ФРГ в 1969-1972 годы. «Малая коалиция» и поворот в «восточной политике»

ФРГ в 1969-1972 годы. «Малая коалиция» и поворот в «восточной политике»

Очередные выборы в бундестаг 1969 года отразили и закрепили перемены в социально-экономической жизни, во всем внутриполитическом климате и массовом сознании различных общественных слоев ФРГ. Правый лагерь потерпел поражение: ХДС/ХСС оказался отстраненным от власти, а национал-демократическая партия Таддена не перепрыгнула 5-процентный барьер, хотя и получила 1,4 млн. голосов. Новое коалиционное правительство из социал-демократов и свободных демократов возглавил В. Брандт. Ведущей стороной этого блока, естественно, стала СДПГ.

При вступлении на пост главы правительства В. Брандт отрекомендовался как «канцлер внутренних реформ» и наметил довольно обширную программу, в которой в известной степени учитывались социальные требования трудящихся (расширение «соуправления», модернизация системы образования и здравоохранения, улучшение пенсионного обеспечения). Одновременно были даны успокоительные заверения финансово-монополистическим кругам, что СДПГ не помышляет о каком-либо ущемлении свободы и инициативы предпринимателей.

Основным полем деятельности «социал-либерального» кабинета оказалась, однако, внешняя политика. В. Брандт и вице- канцлер В. Шеель уже в первые месяцы предприняли важные шаги в сторону реалистической, служащей разрядке напряженности, политики. Был подписан договор о нераспространении ядерного оружия; весной 1970 г. состоялись первые в послевоенной истории официальные встречи между главами правительств обоих немецких государств в Эрфурте и Касселе.

Центральным достижением «малой коалиции» стало подписание (после длительных и сложных переговоров) 12 августа 1970 г. в Москве договора с СССР. Обе стороны обязались воздерживаться от угрозы силой или от ее применения, признали нерушимыми границы всех европейских государств, в том числе западную границу Польской Народной Республики по Одеру — Кейсе и границы между ФРГ и ГДР. 7 декабря 1970 г. аналогичный по содержанию договор был подписан с Польской Народной Республикой.

В течение последующих полутора лет после подписания договоров в Москве и Варшаве борьба вокруг их ратификации бундестагом заняла центральное место в общественно-политической жизни страны, сыграла роль мощного катализатора в идейно-политическом размежевании западногерманского общества. Ожесточенную атаку против курса реализма и мира повело руководство ХДС/ХСС, под эгидой которой фактически образовался мощный «правый картель», опиравшийся на военно-промышленный комплекс, на НДП, на землячества. Роль идейного вождя всех правых принял Ф. Й. Штраус, а их рупором выступал газетный концерн Шпрингера. Молодчики из неофашистских Организаций устраивали разнузданные шабаши, угрожая новому канцлеру физической расправой.

В борьбе за ратификацию договоров и нормализацию отношений с ГДР, как никогда раньше, проявилась политическая энергия западногерманского рабочего класса, бесчисленными манифестациями, кратковременными забастовками заявившего о своей воле к миру. Четкую позицию заняли профсоюзы. Весомый вклад внесли коммунисты, самоотверженно боровшиеся за новые отношения с СССР и социалистическими странами Европы. Реалистические шаги правительства нашли поддержку и среди определенных кругов крупной монополистической буржуазии.

Особая острота и неуравновешенность политической ситуации обусловливалась тем, что «малая коалиция» располагала минимальным большинством в бундестаге — всего в 12 голосов. И правый блок целеустремленно наносил удары поэтому наиболее уязвимому участку. Для разложения правительственного большинства в ход были пущены все средства — вплоть до шантажа и подкупа. Тем не менее правительство Брандта — Шееля нашло в себе решимость продолжать курс на разрядку. С осени 1970 г. начались прямые переговоры с ГДР на уровне статс-секретарей. Этот диалог вступил в решающую стадию после того, как 3 сентября 1971 г. между послами СССР, США, Англии и Франции было подписано четырехстороннее соглашение по Западному Берлину. Оно со всей определенностью подчеркнуло, что Западный Берлин «не является составной частью ФРГ». Соглашение положило конец притязаниям ФРГ, открыло перспективы нормализации в наиболее горячей, взрыв- чагой точке континента. К исходу 1971 г. на базе этого документа между ГДР, ФРГ и западноберлинским сенатом был разработан договор, которым регулировались вопросы транспортных связей Западного Берлина с ФРГ, поездок его жителей в ГДР и др.

Будучи вынужденным предпринять реалистические шаги во взаимоотношениях с ГДР, правительство «малой коалиции» старалось уклониться ог международно-правового признания ГДР в полном объеме, все еще пыталось, жонглируя «общенациональной» фразеологией, протащить тезис об «особом характере» отношений между ГДР и ФРГ. Вступив в переговоры с ЧССР, оно стремилось уйти от признания мюнхенского диктата 1938 г. недействительным с самого начала.

К весне 1972 г. христианским демократам во главе с новым лидером Р. Барцелем и Ф. Штраусом удалось перевербовать шестерых парламентариев из фракций СвДП и СДПГ, и в бундестаге возникла «патовая» ситуация. Христианские демократы попытались сбросить «малую коалицию» при помощи процедуры «конструктивного вотума недоверия», т. е. без новых парламентских выборов. И маневр чуть было не удался: оппозиции не хватило всего одного голоса. Тем не менее пра-вительство решилось на смелый шаг. 17 мая 1972 г. восточные договоры были, наконец, ратифицированы бундестагом. «За» было подано всего 248 голосов, т. е. ровно половина, и судьба договоров была решена положительно только потому, что руководство ХДС/ХСС, раздираемое противоречиями, оказалось не в состоянии прийти к определенному решению и рекомендовало фракции воздержаться. Это было ярчайшим свидетельством политического банкротства.

Единственным выходом из создавшегося положения могли быть досрочные выборы в бундестаг. Еще ни одна избирательная кампания в ФРГ не отличалась такой ожесточенностью столкновения социально-классовых и политических сил, такой активной вовлеченностью и политизированностью широчайших масс, как осенняя 1972 г.

ХДС/ХСС, получивший от монополистических кругов огромные суммы, спекулировал на определенных экономических трудностях (валютно-финансовые потрясения, инфляционные тенденции), запугивал призраком «большевистского коллективизма», предрекал конец «свободной экономики» и «свободного плюрализма», прилагал усилия для отрыва СвДП от СДПГ и перетягивания ее на свою сторону. Крупнейшим козырем кабинета Брандта — Шееля, брошенным в игру за десять дней до выборов, стало завершение переговоров с ГДР, увенчавшихся парафированием договора об основах отношений между ГДР и ФРГ. Основные положения этого договора сводились к следующему: признание нерушимости существующей границы между ФРГ и ГДР и всех границ в Европе, воздержание от применения силы и угроз силой, установление «нормальных добрососедских отношений на основе равноправия», обмен политическими представительствами. Перед обоими немецкими государствами открылся путь к вступлению в ООН.

В результате выборов 19 ноября 1972 г. ХДС/ХСС потерпел крупное поражение: он набрал 44,8% голосов и 225 мандатов (вместо 46,1% и 242 мест в 1969 г.). Впервые в истории ФРГ социал-демократия стала первой партией: 45,9% голосов и 230 мандатов (против 42,7% и 224 мест). Значительного успеха добилась СвДП (8,4% голосов по сравнению с 5,8% в 1969 г.), чем была подтверждена правильность «модернизаторских» усилий ее руководства.

Таким образом, теперь «малая коалиция» могла опереться на солидное парламентское большинство в 46 мандатов. Выборы ноября 1972 г. ознаменовали сокрушительное поражение неофашистской НДП: за нее было подано всего 0,6% (чуть более 200 тыс.) голосов.

Так осенью 1972 г. усилиями всех реалистических и демократических сил был закреплен поворот во внутренней и внешней политике западногерманского государства.

Цитируется по изд.: Новейшая история. 1939-1973. М., 1975, с. 379-382.