Королевство Камбоджа в VII веке

Королевство Камбоджа в VII веке

Центр современной Камбоджи, занимающий территорию Великого озера (Тонлесап) и среднего течения Меконга, в целом совпадает с ядром древней Страны кхмеров. Но в ходе истории королевство временами расширялось на юго-восток, запад и север, значительно увеличивая свою относительно небольшую территорию, центром которой всегда оставалась столица. В эпоху Фунаня она располагалась на юге страны (Ангкор Бореи или Бапном); впоследствии, начиная с VII века, ее переносят к северу от Великого озера. Там она оставалась до XV столетия, после чего несколько раз «меняла прописку» в районе сегодняшнего Пномпеня.

Город-столица играл первостепенную роль в структуре кхмерского королевства, да и почти во всех государствах Юго-Восточной Азии того времени. Например, знаменитый китайский путешественник Цанг именовал в VII веке Камбоджу по названию ее столицы, которой в то время была Ишанапура (современный Самбор Прей Кук), а пять веков спустя государственный храм, расположенный в самом центре столицы (Ангкор Тхом) был уподоблен мистической карте всего королевства. Начиная с IX века столица находилась в районе Ангкора, сначала в Харихаралайе (ныне Ролуос), а затем в Яшодхарапуре. Что же касается предыдущих периодов, то известно точное расположение лишь одной столицы, существовавшей в VII веке, — Ишанапуры. Об остальных же мы не знаем ничего, кроме их названий.

О значении, которое придавалось столице, говорит то количество религиозных монументов, которое возводилось в ней. Она представляла собой скорее город-храм с приданными ему гигантскими гидротехническими сооружениями. Поэтому ее величие должно было вызывать благоговейное восхищение у провинциальных жителей. Такими городами-храмами были и Ишанапура VII века, и Харихаралайя IX столетия, и Кох Кер второй четверти X столетия, и Яшодхарапура между IХ и XIII веками.

И хотя при Джайявармане VII в конце XII века неслыханное по размаху строительство в Ангкоре сопровождалось увеличением количества больших архитектурных комплексов в провинциях, это только лишний раз подтверждает раз и навсегда сложившуюся диспропорцию между столицей и остальной частью страны.

Точных сведений относительно численности населения Ангкора нет, но можно предположить, что гигантские стройки, затеваемые каждым новым правителем, требовали большого числа рабочих рук, и столица не могла не быть очень густонаселенным городом. Поэтому рядом с Ангкором вырастали сельскохозяйственные пригороды, призванные обеспечивать питанием всю гигантскую агломерацию.

Концентрация власти в столице получает материальное воплощение в строительстве однотипных светских и культовых сооружений по всей Стране кхмеров. Особенно это характерно для правления Джайявармана VII с его «постоялыми дворами» и храмами-лечебницами, имевшими один и тот же архитектурный облик, жизнь в которых протекала в соответствии с распорядком, продиктованным из Та Прохм и Прах Кхан, двух великих храмов столицы. «Постоялые дворы» возводились вдоль главных дорог, ведущих к Ангкору, которые пересекали реки и каналы по мостам-плотинам, также имевших одинаковую архитектурную форму. Масштабы строительства были огромны, но сам способ был далеко не нов. Еще Яшоварман в конце IX века построил по всему королевству не менее сотни ашрамов, а при Дхараниндравармане II (отце Джайявармана VII) были возведены (пусть и не в таком большом количестве) однотипные храмы на пути от Ангкора до Прах Кхан в Компонг Свай. В надписи на стеле

Сдох Как Тхом (XI столетие) говорится о том, что по инициативе гуру (духовного наставника) короля Удаядитьявармана II вдоль дорог были построены дома, вырыты пруды и созданы всевозможные удобства, скрашивающие путь странника. А при Джайявармане VII по всему королевству распространяются скульптурные портреты новых иконографических типов (портреты самого короля, Авалокитешвары «лучезарного» и т. д.), создававшиеся в местных мастерских (…). Итак, в ходе всего ангкорского периода влияние столицы на провинцию осуществлялось посредством искусства, деятели которого выполняли любые прихоти царствующей особы, тем самым определяя эстетические критерии каждой новой эпохи.

Цитируется по изд.: Дажан, Брюно. Кхмеры. // Брюно Дажан. М., 2009, с. 41-44.

Рубрика