государства уже не надеялись на выдвижение таких планов, которые бы нашли общественную поддержку.

Наступивший в последние недели и дни республиканского правления банковский крах был прямым результатом потрясений в производственной сфере, приведших к исчерпанию средств вкладчиков. Он был усугублен спекулятивным характером деятельности банков, выбрасывавших на рынок огромные массы не обеспеченных ценностями «ценных» бумаг.

Краху банковской системы способствовали общее недоверие к этому институту и опасения, что новое правительство девальвирует доллар. Изымая золото и доллары, вкладчики предпочитали держать их у себя дома. Они начали «набеги» на банки. Банкиры стали требовать от властей штатов издания декретов о временном приостановлении функционирования банков. Губернатор Мичигана объявил 14 февраля 1933 г. 8-дневный перерыв в их деятельности, сделав это «с одобрения детройтских банкиров» 2.

Началось повальное закрытие банков. Моргановский партнер Т. Ламонт сообщил 27 февраля Ф. Рузвельту оценку банковской ситуации самим Дж. П. Морганом: «Положение — хуже не придумаешь» 3. Выражая точку зрения банкиров, «Нью-Йорк таймc» назвала принятие федерального банковского законодательства «кричащей необходимостью» 4. За два дня — 2—3 марта 1933 г.— из банков было изъято 500 млн. долл. 5

За несколько часов до смены караула в Белом доме закрыли банки губернаторы Нью-Йорка и Иллинойса — штатов, в которых находятся центры финансовой мощи США. Стало очевидно, что в числе первостепенных мер, которые предложит 32-й президент, окажутся шаги по реформированию банковской системы.

Во всех других сферах социально-экономической жизни — индустрии,

_________

1. Freidel F. Franklin D. Roosevelt. Launching the New Deal. Boston, 1973, p. 50.

2. New York Times, 1933, Febr. 16.

3. Цит. по: Schlesinger A. M., Jr. The Age of Roosevelt: Vol. 1—3. Boston, 1957—1960. vol. 2, p. 478.

4. New York Times, 1933, Febr. 28.

5. Warren H. Herbert Hoover and the Great Depression. N. Y., 1967, p. 291.

[214]

сельском хозяйстве, трудовых отношениях и т. д.— линия нового правительства была гораздо менее ясна. Оно стояло перед проблемой, каким образом восстановить функционирование промышленных предприятий и решить проблему безработицы. Уже тогда рузвельтовское окружение пришло к выводу, что следует в какой-то форме осуществить предложения, высказывавшиеся президентом Торговой палаты Г. Гарриманом, а также монополистами Дж. Своупом и О. Янгом, которые выдвигали проекты принудительного картелирования и упорядочения практики конкуренции 6. Либералы (Р. Тагвелл, Р. Вагнер, а также эксперты по социальным вопросам Г. Гопкинс и Ф. Перкинс, занимавшиеся проблемой безработицы в администрации губернатора Ф. Рузвельта в штате Нью-Йорк) мыслили себе «новый курс» с обязательным включением в него признания прав рабочих на коллективные договоры, мер по улучшению условий труда и немедленной помощи многомиллионной армии безработных.

Было бы, однако, неправильным считать, что 32-й президент явился в Белый дом, совсем не зная, что ему надлежит делать. Ф. Рузвельт к 4 марта 1933 г. уже рассматривался американцами как человек действия, готовый к вторжению государственной власти в те сферы, которые издавна считались заповедным полем частной инициативы и частного предпринимательства. Его ждали в столице как мессию, призванного избавить страну от царивших в течение долгих лет невзгод. Народ хотел видеть нового президента человеком уверенным, оптимистичным и энергичным.

Таким он и прибыл 4 марта 1933 г. на церемонию вступления в должность. Его фраза: «единственно, перед чем мы должны испытывать страх, — это сам страх» 7 сразу вошла в классику американской риторики. Он призвал сограждан к «национальному единству». Это было средством морально-политической мобилизации масс на борьбу с кризисом под руководством правительства крупной буржуазии, призывом не внимать каким-то иным рецептам решения насущных проблем. Речь содержала и конкретные политические предложения. Одно из них заключалось в созыве чрезвычайной сессии нового конгресса, другое — в намерении «просить у конгресса предоставления последнего оставшегося средства борьбы с кризисом — широких полномочий для исполнительной власти в целях ведения войны против бедствия, таких же больших, какими я был бы наделен в случае действительного вторжения внешнего врага в нашу страну» 8.

__________

6. FDR. His Personal Letters, 1928—1945: Vol. 1, 2/Ed. by E. Roosevelt, J. P. Lash. N. Y., 1950, vol. 1, p. 324—325; Tugwell R. Roosevelt's Revolution. The First Year. A Personal Perspective N. Y., 1977, p. 80.

7. The Public Papers and Addresses of Franklin D. Roosevelt: 1933 vol.— 1945 vol. / Ed. by S. I. Rosenman. N. Y., 1938—1950, 1934 vol., p. И. (Далее: FDR. Public Papers).

8. Ibid., p. 15

[215]

Цитируется по изд.: История США. Том третий. 1918-1945. М. 1985, с. 213-215.

Рубрика