Франция: Страна молочных рек

Франция: Страна молочных рек

Когда в 1661 г. Людовик XIV принимает бразды правления, площадь территории Франции составляет 495 000 км2. Ее берега омывают Ла-Манш, Средиземное море и Атлантический океан. Два горных массива — Альпы и Пиренеи — предоставляют естественную защиту. Этот гигантский ларец заключает в себе бесчисленные земли, чьи почва и климат благоприятствуют сельскому хозяйству. Четыре больших реки (Сена, Луара, Рона и Гаронна) и их притоки не только орошают землю, но и способствуют перевозу людей и товаров. «Описание французского королевства» (издательство Nolin, Париж, 1693 г.) делит территорию страны на 48 «временных» провинций, не считая 6 недавних приобретений: французских Нидерландов, Лотарингии (sic), Эльзаса, Франш-Конте, части Пьемонта, французской Каталонии; эти исторические провинции в свою очередь поделены на «края». Множество областей, чья численность и границы неопределенны, но также огромное количество людских сообществ, организованных по старинному обычаю: не менее 40 000 приходов и общин и 80 000 поместий. Всего население Франции составляет около 21 миллиона человек, из которых 83—85 % живут в сельской местности (остальные в городах с населением более 2000 жителей). Средняя плотность населения — 40 человек на квадратный километр. Франция — самая населенная страна Европы.

Территория королевства

Более чем когда-либо на территории государства отражаются стремления его правителя. Отныне все земли страны представляют собой владение, которое следует восстановить после ущерба, нанесенного в период двух последних регентств. Показательны действия, предпринятые Кольбером, для восстановления лесных угодий (ордонанс о лесах и водах от 1669 г.). Также все земли королевства должны быть переписаны и подчинены властям с целью наилучшего освоения их ресурсов и доходов. В 1665 г. интендантам провинций направлен опросный лист. Несмотря на недостатки и неполноту собранных данных, это стало первой попыткой статистического учета (опыт повторится в 1697 г. в инструкции, составленной по поручению Бовилье для герцога Бургундского). В 1667 г. начинается строительство Парижской обсерватории, которой в том числе будет поручено разработать более точные (нежели существующие) географические карты. Таким образом, 1660-е гг. характеризуются стремлением измерить, определить количество и ценность территорий королевства.

Дороги и водные пути

Перемещение людей и товаров по-прежнему остается затруднительным во всем королевстве. Отправлялись ли вы в путь в многоместном экипаже, в карете, верхом или пешком, дорога всегда была сопряжена с какими-нибудь злоключениями. К неудобству этих средств передвижения прибавлялась опасность дорог. Берегитесь разбойников и оврагов! Время в пути зависит от погоды и времени года. Проделать 13 лье (примерно 50 км) в день считалось большим достижением. Такая медлительность требует частых остановок на постоялых дворах и почтовых станциях. Почтово-пассажирские службы, реформу которых предпримет Лувуа с 1668 г., далеки от совершенства. Письмо из Марселя идет в столицу двенадцать дней, из Бреста или Рошфора — восемь. Усилия по улучшению сухопутных сообщений остаются недостаточными. Дорог мало, местные власти не следят за их состоянием, и ведут они в основном в столицу. Жалобы на дурное состояние дорог будут продолжаться до конца правления Людовика XIV. Их описание можно встретить в знаменитой басне Лафонтена «Муха и дорожные». В своем сочинении «Праздные мысли» маршал Вобан пишет: «Дороги королевства совершенно запущены, что изрядно вредит торговле». Впрочем, перевозка товаров стала дорогой из-за введения разных дорожных пошлин. Только к самому концу правления (1712—1713) появляются зачатки управления мостами и дорогами благодаря инициативе генерального контролера Демаре.

Пожалуй, самый большой прогресс наблюдается в системе водного сообщения. Первые улучшения начинаются с рытья Бриарского канала в Монтаржи, соединившего Луару и Сену (1642). Эта система дополнена связью, налаженной между Орлеаном и Монтаржи (1675—1690). Главным достижением эпохи в сфере использования водных ресурсов является открытие Лангедокско- го (Южного) канала, также называемого каналом Двух морей (Средиземное море — Атлантика, открыт в марте 1681 г.), между новым портом Сет и Гаронной, протяженностью 250 км (62 шлюза). Этот амбициозный план воплощен в жизнь благодаря упорству предпринимателя Пьера Поля Рике. Модернизация затрагивает также и французское побережье, поскольку предприняты значительные работы по обустройству крупных портов страны: Дюнкерка (купленного у Англии в 1662 г.), Лорьяна (резиденция Индийской компании), Марселя и др.

В течение всего периода правления Людовика XIV очень востребованы инженеры и специалисты гидравлики. Король дает согласие на рытье отводных каналов от Сены и Эры с единственной целью — обеспечить водой декоративные водоемы Версаля и Марли. Два колоссальных акведука (Лувесьен и Ментенон) иллюстрируют смелость — но также и стоимость — этих проектов. Арнольд де Билль и братья Свалем, все трое родом из Льежа, предпринимают успешное строительство знаменитой машины Марли, предназначенной для черпания воды из Сены и поднятия ее на высоту 150 м.

Во времена Людовика XIV сухопутное сообщение между Парижем и Орлеаном занимало два дня; между Парижем и Лионом — четыре дня летом и шесть зимой; грузопассажирские перевозки по Луаре между Орлеаном и Нантом занимают около недели (при благоприятных условиях!).

Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 40-45.

Рубрика