Ирак при Аршакидах и Сасанидах (II век до н. э. — VII век н. э.).

Ирак при Аршакидах и Сасанидах (II век до н. э. — VII век н. э.).

В середине II века до н. э. Вавилон перешел от Селевкидов к Аршакидам, которые удерживали его до начала III века н. э., несмотря на неоднократные посягательства Рима Древнего (при Траяне в 115—116 годы, при Септимии Севере в 198—199 годы). Смещение торговых путей в I веке до н. э. — II веке н. э. лишило город прежней экономической значимости, что привело к постепенному стиранию исторической памяти о нем, а шумеро-аккадскую клинопись вытеснило арамейское буквенное письмо. Парфянские владения в Двуречье включали как автономные эллинизированные города, так и зависимые княжества, такие как Атратена (столица — Хатра, ныне Хадр) на среднем Тигре и Адиабена (столица — Арбела, ныне Эрбиль).

В 227 году Аршакидов сменили Сасаниды, сохранившие местопребывание в Селевкии-на-Тигре и Ктесифоне, в окрестностях которых выросла «новая Селевкия» — Вех-Ардашир. Этнический состав населения не изменился: на равнинах (в «Асуристане») большинство составляли арамеизированные потомки вавилонян и ассирийцев («ассирияне»), в предгорьях — западные ирано-арии (киртии), в пустынях — кочевые и полукочевые арабы, которые основывали свои княжества на окраине области (Лахмиды). Несколько городов и сельских округ Среднего и Нижнего Двуречья заселяли евреи, которыми правил раввинат вавилонской школы.

К концу I — началу II века предание относит евангельскую проповедь в долине Тигра и Евфрата, связанную, в частности, с именем Мари, ученика апостола Фаддея, который почитается как основатель Церкви Востока. Ведущую роль в ней сыграли такие центры Осроэны, как Нисибин и Эдесса, центральноарамейский диалект которых («сирийский») стал литургическим языком крещеных «сирийцев / сириян», тогда как этноним «арамей» превратился в синоним «язычника». Христианизации Месопотамии объективно способствовало и принудительное переселение сасанидскими шаханшахами, прежде всего Шапуром I десятков тысяч пленников (главным образом, ремесленников различных специальностей) из Сирии, Киликии и Каппадокии.

Первоначально мирное существование месопотамских христиан контрастировало с участью их римских единоверцев при доминате. Ситуация изменилась при Шапуре II (309—379), когда принятие христианства в качестве государственной религии Константином I поставило его последователей в Иране под подозрение как сторонников «кесаря». После 339 года, когда христиан обложили двойной податью за освобождение от военной службы, крупномасштабные гонения продолжались с перерывами до самой смерти Шапура, но окончательно их прекратил римско-иранский договор 390 года. После некоторых послаблений, Йездигерд I (399—421), в связи с очередной войной против римлян, возобновил преследование, которое продолжилось при Бахраме V (421—438). Отношения Церкви Востока с сасанидским престолом нормализовало ее каноническое самоопределение в начале V века: зафиксировались структура ее диоцезов и базовая догматика (неточно называемая «несторианской»), а также ее самостоятельный статус. Как «Персидская церковь» она окончательно размежевалась с Византией при шаханшахе Валахше (484—488), который признал католикоса Селевкийского главой всех христиан своей державы. Миафизиты, чьи единоверцы в конце V — начале VI века нередко приходили к власти в Византийской империи, испытывали, напротив, серьезное давление вплоть до царствования Кавада. Особое место среди сиро-христиан сасанидской Месопотамии занимали главы и старшины городских ремесленных цехов (особенно кузнецов и ювелиров), выступавшие гарантами фискальных поступлений и качества произведенных изделий перед казной (схожую организацию имели и торговцы). Как церковные старосты своих корпораций они были подотчетны епископату, который отвечал за сбор податей с единоверцев. Существовали селения (например, Паллугта — ныне Эль-Фаллуджа) с преимущественно ремесленным населением, занятым в ковровом, ткацком и красильном производствах, продукция которых централизованно реализовывалась казной. Квалифицированных мастеров с семьями в ходе Ирано-византийских войн по-прежнему переселяли из восточно-римских в месопотамские города, что влекло новые изменения конфессиональной ситуации. Одним из важнейших стало разрастание с середины VI века поселений западных сирийцев — миафизитов (позднее яковиты) — на верхнем и среднем Тигре. При Ануширване Хосрове I и Хосрове II Парвизе они пользовались благоволением двора наравне с восточными сирийцами («несторианами»), К началу VII века западно-сирийские монахи основали в верхней Месопотамии многочисленные обители, а восточно-сирийские проповедники пронесли свое учение в горы Курдистана.

Т. К. Кораев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 197-198.