США в 1976 году: выборы

США в 1976 году: выборы

Избирательная кампания 1976 г. стала важным событием в американской политической жизни. К этому времени США переживали глубокий внутренний кризис. Сказывались последствия сильнейшего со времени «великой депрессии» экономического спада, множество острых социальных проблем (кризис городов, расизм, преступность и т. д.) стягивались в тугой узел. «Уотергейт» потряс американское общество, вызвал обострение «кризиса доверия». Двухсотлетие своего образования США встречали в отнюдь не праздничной обстановке.

И хотя война во Вьетнаме была позади, ее последствия сказались на атмосфере, в которой проходила предвыборная кампания 1976 г. В правящих кругах возникла тревога, не будет ли уход американцев из Вьетнама расценен как признак слабости США и их поворота к изоляционизму. «Вьетнамскому синдрому» (осознанию вины за причиненные народам Индокитая опустошения, за гибель миллионов мирных людей). антимилитаристским настроениям реакционные круги противопоставили шовинистическую кампанию под ура-патриотическими лозунгами в пользу нового наращивания американской военной мощи, увеличения военных бюджетов и т. п.

К середине 70-х годов давление со стороны массовых движений социального протеста несколько ослабло, однако противоречия в самой буржуазной политической системе заметно усилились: «Уотергейт» придал особую остроту морально-политическим проблемам. Настроения отчуждения, недовольства и недоверия к политической системе получили повсеместное распространение, чему в немалой степени способствовали последовавшие за «Уотергейтом» политические скандалы, связанные с разоблачением преступных действий ЦРУ и ФБР, подкупом компанией «Локхид» должностных лиц за рубежом (в частности, в Японии и Италии), недостойным поведением ряда конгрессменов и т. д.

Республиканская партия, находясь в меньшинстве, искала пути к восстановлению своего единства. Но в ходе предвыборной кампании ей не Удалось его достигнуть. Президенту Дж. Форду, баллотировавшемуся на новый срок, был брошен вызов в рядах его собственной партии со сторо-

[463]

ны влиятельного представителя консервативного крыла Р. Рейгана, который повел кампанию под лозунгами, отражавшими взгляды всех тех, кто был недоволен доктриной и практикой неолиберализма. Он выступал против «большого правительства», утверждая, что США не должны никому «уступать в военной мощи», и подкрепляя этот призыв алармистскими заявлениями о том, что СССР обгоняет США в военном отношении. Излюбленной темой его выступлений стали также яростные нападки на разрядку.

Вступление в предвыборную борьбу кандидата консервативных сил существенно повлияло на характер избирательной кампании республиканской партии, сместив политическую ось этой кампании вправо. Хотя в предвыборной кампании Форд не раз говорил о приверженности среднему курсу, тем не менее он пошел на ряд уступок правым и предпринял усилия, чтобы привлечь симпатии сторонников своего соперника. Он сделал упор на лозунг «Мир посредством силы», запросил у конгресса ИЗ млрд. долл. на вооружение (крупнейший к тому времени военный бюджет в истории страны), выступил за развертывание программ новых видов вооружений, таких, как стратегический бомбардировщик Б-1, подводная лодка «Трайдент» и др. Правда, в ходе предвыборной кампании Форд говорил и о необходимости дальнейшего улучшения советско-американских отношении. Однако в то же самое время американская сторона стала затягивать переговоры об ограничении стратегических вооружений. Накануне первичных выборов во Флориде — штате, где имеется большое число консервативных избирателей, Форд заявил, что исключает из своего политического лексикона термин «детант» — разрядка.

Явно были рассчитаны на одобрительную реакцию правых сил и некоторые другие предвыборные заявления Форда. В экономической сфере он выдвигал на первый план задачу борьбы с инфляцией (в отличие от либеральных демократов, считавших проблемой номер один безработицу). Форд заявил также об отрицательном отношении к новым федеральным программам стимулирования занятости. В уменьшении безработицы главную роль должен играть частный сектор — эта формула идеологов республиканизма, выдвинутая ими еще в 30-х годах, заняла прочное место в политическом арсенале современных консерваторов.

На съезде республиканской партии, состоявшемся 16—19 августа в Канзас-Сити, Форду удалось добиться своего выдвижения при первом голосовании, но с небольшим перевесом голосов. Форда поддержали 1187 делегатов, Рейгана — 1070, т. е. голоса разделились почти поровну. По предложению Форда кандидатом в вице-президенты был утвержден Роберт Доул — консервативный сенатор от штата Канзас, в 1971 —1973 годы бывший председателем национального комитета республиканской партии. Предвыборная платформа, принятая съездом республиканцев, носила ярко выраженную консервативную окраску. В области внутренней политики центральным пунктом платформы была традиционная для консервативных республиканцев критика расширения вмешательства федерального правительства в хозяйственную жизнь. Во внешнеполитической части платформы республиканская партия признавала значение советско-американских отношений для поддержания мира, важность встречи на высшем уровне руководителей СССР и США во Владивостоке (ноябрь 1974 г.). Но эти позитивные положения документа терялись в чисто пропагандистских, бездоказательных заявлениях, искажавших политику

[464]

Cоветского Союза, весьма близких и по духу и по форме риторике времен «xолодной войны». Особенно наглядно это отразилось в так называемой оправке о «нравственности во внешней политике», содержавшей ложные обвинения в адрес Советского Союза, включенной в платформу по настоянию правых.

В демократической партии на старте предвыборной кампании число претендентов-демократов достигало дюжины. Здесь были деятели либерального и центристского толка: Б. Бай, Э. Браун, Дж. Картер и др. Выступали и представители правого крыла: Л. Бентсен, Г. Джексон, Дж. Уоллес, причем все они, особенно Джексон, использовали предвыборную кампанию для новых нападок на политику разрядки, выступая в том же духе, что и правые республиканцы, и твердя о «наращивании советской военной мощи» и т, п. Однако в отличие от республиканцев фаворит демократов определился очень быстро. Победителем стал Дж. Картер, бывший губернатор штата Джорджия, выдвинувший свою кандидатуру одним из первых, еще в декабре 1974 г. Картер успешно выступил на первичных выборах.

К моменту открытия съезда демократов, состоявшегося 12—15 июля 1976 г. в Нью-Йорке, выдвижение Картера было предрешено. При первом голосовании 15 июля он был выдвинут кандидатом, получив подавляющее большинство голосов. Съезд утвердил предложенную Картером кандидатуру в вице-президенты либерального сенатора от штата Миннесота У. Мондейла, тесно связанного с известным деятелем демократической партии сенатором Г. Хэмфри.

Предвыборная платформа демократов исходила из традиционных либеральных установок относительно активной роли буржуазного государства в решении экономических и социальных проблем. Платформа возлагала на республиканцев вину за углубившийся «кризис доверия» к правительству и государственным институтам США. Резкой критике была подвергнута политика администрации Форда в экономической и социальной области. В ряду главных проблем в платформе демократов на первое место была поставлена безработица. «Десять миллионов людей не имеют работы сейчас, и 20—30 миллионов были безработными в течение какого-то времени за последние два года», — говорилось в программном документе демократов 29. Отмечалось также, что два последних экономических спада сопровождались ростом инфляции и что подобная стагфляция, т. е. сочетание стагнации и инфляции, является продуктом экономической политики республиканцев. В платформе демократов говорилось о больших масштабах недогрузки производственных мощностей, о том, что за последние пять лет темпы экономического роста в США составили лишь 1,5% в год. С политикой республиканцев платформа увязывала и огромные Дефициты в бюджете США. Демократы выступали за реорганизацию государственного аппарата, осуществление реформ в области здравоохранения, государственного вспомоществования, образования, помощи городам, охраны окружающей среды и т. п.

Определяя основные принципы и приоритеты, на которых будет базироваться их внешняя политика, демократы обещали укреплять связи c западными союзниками США, восстановить американские позиции в Развивающихся странах, а также искать сотрудничества с «традицион-

_________

29. Congressional Quarterly Weekly Report, 1976, July 17, p. 1913.

[465]

ными соперниками». Раздел платформы демократической партии, специально посвященный советско-американским отношениям, носил противоречивый характер, сочетая некоторые позитивные положения c заявлениями, представлявшими в ложном свете советскую внешнюю политику. С одной стороны, говорилось, что уменьшение напряженности в сфере советско-американских отношений должно быть важнейшей целью, с другой, — подхватив тезис, выдвинутый крайне правыми элементами, демократы утверждали, что в период правления Никсона—Форда СССР получил якобы односторонние уступки со стороны США.

В области ядерного разоружения и контроля над вооружениями предлагалось добиваться заключения конкретных соглашений об ограничении стратегических вооружений и уменьшить риск ядерной войны, а также договора о всеохватывающем запрещении ядерных испытаний, ставилась цель достигнуть согласия относительно уровней обычных вооружений и о взаимном и сбалансированном сокращении вооруженных сил в Европе.

Верно уловив настроения разочарования, недовольства, охватившие широчайшие слои американской общественности, подогретые «Уотергейтом» и другими политическими скандалами, Картер одной из центральных тем своих предвыборных выступлений сделал критику коррупции в Вашингтоне, заявляя, что ничего общего не имеет с вашингтонской политической элитой и является «новым лицом» на американской политической сцене 30. В многочисленных предвыборных выступлениях Картер заверял избирателей, что, если его выберут президентом, он обеспечит, чтобы правительство было честным, открытым, компетентным и т. д. 31.

В области экономики Картер выдвигал в качестве первоочередной задачи увеличение занятости. Картер признавал особую остроту проблемы безработицы среди черных американцев и молодежи в крупных городах, отмечая, что занятость среди этих категорий достигает не выше 40%. По его мнению, в данном случае было бы целесообразно осуществить программы вроде создания гражданского корпуса мелиорации и охраны лесов. Картер обещал также изменить существующую систему налогов и добиться, чтобы лица с высокими доходами платили соответственно более высокие налоги.

Другая тема, которая затрагивалась Картером, касалась проблемы энергетического кризиса. Картер утверждал, что республиканское правительство не имеет энергетической политики. Его предложения по этим проблемам предусматривали, помимо реорганизации соответствующих государственных ведомств, увеличение добычи угля и использование солнечной энергии. Картер касался в предвыборных дискуссиях и таких вопросов, как здравоохранение и социальное вспомоществование. В предложениях по этим проблемам им также выдвигалась на первый план идея реорганизации соответствующих звеньев государственного аппарата. Оппоненты Картера упрекали его в том, что предлагаемые им программы в социальной и экономической сферах приведут к росту государственных расходов и дефициту в бюджете. Однако Картер отвечал, что будет добиваться сбалансированного бюджета.

Вопросы внешней политики заняли значительное место в предвыборных выступлениях Картера. Он упрекал администрации Никсона и Фор-

__________

30. White Т. Н. America in Search of Itself. The Making of the President, 1956—1980. N. Y., 1982. p. 196.

31. Carter J. Why Not the Best? N Y., 1976. p. 3—4.

[466]

дa в склонности к излишней секретности, к «дипломатии одного человека» как в игнорировании общественности и конгресса при разработке внешней политики. По мнению Картера, первоочередной задачей правительства США являлось укрепление отношений с союзниками США — странами НАТО и Японией. Картер в целом высказывался в пользу нормализации отношений с СССР и другими социалистическими странами говорил о необходимости продолжения переговоров об ограничении стратегических вооружений, о сокращении войск в Европе и т. д. Вместе с тем в его выступлениях содержались необоснованные выпады против Советского Союза и восточноевропейских социалистических стран.

Надо заметить, что большое влияние на формирование внешнеполитических позиций Картера оказало его участие в деятельности так называемой «трехсторонней комиссии», созданной в 1973 г. при активной финансовой поддержке семейства Рокфеллеров. Комиссия была призвана изучить проблемы, возникавшие в отношениях между странами «треугольника» — США, Западной Европы и Японии. В комиссию вошли многие видные деятели и представители деловых кругов названных стран, а в ее исследовательские группы — видные представители академического мира. Исполнительным директором комиссии стал 3. Бжезинский. С американской стороны в комиссию был включен и Дж. Картер, бывший в то время губернатором Джорджии. 3. Бжезинский и некоторые другие эксперты «тройственной комиссии» вошли в группу внешнеполитических советников Картера, сформированную в апреле 1976 г.

Среди буржуазных политиков на либеральном фланге в качестве независимого кандидата выступил бывший сенатор Ю. Маккарти, антивоенная платформа которого привлекла немалое внимание на президентских выборах 1968 г. В 1976 г. он вел кампанию, подчеркивая отсутствие принципиальной разницы между двумя главными партиями и обвиняя их в игнорировании таких актуальных проблем, как продолжающийся рост милитаризма, усиление президентской власти, расточение ресурсов. Маккарти указывал на необходимость принятия эффективных мер по борьбе с безработицей. На правом фланге ряд последователей губернатора штата Алабама Дж. Уоллеса, объединенные в Американскую партию, выдвинули кандидатом Т. Андерсона.

2 ноября 1976 г. победу одержал кандидат демократической партии Дж. Картер. Он получил 40,8 млн. голосов, или 51% общего числа голосовавших. За Форда проголосовали 39,1 млн.—48% всех голосов. К). Маккарти получил менее 1 % голосов 32. Хотя в выборах президента в 1976 г. участвовало несколько больше избирателей, чем предсказывали предварительные опросы, вновь обнаружилось такое характерное для американской политической жизни явление, как массовый абсентеизм. Причем эта тенденция продолжала усугубляться. Так, в 1972 г. в президентских выборах участвовало всего 55% имевших право голоса, а в 1976 г. и того меньше - 53,3%.

Выборы в конгресс также были удачными для демократов. В сенате они сохранили прежнее большинство — 62 против 38, а в палате представителей приобрели одно новое место (292 против 291 ранее). При этом продвинулся далее начавшийся ранее процесс обновления палаты, было

___________

32. Pomper G. M. e a. The Election of 1976. Reports and Interpretations, N. Y., 1977, P. 58—59.

[467]

избрано 67 новых конгрессменов (палата значительно обновилась 1974 г. после уотергейтского кризиса). Состоялись также выборы губеpнаторав в 14 штатах, в девяти из них победили демократы, в пяти — республиканцы.

Результаты выборов 1976 г. означали конец 8-летнего периода «разделенного правления». Однако демократы-законодатели не были в 1976 г. обязаны своим избранием Картеру, а это означало, что многие демократы в конгрессе были настроены независимо. Таким образом, хотя с приходом к власти Картера отношения между президентом и конгрессом несколько улучшились, они остались достаточно сложными.

Что касается главного итога выборов — победы Дж. Картера, то представляется важным следующее обстоятельство. В условиях сильного нажима со стороны правых после всех перипетий предвыборной борьбы от обеих партий выдвижения добились деятели умеренного, центристского толка. Причем между ними не было резких различий. По-видимому, с этим был связан и результат выборов — разрыв между соперниками оказался невелик. Все же, как отмечалось наблюдателями, избиратели предпочли умеренного либерала умеренному консерватору. Ко всему прочему сказалось то, что «Уотергейт» нанес сильный удар по репутации республиканской партии. Те, кто проголосовал против Форда, выразили возмущение циничным пренебрежением конституционными принципами управления государственными делами, которое продемонстрировала администрация его предшественника, недовольство беспомощностью правительства перед экономическими трудностями. С Картером связывались надежды на обновление политической обстановки, на поворот федеральных властей лицом к обострившимся социальным проблемам.

[468]

Цитируется по изд.: История США. Том четвертый. 1945-1980. М. 1987, с. 463-468.

Рубрика