Бирма. Исторический очерк

Бирма. Исторический очерк

Периодизация истории народов Бирмы не разработана. Бирманская хроники (Язавинчжо - 16 век, Хманнан Язавин и Конбаунсе - 19 век) представляют собой летопись жизни двора бирманских правителей. Бирманская наука еще только приступает к систематическому изучению проблем отечественной истории. Буржуазная историография других стран (например, английские историки А. П. Фейр, Г. Э. Харви, Дж. Скотт, Д. Дж. Э. Холл) излагает процесс исторического развития Бирмы главным образом как смену правления различных династий.

Народы Бирмы прошли через следующие этапы: период первобытнообщинного строя; период феодализма и создания предпосылок для развития капиталистических отношений; формирование и развитие капиталистических отношений в Бирме в условиях колониального господства в ней Англии. После завоевания Бирмой независимости (1948) начался новый, сложный и противоречивый этап в социально-экономической и политической истории Бирмы.

Особенностями социально-экономической истории Бирмы являются отсутствие рабовладельческой формации, переход к феодализму от первобытнообщинного строя; длительное существование феодализма; однобокое развитие капитализма и консервация глубоких пережитков феодализма в период колониального господства Англии в Бирме.

Период первобытнообщинного строя. Древняя история Бирмы еще недостаточно изучена. По-видимому, в Бирме, как и в других районах Индокитая, развитие человеческого общества началось с нижнего палеолита, о чем свидетельствуют находки в районе Чау археологической культуры Аньята. Негро-австралоидные бродячие племена, жившие до 2-го тысячелетия до н. э. также и на территории Бирмы, во 2-м тысячелетии до н. э. были ассимилированы расселившимися здесь монкхмерскими племенами, предками современных монов. На грани 2-го и 1-го тысячелетий до н. э. началось продвижение в Бирму с севера тибето-бирманских племен, проходившее несколькими потоками и волнами вплоть до 17 века; первыми были предки современных араканцев, а также пью. В период расселения в Бирме тибето-бирманцы, равно как и монкхмеры, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Появились элементы рабства, но рабовладельческая формация не получила развития.

Период феодализма и создания предпосылок для развития капиталистических отношений. Феодальные отношения в Бирме до середины 18 века. Процесс разложения родового строя завершился возникновением на территории Бирмы государственных объединений раннефеодального типа - Аракан, Шрикшетра, Раманадеса (1-11 века н. э.). В 7-9 веках происходила миграция ближайших предков современных бирманцев, которые частично оттеснили пью и монов, частично смешались с ними, осев в районе среднего течения реки Иравади. В 9-12 веках проходил процесс становления бирманской народности и формирования собственно бирманского раннефеодального государства вокруг Пагана (см. карту). Бирманцы достигают больших успехов в развитии земледелия, ирригации, ремесла, культуры. Современные развалины древнего г. Паган (частично реставрированные) свидетельствуют о расцвете архитектуры в Бирмы. На территории города было построено свыше 5 тысяч буддийских храмов и пагод (наиболее замечательны храм Ананда, 11 век, пагоды Шуэзигон (Швезигон), 11-12 века, Мингалазеди, 13 век). В период Пагана буддизм тхеравада, воспринятый у монов (проник в Бирме в 1-4 веках), утвердился как государственная религия.

В стране распространилась письменность сначала языка пали, потом монского, затем собственно бирманская, основой которой послужила графика пали и монского. Получили развитие религиозная литература, поэзия, музыка, живопись, скульптура, художественные ремесла. В век Пагана бирманская культура приобрела свой устойчивый и своеобразный индивидуальный облик; на нее оказали определенное влияние индийская, монская культуры, а ранее культура народов Китая. С 11 века феодальные отношения в бирманском обществе стали господствующими; в то же время сохранились элементы рабства, а в периферийных районах - родовой строй. Поскольку объединение различных государств и племенных союзов произошло военным путем, Паган не получил общей устойчивой экономической базы, а в лице монов, стоявших на более высоком уровне социально-экономического развития, чем бирманцы, имел постоянных соперников.

В конце 12 и начале 13 веков Паганская держава начала распадаться; нашествие монголов в конце 13 века ускорило ее падение и помогло феодализировавшимся шанским племенам (продвигавшимся с Северо-Востоке несколькими волнами в течение 8-13 веков) закрепиться на территории Бирмы и подчинить многие районы страны. В течение 14 - середине 18 веков междоусобную борьбу за политическое преобладание вели с переменным успехом княжества Ава, Пегу, Таунгу. Попытки осветить вопросы социально-экономического строя феодальной Бирмы сделаны в работах английских исследователей Дж. С. Ферниволла, X. Льюса, бирманского ученого Тан Туна, некоторые сведения по этому вопросу содержатся в работах английских историков Дж. Скотта, Г. Э. Харви, Д. Дж. Э. Холла, Дж. Кроферда и американского - Дж. Ф. Кейди. Однако в них нет ясного анализа развития и особенностей социально-экономического строя Бирмы. Для развитого феодализма в Бирме характерны: государственная собственность на землю; слабое развитие барщинного земледельческого хозяйства; преобладание мелкого крестьянского хозяйства; внеэкономическое принуждение непосредственных производителей в форме феодально-сословной обязанности трудиться на феодальное государство и «кормить» феодала; преобладание натуральной ренты, появившейся в Паганский период; наличие деревенской общины, развившейся из родоплеменной, и использование ее в качестве важного рычага эксплуатации крестьян классом феодалов; сильные военные элементы в феодально-сословной организации общества. Король, являвшийся верховным собственником всей земли, раздавал землю во временное владение (в «кормление») феодалам, находившимся на его службе. Среди крупных феодалов постоянно наблюдались тенденции к политической самостоятельности, что приводило к расшатыванию центральной власти и было одной из причин быстрого распада единых феодальных государств средневековой Бирмы. Бирманская деревенская община, в отличие от индийской, не имела самодовлеющего, замкнутого характера, ей была чужда кастовость.

В 15-18 веках сложился бирманский литературный язык, и получила развитие бирманская литература. Религиозная по форме и в значительной мере по существу, она постепенно все больше наполнялась светским содержанием. Крупнейшими поэтами 15 века были Шин Махарататара (Ратасара) и Шин Махатилавунта (Тилавамса). В середине 18 века появились первые светские литературные произведения; большое развитие получил фольклор (народные варианты джатак-рассказов о перевоплощениях Будды, народные сказки, песни). На культуру Бирмы этого периода большое влияние оказала культура Сиама (танцы, песни, драма), через нее в Бирму пришла Рамаяна (в переводе У Ca с тайского). Образцы паганской архитектуры, несмотря на большое культовое строительство, оказались непревзойденными (самой величественной пагодой Бирмы стала реконструированная в 1774 году пагода Шуэдагон (Шведагон) в Рангуне (высотой 100 метров), превратившаяся в место паломничества буддистов всего мира). Однако частые войны и междоусобицы тормозили в целом развитие искусств.

Поздний феодализм и создание предпосылок для развития капиталистических отношений (со 2-й половины 18 века до 2-й половины 19 века). В период позднего феодализма среди феодалов усилились тенденции к превращению временных владений в наследственные, община находилась на стадии разложения; появилась частная собственность на землю. Развитие товарно-денежных отношений во 2-й половине 18 века, ускоренное внешнеэкономическими связями, расширение межрайонных торговых связей, усиление специализации сельского хозяйства и ремесла создали объективные условия для формирования устойчивого централизованного государства периода развитого феодализма. Объединение диктовалось также усилением захватнической политики европейских колонизаторов в Бирме. Процесс объединения начался в середине 18 века и продолжался до 1-й четверти 19 века. В начале 19 века Бирма была одним из крупнейших феодальных государств в Юго-Восточной Азии (см. карту к ст. Англо-бирманские войны). Объединение страны в централизованное государство содействовало еще большему развитию товарно-денежных отношений, росту экономической общности Бирмы, вело к созданию предпосылок для формирования капиталистических отношений и складывания бирманской буржуазной нации. Во время правления Миндона (1853-1878) в Бирме были проведены реформы, преследовавшие цель вывести Бирму из отсталости и объективно открывавшие путь к развитию буржуазных отношений. Этот период в Бирме явился эпохой нового подъема бирманской культуры. Столица Бирмы - Мандалай (с 1857 года) стала центром бирманской культуры и буддизма. В 1871 году здесь был созван 5-й Всемирный буддистский синод; в Мандалае открывались новые торговые и промышленные заведения. Архитектурным шедевром Мандалая были комплекс деревянных королевских дворцов, окруженных каменной крепостной стеной и рвом (дворцы сгорели в годы 2-й мировой войны), пагоды Чаутоджи, Кутодо и др. В Мандалае процветали поэзия, драматургия, жанр исторических хроник, театры марионеток, музыка. Виднейшими драматургами-реформаторами были У Чин У, У Поун Нья. При Миндоне появились первые бирманские типографии и книгопечатание. В 1874 году стала издаваться первая бирманская газета «Яданабон». В годы правления Миндона расширились международные связи Бирмы, в частности с Францией, Германией, Италией и др. Были сделаны попытки сблизиться с Россией. Однако процесс самостоятельного развития Бирмы был прерван английской агрессией, начавшейся еще в 20-х годах 19 века.

В 1852-1853 годы Англия захватила всю Южную, так называемую Нижнюю, Бирму, а к 1886 году - остальную часть страны - Верхнюю Бирму. Бирманский народ оказал захватчикам героическое сопротивление, особенно в 80-90-х годах (см. Англо-бирманские войны). Бирманцы и в конце 19 - начале 20 веков неоднократно восставали против своих угнетателей.

Формирование и развитие капиталистических отношений в Бирме в условиях колониального господства Англии (2-я половина 19 века – 1947 год). Складывание системы колониального порабощения Бирмы английским капиталом. Зарождение бирманского буржуазного национализма. В целях удобства управления и эксплуатации Бирма была включена колонизаторами в состав Британской Индии в качестве одной из ее провинций. Колониальная Бирма была насильственно связана с мировым капиталистическим рынком, а ее развитие оказалось полностью подчинено интересам английского капитала. Последствия экономической политики английских колонизаторов были противоречивы: с одной стороны, в Бирме сохранялись и приспосабливались к интересам завоевателей феодальные методы эксплуатации населения (особенно в деревне), с другой - использование Бирмы в качестве источника сырья и сферы приложения капитала неизбежно ускоряло развитие в ней капитализма. Но капитализм развивался односторонне и уродливо и лишь в том объеме, какой был необходим для наибольшей эксплуатации страны как колонии; производительные силы развивались крайне неравномерно, национальное производство подавлялось и тормозилось, из страны выкачивались огромные ценности, создававшиеся трудом бирманского народа.

Вся власть в Бирме сосредоточивалась в руках английского комиссара (губернатора), подчинявшегося английскому вице-королю Индии; в Шанских княжествах и Каренни (Кая) было установлено косвенное управление через местных князей-феодалов. В Бирме был создан колониальный аппарат земельно-налоговой эксплуатации крестьянства. Бывшие королевские земли и земли бирманцев, оказавших сопротивление англичанам, а также леса и недра стали собственностью английской короны. Аграрная политика завоевателей привела к созданию крупного помещичьего землевладения, к обезземеливанию и экспроприации части крестьянства уже к 80-90-м годах 19 века. Это было началом процесса первоначального накопления в Бирме, развернувшегося в последующие десятилетия. В целях упрочения административного аппарата Бирмы и ее «хозяйственного освоения» колонизаторы осуществляли политику поощрения иммиграции из Индии чиновничества, торгово-ростовщических элементов и наемных рабочих. Притоку индийского капитала и рабочих рук в Бирму содействовали империалистическая политика подавления национальной буржуазии и пауперизация трудящихся в самой Британской Индии. В результате колониальной эксплуатации Бирма была превращена в страну монокультуры риса (посевы риса составляли к началу 20 века около 80% всех посевных площадей Бирмы; в 1890 году рисом было засеяно 2 330 тысяч га, в 1900 году - 3 463 тысяч га, в 1910 году - 4 030 тысяч га, в 1920 году - 4 288 тысяч га; экспорт риса составлял: в 1845 году - 74 тысяч тонн, в 1861 году - 160 тысяч тонн, в 1890 году -1700 тысяч тонн, в 1900 году - 2 500 тысяч тонн, в 1910/11 году - 3 101 тысячи тонн), в поставщика тика, нефти, руд, в аграрно-сырьевой придаток метрополии. Бирма вместе с тем стала значительным рынком сбыта английских и индийских потребительских товаров.

С конца 19 века на почве развития капиталистических отношений усилился процесс складывания бирманцев в буржуазную нацию и создания социальных основ освободительного движения в стране как движения национального. Появляется класс национальной буржуазии, вышедшей из торгово-ростовщических и землевладельческих слоев и связанной с внутренним и внешним рынком. Крестьянство все более разлагалось, из его среды выделялись пролетарские и полупролетарские слои и сельская буржуазия. Ввоз индийских рабочих, экспроприация бирманского крестьянства и создание отдельных отраслей промышленности способствовали формированию постоянного промышленного пролетариата Бирмы (в рисоочистительной, лесопильной, нефтяной, горнорудной отраслях промышленности, в речном и железнодорожном транспорте), в котором рабочие-бирманцы постепенно занимали все большее место.

Различные классы и слои населения Бирмы, за исключением узкой прослойки иностранных (индийских) и местных компрадоров, испытывали все более возраставшее политическое и экономическое угнетение. Это ускорило процесс складывания национального и классового самосознания и привело в 20 веке к появлению массового национально-освободительного движения и обострению классовой борьбы.

Большое влияние на Бирму оказала революция 1905-1907 годов в России, освободительное буржуазно-демократическое движения в Индии и Китае. На рубеже 19-20 веков под лозунгами возрождения национальной культуры, подвергшейся деградации в результате колониального порабощения, в Бирме возникают различные ассоциации религиозного (буддистского) толка. Религиозная форма этих ассоциаций явилась прикрытием их оппозиционной сущности. В 1906 году по инициативе бирманских студентов была создана всебирманская Буддистская ассоциация молодежи (БАМ), ставшая выразителем настроений поднимающейся бирманской национальной буржуазии.

Подъем национально-освободительного движения (1918-1929). Создание первой политической организации - ГСБА. Первая мировая война и в особенности Великая Октябрьская социалистическая революция в России способствовали подъему национально-освободительного движения в Бирме. Большое непосредственное влияние оказало на Бирму национально-освободительное движение в Индии (20-е годы 20 века). Подъем национально-освободительной борьбы в Бирме, начавшийся еще в годы Первой мировой войны, был вызван усилением колониальной эксплуатации бирманского народа (рост вывоза из Бирмы продовольствия, стратегического сырья и других материалов, поставка бирманских солдат Антанте), дальнейшим развитием бирманской буржуазии и рабочего класса, пролетаризацией крестьянства, а также распространением в Бирме освободительных демократических идей под влиянием социалистической революции в России. В национально-освободительную борьбу стали вступать широкие народные массы, придавая ей размах и силу. Важнейшей чертой политического положения в Бирме в 20-е годы являлось расширение участия в антиимпериалистической борьбе крестьянских и рабочих масс (деятельность тайных крестьянских «обществ несотрудничества», создание первых рабочих союзов, крупные забастовки нефтяников в 1923 и 1926 годы).

В 1918-1922 годы в Бирме развернулось широкое движение за реформы (особенно в связи с решением английского правительства не распространять на Бирму «Монтегю-Челмсфорда реформу» под предлогом отсталости ее политического развития): создание многочисленных «вунтану атинов» («национальные ассоциации») - организаций антиимпериалистического характера, проведение кампаний бойкота иностранных товаров, гражданского неповиновения, массовых митингов и демонстраций, отказ крестьян от уплаты налогов, борьба их с ростовщиками. С 1918 года началась забастовочная борьба рабочего класса Бирмы против иностранных предпринимателей. Характерно активное участие в национальной борьбе патриотических слоев буддистского монашества (во главе с У Отама). В сентябре 1920 года БАМ превращается в чисто политическую организацию - Генеральный совет бирманских ассоциаций (ГСБА), выражающую интересы более широких слоев национальной буржуазии Бирмы и опирающуюся на массовые организации «вунтану атины» в деревнях и городах. На дальнейшее формирование национального самосознания бирманцев большое влияние оказал университетский бойкот (с декабря 1920 года), переросший в широкое антиимпериалистическое движение и усиливший борьбу за возрождение национальной культуры. Одним из ведущих прогрессивных деятелей культуры стал У Лун (в будущем - Такин Кодо Хмайн) - поэт, драматург, журналист, ученый, общественный деятель, профессор созданного в начале 20-х годов Национального колледжа. В 20-е годы большое развитие получила национально-демократическая и антиимпериалистическая печать (газеты «Турия», «Нью Лайт оф Бирма», «Дидо», выходившие на бирманском языке, и др.). Под давлением освободительной борьбы Англия была вынуждена распространить и на Бирму (с 1923 года) реформу Монтегю - Челмсфорда и ввести так называемую «диархию» (двойное управление, согласно которому небольшая часть министерств из-под прямого контроля губернатора передавалась бирманцам - членам Законодательного совета). Однако, в связи с ростом политической зрелости национально-освободительного движения, эта реформа уже не могла удовлетворить патриотические силы Бирмы и вызвала бойкот с их стороны. В левых кругах национально-освободительного движения в 20-х годах выдвигается требование предоставления Бирме статуса доминиона и независимости.

В конце 20 - начале 30-х годов прогрессивные национальные круги Бирмы под руководством ГСБА начали активную кампанию против английских планов отделения Бирмы от Индии без предоставления Бирме статуса доминиона. Острую борьбу противников отделения Бирмы от Индии с его сторонниками из реакционных кругов, сотрудничавших с империализмом, английская буржуазная историография изображает как нечто самодовлеющее, как борьбу между проиндийскими и антииндийскими элементами. На самом же деле эта борьба была борьбой за политическое самоопределение Бирмы против режима империалистического угнетения страны (…).

Углубление кризиса английского господства в Бирме в результате дальнейшей активизации борьбы революционных сил бирманского крестьянства, национальной буржуазии и рабочего класса (1929-1939). Бирма оказалась в сфере мирового экономического кризиса 1929-1933 годов с самого его начала. Падение мировых цен на рис привело к резкому снижению оптовых цен на рис в Бирме (втрое); стала резко падать цена на землю. В результате происходило обесценивание движимой и недвижимой собственности крестьян, в то время как размеры государственных налогов, поборов, процентов ростовщикам не изменились; еще большее количество крестьянских земель стало переходить в руки помещиков-ростовщиков, возросла задолженность крестьянства. Это привело к тому, что в 1937/38 году из 19,5 миллионов акров всех занятых сельскохозяйственных земель в британской Бирме 6,5 миллионов находилось официально в руках помещиков, главным образом тех, которые не жили в деревне и не вели хозяйства (в Нижней Бирме из 11,3 миллионов акров - 5,4 миллионов акров). Крупнейшими землевладельцами страны стали индийские ростовщики. Земля, сдававшаяся в аренду, составляла по всей Бирме 9,3 миллионов акров, а в Нижней Бирме - 6,7 миллионов акров (при господстве «голодной аренды»). Ухудшилось положение рабочего класса. Кризис способствовал дальнейшему революционизированию политической обстановки в Бирме, втягиванию в ряды борцов против колониального гнета массы экспроприированных пролетариев деревни и города и усилению влияния демократических и социалистических идей. В 1930-1932 годы Бирму охватило крупное антиимпериалистическое и антифеодальное восстание во главе с Сая Саном, оказавшее большое воздействие на развитие национально-колониальной революции в Бирме. Английские и американские буржуазные авторы (Г. Э. Харви, Дж. А. Крисчен, X. Тинкер и др.) видят в этом восстании взрыв реакционных «средневековых» сил. Бирманские авторы (Маун Маун, Маун Маун Пье) справедливо подчеркивают его патриотический национальный характер. Введение «Закона об управлении Бирмой 1935 года» и осуществление администрацией отделения Бирмы от Индии (с 1 апреля 1937 года) были определенной уступкой со стороны английского империализма (расширение избирательного права, создание правительства на основе большинства колониального парламента). Однако эти меры не могли остановить дальнейшего роста национально-освободительного движения. Со 2-й половины 30-х годов под руководством революционно-демократической организации Добама асиайон (Бирманская национальная лига), или партии танинов, начался новый подъем национально-освободительного движения, связанный с выходом на арену борьбы все более организованных рабоче-крестьянских масс. Принципиальное отличие этого периода от более ранних этапов национально-освободительного движения в Бирме состоит в том, что началось соединение социалистической идеологии с массовой борьбой. Центральным событием была забастовка нефтяников 1938-1939 годов, приведшая к невиданному ранее усилению национально-освободительного движения и началу соединения всех потоков национально-освободительного движения в стране в единый мощный поток. В августе 1939 года группа такинов-марксистов в обстановке роста рабочего движения создает Коммунистическую партию Бирмы (КПБ), существовавшую нелегально и действовавшую через «Добама» и другие массовые организации. Подъем антиимпериалистической борьбы 30-х годов нашел свое выражение и в области культуры. Возникает новое литературное направление «Кисан» («Век экспериментов»). Крупнейшими представителями этого движения являются профессор Пе Маун Тин, профессор Вун, У Сейн Тин, У Тейн Хан (псевдоним - Зоджи). Темой творчества многих писателей-патриотов становится жизнь простого человека – «человека из джунглей»; в бирманской литературе создаются произведения, пронизанные идеями патриотизма, демократизма, антиимпериалистической борьбы (Такин Кодо Хмайн); Такия Тейн Пе (У Тейн Пе Мьин) выступает с социальными произведениями («Современный монах», «Дьявол нашего времени»), тогда же начинает писать У Ну. Большую роль в политическом и культурном движении сыграли клуб и издательство «Нагани» («Красный дракон»), созданные такинами.

Усиление национально-освободительного движения и создание в Бирме единого антиимпериалистического фронта в период 2-й мировой войны. В период войны усилилось национально-освободительное движение. Бирма как английская колония была автоматически вовлечена в войну на стороне Англии. Патриотические силы Бирмы во главе с «Добама», в которой компартия стала играть руководящую роль, и другими группами создали осенью 1939 года «Блок свободы Бирмы», являвшийся зародышем единого антиимпериалистического фронта. Он потребовал безотлагательного решения вопроса о независимости Бирмы. Чрезвычайная конференция, созванная партией «Добама», предложила английскому правительству свое сотрудничество в борьбе с фашизмом при условии, если Англия даст обещание предоставить Бирме полную независимость после войны. Но Англия отвергла требования патриотических сил Бирмы и с лета 1940 года предприняла против них широкие репрессии. Многие лидеры «Блока свободы», «Добама» и КПБ были арестованы. Часть их ушла в подполье. Ведущие патриотические организации оказались серьезно ослаблены. В этих условиях большое влияние приобрели элементы, которые восприняли «паназиатскую» демагогию японской военщины и стали ориентироваться на помощь Японии в борьбе против Англии (группа Ба Mo и так называемая Народная революционная партия). На основе договоренности бирманских националистов с Японией в конце 1940 года - начале 1941 года о признании независимости Бирмы после разгрома Англии и о бирманско-японском сотрудничестве в этих целях, в Таиланде было создано ядро «Армии независимости Бирмы» (АНБ). Бирманские коммунисты выступали против ориентации на Японию. Однако они подвергались постоянным репрессиям со стороны властей. Японское вторжение в Бирму началось в декабре 1941 года. К маю 1942 года, заняв основные районы Бирмы, японские войска вышли к границам Индии. Нарушив данное ранее обещание, японские власти ввели в Бирме военно-колониальный режим фашистского образца, подвергли страну ограблению и угнетению. Экономика Бирмы пришла в состояние крайнего упадка, внешняя торговля почти прекратилась, вдвое сократились посевные площади и поголовье скота. Власть в Бирме находилась в руках японского командования; повсюду свирепствовала японская политическая полиция. Бирманские коммунисты начали собирать патриотические силы и с осени 1942 года организовали и возглавили подпольное движение сопротивления. В годы войны произошли явочный передел земель крупных иностранных помещиков, бежавших из Бирмы, и фактическая отмена крестьянской задолженности крупным индийским ростовщикам - четтьярам.

Попытки Японии укрепить свое положение в Бирме путем провозглашения фиктивной независимости Бирмы в 1943 году ни к чему не привели. Бирманский народ, воодушевленный победами Советского Союза в войне против фашизма, развернул широкую борьбу с оккупантами. В результате настойчивых усилий коммунистов и отхода буржуазных националистов от сотрудничества с Японией в августе 1944 года в Бирме был создан единый фронт, известный под названием Антифашистской лиги народной свободы (АЛНС; президент - Аун Сан, генеральный секретарь - Такин Тан Тун). 27 марта 1945 года АЛНС подняла всенародное восстание против японских оккупантов. Основной боевой силой восставших были Национальная армия Бирмы (реорганизованная АНБ) во главе с Аун Саном и Не Вином и партизанские отряды. Партизаны и солдаты Национальной армии Бирмы, поддержанные всем бирманским народом, нанесли японской армии основные потери в живой силе и внесли решающий вклад в освобождение родины от японских оккупантов.

Решающий этап борьбы бирманского народа за независимость (1945-1947). Завоевание Бирмой независимости. Изменения международной обстановки после войны, выразившиеся в ослаблении империализма и мощном усилении сил демократии и социализма во главе с СССР, консолидация национально-освободительных сил Бирмы и создание единого антиимпериалистического фронта были главными условиями завоевания Бирмой независимости. Для послевоенного подъема национально-освободительной борьбы в Бирме характерны: резко возросшая роль рабочего класса и его коммунистического авангарда; высокая политическая активность крестьянских масс, повсеместно отказывавшихся от уплаты налогов и решительно противодействовавших восстановлению довоенных аграрных отношений; преобладание в политическом руководстве национальной буржуазии более радикальных элементов, настойчиво требовавших ликвидации колониального режима; наличие патриотических вооруженных сил (Народная добровольческая организация, созданная на базе распущенной в сентябре-ноябре 1945 года Национальной армии Бирмы и партизанских отрядов, участвовавших в движении сопротивления в годы войны); усиление солидарности между бирманским народом и национальными меньшинствами в борьбе за свободу, вопреки раскольнической политике империализма. В 1945-1947 годы в Бирме сложилась обстановка своеобразного двоевластия, при котором эффективная власть Англии распространялась преимущественно на города, в то время как во многих сельских районах народ революционным путем создавал собственную местную администрацию, противостоящую империалистическим властям. Соединение рабоче-крестьянского и буржуазно-освободительного движений придавало антиимпериалистической борьбе подлинно общенациональный характер. Политические и экономические забастовки рабочих и служащих, массовые демонстрации и митинги, вооруженные выступления в деревне вылились в сентябре 1946 года во всеобщую политическую стачку огромной силы. Английское лейбористское правительство Эттли было вынуждено пойти на уступки. В январе 1947 года в соответствии с решениями англо-бирманской конференции в Лондоне, происходившей в условиях нового подъема антиимпериалистической борьбы, развернувшейся в Бирме под руководством АЛНС и КПВ, английские правящие круги признали право Бирмы на независимость и согласились на проведение в апреле выборов в Учредительное собрание. Конференция представителей собственно Бирмы и национальных меньшинств (в Панлоне, февраль 1947 года) приняла решение о государственном единстве будущей Бирмы на основе союза различных народов страны. Апрельские выборы 1947 года принесли победу АЛНС. В июне 1947 года был принят, а в сентябре утвержден проект конституции независимого суверенного Бирманского Союза. Врагам свободы Бирмы не помогли ни злодейское убийство национального героя Бирмы Аун Сапа, ни попытки через колеблющиеся буржуазно-помещичьи и феодальные круги сохранить Бирмы в составе Британской империи на положении доминиона. 17 октября 1947 года в Лондоне был подписан англо-бирманский договор, юридически признавший государственную независимость Бирмы (Бирма вышла из Британского Содружества Наций). Однако он навязал Бирме «долги» и имел своей составной частью англо-бирманское военное соглашение, предусматривавшее пребывание в стране британской военной миссии (в 1953 году это соглашение было денонсировано Бирмой как несправедливое, а долг частично списан). Английская буржуазная историография (Д. Дж. Э. Холл, X. Тинкер) выдвинула целиком несостоятельный тезис о том, что независимость Бирмы является английским «даром», и пустила в ход столь же несостоятельную версию об «утратах», якобы понесенных Бирмой в результате решения выйти из Британской империи.

Развитие Бирмы после завоевания ею политической независимости (с 1948 года). В результате сложившегося в Бирме соотношения внутренних классово-политических сил, достижение ею национальной независимости произошло в форме создания бирманского государства, руководящую роль в котором получила национальная буржуазия. Завоевав политическую независимость, Бирма вошла в число суверенных наций мира, была принята в ООН, получила возможность установить и развивать равноправные отношения с другими странами. Бирманский Союз имел (на март 1962 года) дипломатические и консульские отношения более чем с 50 странами, в том числе почти со всеми социалистическими странами.

Бирма, слаборазвитая аграрная страна с монокультурной направленностью хозяйства, стремится преодолеть свою экономическую отсталость, явившуюся следствием длительного господства колонизаторов, упрочить политическую независимость, добиться экономической независимости (иностранный, главным образом английский капитал все еще сохраняет существенные позиции в нефтяной и горнодобывающей промышленности, в банковском деле Бирмы). За счет национализации собственности ряда иностранных компаний, образования смешанных предприятий (бирманский государственный и иностранный частный капитал) и строительства новых государственных предприятий в Бирме создан государственный капиталистический сектор хозяйства, который существует наряду с частнокапиталистическим сектором. К 1962 году государству принадлежали все крупные промышленные предприятия, электростанции, сталепрокатный завод (единственный в стране), фармацевтическая фабрика, цементный завод, завод стройматериалов, джутовая, текстильные, шелкомотальная, чаеразвесочная фабрики, 3 сахарных завода, ряд крупных лесопильных заводов, весь железнодорожный, речной и воздушный транспорт, центральный банк Бирманского Союза, сельскохозяйственный и коммерческий банки. Государство занимает ключевые позиции во внешней торговле и кредитно-финансовой системе. В соответствии с законами о национализации земли (1948 и 1953 годов) в Бирме было распределено между крестьянами (на 1961 год) около 400 тысяч га из 2,5 миллионов га, подлежащих национализации. Медленные темпы проведения аграрной реформы объясняются сопротивлением феодально-помещичьего класса.

В стране введено бесплатное начальное образование в государственных школах, во много раз возросло число учащихся в школах и высших учебных заведениях. Развитие национальной культуры и науки поощряется государством.

Внутриполитическая обстановка в стране после достижения политической независимости сложная. Острая борьба по вопросу о перспективах развития Бирмы привела в 1948 году к возникновению гражданской войны.

Империалисты, заинтересованные во внутренних неурядицах, разжигают сепаратистские настроения феодальных слоев малых народов Бирмы (каренов, шанов, качинов). Для обострения обстановки в Бирме они используют гоминьдановцев, которые в 1950 году вторглись в северо-восточные районы Бирмы. В результате воздействия миролюбивых сил (выступления представителей социалистических и нейтральных стран на 7, 8 и 9-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН), а также отпора со стороны бирманской армии, гоминьдановские агрессоры были вынуждены частично покинуть территорию Бирмы. Однако значительные группы гоминьдановцев и поныне остаются в Бирме, терроризируя местное население, и при поддержке СЕАТО подстрекают реакционные круги национальных меньшинств к государственному расколу Бирмы. Гоминьдановские бандиты получают помощь с Тайваня, на американских самолетах им доставляется американское оружие.

Обстановка в стране осложнилась разногласиями внутри правящих кругов, что нашло свое выражение в расколах ведущих политических организаций (раскол в Социалистической партии в 1950 году, раскол АЛНС в 1958 году, разногласия и образование двух группировок в Союзной партии в 1961-1962 годы). В октябре 1958 года к власти пришло правительство генерала Не Вина. После всеобщих выборов в феврале 1960 года правительство вновь возглавил У Ну, являвшийся премьер-министром в декабре 1947 года - июне 1956 года и с апреля 1957 года до 2 марта 1962 года. В обстановке усиления внутренней борьбы в правившей Союзной партии и особенно роста сепаратистских тенденций феодалов национальных окраин Бирмы, 2 марта 1962 года произошел военный переворот. Были созданы Революционный совет и новое правительство, которые возглавил генерал Не Вин. 30 апреля 1962 года Революционный совет Бирмы опубликовал Политическую декларацию «Бирманский путь к социализму», в которой выдвигается задача создания социалистического демократического государства, планируемой социалистической экономики, базирующейся на государственной и кооперативной собственности. Революционный совет заявляет, что в осуществлении своей программы он будет опираться на крестьян и рабочих, составляющих огромное большинство нации, и подчеркивает необходимость единства всех национальных групп страны. В целях выполнения этой программы Революционный совет наметил создание Национального политического фронта. 7 мая 1962 года состоялась встреча генерала Не Вина с лидерами Союзной партии, АЛНС, НОФ (ФНЕ), во время которой обсуждался вопрос о путях реализации декларации.

В области внешней политики Бирма придерживается позитивного нейтралитета, мирного сотрудничества, поддерживает пять принципов мирного сосуществования, она явилась одним из инициаторов созыва Бандунгской конференции 1955 года; Бирма выступает против империализма и колониализма, за всеобщее и полное разоружение, за запрещение ядерного оружия. В духе принципов мирного сосуществования была урегулирована проблема бирмано-китайской границы (соглашения 1960 года). Существование и поддержка лагеря социализма обеспечивают Бирме возможность укреплять свой суверенитет, идти по пути прогресса. Успешно развиваются отношения Бирмы и СССР. Взаимопониманию и дружбе двух стран содействуют личные контакты между их руководителями; развивается советско-бирманская торговля, в Бирме ведут работу многие специалисты СССР, в 1961 году вступили в строй построенные с помощью СССР технологический институт, гостиница в Рангуне, госпиталь в городе Таунджи. 3 марта 1962 года было опубликовано совместное коммюнике Революционного совета и правительства о внешней политике Бирмы. В нем подчеркивалось, что Бирма будет следовать политике позитивного нейтралитета, которая лучше всего соответствует интересам бирманского народа.

Основные политические организации и партии. Союзная партия Бирмы - политическая организация, основанная в 1958 году после раскола Антифашистской лиги народной свободы (АЛНС); до 1960 года называлась «Чистой» АЛНС. Антифашистская лига народной свободы (АЛНС; до 1961 года называлась «Стабильной» АЛНС) - политическая организация, основанная в 1958 году после раскола прежней АЛНС. На правах коллективных членов в АЛНС входят: Социалистическая партия, Конгресс профсоюзов Бирмы, женская и молодежная организации. Социалистическая партия - основана в 1945 году на базе Народной революционной партии, возникшей в 1939 году. Входит в Азиатскую социалистическую конференцию. Коммунистическая партия Бирмы (КПБ) - основана в 1939 году. В 1946 году из КПБ вышла группа, принявшая название Компартия Красного флага. КПБ и Компартия Красного флага объявлены вне закона (КПБ с 1948 года. Компартия Красного флага с 1946 года находятся на нелегальном положении). Национальный объединенный фронт (НОФ) (Фронт национального единства) - основан в 1955 году в ходе подготовки ко вторым парламентским всеобщим выборам. Объединяет ряд левых партий и организаций: Бирманскую рабочую партию ( до 1957 года - Рабоче-крестьянская партия Бирмы), основана в 1950 году; Народно-прогрессивную партию, основанную в 1958 году; Партию народных товарищей, Бирманский конгресс профсоюзов, крестьянские, молодежные, женские и другие организации.

Профсоюзы и важнейшие общественные организации. Организация Труда Бирманского Союза - основана в 1958 году; находится под руководством Союзной партии. Конгресс профсоюзов Бирмы - основан в 1945 году; Бирманский конгресс профсоюзов - основан в 1952 году; входит в ВФП. Конгресс сторонников мира Бирмы - основан в 1949 году. Бирмано-советское культурное общество - основано в 1952 году. Народная молодежь Бирмы - основана в 1952 году Бирманской рабочей партией; входит в ВФДМ. Всебирманская федерация студенческих союзов - основан в 1953 году. Всебирманская лига молодежи - основана в 1942 году (до 1945 года называлась Лигой молодежи Восточной Азии); входит в ВФДМ.

В. Ф. Васильев, А. П. Муранова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.