Флоренция Пополанская

Флоренция Пополанская

Победа итальянских коммун над германскими войсками Барбароссы пресекла попытку отбросить Италию на позиции классического феодализма, когда города были подчинены феодальным сеньерам, и смогла обеспечить продолжение процесса ослабления феодальных отношений в Италии. Этот прогрессивный процесс вывел Италию на первое место в Европе в области экономики и привел к развитию раннего капитализма. Не все города-коммуны достигли этого уровня, в целом Италия бесспорно оставалась феодальной страной.

Достаточно обратиться к документам эпохи, чтобы убедиться в этом. В коллекции итальянских рукописей западноевропейской секции Архива Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР хранятся многочисленные документы о продаже, купле, завещаниях земельных участков, типичные для обычных аграрных сделок феодальной эпохи, хотя и составленные в понятиях римского права. Так, например, 27 сентября 1208 г. в Пизе некий Бонус, сын Пандульфа, продал и передал Бонаисенье. сыну Бернардо ди Палуде, участок земли, расположенный в пределах церкви Сан-Витторио де Кампо, что соответствующим образом заверено 1.

В 1308 г. донна Скотта, жена магистра Фреднано, доктора грамматики, дочь Ридольфо Донслла, передает Бонучче, своей дочери, участок земли, расположенный в коммуне д'Аньяно, что подтверждает благородный сер Убальдо ди Микеле да Падуле, пизанский нотарий 2.

19 августа 1477 г. в той же Пизе аббат монастыря Сан-Паоло на берегу Арно дон Миньято д'Анконио да Фиренце ордена Валомброзы с согласия капитула всех монахов передает в вечное пользование на либелларных правах участок земли с домом, находящийся в Низе у капеллы Сан-Сильвестро, некоему Раньсри ди Джованни Кваратези и его наследникам по мужской линии с обязательством уплаты за свечу в полфунта, произведенной в день св. Стефана в Пизе в церкви Сан-Паоло на берегу Арно, что засвидетельствовано Джованни ди Антонио да Террафино и Джованни ди Джульяио Ченчи да Спиккьо и подтверждено магистром Бартоломео ди Пьетро ди Джованни Спина 3.

В приведенных документах зафиксированы обычные для Италии данной эпохи случаи продажи, передачи, дара, наследования, либелларной сделки, инвеституры. Примеры могут быть умножены не только для Пизы, но и для Милана, Виченцы, Бергамо и других итальянских городов-коммун XIII—XV вв., даже если обратиться только к городским фондам, хранящимся в западноевропейской секции Архива ЛОИИ: продажа дома в 1213 г., продажа земли монастырю в 1219 г., продажа земли у стен города в 1225 г., передача участка земли монастырем в 1231 г., обмен земельными участками в 1255 г., обязательство о возврате денег монастырю в 1278 г., получение взаймы 20 золотых флоринов в 1307 г., инвеститура на земельный налог в 1335 г., завещание в 1343 г., либелларное соглашение в 1351 г., раздел имущества в 1351 г., продажа земли в 1352 г. в Милане, инвеститура на дом с хозяйством в 1231 г. в Бергамо, покупка земли в 1460 г., инвеститура в 1496 г. в Виченце 4.

Характер этих документов определяется не намеренным их подбором или особым видом архивных коллекций, он является вполне естественным по форме и закономерным по содержанию для той эпохи. Из 18 документов два связаны с кредитными операциями, специфическими для экономики Италии XIII—XV веков, хотя многие виды банковских сделок были известны и в других европейских странах, где в меньшей степени существовала практика римской собственности.

Внешний подход к социально-экономической характеристике общества, где всякая аграрная сделка причислялась к феодальным общественным нормам, может привести к выводу об отсутствии итальянской специфики. К такому выводу пришел, в частности, Руджьеро Романо, предложивший теорию 1500-летней «феодальной глыбы» в истории Италии: «История Италии представляет единую глыбу в пятнадцать веков. Как характеризовать эту глыбу? С моей точки зрения, она без сомнения является феодальной» 5.  Абсолютизация этого тезиса может привести к отказу от конкретного изучения исторического процесса, который не может быть неизменным в течение целой эпохи. Обращение к конкретной действительности доказывает это. В XII веке Флоренция, которая была вся окружена замками феодальных сеньоров (incastellavano la Firenze), начинает с ними упорную и успешную борьбу. В 1125 г. была разрушена угрожавшая ей крепость Фьезоле, а в 1198 г. коммуны Тосканы создали лигу Сан-Дженезио и обязались «не подчиняться без общего на то согласия императорам, королю, папе, герцогам и маркграфам» 6.  Здесь уже речь идет не о приверженности коммун к одному из политических лагерей той эпохи: папскому — гвельфскому или имперскому — гибеллинскому, а об отказе коммун подчиняться любому феодальному сеньору. Такое решение тосканских коммун свидетельствует о том, что классическую «феодальную глыбу» итальянские города начали подтачивать уже с XII века, не ограничиваясь политической декларацией. С XI века было известно переселение в город отдельных феодалов (нобилей, грандов). На ранних этапах феодальные магнаты играли заметную роль в политической жизни коммуны. Материальной основой их боевой силы были башни семей и целых консортерий, воздвигаемые ими в стенах самого города. Такие каменные гиганты сохраняются и доныне в итальянских городах, типичным образцом их являются расположенные в самом центре Болоньи башни феодальных фамилий Гаризенда (высотой в 47.5 метра) и Азинелли (97.6 метра). Эти городские ячейки-крепости не исключали сохранения теми же семьями феодальных башен и замков в окрестностях города, хотя там их нередко разрушали горожане.

Переселение феодалов в город имело, таким образом, две стороны: политическое подчинение их городу и усиление контроля за ними со стороны коммуны, но в то же время проникновение феодалов в городскую среду и их влияние на ход коммунальной жизни. Нередко магнаты, переехавшие в город, обязывались служить коммуне в качестве военной силы, получая за это право гражданства или другие привилегии. Относительное равновесие феодальных и коммунальных сил, как правило, нарушалось в пользу последних.

Образно говоря, проблему взаимоотношений феодалов и горожан можно назвать проблемой башен и банков.

В XII—XIII веках начинается принудительная инурбанизация феодалов, нередко сопровождавшаяся разрушением их замков и селений, опустошением их полей, происходит настоящая война независимых городов с феодальными магнатами 7.  Это явление проистекает из растущего экономического укрепления городов-коммун, особенно после победы над Барбароссой, олицетворявшим реакционную политику европейского феодального мира, и из процесса роста экономического и политического влияния горожан, получающих название пополанов (от popolo — народ). Передовые города — Болонья, Флоренция, Сиена, Падуя, Лукка, Бреша декларируют и фактически проводят ликвидацию крепостного права в своих землях, а затем принимают декреты, лишающие политических прав всех феодалов. Ослабление экономической мощи и политических прав феодалов не означало уничтожения их как класса, хотя в определенной степени сломило его. В этом сложном процессе наблюдается компромиссное решение экономических, социальных и политических проблем. Взаимоотношения грандов, или магнатов (magnati), и пополанов (popolani) вначале регулируются официальными соглашениями коммуны с феодальными владетельными семьями. Так, например, еще в 1156 г. капитаны Корволи заключили договор с коммуной города Модены, причем Корволи принесли коммуне присягу верности и обязались: помогать ей против ее врагов, кроме маркграфини Матильды Тосканской, от которой как от верховного сеньора они держат свои лены; давать охранные грамоты жителям Модены в своих владениях и рынках; допускать в свои крепости должностных лиц коммуны; вносить коммуне налог со всего зависимого от них населения с каждой пары быков; проживать в Модене один месяц в мирное время и два месяца — в военное. Со своей стороны коммуна в качестве сеньора обязалась награждать их ленами, оказывать им военную помощь, объявить их членами коммуны, т. е. дать гражданство Модены (cittadinanza). Коммуна выступает в качестве более сильной стороны, а феодалы отступают, пытаясь пока сохранять с соизволения города свой политический престиж.

Показательна и эволюция могучего рода маркграфов Маласпина, владевшего многими землями в Тоскане и Ломбардии. Уже в XII веке его стали теснить, оставив ему владения только между Лигурийским и тосканским побережьями. Коммуна Пьяченцы согласилась дать маркграфам гражданство своего города на условиях военной помощи в борьбе с Павией. Победа Павии привела к изгнанию рода Маласпина из Пьяченцы, упадку его в XIII веке, а затем и к захвату его владений городскими коммунами Павии, Пьяченцы, Пармы, Кремоны и Генуи. Города-коммуны делаются сеньорами бывших феодальных территорий, приобретают право высшего суда, чеканки монет, организации воинских сил, имеют своих вассалов и аррьервассалов 8.  Коммуны юридически становятся сеньорами нового типа и в этом смысле сохраняются в качестве части феодальной Италии.

Если в XII веке наблюдается компромисс между коммуной и феодалами с некоторым преимуществом в пользу городских торгово-ремесленных слоев, то в XIII веке коммуна открыто и беспощадно ведет борьбу с магнатами при полном преобладании пополанских кругов. Примером тому может служить Флоренция, хотя подобные процессы наблюдаются и во многих других городах. В 1293 г. во Флоренции была принята новая антифеодальная конституция, которая именовалась «Установлениями справедливости» (Orciinamenti della giustizia). Участник этих событий, автор «Флорентийской хроники» Дино Компании так пишет о введении новых пополанских порядков: «Нобили и гранды, проживавшие в городе, полные гордыни, творили немалые несправедливости по отношению к пополанам, избивая их и подвергая оскорблениям. Объединились тогда многие добрые горожане и купцы, среди которых был один великий и могущественный горожанин, умный, храбрый и добрый муж по имени Джанно делла Белла, очень смелый, из хорошего рода, которому не нравились эти несправедливости. Он стал их главой и руководителем и, будучи избран в новую синьорию, с помощью народа и своих коллег способствовал укреплению позиций народа... И были приняты законы, названные „Установлениями справедливости", и были они направлены против могущественных грандов, которые наносили обиды пополанам. .. И постановили, чтобы каждая семья, имевшая в своем составе рыцарей, считалась принадлежащей к грандам, и члены ее не могли бы быть избраны в синьорию, стать гонфалоньерами справедливости или членами правительственных комиссий. И было всего таких семей тридцать три. . . И я, Диио Компаньи, будучи гонфалоньером справедливости в 1293 году, направился к их домам и ломам их родственников и приказал разрушить их согласно этим законам» 9.  «„Установления справедливости",— по словам М. А. Гуковского, — кульминационная точка и наиболее выразительный памятник той классовой борьбы, которая характеризует собой всю внутреннюю жизнь итальянских коммун второй половины XIII в. Основная цель и задача новой конституции сделать пополанов полными хозяевами коммуны, окончательно удалить с политической сцены грандов всех видов и разновидностей, окончательно закрепить и обезопасить демократический метод управления Флоренции» 10.

Пополанский метод управления начал осуществляться во флорентийской коммуне еще до «Установлений справедливости». В 1250 г. гвельфская партия (parle guelfa) закрепляет пополанские порядки во Флоренции в так называемой первой народной конституции (primo popolo). Конституция подтверждает наличие двух социально-политических организаций в городе: Большой коммуны, в которую входят все жители города от простых ремесленников до грандов, и Малой коммуны, в которую входят только пополаны, возглавляемые капитаном народа (capitano del popolo). При нем действуют два совета народа — общий и специальный. Капитан народа и его советы рассматривают все вопросы, связанные с отношениями между пополанами и грандами.

Во главе Большой коммуны стоит подеста (podesta), который избирается из числа иногородних грандов как формально нейтральное лицо и обычно имеет юридическое образование. Фактически подеста состоит на оплате у коммуны и подлежит ее контролю (sindicato). Должность подеста, учрежденная Барбароссой в подчиненных ему городах, превратилась из имперской в коммунальную и из находящейся над коммуной в подконтрольную ей.

Кроме того, первая народная конституция предполагала учреждение коллегии 12 старейшин-анцианов (anzi-ani), избираемых каждой сестьерой города. Они решают важнейшие вопросы управления коммуной вместе с капитаном народа. Весьма важным было наличие пополанского ополчения, которое состояло и из горожан, и из жителей контадо и могло быть использовано для борьбы против грандов в самой коммуне.

Таким образом, смысл этой конституции заключался в политическом укреплении пополанской прослойки, которая становилась фактическим хозяином города-государства. В 1282 г. это положение было закреплено учреждением приората — правительства, состоящего из приоров (priori)—старейшин шести старших цехов, представляющих интересы богатых пополанов. При этом политическими правами в коммуне пользовались только члены цеха. Бесправными оказались гранды, внецеховые ремесленники и наемные рабочие.

Главной чертой пополанской демократии для XIII века был ее антифеодальный характер. Феодальные магнаты приспосабливаются к обстановке, отказываются от своих нобильских фамилий: так, дворянский род Торнаквинчи принял фамилию Пополески («Пополанские»). Они вступают в цехи, что дает политические права, и, более того, по роду своих занятий становятся пополанами, обращаясь к торгово-банковской и промышленной деятельности. Из 72 нобильских семей 33 были связаны с деятельностью торгово-баиковских компаний. Крупнейшими объединениями такого типа были флорентийские компании пополанов Перуцци и бывших нобилей Барди. Гранды обращаются к городским промыслам, а многие пополаны скупают земли феодальных владетелей, частично получая от крестьян в качестве доходов феодальную ренту, а также в большей степени арендную плату от половников (mezza-clieri). Переплетение этих отношений и занятий свидетельствует о компромиссном решении проблемы «башни и банки». Такое переплетение было характерно и для политических, и для родственных отношений. Союз с грандами нужен был богатым пополанам по тактическим соображениям: ослабить политическую роль младших цехов, временно усилившуюся в конце XIV в.

Гранды в еще большей степени нуждались в союзе с богатыми пополанами, так как деловые и родственные связи с ними укрепляли их политические позиции и способствовали их социальной живучести.

Это колеблющееся равновесие обычно склонялось в пользу пополанов, что в значительной степени зависело от перераспределения земельных фондов. В конце XIII и в течение XIV в. пополанские семьи расширяют свои земельные владения. Так, например, Перуцци с 1286 по 1338 г. совершили 111 сделок по закупке как участков земли, так и целых имений. Из наиболее крупных приобретений можно назвать покупку в 1299 г. имения Барончелли за 1487 лир, в 1309 г. — имения Кьярмонтези за 5000 лир и Бонакольти за 5379 лир, в 1310 г. — имения Моцци за 8859 лир. В 30-х годах XIV века совершают земельные закупки члены компании Перуцци—Виллани, Содериии и даже служащие этой компании 11.  В 1365— 1378 гг. расширяются земельные владения рода Курьяни 12.  Переход земель в руки горожан ослаблял феодальных магнатов, искавших путей к компромиссу.

Срастание пополанов с грандами, башен с банками, привело их к своеобразному политическому объединению в рамках гвельфской партии, сложившейся из двух социальных и политических течений — черных гвельфов (главным образом грандов) и белых гвельфов (преимущественно богатых пополанов). Гвельфская партия была политическим центром, определявшим лояльность любого гражданина Флорентийской республики. Таким образом, наиболее крупные магнатские и пополанские семьи, владевшие главными хозяйственными рычагами Флоренции и в городе, и в деревне, стали господами положения и в экономике, и в политической жизни одного из крупнейших городов Италии. Этот союз башен и банков, не лишенный внутренних противоречий, проявил себя во время восстания чомпи, когда богатые пополанские и магнатские роды, которым принадлежали земли во флорентийской округе, объединились и организовали голодную блокаду города 13.

Башни и банки, феодальные консортерии и банкирские кланы, вначале выступавшие как антиподы, нашли пути к сближению на основе общей социальной базы и классовых интересов, но в этих отношениях не могло быть и не было паритета. Равновесие их было колеблющимся, компромисс относительным: преимущество, как правило, было на стороне банков. И в экономике, и в политике гордые феодальные башни вынуждены были склониться перед мирным оружием золотого флорина, мощным потоком притекавшего из сукнодельческих мастерских, поместий, с рынков в скромные конторы банков.

Такова была политическая победа пополанской Флоренции и не только ее, но и многих итальянских коммун.

В этой острой социальной борьбе особая роль принадлежит итальянским цехам, во многом отличным от ремесленных корпораций других стран.

Цитируется по изд.: Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до возрождения. Очерки. Л., 1987, с. 31-44.

Примечания

1.  «In acterni Dei nomine amen. Dominieae incarnationis MCCVIII, infliclione XI quinto Kalendas Octubris. Manifcslum sit omnibus, quod ego Bonus quondam Pandulfi vendo et trado tibi Bonamsengne quondam Bernardi de Palude, unum integrum petium lerrae campiae, positum in confinibus ecelcsiac S. Victoris de Campo» (Архип Ленингр. отд-ния Института истории СССР АН СССР, западноевропейская секция (далее Архив ЛОИИ, з. е. е.), № 13/163).

2. «Donna Scotia, moglic di maestro Frediano, dotlore di gramatica, e figlia di Ridolfo Donelia aggiudica a Bonuccia, sua figlia, un pczzo di terra, posta in Comune d'Agnano, come per instrumcnto rogalo da ser Ubaldo di Michele da Padulc gentiluomo e nolaio Pisano (там же. № 25/163).

3. «1477, 19 agosto, inditionc IX, Don Miniato d'Anconio da Firenzc abate dal Monastcro di San Paolo a Ripa d'Arno di Pisa dell'ordine di Vallombrosa con il consenso dci suoi monaci adunati capitolarmcntc da a livello a Ranicri di Giovanni Quaralesi e sua linca mascolina in perpeluo, un pczzo di terra con casa posto in Pisa nclla Capella di San Silvestro confina a 1a via publica a 2a coll'orlo di Donato di Guido d'Arczzo, a 3a Pietro di Batista Minori con obbligo di pagar per li¬vello nella festa di San Stefano una candclla di mezza libbra fatlo in Pisa nella chicsa di San Paolo a Ripa d'Arno. Testimoni Giovanni d Antonio da Terrafino с Giovanni di Giuliano Ccnci di Spicchio. Roga Bartolommco di maestro Pietro di maestro Giovanni Spina» (там же. № 38/163).

4. Там же. № 5/143, 4/143, 7/143, 9/143. 14/143, 19/143, 23/143, 25/143, 26/143, 27/143, 28/143, 29/143, 8/143, 16а/124, 38/214.

5. «...la sloria d'ltalia presenta un blocco di quindici sccoli... Come caratterisare il blocco? Per mia parte non esitazioni: feudale» (Romano R. Una tipologia economica//Storia d'ltalia. Milano, 1972. Vol. 1. P. 301).

6. «... non obbedire scn/.a comune accordo ad imperatori, a re, a papa, a duchi e a marchesi» (пит. no: Rodolico N. Storia degli italiani. Firenze, 1954. P. 90).

7. Salvetnini С. Magnati е popolani in Firenze del 1282 al 1295. Firenze, 1899.

8. Leo И. Geschichte dcr italienischcn Staaten. Hamburg, 1832. 2 ^ j-jg  <132

9. Cornpagni D. La cronaca fiorentina. Firenze, 1888. P. 12—13.

10.  Гиковский М- А. Итальянское Возрождение. Д., 1947. Т. 1. С. 56-57.

11. I libri di commercio do! Pcruzzi. Milano, 1934. P. 38, 42-45. 49, 68, 72-73, 77, 129, 347. 442, 464. 468. 479.

12. Rodolico N. I Ciompi. Firenze, 1945. P. 67.

13. Diario d'Anonimo fiorentino dell'anno 1358 al 1389 : Document! di storia ilaliana. Firenze, 1876. T. 6. P. 373— 374.

Цитируется по изд.: Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до возрождения. Очерки. Л., 1987, с. 31-44.

Tags
Рубрика