США в период «просперити»: «Нормальные времена»

США в период «просперити»: «Нормальные времена»

Демократы намеревались взять реванш на предстоявших в 1920 г. президентских выборах. Вильсон утверждал, что эти выборы станут «великим и торжественным референдумом» по вопросу о Лиге наций. Однако к первым послевоенным президентским выборам демократическая партия пришла сильно ослабленной. Поскольку болезнь приковала Вильсона к постели, о его выдвижении кандидатом на пост президента на третий срок не могло быть и речи. Тем более что в американской истории не было еще такого прецедента.

Демократы выдвинули своим кандидатом губернатора штата Огайо Дж. Кокса. Его положение на выборах было безнадежно. Помимо проблем, связанных с жесточайшей критикой внешнеполитического курса администрации Вильсона, в разгар предвыборной кампании разразился экономический кризис, который противники приписали экономической политике демократов. Нельзя забывать, что и в Америке любые экономические неурядицы всегда оказываются не в пользу правящей партии.

Несмотря на все усилия Дж. Кокса, кандидат республиканцев У. Гардинг одержал победу. К тому же группа из 31 известного республиканца, придерживавшаяся политики участия США в международных делах, выступила с заявлением о том, что избрание Гардинга президентом будет лучшей гарантией членства США в Лиге наций. При анализе причин победы Гардинга следует учесть, что в послевоенный период среди широких слоев американского народа было распространено недоверие к иностранцам и радикалам, которых они считали ответственными за войну. Октябрьская революция в России 1917 г. и ряд других событий еще больше усилили это недоверие. Расовые столкновения и забастовки рабочих внесли в него дополнительную лепту. Эти настроения, в частности, нашли отражение в так называемой «охоте на красных», в ходе которой любые проявления недовольства приписывались заговору коммунистов и анархистов и многие прогрессивные деятели подвергались гонениям. Поэтому победа Гардинга многими наблюдателями не без оснований рассматривалась как результат отказа американского народа от вильсоновского интернационализма и реформ эры прогрессизма.

Во время войны экономика США росла бурными темпами. Американские бизнесмены наживались на крупных военных заказах. Пользуясь тем, что в условиях войны европейские компании вынуждены были ограничить свою деятельность в остальном мире, американский бизнес наращивал экспансию почти во всех регионах земного шара. Придя к власти, республиканцы провозгласили курс на возврат Америки к «нормальным временам». Под этим подразумевались прежде всего стимулирование рыночных принципов и сокращение регулирующей и контролирующей роли государства в экономике. Были значительно ослаблены ограничения, наложенные на корпорации и тресты антитрестовскими законами.

Высокая хозяйственная конъюнктура в военные годы ослабила оппозицию фермеров, профсоюзов и городской мелкой буржуазии в отношении крупных корпораций и монополий. Средства массовой информации, кинофильмы, школы и университеты начали на все лады воспевать крупных промышленников и финансистов как капитанов индустрии, руководителей трестов — как гениев процветающей Америки. Верховный суд США, в котором вакантные места были заполнены консервативно настроенными сторонниками республиканской администрации, отражая господствовавшие в стране настроения, одобрял те законы, которые были направлены на защиту интересов бизнеса в ущерб организованному рабочему движению. Был взят курс на ревизию основных положений закона Клейтона и антитрестовского закона Шермана 1890 г., которым придавалась антипрофсоюзная направленность.

В то же время министр торговли Г. Гувер в четыре раза увеличил численность своего министерства с целью способствовать росту экономики, созданию профессиональных ассоциаций и установлению сотрудничества между трудом и капиталом. Министр финансов А. Мэллон, один из самых богатых людей в стране, решительно сокращал налоги, особенно на богатых, а также государственные расходы.

Необходимо отметить, что 20-е годы характеризовались стабилизацией мировой капиталистической экономики. Летом 1921 г. наметился выход экономики США из кризиса, а в 1922 г. наступил промышленный подъем. Заговорили о процветании американской экономики. И действительно, американская экономика начала развиваться бурными темпами. Так, в период с 1922 по 1929 г. производство стали в стране поднялось на 70 %, нефти — на 156 %, автомобилей — на 255 %. За тот же период валовой национальный продукт возрос на 54 %. К 1929 г. национальный доход США составлял 44,8 % от общемирового промышленного производства, тогда как на Германию приходилось 11,6 %, Великобританию — 9,3 %, Францию — 7 %, Советский Союз — 6 %.

Поэтому неудивительно, что руководители государства и экономики претендовали на то, чтобы Америка в ближайшем будущем заняла то место в мировом хозяйстве, которое до первой мировой войны занимала Англия, а Нью-Йорк — место Лондона в качестве мирового кредитора. Эти претензии отнюдь не были лишены оснований, поскольку уже во время войны США из должника превратились в одного из ведущих мировых кредиторов. Кривая хозяйственной конъюнктуры постоянно поднималась вверх; правительство гордилось ростом числа автомобилей и протяженности автомобильных дорог.

Летом 1923 г. во время путешествия на Аляску президент Гардинг забелил и умер. На президентском посту, согласно Конституции, его сменил вице-президент К. Кулидж. Один из парадоксов американской истории состоит в том, что Кулидж, по всеобщему признанию, один из самых посредственных президентов Америки, удостоился необычно большого внимания со стороны средств массовой информации. О нем написано множество книг, статей, памфлетов. Кулидж, по мнению многих наблюдателей, весьма удачно выражал дух средней Америки.

Именно Кулиджу принадлежит фраза: «Дело Америки — это бизнес», которая стала знаменитой. Ему во многом повезло, что он возглавил правительство США в лучшие для американской экономики послевоенные годы, когда чуть ли не весь капиталистический мир склонялся перед Нью-Йорком как перед кредитором. Когда Кулидж принял дела, «процветание» было в разгаре. В период с 1922 по 1929 г. дивиденды от акций поднялись на 108 %, прибыли корпораций — на 76 %, заработная плата — на 33 %. В 1929 г. американские производители продали более 4 миллиона 455 тысяч автомобилей, т.е. один автомобиль на каждые 27 человек. Банкиры и промышленники требовали больше власти, больше свободы для экономической деятельности. Экономия средств и невмешательство в хозяйственную деятельность стали центральными лозунгами администрации Кулиджа. Благоприятная экономическая конъюнктура способствовала спаду забастовочной борьбы рабочего класса, активности профсоюзного движения и фермерских движений, ослаблению выступлений социального протеста.

Поэтому не удивительно, что на президентских выборах 1924 г. кандидат республиканской партии одержал довольно легкую победу над кандидатом демократической партии Дэвисом. На сей раз Кулидж стал президентом уже «по собственному праву», т. е. в результате победы на всенародных выборах.

Второй срок президентства Кулиджа протекал под флагом процветания или, как говорили в самой Америке, «просперити». Оно развивалось на основе научных и технических достижений довоенного и военного периодов. Особенно быстрыми темпами развивались новые отрасли промышленности — автомобильная, электротехническая, радиотехническая и др. США принадлежит приоритет во внедрении в промышленность массового производства и стандартизации, которые стали девизом американского капитализма.

Массовое производство опирается на мощную базу механической и электрической энергии. Можно сказать, что изобретение и широкомасштабное внедрение электрического мотора изменили сам облик предприятий. Многочисленные колеса и ремни, сложная паутина придаточных механизмов между двигателями и станками быстро исчезают с американских предприятий. В широких масштабах внедряется усовершенствованная конвейерная система. А это, в свою очередь, в совокупности со стандартизацией способствовало заметному росту производительности труда. Суть стандартизации состоит в том, что тысячи заводов специализируются на изготовлении идентичных деталей. Процесс производства предельно упрощается. Производя одни и те же детали, работники повторяют одни и те же движения с точностью автомата.

Период просперити характеризовался беспрецедентным ростом жизненного уровня широких слоев населения. Новые потребительские товары, такие, как радиоприемники, телефоны, холодильники и, прежде всего, автомобили, стали общепринятыми атрибутами повседневной жизни. Благодаря широкому внедрению системы потребительского кредита покупать эти товары для многих американцев не составляло особой трудности. Все более широкое распространение получали газеты, журналы, кинотеатры, джаз-оркестры и т. д., внося в жизнь людей разнообразие.

Своеобразным барометром процветания и символом американской экономики стал автомобиль. Следует отметить, что автомобиль появился одновременно в Старом и Новом Свете. Но широкое применение легковых автомобилей стало особенностью Америки. Большое значение для развития автомобильной промышленности имели американские расстояния. Здесь некоторые штаты по своей территории превосходят такие страны, как Италия или Великобритания. Немаловажное значение имело и то, что американцы на протяжении всей истории страны как бы всегда «находились на колесах» — в поисках земель, заработков, лучшей доли. Развитие автомобильной промышленности шло одновременно со строительством разветвленной сети автомобильных дорог, что, в свою очередь, способствовало развитию внутреннего рынка.

В результате в первое послевоенное десятилетие дистанция, отделяющая Американский капитализм от европейского, постоянно увеличивалась. Еще во время войны по объему экспорта США заняли первое место в мире. А в 1929 г. впервые Англия уступила первое место Америке по такому важному показателю, как общий оборот внешней торговли. В одном из январских номеров 1925 г. ведущая нью-йоркская газета «Нью-Йорк тайме», приводя цифры роста национального богатства США, изобразила мифологических героев-богачей Креза и Мидаса преклоняющимися перед Дядей Сэмом. И действительно, согласно статистическим данным, оглашенным на Международной экономической конференции в Женеве в 1927 г., на долю США приходилось 40 % мирового производства каменного угля, около 50 % стали и около 70 % нефти. Показательно, что, по данным американской статистики, в среднем на каждую семью этой страны приходилось около 15 тысяч долларов богатства и около 3 тысяч долларов годового дохода. По меркам тех времен это были большие деньги, поскольку доллар с тех пор в несколько раз подешевел.

Но вместе с тем для этого периода было характерно возрождение расистских, антисемитских и антикатолических умонастроений, Ку-клукс-клана, особенно в сельских районах. В начале 20-х годов численность членов Ку-клукс-клана достигала 5 миллионов человек, причем он контролировал правительства многих городов и даже штатов. Довольно сильным влиянием пользовались протестантские фундаменталистские движения. Одним из самых заметных проявлений популярности фундаментализма стал судебный процесс над школьным учителем биологии в Дейтоне (штат Теннесси) Дж. Скоупсом за нарушение действовавшего во многих южных штатах закона, запрещавшего обучение дарвиновской теории эволюции. Успехом фундаменталистов стало принятие в 1919 г. восемнадцатой поправки к Конституции США о запрещении производства, продажи и транспортировки спиртных напитков. Введение этого закона сделало в 20-х гг. незаконную торговлю спиртными напитками весьма прибыльным делом, что, в свою очередь, способствовало росту организованной преступности. Эта поправка была отменена лишь в 1933 г. с принятием двадцать первой поправки к конституции.

В 1928 г., когда состоялись очередные президентские выборы, американская экономика достигла пика подъема. Республиканцы, на все лады превознося успехи американского капитализма, утверждали, что в США найден путь к бескризисному развитию, что ключ к такому развитию лежит в руках республиканской партии. И, соответственно, избирателям внушали, что, если они хотят, чтобы экономика и дальше развивалась по восходящей, они должны голосовать за республиканского кандидата Г. Гувера, выдвинутого национальным съездом республиканской партии, состоявшимся летом 1928 г.

На выборах, естественно, победил Гувер с солидным отрывом в 6 миллионов голосов от А. С. Смита — кандидата демократов, первого в истории США католика ирландского происхождения, выдвинувшего свою кандидатуру на этот пост. Сторонники Гувера называли его великим организатором, великим инженером и филантропом, способным повести американский народ от успехов к еще большим успехам. Когда в марте 1929 г. Гувер вступил в Белый дом, почти все были уверены, что Америке обеспечено еще четыре года экономического процветания.

Цитируется по изд.: Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Учебн. для студ. высш. учеб. заведений. В 2-х частях. Под. ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. Часть 1: 1900-1945. М., 2001, с. 138-144.

Рубрика