Дангнгоай в 1721 – 1725 годы

Дангнгоай в 1721 – 1725 годы

Основные преобразования «пятилетия реформ»

(1721—1725)

Наиболее важными были аграрные преобразования; они составляют наряду с военной реформой и прошедшей ранее, в 1716 г., административной основу внутриполитической программы той реалистически мыслящей части феодальных лидеров, которую представляли Чинь Кыонг, Нгуен Конг Ханг и Чинь Куан. Было сделано все, по-видимому, что могло сделать феодальное правительство, не находящееся под угрозой свержения крестьянами. Но этого оказалось недостаточно, чтобы избегнуть социального взрыва, без которого феодалы не могли пойти на признание тех действительно крупных изменений в экономике и общественном устройстве, которые имели место. Лишь победоносное крестьянское восстание Тэйшонов полвека спустя смело те архаические традиции и устои, от которых не мог отказаться даже наиболее трезво мыслящий из чиньских правителей — Чинь Кыонг. Кризис в результате затянулся, и нужные кардинальные решения оказалось возможным принять лишь в рамках движения Тэйшонов, ставившего своей первоначальной целью ликвидацию экономического неравенства вообще, в ходе войн с Тэйшонами и сразу после них. В феодальном обществе победившие крестьяне стихийно восстанавливали феодальные отношения, но при этом, как показали последствия восстания Тэйшонов, сложившаяся после подавления восстания феодальная структура уже была лишена многих архаических черт, которые после их ликвидации на раннем этапе восстания не возрождались именно потому, что были архаическими и существовали только по инерции. Таким реликтовым элементом, хотя и обладавшим огромным инерционным потенциалом, была для Вьетнама XVIII в. феодальная бюрократия старого типа, чье участие наряду с усиливавшимися помещиками в феодальной эксплуатации сделало последнюю двойной и невыносимой для крестьянства. Никакие паллиативы, самые остроумные, не могли снять этого противоречия, господствующий же класс не мог решиться на коренные преобразования.

Разными мерами (от отмены 20% налогов в 1720 г. до крайних мер типа раздач риса) Чииь Кыонгу удавалось поддерживать сельское хозяйство на определенном уровне, и он все более уверенно шел к обложению легкими налогами помещиков в общинах. В 1720 г. Чииь Кыонг уже признал факт существования неслужилых феодальных землевладельцев, а по мере приближения к 1723 г. аграрные мероприятия становились все решительнее. В 1722 г. была официально оформлена оплата чиновников землей (добытой ими ранее разнообразными путями), свободной от обложения; чиновники стали на путь создания поместных владений (аналогично человек, имеющий землю, поступая на службу, юридически оформлял свое владение как свободное от обложения).

Земли чиновников, превышающие ранговую норму (следовательно, приобретенные не по служебным каналам), облагались налогом, но не изымались. Облагались налогом также земли чиновника, если он не служил, и его наследников (при этом надо учесть возможность покупки должностей в эти годы), но их не отнимали и не подвергали переделу. Фактически была заложена основа значительной части преобразований 1723 г. Примечательно, что если чиновник имел «частных полей» меньше ранговой нормы, то

[39]

землю ему не давали, а давали денежное жалованье, «от двора»; таким образом, в условиях нехватки земель происходил переход на денежное жалованье, что способствовало расширению внутреннего рынка. В целом большинство чиновников уже жило на доходы от своих земель, за службу освобождаемых от налогов. Но общего правила еще не существовало.

Параллельно шло укрепление государственными мерами экономического положения среднего крестьянства; будучи социально не вполне логичным (если учесть одновременное конституирование помещиков), оно было обусловлено всем строем традиционного вьетнамского государства. Велась раздача земель и статуса свободных для ранее зависимых в рамках упомянутой выше отмены привилегий для отдельных групп феодалов, восстанавливалось хозяйство на заброшенных землях. Появилась возможность дать солдатам в четырех чанах, впервые набранным по военной реформе Чинь Кыонга, привилегированные солдатские наделы полностью или частично. Были пересмотрены и сами нормы наделов, довольно высокие (до 7 мау при низшей чиновничьей норме в 15 мау; цо Фан Хюи Тю — 5 мау, но он писал более полувека спустя). В 1723 г. комплекс аграрных мероприятий Чинь Кыонга шел к концу. Завершилась (во всех деталях к 1725 г.) полная перепись дворов (не общин), были подравнены, с целью уравнения суммы налогов, границы провинций. В 1725 г. было принято решение о прекращении в дальнейшем переписей (бывших важным орудием вмешательства государства в аграрную экономику); должны были только вычеркиваться умершие и добавляться достигшие совершеннолетия. Эта опередившая эпоху реформа была отменена сразу после смерти Чинь Кыонга. Кыонг прямо указывал в 1723 г., что независимо от установлений древности надо действовать, исходя из конкретной ситуации, а она такова, что «разнообразные внереестровые и по присылаемым указам налоги в 2 раза тяжелее налогов дворца; это привело к тому, что население с каждым днем все более притесняется, с каждым днем все больше людей скрывающихся» 90. Налоги были унифицированы, удалось «устроить и упорядочить большую часть дел» 91.

Аграрный закон 1723 г. признал частное феодальное землевладение, как таковое, без связи со службой 92. Его феодальный характер выразился в легком обложении — в 4 раза меньшем, чем с деревенских земель; тем самым рента была отделена от налога, который теперь платили неслужилые мелкие феодалы. При этом, если владелец служил, то он вообще не платил налогов.

Подушный налог по реформе был установлен ниже средней нормы прежних налогов — 1 куан 2 тиена; молодые, старики и «студенты» платили половину; чиновники, титулованные, монахи: и родственники двух первых групп не платили вовсе.

Государственная трудовая повинность была названа «почтовым налогом»; он был установлен в 1 куан 2 тиена и выплачивался два раза в год. На эти деньги чиновники нанимали рабочих для выполнения работ, ранее реализовавшихся в рамках государственной барщины. Это позволяет говорить о большом количестве свободных рабочих рук (беднейшие крестьяне и горожане) и больших товарных массах на рынке.

В эти же годы законодательно были установлены для чиновников нормы «обрабатываемых» земель, на которых они вели хозяйство руками батраков или арендаторов; некоторые низшие группы чиновников получали только такие земли 93, не имея земель для сбора ренты-налога.

Все большую роль играло обложение неземледельческих отраслей хозяйства: горной промышленности, внутренней и внешней торговли, а также обложение горожан. Этой стороне правительственной деятельности отводилось при Чинь Кыонге важное место. В годы реформ решался вопрос о росте дохода феодального государства (как и в

_____

90. Сuong muc. Т. XVI, q. XXXVI, с. 122.

91. Там же.

92. Там же, с. 123.

93. Phan Huy Chu. Lich trieu... t. II, с. 75.

[40]

Японии в XVIII вtrt) за счет ремесел, промыслов, торговли на внутреннем рынке и на экспорт. Аналогичные меры были приняты в отношении корицы и меди. В основе роста доходов лежал естественный рост частной добычи меди и заготовок корицы (и соответственно торговли ими). Государство перешло от монополии и запрета частной торговли к регулярному обложению частных торговцев; это было шагом вперед в деле отмены феодальных ограничений в торговле и промышленности. В 1715 г. Чинь Кыонг отменил запрет на частную торговлю медью, солью и корицей, торговля быстро стала расти, в том числе экспортная (однако через два года правительство хватилось, и свободный экспорт был запрещен). Тогда же, ссылаясь на выгодность разрешения торговли преимущественно для торговцев, ввели обложение торговли. Отныне торговцы медью и обдирщики и продавцы корицы должны были «покупать патент» на торговлю у специального «экономического» чиновника. При торговле на экспорт разрешение давалось в канцелярии тюа 94. «Экономические» чиновники, связанные с внешней торговлей, активно участвовали и сами в торговых операциях, скупая и продавая сырье и изделия 95.

В 1721 г. феодальное правительство обратилось к древнему объекту обложения — соли. По указу производилось двойное обложение: для общин солеваров и для семей торговцев солью. Общины освобождались от всех налогов, но сдавали казне 20% добытой соли, а остальное продавали купцам. Купцы из «соляных семей» платили государству (как при торговле медью и корицей) за «патент»; кроме того, государственные 20% добычи они были обязаны закупать в первую очередь (форма принудительных закупок, известная на Яве и раньше). Система обложения показывает, что для общин солеваров их производство было уже основным занятием.

Еще одним важным источником неземледельческих доходов стало обложение всех категорий людей, живущих в городах, единообразным денежным налогом, пропорциональным, по-видимому, доходам, но не менее 10 донгов. Возник совершенно новый вид подушного налога, поскольку при обложении фиксировалось фактическое местожительство (ибо номинально большая часть постоянных жителей городов оставалась приписанной к своим общинам).

В торговле политика Чинь Кыонга была менее активной, чем в промышленности. На внешних и внутренних таможнях купцы, по установлению 1723 г., платили одинаково 1/40 стоимости товара. Таможен такого рода было 10 или 12, они тормозили развитие внутренней торговли. Вместе с тем в 1724 г. были проведены большие работы по расчистке речных путей для связи с Тханьхоа и Нгеаном, что способствовало развитию торговли, хотя строительство велось не только для этого. В условиях снабжения голодных районов рисом через рынок эти пути для помощи в борьбе с голодом рассматривались правительством именно как пути для торговцев.

В эти же годы обратились к еще одной важной сфере эксплуатации, способной к расширению и компенсации замедления темпов роста доходов от сельского хозяйства,— к «местным продуктам». Укрепление власти вьетнамского государства в горах влекло за собой наряду с ростом внешней торговли рост доли продукции гор в бюджете (при замедленном росте аграрных доходов). При Чинь Кыонге в горах вводятся подушный и поземельный налоги, но уплата во многом велась «местными продуктами». Это золото, серебро, медь, свинец, цинк, олово, железо, древесный и каменный уголь, сурик, сода, селитра, железное и красное дерево, сахарный тростник, рыба, рыбный соус, шелк, вино, мед, масло, лак, бумага, украшения и т. д. В стране, как известно, имелось практически все, нужное для ремесел и торговли; мало, где на столь ограниченной территории было столько металлов и экспортных товаров. Видно также, что без «местных товаров» нельзя представить себе экономику Вьетнама и что их обложение — важная часть бюджета. А к этому нужно еще добавить благовония, слоновую кость, рог носорога и т. п.

 _____

94. Сuong muc. Т. XVI, q. XXXV, с. 105—106.

95. М. А. Чешков. Очерки..., с. 74.

[41]

В социальных и административных преобразованиях можно проследить три линии внутренних преобразований, предназначенных для оформления меняющейся социальной структуры.

Официальное прокламирование возвращения к эре Хонгдык не было — и это понимали феодальные политические деятели уже в следующем веке — истинным «восстановлением традиций», так как «военная власть принадлежала двору тюа Чинь» 96. Были введены новшества и в гражданской администрации: на наиболее важные должности назначали в рабочем порядке.

Важным направлением административной деятельности было увеличение сходства военной и гражданской организаций; в 1722 г, была признана возможность законного перехода из одной в другую. Этой же цели служил «пушечный конкурс» — двухэтапный столичный военный экзамен, введенный в 1724 г. и уподобивший комплектование военных комплектованию гражданских чиновников. Допускались к его сдаче, как и в Дангчаунге, все, но дети куанов получали звание на ступень выше. Параллельно шла замена военных чиновников гражданскими, в частности на должностях правителей в горных зинях, где раньше всегда сидели военные. Значительное преобразование феодального общества Данг-нгоая, предпринятое во второй половине правления Кыонга, было бы неполным без преодоления традиций реставрации там, где они были сильнее всего, — в военной сфере, в которой сформировался режим тюа и формировалась его социальная база. Новая социальная прослойка, для которой в обществе XI—XV вв. не было особой социальной ниши, а именно феодалы-воины, конституировалась именно в рамках режима тюа, поскольку он обладал всей полнотой власти над военным аппаратом и армией. Теперь было необходимо восстановить единовластие, но уже не на основе военной власти тюа, а на основе его всеобщей власти (прежде принадлежавшей вуа). Социальная необходимость такой меры состояла в избыточности двух отдельных групп класса феодалов — гражданских и военных. Тем более была избыточна гражданская администрация Ле, полностью дублированная Чинями. Весь опыт правления указывал на то, что всеобщая власть может опираться в условиях Вьетнама только на гражданскую администрацию. Это диктовало и курс Чиней на протяжении нескольких десятилетий — единовластие с опорой на гражданскую администрацию с заменой Ле как ее главы Чинями.

Целями военных реформ 1721—1725 гг. были ликвидация личных и привилегированных войск, а также ограничение самовластия военных командующих в провинциях и переход к армии, набранной по мобилизации и с ответственными командирами во главе. При этом феодалы — профессиональные воины постепенно включались в гражданскую администрацию в значительной своей части.

Комплектование военных кадров, хотя и с большим трудом и с опозданием по сравнению с гражданской службой, было также пропущено через систему экзаменов (с 1721 г.). Для детей знати был создан «дом военного обучения», где готовили офицеров. Все остальные раз в три года проходили военный конкурс. В том же 1721 г. был проведен первый этап военной реформы Чинь Кыонга: полупрофессиональная армия стала заменяться общенациональной армией, набираемой на основе воинской повинности свободных крестьян всей страны. Отныне мобилизовали поровну во всех вьетнамских районах (один солдат на пять полноправных совершеннолетних мужчин) 97.

Не менее важной акцией была мера по размыванию все укреплявшейся в предшествующие два века особой военной прослойки: отныне военные могли принимать участие в гражданском провинциальном конкурсе, т. е. получать гражданские посты. Напомним, что в эти годы на верхних уровнях военный аппарат был все еще вдвое больше гражданского. Внизу военные чиновники также преобладали, хотя имелись многовековые традиции гражданского правления и параллельная гражданская администрация Ле. По

_____

96. Сuong muc. Т. XIX, q. LХШ. с. 19.

97. Сuong muc. Т. XVI, q. XXXV, с. 112.

[42]

структуре государственного аппарата вьетнамское общество тем самым сильно отличалось от традиционного китайского. Чиновников обоих видов было очень много. Уже при династии Нгуенов в XIX в., когда эта избыточность была устранена, удивлялись большому числу чиновников в XVII—XVIII веках. 98.

1722 год ознаменовался вторым, завершающим этапом военной реформы: Чинь Куану и другим ведущим представителям рода Чинь было предложено по инициативе Нгуен Конг Ханга распустить их личные войска; все остальные привилегии сохранялись. Чинь Куан, единомышленник Чинь Кыонга и Нгуен Конг Ханга, согласился первым, за ним — остальные 99.

Реорганизации армии способствовала и новая система ее проверки, введенная в 1726 г. по инициативе Нгуен Конг Ханга. Проводился парад-проверка, которому предшествовало боевое обучение новобранцев этого года из четырех чанов (войска из этих районов быстро занимали важное место в армии, они сыграли заметную роль и в перевороте 1740 г.). Ежегодно призываемый контингент равнялся приблизительно 10 тысяч человек.

________

98. Сuong muc. Т. XVI, q. XXXVI, с. 117.

99. Там же, с. 118.

[43]

Цитируется по изд.: Новая история Вьетнама. Отв. ред. Мхитарян С.А. М., Наука, 1980, с. 39-43.