Мидия (Струве, 1957)

Мидия (Струве, 1957)

О мидянах упоминают ассирийские памятники IX века до н. э., которые знают их как разрозненные племена, не имеющие единого государственного устройства. К середине VIII века до н. э. (737 г. до н. э. — год похода ассирийского царя Тиглатпалассара III против мидян) клинописные надписи перечисляют ряд племен, которые находились недалеко от границы Ассирии и составляли как бы ее внешнее окружение. Наиболее значительными из этих племен были «сильные» или «могущественные мидийцы». Они обитали на востоке, в гористой местности, сравнительно отдаленной от границ Ассирии, с центром в Бикни, на северо-восток от нынешнего Тегерана. Во главе «сильных индийцев» в VIII веке до н. э. стояли многочисленные вожди племен.

Греческий историк Геродот (V век до н. э.) знает шесть индийских племен, которые были объединены «первым царем» Дейокой, но несомненно, что процесс объединения начался раньше.

Мидия складывалась как государство в соседстве с большими древними культурными государствами, какими были Ассирия и Урарту, и в борьбе с кочевыми племенами, нападавшими на нее с востока.

Древнее государство Урарту, расположенное в южных отрогах Кавказского хребта, было мощным соперником ассирийских царей, и в 857 г. до н. э. Салманассар II упоминает имя этого государства в надписи. Клинописные надписи Урарту сделаны на урартийском языке. Урартология, наука, развитая советскими учеными, заняла в настоящее время выдающееся место среди отраслей науки о древнем мире.

Борьба между Урарту и Ассирией имела значение для истории иранских народов, так как были ими населены области Манна и Парсуа, которые принадлежали к началу IX века Урарту. Конец IX века и первая половина VIII века до н. э. были заполнены войнами Ассирии с Урарту, неудачными для первой. При ассирийском царе Тиглатпалассаре III (правил в 746—727 гг. до н. э.) ассирийская держава снова окрепла. Последовательные походы ассирийцев в VIII веке до н. э. в Манна и Парсуа значительно ослабили эти урартские области.

Зажатая между сильными военными государствами — Ассирией и Урарту — Мидия была вынуждена бороться за свою самостоятельность.

Ассирийский царь Тиглатпалассар III в 744 и 735 годы до н. э. совершил походы на Мидию, которые увенчались успехом и дали возможность составить там ассирийского наместника и воздвигнуть храм ассирийским божествам. Последующие годы внимание Ассирии было отвлечено к ее западным границам. Но в 722 г. престол Ассирии оказался в руках Саргона II. Он стал тщательно подготовлять войну против Урарту, цари которого поддерживали дружеские связи с индийскими и арийскими племенами. В 716 г. начались военные действия, в результате которых Мидия и примыкавшая к озеру Урмия Манна подверглись разорению войсками Саргона, и индийский царь Дейока был разбит в 715 г. В следующем году Саргон повторил свой поход, в те же области, так как Дейока делал попытки вновь организовать и объединить вокруг себя индийские племена. Саргон выступил против «маддай» и «манна» и в особенности против «Бет Дейока», иначе говоря, областей, подвластных царю Дейоке. В 713 г. до п. э. Саргон вынудил ряд областей Мидии выплачивать ему ежегодную дань. Дейоку принято считать основателем Мидии и ее столицы города Эибатаны.

Греческие историки Геродот и Ктесий сохранили сведения о родословии и хронологии царей Мидии, но данные их расходятся. В настоящее время может быть принята следующая последовательность царей Мидии: Дейока (известны сведения от 715 г. до н. э.), Фраорт — Кшатрита (675—653 годы до н. э.), господство скифов (приблизительно 653— 625 гг. до н. э.), Киансар —  Увакшатра (625—685 гг. до н. э.), Астиаг— Иштумегу (585—550 «гг. до н. э.).

Преемник Саргон а Санхериб в 702 г. прошел со своими войсками на восток. Пересекая Элам и возвращаясь обратно через области «дальних индийцев», он получил от них подарки и подношения, которые названы данью: «На моем обратном пути я принял тяжелую дань из земли дальних мидян, имени которых никто не слыхал во дни царей, отцов моих. Они покорились моему владычеству». Племена, с которыми он сражался на Востоке, были кашши (каоситы). В 690 г. до н. э. Санхериб разбил союз между Эламом и Вавилонией.

Общественный строй Мидии можно охарактеризовать как родовой в стадии разложения. Расширение скотоводства и земледелия способствовало появлению рабского труда, а массовые передвижения и завоевательные походы способствовали обращению в рабство многих людей. Ремесленники были несомненно в наличии в VIII веке до н. э., так как над-писи ассирийских царей говорят о том, что победы над индийскими племенами давали им возможность уводить с собой большое число ремесленников.

В VIII веке до н. э. с севера и северо-запада через Кавказский хребет двигались киммерийцы и скифы. Киммерийцы населяли южнорусские степи, по свидетельству Геродота, который знает их живущими по берегам Черного и Азовского морей. Вновь пришедшие орды скифов и саков, также принадлежавшие к иранской ветви народов, вынудили другую часть киммерийцев двинуться во Фракию, а затем перейти Боопор, чтобы появиться в Малой Азии. Бесспорной датой является 750 г. до н. э.— год, когда греческая колония Синап в Пафлагонии (Малая Азия) была разрушена киммерийцами, которые, следовательно, до этого года перешли Боспор. Это была опасная угроза для Ассирии, пока решительный отпор не был дан Асархадоном в Каппадокии. Между тем, другая опасность грозила от нашествия скифов, которых, однако, Ассирия сумела сделать своими союзниками. С их помощью сын Дейоки, индийский царь Фраорт, был разбит наголову ассирийскими войсками. Он пытался напасть на исконных врагов Мидии, но сам пал на поле битвы (653 г. до н. э.).

Между тем, скифы, пробившись через Кавказ, делали смелые нападения на все провинции Ассирии, достигая самой Палестины.

Скифы разоряли области мидян в течение десятилетий, и избавились они от скифов, как утверждают предания мидян, путем хитрости. Киакcap, сын Фраорта, будто бы заманил скифов и их начальника Мадйя на пир, на котором их напоили пьяными и перебили. Однако часть скифов осталась у Киаксара в качестве телохранителей. Он заставил скифов обучать свои войска военному делу, особенно стрельбе из лука, которой они в совершенстве владели. Мидийская армия была реорганизована, вместо старого деления войска по родам, оно было распределено по роду оружия, что в значительной степени подняло их боеспособность.

Завоевательная политика дала в руки мидийцев области на юг и на запад от Урмийокого озера. Союз с вавилонским царем Набопаласаром привел его к новым успехам. В 616 г. Набопаласар атаковал Ассирию, и вслед за ним двинулся Киаксар, который в 614 г. достиг Тигра и обложил город Ниневию, но осада эта не состоялась — мидийские войска были видимо отвлечены другими задачами, в первую очередь, борьбой с остатками скифских племен на севере. Это произошло не без влияния Набопаласара, который не желал господства мидийцев в Ассирии. Между ним и Киаксаром было заключено соглашение, в присутствии обоих многочисленных армий, по которому внучка Киаксара, дочь его сына Астнага, Амитис, была объявлена невестой сына Набопаласара.

В 612 г. обе армии вновь сошлись у Ниневии. Между июнем и августом произошло три сражения, последнее решило судьбу города. В конце сентября Киаксар возвратился в Мидию, но счеты с великой державой еще не были кончены. В северной Месопотамии было организовано но-вое -Ассирийское царство, и Набопаласар обратился в 610 г. за помощью в Мидию. Войска союзников сошлись в ноябре в Вавилонии и двинулись вместе против Харрана, который после победы отошел к индийцам.

В состав государства Киаксара вошли: Рей (на юг от нынешнего Тегерана), Испахан, Атропатена (Азербайджан) *, область и город Экбатана (Хамадан). Мидийские войска, присоединив часть Урартского царства, захватили область Каппадокии и в 590 г. стали на реке Галис, отделявшей их от сильного Лидийского царства, богатого и высококультурного. В течение пяти лет тянулась война между Лидией и Мидией, двумя мощными государствами. Битва, происшедшая 28 мая 585 г., была прервана солнечным затмением, которое было предсказано на основании вычислений греческим философом Фалесом Милетским. Поело этого мир был заключен, а река Галис стала границей Мидии. Через несколько месяцев на престол вступил сын Киаксара Астиаг, притязания которого простирались на Вавилонию, достигшую большого могущества при царе Навуходоносоре (правил в 604—562 гг. до н. э.). После смерти последнего политический кризис несколько ослабил положение этого государства, чем и воспользовался Астиаг, продвигаясь в северные области Месопотамии и в северную Сирию, чтобы отторгнуть их от Вавилонии.

В то же время в начале VI века до н. э. мидяне подчинили персидские племена, населявшие юго-западные области Иранского плато (Парсумаш и Аншан), объединив обширные пространства. Но завоевание не было прочным, так как в то время, когда мидяне начали активную завоевательную политику, персидские племена подняли восстание. Области с персидским населением находились под номинальной властью царя Камбиза I, всецело зависевшего от мидян. Легенда утверждает, что Камбиз женился на дочери Астиага и от этого брака родился будущий персидский царь Кир II (Куруш; правил в 559—529 гг. до н. э.), хотя известна и другая версия, что отцом Кира был простой человек. Свою юность Кир провел при дворе Астиага, где сумел завоевать симпатии и сторонников. Кир стремился выдвинуть персов и добиться их господства над мидянами, юго-западные области иранского плато должны были получить руководящую роль, которая до того времени принадлежала северным областям, индийским.

Примечания

* Южный, или Иранский, Азербайджан

История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Под ред. В.В. Струве, И.А. Орбели, И.П. Петрушевского. Л., 1957, с. 10-12.

Рубрика