Канада в 1945-1973 годы: внутриполитическая борьба

Канада в 1945-1973 годы: внутриполитическая борьба

Политическая история послевоенной Канады подразделяется на два больших периода. Первый период (1945—1957) — это кратковременная фаза подъема рабочего и демократического движения в 1945—1948 гг., когда трудящиеся добились ряда экономических уступок, и почти десятилетие «холодной войны», характеризовавшееся контрнаступлением реакции и общим сдвигом вправо в политической жизни страны. В эти годы канадские правительства возглавлял Лун Сен-Лоран (1948-1957).

В борьбе между двумя буржуазными партиями — прогрессивно-консервативной и либеральной — отразилась в послевоенные годы разная степень приспособления их политики и идеологии к новым реальностям государственно-монополистического капитализма в стране и обострившейся борьбе двух систем — капитализма и социализма — в международном масштабе. Будучи правящей партией, либералы использовали сложившийся аппарат и опыт государственно-монополистического регулирования экономики для упрочения классовых позиций канадской монополистической буржуазии и обеспечения политической стабильности. Они проявили большую гибкость и маневренность, чем консервативная партия, и этим укрепили положение либеральной партии как главной политической силы современной канадской монополистической олигархии.

Перестройка доктрины либерализма выразилась прежде всего в выдвижении на первый план экономической политики, хотя традиционные лозунги либералов о свободе, равенстве, справедливости по-прежнему занимали важное место в документах и пропаганде. Идеологической основой послевоенный либерализм избрал теорию «государства всеобщего благосостояния». Обещания полной занятости, стабильности доходов и устойчивых темпов экономического роста — таковы главные пункты экономической программы либеральной партии в период избирательных кампаний 1945, 1949, 1953 и 1957 гг. Теоретической основой экономической политики стало кейнсианство. Либеральная партия провозгласила политику «интеграции» с американской экономикой (1947), которую поддержали консерваторы. Однако, стимулируя деятельность канадских монополий посредством благоприятной кредитной политики, либералы с большой осторожностью относились к рекомендациям кейнсианцев о расширении сферы государственной собственности и общественных работ.

В первые послевоенные годы консервативная партия критиковала государственно-монополистическую политику либералов с позиции защиты свободы частного предпринимательства, демагогически называя ее чуть ли не шагом к социализму. Консерваторы критиковали также неолиберальную доктрину об ответственности государства за благосостояние индивидуума. Однако несмотря на различия в политической идеологии, которые с течением времени становились все более призрачными, и либералы, и консерваторы выступали как сторонники государственно-монополистического капитализма. Когда в конце 50-х годов консерваторы оказались у власти, именно они были вынуждены форсировать развитие государственно-монополистического капитализма после кризиса 1957— 1958 гг.

Конец 40-х и первая половина 50-х годов характеризовались наступлением политической реакции, в ходе которой правящие круги рассчитывали упрочить двухпартийную систему и подорвать демократические силы в стране. Реакция направила удар прежде всего против Коммунистической партии. На выборах 1953 г. консерваторы включили в свою избирательную платформу требование введения закона о запрещении всякой коммунистической деятельности. Наступление реакции в годы «холодной войны» нанесло большой ущерб и социал-демократической Федерации кооперативного содружества (ФКС). К 1958 г. представительство ФКС в федеральном парламенте сократилось до 8 мест против 28 в 1945 г.

Со второй половины 50-х годов в политической жизни Канады начался новый период. Происходит поворот к обострению классовых и национальных противоречий. Экспансия американского капитала принимает угрожающий для независимости страны масштаб, что стало причиной роста антиамериканских настроений не только среди широких трудящихся масс, но и части канадской монополистической буржуазии. На федеральных выборах 1957 г. консерваторы, которых возглавил новый лидер Джон Дифенбейкер, победили. Впервые после поражения 1935 г. они сформировали федеральное правительство. Однако консерваторы не располагали абсолютным большинством в парламенте. Проведение некоторых мер по ограничению американских инвестиций, расширение кредита фермерам и сбыта их продукции на внешних рынках, обещания организации общественных работ для ослабления безработицы, программа развития канадского Севера и пр. позволили консерваторам успешно провести внеочередные парламентские выборы в 1958 г., на которых они одержали крупную победу (208 мест против 48 у либералов и 8 у ФКС).

Вторичная победа консерваторов обнажила новое явление в канадской политической жизни — рост антиамериканизма и стремления к укреплению независимости страны. Однако проявление «экономического национализма» в политике консервативного правительства было кратковременным и во многом показным. Канадо-американская монополистическая олигархия, заинтересованная в продолжении канадо-американской «интеграции», оказалась сильнее. Первый конфликт по вопросу об увеличении налога на вывозимые из Канады, американские прибыли закончился отступлением «экономического национализма». Олицетворявший эту тенденцию президент Канадского банка Д. Койн в 1961 г. был уволен.

Консервативное правительство не смогло выполнить и другое свое обещание - ослабить кризис федерально-провинциальных отношений. Включив в свою платформу лозунг «Конфедерация - да, централизация — нет!», консерваторы практически продолжали централизаторскую экономическую политику либералов. Статьи Конституции 1867 г. о разграничении функций и полномочий федерального и провинциального правительств уже давно устарели. Крупные социальные сдвиги и неравномерность размещения производительных сил привели к возникновению многих депрессивных районов и застойной безработицы, особенно в провинции Квебек и приморских провинциях. В Квебеке эта проблема осложнялась углублением национального неравенства. С 1960 г. развертывается франко-канадское национальное движение с требованием конституционного признания равноправия франко-канадской нации и проведения социальных реформ. Так в 60-х годах созрел «кризис канадской конфедерации», удовлетворительной программы преодоления которого не было ни у консерваторов, ни у либералов.

Поэтому политическая неустойчивость стала характерной чертой жизни страны. В 1962 г. хотя консерваторы и вернулись к власти в итоге очередных выборов, но они уже не имели абсолютного большинства. Блокирование в парламенте с группой партии социального кредита, представлявшей главным образом крупнокапиталистическое фермерство, не придало устойчивости консервативному кабинету. В 1963 г. их сменили либералы, однако и они не получили абсолютного большинства в парламенте. Беспрецедентная для Канады серия вне-очередных выборов 60-х годов выявила глубокий процесс размежевания социальных сил, показала, что за консерваторов голосуют прежде всего политически наиболее отсталые избиратели сельских районов и мелкобуржуазные и буржуазные городские слои, среди которых еще «срабатывают» идеи «твердого индивидуализма». Либеральная партия ориентировалась на массу городских избирателей и соперничала с Новой демократической партией (НДП) на почве социального реформизма. На выборах 1968 г. многообещающая избирательная платформа нового лидера либералов П. Э. Трюдо позволила им добиться устойчивого большинства в парламенте.

Программа либеральной партии пыталась дать ответ на все острые вопросы «кризиса конфедерации». Она провозглашала меры по сохранению единства Канады, пересмотр конституции и всей системы федерально-провинциальных отношений, распространение на всю страну прав английского и французского языков, где есть не менее 10% франко-канадцев, осуществление амбициозного проекта развития столицы Канады совместными усилиями Квебека, Онтарио и федерального правительства, что должно было символизировать единение двух наций — франкоканадцев и англо-канадцев; она обещала пересмотреть роль Канады в мире и всей ее внешней политики, построить «справедливое общество», для чего предлагалось ввести хартию прав человека, оздоровить города, расширить систему социального обеспечения, улучшить управление. В области экономической политики программа либеральной партии более четко, чем ранее, провозглашала преимущественную ответственность федерального правительства за стимулирование национальных программ «развития» в общефедеральном масштабе. Программа обещала оказание помощи фермерам, проведение нового законодательства, которое обеспечило бы «мир в промышленности».

Практическое осуществление обещаний очень скоро натолкнулось на растущую инфляцию и одновременный экономический спад. Провозгласив политику «экономии», правительство либералов вызвало мощную волну стачечного движения, которое похоронило надежды на «мир в промышленности». Октябрьский кризис 1970 г. в Квебеке обнажил всю острогу национального конфликта в стране. Правительство получило чрезвычайные полномочия и ввело федеральные войска в Квебек. Формальным поводом послужило похищение и убийство террористами министра труда провинции Квебек. Введение чрезвычайного положения во всей стране на основе «Закона о мерах военного времени» (1914) демократические и прогрессивные силы Канады расценили как угрозу демократическим правам и свободам. Тогда парламент при оппозиции только со стороны группы депутатов НДП принял временный закон об общественном порядке. Закон давал расплывчатую характеристику «незаконной ассоциации» и предоставлял представителям полиции и вооруженных сил практически неограниченное право обыска и ареста (без ордера) любого лица, принадлежащего к «незаконной ассоциации» или подозреваемого в принадлежности к такой ассоциации. Закон санкционировал право полиции держать в заключении арестованных без суда и следствия по меньшей мере в течение грех месяцев. Из-за протестов демократических сил этот закон не был возобновлен по истечении срока его действия 30 апреля 1971 г.

Цитируется по изд.: Новейшая история. 1939-1973. М., 1975, с. 395-399.

Рубрика