Византия при Ираклии [610-641]. Восхождение к власти

Византия при Ираклии [610-641]. Восхождение к власти

Конец тому страшному режиму террора и крови, который царил в Константинополе, положило восстание экзарха Африки Ираклия. Земляк императора Маврикия и его сподвижник в войне с персами при Тиверии, Ираклий оставался в числе вождей до конца войны.64 На пост экзарха Африки его назначил Маврикий после смерти Геннадия, последовавшей, вероятно, в 598 году.65 Магистром армии в Африке состоял при нем брат его, Григорий. Личные связи с Маврикием не помешали Ираклию признать императором его убийцу, и Фока оставил его во главе управления богатой и мирной в ту пору страны. В течение нескольких лет Ираклий доставлял в столицу подати с населения Африки хлебом и деньгами, и лишь в 608 году не отправил в столицу флота с хлебом. По-видимому, решение Ираклия созревало постепенно под воздействием жалоб на бесчинства Фоки и, быть может, прямых обращений к нему от членов столичной знати. Мятежное настроение Ираклия было известно Приску в 607 году, когда он обратился к нему с вызовом низвергнуть тирана.66 Когда измена Ираклия выяснилась, Фока искал его соучастников в столице и казнил много знатных лиц;67 но Приск умел вести свои сношения в такой тайне, что его причастность к заговору не открылась до самой катастрофы.

Подготавливая восстание, Ираклий не решился осуществить государственный переворот силами одной Африки и задумал присоединить к этому движению соседний Египет. Он вступил в сношения с представителями египетской знати, на сочувствие которых мог рассчитывать, и некто Феодор, сын Мины, бывший при Маврикии августалом Египта, обещал ему свое содействие. Щедрыми денежными подачками князьям варварских племен в Триполитане, принадлежавшей тогда к диоцезу Египта,68 и Пентаполе Ираклий обеспечил себе военную поддержку с их стороны. В Триполитане был сформирован отряд в три тысячи человек, к которому присоединились значительные контингенты мавров. Во главе этой силы был поставлен вождь, имя которого сохранено в очевидно искаженной форме Бонакис. Вступив в Пентаполь, Бонакис поджидал главнокомандующего экспедиции, каковым был назначен племянник Ираклия, Никита, сын магистра армии

 ______

61. Lib. Pontif. p. 316. Hic (Bonifacius) optinuit apud Focatem principem, ubsedes apostolica beati Petri apostoli caput esset omnium ecclesiarum.

62. Lib. Pontif., p. 317. — Gregorovius. Gesch. d. S. Rom. II, 219.

63. Corp. Insc. Latin. VI 1200. — Курсивом набраны сбитые слова и буквы надписи. Тот же самый Смарагд увековечил память Фоки в Африке постановкой его статуи в Карфагене. Уцелела лишь надпись, см. Corp. Inso Latin. Vili, 10529. — Так как власть Смарагда не простиралась на Африку где пост экзарха занимал Ираклий, отец будущего императора, то самый факт постановки в Карфагене статуи Фоки от имени Смарагда является загадочным и трудно объяснимым.

64. Ираклий был армянского происхождения. Себеос. Гл. 32, стр. 129, — называет Арсакидов родственниками внука имп. Ираклия, Константа.

65. См. т. II.

66. Johan Antioch. 218 d.

67. Theoph. 296, 2.

68. Триполитана входила в диоцез Африки, так как была отвоевана от вандалов — Cod. Just. 1, 27. Но у Георгия Кипрского она отнесена к диоцезу Египта. Вероятно, эта реформа принадлежит Маврикию. Ср. Maspéro, Organisation militaire de l’Egypte Byz., p. 8.

[9]

Григория. Префект Мареотиды, Леонтий, изменил Фоке и прислал Никите подкрепление.

Августалом Египта был в ту пору Иоанн. Узнав о мятежных замыслах Ираклия, Иоанн обсудил дело с патриархом Феодором, недавно принявшим назначение от Фоки, и начальником финансового управления, также Феодором. С общего согласия они отправили Фоке известие о готовящемся восстании. Фока послал военные подкрепления начальникам крепостей Менуфа и Атриба, приказал магистру армии Востока Коттоне направиться с войсками в Египет и для общего руководства военными действиями послал в Александрию префекта столицы Воноза, взяв с него торжественную клятву в предупреждение измены.

События в Египте развивались очень быстро и весьма счастливо для Ираклия. Никита, заручившись поддержкой Леонтия, двинулся в направлении Александрии, захватив по пути крепость Кабсен. 69 Освободив заключенных там узников, он присоединил их к своей армии. Продвигаясь дальше на запад, Никита вышел на канал, носивший имя Дракона, и здесь произошла битва с выступившими против него из Александрии войсками, которая окончилась полным поражением противника. Немедленно затем подвижное население Александрии перешло на сторону победителя. По-видимому, этот успех был в значительной степени обусловлен славой дикой жестокости, которую проявил в Сирии Воноз. Августал Египта Иоанн и оба Феодора, патриарх и начальник финансового управления, искали спасения в храмах, но они пали жертвой народной ярости. 70

Взбунтовавшееся население низвергло статую Фоки, овладело дворцом префекта, казной и, вывесив на воротах голову павшего в битве командира, открыло ворота перед победителями. Никита и Бонакис ввели в Александрию войска, заняли крепость на острове Фарос, овладели арсеналом и морскими силами, имевшими здесь свою стоянку. Приняв власть над городом, Никита послал Бонакиса приводить на верность Ираклию соседние города. Население охотно примыкало к восстанию, и в скором времени вся западная половина дельты Нила оказалась во власти Никиты. Епископ города Никиуса Феодор поспешил низвергнуть статую Фоки и склонял к тому же представителей власти в других городах. Враждебная Фоке партия зеленых поддерживала мятежное движение и производила конфискацию имущества властных лиц, сохранивших верность законному императору. Но в восточной половине дельты дело обстояло иначе. Верность Фоке сохранял Павел, префект города Себеннита, пользовавшийся большой популярностью у себя в области. Душою партии Фоки был Козьма, сын Самуила, связанный личной дружбой с Павлом. Верность Фоке сохранял также Маркиан, префект Атриба, изнатная дама, по имени Христодора, сестра некоего Айсалона, который погиб в начале этого восстания.

Известие о занятии Александрии Никитой Воноз получил еще в пути, когда он находился в Кесарии Палестинской. Он прибыл в Египет морем и высадился в Пелузии. Начальники военного отряда из армии Никиты, находившиеся невдалеке от Атриба, узнав о прибытии Воноза, дали знать об этом в Александрию, и оттуда выступил Бонакис с войском. Он прибыл в Никиус в тот самый день, когда Воноз высаживался в Атрибе, куда он прибыл на судах из Пелузия. Собрав военные силы вождей, сохранивших верность Фоке, Воноз пошел на Бонакиса. Битва произошла к западу от Менуфа и окончилась полным разгромом войска Бонакиса. Сам он был взят в плен и казнен. Войско было оттеснено к реке, много людей утонуло, другие попали в плен. Некоторые офицеры укрылись в одном монастыре, но были выданы монахами и казнены.

Виновный в измене Фоке епископ города Никиус, Феодор, вышел навстречу Вонозу крестным ходом с Евангелием в руках. Это не умилостивило Воноза, и епископ и многие другие видные люди были казнены. О людях военного звания Воноз вел строгое следствие. Те из них, которые начали службу при Маврикии, отделались ссылкой, остальные были казнены. Знатных людей Воноз подвергал позорящим карам и конфискации имущества. Кому удавалось бежать, направлялись в Александрию, где Никита, при полном единодушии населения, готовился отстаивать город от предстоящего нападения. Он формировал войска из местных людей военного звания, а также варваров и горожан, причем особенное рвение проявляла партии зеленых.

Подступив к Александрии, Воноз направил на нее флот под начальством Павла. Но попытка штурма была

задержана удачным действием метательных машин со стен города. Выбирая место, удобное для штурма, Воноз сменил две позиции, и день штурма был уже назначен, как знали о том в Александрии. В эту пору на общее настроение оказал сильное воздействие один отшельник, проведший на столпе 40 лет и пользовавшийся славою провидца. Когда Никита обратился к нему за советом, он уверенно предсказал полный успех его предприятия.

Ободренный этим, Никита сделал вылазку и сам напал на осаждавших. Войска Воноза понесли тяжкое поражение, пало много вождей, и в их числе командир Атриба, Маркиан, и другие видные люди. Воноз отступил в город Кериун 71 и оттуда прошел в Никиус. Павел, командовавший флотом после разгрома войск Воноза, отстранился от него и занял выжидательное положение.

Воноз не считал свое дело потерянным и готовился к новому наступлению. Никита рассылал своих людей в ближайшие города с требованием вспомогательных отрядов. Из Никиуса Воноз сделал попытку подойти к Александрии с западной стороны и занял город Мареотиду. Чтобы обезопасить себя от возможности нападения, Никита разрушил плотины в городе Дефашире, и Воноз отступил в Никиус. 72 Никита занял и укрепил город

 ______

69. Amélineau, La Géographie de l’Egypte, p. 205-206 — подозревает правильность написания этого имени ввиду неегипетского характера звуков.

70. О смерти патриарха упомянуто и в Пасх. Хр., стр. 699-710.

71. Кериун — Amélineau. о. с. р. 217 - лежал в 24 милях от Александрии по дороге на Гермополь.

72. Иоанн Никиуский рассказывает о неудаче покушения на убийство Никиты, которое устроил Воноз; замысел был выдан Никите одним лицом из свиты Воноза.

[10]

Мареотиду, взял Менуф и, обеспечив себя с тыла, двинулся в Никиус. Не располагая достаточными силами для борьбы с Никитой, Воноз покинул Египет и вернулся в Палестину, откуда переехал в столицу. — Изложенные события относятся к 609 и началу 610 года.

После удаления Воноза весь Египет оказался во власти Никиты. Проявляя мудрую уверенность в своей победе, Никита постарался привлечь на свою сторону и тех членов местной знати, которые хранили верность Фоке. Так как война послужила поводом к обострению борьбы димов и прасины хотели использовать победу насилиями над венетами, то Никита должен был принять меры против своих союзников и прекратить бесчинства, которые совершались во многих городах Египта. Близкий по времени свидетель, Иоанн Никиуский, сообщает, что Никите удалось подавить произвол и насилия и водворить всеобщий мир и спокойствие, чему содействовало и то, что он освободил население от податей на три года. 73 Вряд ли, однако, эта последняя мера имела тот общий характер, какой придает ей Иоанн, и вероятнее, что Никита ограничился частными облегчениями бремени налогов, и тем содействовал успокоению населения.

Оставшись во главе управления Египта, Никита изменил отношение правительства к туземцам в сфере религиозной политики, принявшей при Фоке характер нетерпимости; но его мероприятия в этом отношении принадлежат уже времени царствования Ираклия.

Присоединение Египта к восстанию против Фоки было первой частью задачи, которую принял на себя экзарх Африки Ираклий. Теперь настало время для выполнения главной цели — низвержения Фоки. В этом деле Никита не принимал уже непосредственного участия, вопреки представлению, водворившемуся в исторических изложениях со времен Гиббона, который вел Никиту с войском через Сирию и Малую Азию на Константинополь. Поводом к такому представлению служило краткое и неясное свидетельство Феофана, который не занес в свою хронику никаких сообщений о событиях в Египте. 74

Морская экспедиция против столицы была снаряжена в Карфагене, и Феофан отмечает характер судов этого флота словом χαστελλώμενα. По-видимому, этот термин надо понимать в том смысле, что суда имели на своих палубах башни, на которых были установлены метательные машины. Предание не сохранило сведений о времени выступления этой эскадры, командиром которой был сын экзарха Ираклия, носивший имя отца, будущий император. Флот был поставлен под охрану Богородицы, ее образ в богатом киоте красовался на адмиральском корабле и на реях судов развевались изображения Богоматери.75 Оказывал ли Ираклий содействие своей эскадрой Никите во время его военных предприятий на сухопутье, обеспечивая сообщения, как утверждает это Перниче в своей монографии, об этом нет никаких сведений. Иоанн Никиуский, наиболее полный источник, говорит о действиях Ираклия только в общих чертах и лишь за то время, когда дело Никиты было окончено — Эскадра подвигалась на север медленно. Ираклий делал остановки на островах Архипелага, вступал в сношения с прибрежными городами и повсюду встречал сочувствие и содействие партии зеленых.76

Никакого противодействия организовано не было. В конце сентября 610 г. Ираклий вступил в Дарданелы и сделал остановку Абидосе. Начальник местной таможни устроил ему торжественную встречу и осведомил его о положении дел в столице. В Абидосе явилось к Ираклию много членов столичной знати, изгнанных Фокой или бежавших от террора. Жена Ираклия-старшего и невеста младшего находились в столице. Фока заточил их в монастыре «Нового раскаяния», построенного некогда Феодорой, чтобы в их лице иметь заложниц. Окруженный изменой, он продолжал и даже усиливал террор. Ожидая нападения с суши, Фока послал на охрану ДолгойСтены своего брата Доменциола с небольшими военными силами, какие были в столице. Когда же стало известно, что Ираклий прибыл в Абидос, Доменциол вернулся в город. Ираклий из Абидоса проехал в Силимврию и там съезжал на берег, чтобы помолиться в храме св. Гликерии, а затем сделал остановку около острова Калонима (ныне Калолимни). Здесь к нему явился митрополит города Кизика и поднес царский венец, хранившийся в храме Богоматери в Артаке. Приск притворился больным и лежал во Влахернском храме, охраняемый своей личной дружиной. Фока отправился на свидание ним, а Ираклий в это время переехал на остров, ближайший к городу (вероятно, Проти). Пользуясь всеобщим замешательством, прасины освободили из заточения мать и невесту Ираклия и доставили их к нему на остров. 3 октября флот Ираклия вытянулся в линию до Евдома. Фока выехал за город и осматривал неприятельские суда из Евдома, затем вернулся верхом в город и сделал распоряжения об обороне.

Лучшая и наиболее обширная в ту пору гавань столицы на берегу Пропонтиды носила имя Софиан со времени больших работ, которые были произведены для расширения и укрепления порта при Юстине II. Сюда были стянуты все скудные средства обороны, какими тогда располагал Фока. То был александрийский флот,

 _______

73 Jean de Nik. с. 109, стр. 550.

74 Theoph. 298, 19-20. — Ошибочное представление Гиббона было повторено еще недавно Дилем в его прекрасном исследовании: L’Afrique byzantine, р. 520.

75 Theoph. 298, 14; Georg. Pis. Heracl. 2, 13-16.

76 Butler, в исследовании The Arab Conquest of Egypte, p. 34, заставляет Ираклия сделать продолжительнуюстоянку в Фессалониках. Основанием для этого предположения служит путаное свидетельство, сохраненное влетописи патр. Евтихия, Eutychii Annales. Patr. Gr. Ill, p. 1085: Porro in urbe Salónica iuvenis fuit nomine Heraclius, cum quibusdam urbis illiuus patriciis. Patricii autem sumptas naves hordeoque tritico et ieguminibus impletas per Heraclium Constantinopolim miserunt ipsis in subsidium et alimentum, cum obsidione in angustias redacti essent.

[11]

задержанный в Константинополе после отпадения Египта, милиция димов, экскувиты и личная дружина Приска, его букелларии.77 Египетские моряки были заточены в одной из городских башен и во время по[1]следовавшей катастрофы приветствовали из своего заточения Ираклия титулом августа. В гавани были собраны суда, вход в нее был затянут цепью по обычаю тех времен и на обеих сторонах входа в гавань были расположены вооруженные отряды димов: прасины — близ дворца Кесария, венеты — дворца Ормизды. Экскувиты и бу[1]келларии Приска заняли позицию в квартале Боранда, неподалеку от ипподрома.78 По сигналу, который дал один возница, подъехавший на лодке к концу мола, прасины распустили цепь, закрывавшую вход в гавань, и подожгли дворец Кесария. Воноз, который со своими людьми хотел предупредить последствия измены, бросился к прасинам, но вынужден был спасаться от них, спрыгнул в лодку, был при этом ранен и погиб в волнах. Корабли Ираклия вошли в гавань и прекратили возможность сопротивления. Теперь открылась арена для междоусобной войны димов: прасины бросились на венетов и стали их избивать; венеты искали спасения в храме св. Софии.79

Считая свое дело потерянным, 80 Фока бежал и скрылся в храме Архангела Михаила. 81 Ночью его разыскал и вывел из убежища куратор дворца Плацидии Фотий, имевший с ним личные счеты за бесчестие своей жены. Он сорвал с него царские одежды и в жалком рубище доставил Ираклию. Грозно поглядев на Фоку, Ираклий задал ему иронический вопрос: «Так то ты, жалкий, управил царство», — на что Фока ответил: «Ты его управишь лучше». 82 В ответ на эти слова Ираклий ударил его ногой и приказал казнить. Немедленно Фоке отрубили голову и правую руку, и эти трофеи с торжеством носила толпа по городу, наткнув их на копья. Труп Фоки был доставлен на берег и его волочили по земле до площади Тавра.83 Той же участи подвергся Леонтий, начальник императорской казны. Он был еще жив, и кто-то убил его камнем близ Халки ипподрома. Выловленный из моря труп Воноза подвергся той же участи. Эти три трупа были сожжены на площади Тавра. Казнен был также Доменциол, брат Фоки, а также несколько слуг прежнего режима низшего ранга. Казнь Фоки совершилась рано утром 5 октября 610 года.84

 _____

77. Термин букелларии, обозначавший личную дружину вождя в V в., вышел, по-видимому, из употребления в течение VI в. Он появляется здесь неожиданно, и позднее еще один раз, в виде названия особой фемы в центре Малой Азии.

78. Место стоянки Приска названо у Иоанна Антиохийского, — τα Βοραίδος. О топографии этого места см. Pargoire. Byz. Zeits. XII, 459 — близ нынешнего Кадрига-лиман и Кум-Капу.

79. Jean de Nik. с. 110. р. 552.

80. Проф. Терновский. Греко-восточная церковь в период вселенских соборов (Киев, 1883), стр. 352-353, приписал имп. Фоке попытку поднять патриотизм населения проведением узаконения о причислении к лику мучеников воинов, павших в бою. Попытка эта не удалась, так как сама идея не встретила одобрения. Проф. Терновскийссылается на Вальсамона, P. G. 138, р. 635-638, но он заимствовал самое сведение у Папарриогопуло, которого раньше цитирует. По справке в тексте Вальсамона оказывается, что вопрос о канонизации воинов, павших в битвах за отечество, был поднят в Х-м веке благочестивым императором Никифором Фокой. Таким образом, его соименник VII века неповинен в посягательстве на святость подвига мученичества.

81. Близ ипподрома во втором регионе.

82. Мюллер в своем издании отрывков Иоанна Антиохийского исправил έχεις на εχοις. Тогда фразе можно дать вопросительный характер, за что и стоит Бейнз в своем этюде об Ираклии. Никифор, Brev. 4, 26, передает ответ Фоки в такой форме: συ μάλλον κάλλιον διοικέίν μέλλεις, т. е. еще яснее выражена ирония.

83. Казнь Фоки изукрашена разными жестокостями у позднейших излагателей, охотно расписывавших, как его четвертовали живого.

84. Johan. Antioch. 218 f. (F. H. G. V 37-38); Theoph. 298, 26-299, 8; Chron. Pasch. 700. - В тексте хроники день казни Фоки показан «6 число, понедельник». Поправку даты сделал Паги.

[12]

Цитируется по изд.: Кулаковский Ю.А. История Византии, том III. 602-717 годы. СПб, 1996, с. 9-12.

Рубрика