Германия и Франкфуртский парламент [1848 год]

Германия и Франкфуртский парламент [1848 год]

Созыв Франкфуртского парламента. Его состав. Создание центрального германского правительства. К лету 1848 г. силы контрреволюции успели уже в значительной мере оправиться от первого испуга, и это должно было сказаться на судьбах общегерманского национально-объединительного движения. Выборы в Учредительное собрание, или во Франкфуртский парламент, как его стали называть, проводились почти повсеместно на основе всеобщего избирательного права, но это мало отразилось на его социальном и партийном составе: во Франкфуртском парламенте, как и в прусском Учредительном собрании, трудящиеся почти не были представлены. Огромное большинство депутатов принадлежало к крупной либеральной буржуазии или к буржуазной интеллигенции. Особенно много среди них было лиц так называемых свободных профессий — профессоров, адвокатов, учителей, литераторов (до 500 из 585).

Среди представителей левого демократического крыла видную роль играли более умеренные — журналист Роберт Блюм, профессор Карл Фогт. Более решительные, так называемые «крайне левые» демократы были представлены А. Руге и др. И только в последний период деятельности Франкфуртского парламента среди его членов появился заместитель одного силезского депутата, член Союза коммунистов Вильгельм Вольф.

Германские государи не признавали Франкфуртский парламент, но в условиях революции не мешали его созыву. Передовые общественные круги возлагали на этот парламент огромные надежды.

Однако уже первые шаги Франкфуртского собрания опрокинули эти чаяния. После торжественного открытия заседаний 18 марта 1848 г. во франкфуртском соборе св. Павла парламент приступил к созданию центрального германского правительства. Представители демократической левой внесли предложение избрать из среды самого же собрания временное правительство и вручить ему исполнительную власть во всей стране. Либерально- буржуазное большинство, боявшееся углубления демократической революции, отвергло предложение демократов и избрало на пост временного имперского наместника Германии австрийского эрцгерцога Иоганна, ранее враждовавшего с Меттернихом и слывшего за либерала. В помощь ему из среды самого собрания были выдвинуты кандидаты на пост министров, в большинстве либералы. На пост министра-президента назначен был князь Лейнинген, а на пост министра внутренних дел — австрийский чиновник барон Шмерлинг, оба весьма умеренные либералы.

Создание центрального правительства фактически мало что изменило в положении Германии, так как власть продолжала оставаться в руках отдельных германских государей, вовсе не желавших отказываться от своих суверенных прав. В связи с этим центральное правительство «повисло в воздухе» — оно не обладало ни армией, ни собственным бюджетом и не могло поэтому пользоваться авторитетом внутри самой Германии и за границей.

Деятельность Франкфуртского парламента. В летние месяцы 1848 г. феодально-дворянская контрреволюция перешла в наступление сперва в Австрии, а затем в Пруссии и других германских государствах. Кровавая расправа генерала Кавеньяка с парижскими рабочими в июньские дни подействовала вдохновляюще на всех противников демократической революции в Германии.

Переход контрреволюции в наступление вызвал в рядах демократии понятную тревогу и привел к попыткам укрепить местные демократические организации и создать объединяющий их центр.

Но это все же не превратило демократическую левую Франкфуртского парламента в подлинно революционную партию. Ее деятели по-прежнему продолжали стоять на почве буржуазной законности и не способны были разрешить ни одной проблемы революции. Лишь немногие из них, например Р. Блюм, показали себя непримиримыми борцами с контрреволюцией.

Созданная парламентом специальная комиссия бесконечно долго обсуждала вопрос об уничтожении феодальных повинностей в деревне, но так и не пришла ни к какому заключению. Так же неудачно закончились и попытки уничтожить различные унаследованные от средневековья препятствия в области торговли, например старинные речные пошлины. Все предложения, связанные с улучшением положения рабочих, наталкивались на сопротивление со стороны буржуазного большинства. Признание за трудящимися права на труд было решительно отвергнуто.

Не меньшую беспомощность проявлял Франкфуртский парламент и при попытках разрешения важнейшего национального вопроса. С первых дней революции познаньские поляки потребовали признания их национальной независимости. Но буржуазно-либеральное большинство парламента не захотело вступить в открытое столкновение с прусской военщиной. Оно, кроме того, и само стремилось прибрать к рукам польские земли и вследствие этого санкционировало позорные деяния прусского правительства в Познани и объявило последнюю неотъемлемой частью будущей Германской империи.

Собрание также встало на сторону палачей чешского народа и, после того как в Праге в июне 1848 г. австрийскими войсками было подавлено демократическое восстание, приветствовало их командующего Виндишгреца. Даже представитель демократической левой А. Руге, и тот подчеркивал в своей речи, что автономия может быть предоставлена отдельным народностям «лишь в зависимости от имеющихся возможностей». Франкфуртский парламент поддержал австрийский гнет в Северной Италии и открыто заявлял, что будет рассматривать всякое покушение итальянцев на захват Триеста как нападение на Германию.

Возможные пути национального объединения Германии. Национальное объединение Германии возможно было осуществить или «снизу» — путем народной революции, сметающей все остатки средневековья, или «сверху» — путем создания единой Германии под гегемонией одного из двух крупных германских государств — Австрии или Пруссии.

Крупная буржуазия, стремившаяся к ликвидации наследия феодализма путем соглашения с дворянством и монархами и страшившаяся углубления демократической революции, стояла за объединение «сверху», причем ее большинство — северогерманская буржуазия — желало создания «Малой Германии», т. е. стремилась исключить Австрию с ее многонациональным, преимущественно не немецким населением из состава создаваемой под прусской гегемонией новой Германской империи. Буржуазия же юго-западных германских государств, боясь конкуренции со стороны более мощных в экономическом отношении пруссаков, выдвигала план создания не «Малой», а «Великой Германии», включающей и Австрию. К тому же стремилась австрийская буржуазия Габсбургской империи.

Представители демократической левой Франкфуртского парламента, отражая партикуляристские настроения германской мелкой буржуазии и преклоняясь перед конституцией буржуазно-республиканской Швейцарии, стояли за создание в Германии федеративной республики. Они не проявляли достаточной решительности в борьбе против буржуазных конституционалистов и не понимали, что федерализм в корне противоречил задачам прогрессивного развития Германии. Последовательно разрешить эти задачи стремились лишь коммунисты, выдвинувшие в своих «Требованиях» и активно защищавшие мысль о необходимости создания в Германии единой и неделимой демократической республики.

Новая история. Часть первая. 1640-1870. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978, с. 391-394.

Рубрика