Тунис с древности до завоевания независимости

Тунис с древности до завоевания независимости

В истории Туниса четко прослеживаются следующие основные периоды: 1) первобытнообщинный строй на территории Туниса (до 12 века до н. э.). 2) Финикийская колонизация и древний Карфаген (12 век до н. э. – 146 год до н. э.). Развитие рабовладельческих отношений. 3) Римское господство (146 до н. э. - 439 н. э.). 4) Тунис под властью вандалов и византийцев (439-698). Разложение рабовладельческих отношений. 5) Период мусульманского средневековья (698-1574). Зарождение и развитие феодальных отношений. 6) Османское господство (1574-1881). Начало разложения феодальных отношений. 7) Французский протекторат над Тунисом (1881-1956). Развитие капиталистических отношений в условиях колониального режима. 8) Тунис после завоевания независимости (с 1956 года).

Первобытнообщинный строй на территории Туниса (до 12 века до н. э.). Люди жили здесь с глубокой древности. Сохранились немногие орудия нижнего и среднего палеолита, памятники капсийской культуры. Древнейшее население Туниса в эпоху неолита (5-е тысячелетие до н. э. - 12 века до н. э.), по-видимому, древние ливийцы, занималось охотой, скотоводством и частично возделыванием зерновых. Остатки инвентаря, жилищ, наскальные изображения говорят о связях его с другими жителями Северной Африки и Сахары.

Финикийская колонизация и древний Карфаген (12 век до н. э. -146 год до н. э.). Развитие рабовладельческих отношений. Появление финикийцев на территории Туниса в 12 веке до н. э. привело к становлению здесь рабовладельческих отношений и возникновению цивилизации, имеющей много общего с духовной и материальной культурой Древнего Востока. Среди финикийских поселений ведущее место занял Карфаген. Высокого уровня достигли торговля, мореплавание, ремесленное производство и земледелие. В Тунисе появились великолепные сады, виноградники, оливковые плантации. Широкое распространение получил пунический язык. Сохранившиеся святилища, стелы, урны свидетельствуют о большом месте, которое занимали в жизни страны вост. по происхождению религиозные культы, связанные с человеческими жертвоприношениями. В результате Пунических войн Карфагенская держава прекратила существование. В 146 году до н. э. римляне разрушили Карфаген. Территория северо-западного Туниса составила римскую провинцию Африка. К середине 1 века н. э. власть римлян распространилась на всю территорию современного Туниса.

Римское господство (146 до н. э. - 439 н. э.). Этот период был эпохой расцвета в Тунисе античного рабовладения, к концу периода вытеснявшегося колонатом. Римская знать эксплуатировала огромные латифундии с тысячами рабов, превратившими Тунис в житницу Рима. Были построены дороги, акведуки, многочисленные храмы, триумфальные арки, термы, цирки, театры. Заново отстроенный Карфаген превратился в крупный культурно-экономический центр Средиземноморья. Страна подверглась сильной романизации; распространился латинский язык. Верхушка местного населения постепенно слилась с римской знатью и активно участвовала в развитии античной культуры и раннего христианства, дав миру Апулея, Тертуллиана, Августина.

Тунис под властью вандалов и византийцев (439-698). Разложение рабовладельческих отношений. С 5 века на территории Туниса отмечался упадок городов, римских учреждений. Борьба порабощенного населения, имевшая форму религиозных ересей и схизм (см. Агонистики), резко ослабила власть Рима. В 439 году вандалы без труда захватили территорию Туниса и сделали Карфаген столицей своего королевства. Господство вандалов ускорило разложение античного общества и сопровождалось постепенным падением уровня производства. В 534 году Тунис перешел под власть Византии. Страну потрясли берберские восстания и религиозные волнения (например, восстание под руководством Стотзы). В 646 году византийский экзарх-патриций Григорий выступил против центрального правительства и провозгласил себя императором. В 647 году в процессе арабских завоеваний арабы разбили войска Григория, в 670 году основали Кайруан, ставший столицей их северо-африканских владений, в 698 году взяли и окончательно разрушили Карфаген. В начале 8 века территория Туниса вошла в состав Арабского халифата.

Период мусульманского средневековья (698-1574). Зарождение и развитие феодальных отношений. Включение Туниса в Арабский халифат вновь обратило страну к Востоку, связав ее развитие с центрами мусульманской цивилизации. Христианство постепенно вытеснялось исламом, который к 12 веку стал единственной религией местного населения. В Тунисе установились отношения, характерные для раннефеодального общества Халифата, развивавшиеся в Тунисе на базе колоната и античной традиций. В 800 году Тунис отделился от халифата Аббасидов (см. Аббасидов халифат) и стал самостоятельным государством под властью арабской династии Аглабидов (800-909), поддерживавших, однако, оживленные торговые, культурные и религиозные связи с Халифатом. В стране с ее многонациональным - арабским, берберским и романским населением постоянно происходили восстания. Одно из них, под знаменем исмаилитов, привело к созданию в Тунисе в 909 году исмаилитского государства Фатимидов. Фатимидская тирания и господство исмаилитов вызывали сильное недовольство населения Туниса, которым воспользовались Зириды, создавшие в Ифрикии в 1048 году независимое суннитское государство со столицей в Кайруане. В ответ на это Фатимиды бросили в Тунис орды арабских кочевых племен, нашествие которых опустошило страну и надолго подорвало ее хозяйство. В 1057 году кочевники-бедуины захватили Кайруан. Приморские города Туниса заняли норманны. В Тунисе воцарилась анархия, приведшая к распаду государства Зиридов на мелкие феодальные владения и городские республики. В 1160 году Тунис вошел в состав государства Альмохадов. В процессе его распада образовалось крупное тунисское государство Хафсидов (1229-1574). В экономической и социальной жизни страны возобладали феодальные отношения. К 15 веку завершилась арабизация Тунису. В это время Тунис стал главной державой арабского Запада (Магриба). Постепенно оживились торговля, ремесленное производство, земледелие, особенно на Севере страны, куда (в город Тунис) была перенесена (в 1236-1237 годы) столица страны. Этому во многом способствовало переселение в Тунис андалусских арабов (мавров), бежавших из Испании во время Реконкисты. В промышленности, искусстве, интеллектуальной жизни страны андалусские влияния вытеснили преобладавшие до 14 века влияния Багдада и Каира. Андалусцем по происхождению был великий арабский историк Ибн Хальдун (родился в Тунисе). По андалусскому образцу строились мечети, мавзолеи, дворцы, разбивались сады и виноградники, правились богословские сочинения.

В 16 веке Тунис стал объектом захватнических устремлений Испании и Османской империи. В 1534 году Тунис захватил командовавший турецким флотом Хайраддин Барбаросса, но не удержал его, так как Хафсиды получили помощь Испании. После кратковременного испанского протектората (1535-1574) Тунис вновь захватили турецкие феодалы, низложившие Хафсидов.

Османское господство (1574-1881). Начало разложения феодальных отношений. После завоевания турками Тунис был превращен в пашалык Османской империи. Во время османского господства Тунис стал бастионом «священной войны» мусульман против христианского Запада, принявшей форму морского пиратства. Тунисские порты стали убежищем мусульманских корсаров. Торговля страны пришла в упадок. В Тунисе осело большое количество христианских рабов из различных стран Европы, а также морисков, изгнанных в начале 17 века из Испании. Верхушка турецких янычар постепенно слилась с андалусской аристократией и арабской знатью, образовав новый правящий феодальный класс Туниса. Из его среды вышел Хусейн бен Али, который в 1705 году захватил власть в Тунисе и основал династию беев Хусейнидов. Признавая сюзеренитет турецких султанов, Хусейниды стремились проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, вели войны с Алжиром, заключали договоры с европейскими державами (Францией, 1710, 1728; Англией, 1716; Испанией, 1720; Голландией, 1728; итальянскими городами и др.).

С ростом внешней торговли, отчасти связанным с прекращением в начале 19 века пиратства и развитием товарно-денежных отношений, появилась необходимость глубоких социальных преобразований. В 40-х годах при бее Ахмеде в Тунисе было отменено рабство и создана регулярная армия и флот. В 1857 году опубликован «Ахд аль-Аман» («Фундаментальный пакт»), распространивший на Тунис принципы танзимата, в 1861 году обнародована первая тунисская конституция (дестур). В 1859-1860 годы была построена типография и начали издаваться первые тунисские книги и газеты на арабском языке. Либеральные реформаторы, среди которых видное место занимал Хайраддин ат-Туниси, стремились совместить традиции средневековой арабской культуры с достижениями европейской цивилизации. Однако реформы, особенно создание регулярной армии и флота, строительство дворцов, а также хищения бейских сановников истощили казну. Тунис обратился к внешним займам, для покрытия которых вводились тяжелые подати. Бесконечные поборы переполнили чашу терпения народа. В середине 60-х годов 19 века страна была охвачена восстанием под руководством «народного бея» Али бен Гедахума. В этих условиях правительство Туниса прекратило выплату по внешним займам. В 1867 году последовало финансовое банкротство Туниса, которое послужило поводом для создания в 1869 году Международной финансовой комиссии. Из 125 миллионов франков консолидированного долга 100 миллионов приходилось на долю Франции, которая в борьбе с Англией и Италией вынашивала планы завоевания Туниса.

Французский протекторат над Тунисом (1881-1956). Развитие капиталистических отношений в условиях колониального режима. Весной 1881 года французские войска оккупировали Тунис и навязали бею Бардоский договор 1881 года. Заключение этого кабального договора вызвало народное восстание, возглавленное каидом Али бен Халифой; восстание охватило центральную и южную части Туниса, включая города Кайруан, Сфакс, Габес. В центральной части Туниса повстанцы сопротивлялись до ноября 1881 года, в южных районах - до конца 1882 года. В 1883 году бей заключил с Францией Ла-Марсскую конвенцию, юридически оформившую установление над Тунисом французского протектората. Вся полнота власти в Тунисе перешла к французскому генеральному резиденту. Бей и правительство сохранялись лишь как юридическая фикция. В Тунисе поселилось большое количество европейцев (в 1921 году их было 156,1 тысяч, в 1946 году - 239,5 тысяч). В их руках находилось около 1 миллиона га лучших земель. Они заняли первостепенное место в хозяйственной жизни страны. Европейские, главным образом французские, компании приступили к добыче полезных ископаемых в Тунисе (в 1868 году - свинцово-цинковых руд, в 1899 году - фосфоритов, в 1908 году - железной руды). К 1914 году в Тунисе было построено 2065 км железных дорог (в 1881 году было 224 км, в 1909 году - 1375 км). Большое развитие получили зерновое хозяйство, виноградарство, культура цитрусовых. Тунис стал вторым в мире экспортером оливкового масла.

Захват главных позиций в экономике Туниса иностранным капиталом привел к тому, что наряду с так называемым традиционным сектором, возник колониальный капиталистический сектор. Рост фермерского хозяйства колонистов, железнодорожное и портовое строительство, развитие горнодобывающей промышленности и транспорта способствовали возникновению и формированию рабочего класса Туниса. Национальная тунисская буржуазия была представлена главным образом владельцами мелких предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Из 290 крупных торговых и промышленных предприятий (в 1955 году) 237 принадлежало французам, 20 - другим иностранцам, 33 - тунисцам.

Тунисский народ никогда не мирился с колониальным порабощением своей родины. Еще в конце 19 века возникли первые националистические организации младотунисцев, в 1907 году объединившиеся в политическую партию, возглавлявшуюся Али Баш Хамбой и Абдальазизом Таальби. Под руководством младотунисцев происходили антиимпериалистические выступления в Тунисе в 1906-1912 годы.

Под влиянием освободительных идей Октябрьской социалистической революции в России в Тунисе усилилось антиколониальное движение. В 1919 году образовалась Социалистическая федерация. В развитии рабочего и освободительного движения большую роль сыграли Коммунистическая федерация Туниса (создана в 1920 году) и Тунисская всеобщая конфедерация труда (1924-1925). Однако в первые годы после Первой мировой войны национально-освободительное движение возглавляла исламофильская консервативная партия Дестур, основанная в 1920 году. Под влиянием освободительного движения французские власти пошли на уступки, создав в 1922 году при правительстве протектората совещательный орган - Большой совет.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов обострил положение в стране. Сократилась добыча фосфоритов, железа, свинца; закрылись многие шахты и заводы, выросла безработица. Падение цен на сельскохозяйственную продукцию привело к разорению крестьян. Росло недовольство масс колониальным режимом. Оживилась деятельность антиимпериалистических организаций. В этих условиях в партии Дестур произошел раскол. В 1934 году Хабиб Бургиба создал левонационалистическую партию Новый дестур (см. ст. Социалистическая дустуровская партия, СДП), которая оттеснила от руководства движением прежних лидеров Дестура, образовавших партию Старый дестур. В сентябре 1934 года Новый дестур возглавил антиимпериалистические выступления. В связи с победой Народного фронта во Франции (1936), ослаб колониальный гнет в Тунисе; активизировалось рабочее, демократическое и национально-освободительное движение. В стране было введено прогрессивное рабочее законодательство, отменены реакционные законы, ограничивавшие демократические свободы. Однако усиление в 1938 году во Франции правых привело к возобновлению репрессий против тунисского освободительного движения. В апреле 1938 года колонизаторы потопили в крови массовое выступление народа, запретили Новый дестур, арестовали Бургибу и других лидеров партии. Репрессиям подверглась и Тунисская коммунистическая партия (ТКП), организационно оформившаяся на I съезде в 1939 году.

Летом 1940 года Тунис перешел под власть правительства «Виши», с ноября 1942 года по май 1943 года находился под оккупацией итало-германских войск. Активную борьбу против оккупантов развернула ТКП; коммунисты возглавляли многие подпольные группы сопротивления на оккупированной территории, они находились среди солдат на фронте. В этой обстановке бей Мухаммед аль-Монсеф (1942-1943) образовал националистическое правительство во главе с Мухаммедом Шеником, которое пыталось действовать «независимо». После освобождения Туниса от фашистской оккупации французы сместили в мае 1943 года правительство Шеника и восстановили в стране довоенные порядки. Однако в 1945-1947 годы под давлением демократического движения во Франции власти Туниса провели ряд реформ. 4 августа 1946 года ТКП опубликовала программу, требовавшую упразднения французского протектората над Тунисом и провозглашения его независимости. Но руководство национально-освободительным движением по-прежнему находилось в руках Нового дестура и сотрудничавшего с ним Всеобщего союза тунисских трудящихся (ВСТТ), созданного в 1946 году Фархатом Хашедом. 23 августа 1946 года Национальный конгресс, созванный по инициативе Нового дестура, принял Декларацию независимости Туниса. В 1946 и 1947-1948 годы ВСТТ возглавил крупные антиимпериалистические выступления тунисского пролетариата. В 1949 году Бургиба вернулся из эмиграции (где он находился с 1945 года) и начал переговоры с французским правительством о предоставлении Тунису независимости. Провал переговоров послужил сигналом для массового антиимпериалистического движения 1952-1954 годов, которое сочетало невооруженные выступления в городах с действиями партизанских отрядов Тунисской армии освобождения (создана в 1952 году Новым дестуром). 31 июля 1954 года французский премьер-министр Мендес-Франс от имени французского правительства провозгласил внутреннюю автономию Туниса. 3 июня 1955 года были подписаны франко-тунисские конвенции, в соответствии с которыми управление внутренними делами Туниса перешло в руки национального правительства Тахара бен Аммара, приступившего к подготовке выборов в Национальное учредительное собрание. Дальнейшее обострение кризиса колониальной политики Франции вынудило тогдашнее правительство Франции (Ги Молле) возобновить франко-тунисские переговоры, завершившиеся подписанием 20 марта 1956 года франко-тунисского протокола о признании Францией независимости Туниса.

H. А. Иванов, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Рубрика