Дангнгоай в начале XVIII века

Дангнгоай в начале XVIII века

Обострение социальных противоречий в начале XVIII века и попытки их смягчения. В 1702 г. после смерти Ле Хи Чинь Кан отдал власть его старому противнику — к власти снова пришел Нгуен Куан Ньо. Но теперь укрепление центральной власти происходило уже параллельно с оттеснением Чинь Кана от власти.

Были возвращены на свои места беглые крестьяне, солдаты, причем поручено это было организовать местной гражданской администрации (а не военным инспекторам). Гражданским чиновникам периферии также было предписано «тайно» информировать двор об имеющихся трудностях 71. В 1702—1703 гг. шла напряженная борьба за определение путей дальнейшего политического развития страны. Серия смертей наследников престола привела к мало желательной первоначально для Чинь Кана кандидатуре молодого, но уже вполне самостоятельного Чинь Кыонга. После долгого колебания и придворной борьбы Чинь Кан согласился с требованием группы «улучшающего и украшающего» Нгуен Куй Дыка (будущего премьера при Чинь Кыонге) и крупного полководца из семьи Чинь, племянника Чинь Кана — Данг Динь Тыонга. 18-летний Чинь Кыонг стал наследником. Тогда же был принят ряд решительных мер, чего требовала обстановка: в Тханьхоа голод был уже второй год (там пришлось отменить налоги), риса не хватало уже в столице (снова стали раздавать голодающим деньги). Ограничивая власть военных, правительство устранило военных правителей окраинных провинций от непосредственного управления ими, обязав их жить в столице. Эта система была широко распространена в Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Ява, Лаос)72 и обычна для централизованных государств, где фактически правили кадровые гражданские чиновники. Решение о выборе наследника вызвало заговор против Чинь Кыонга, но группа его сторонников уже овладела положением, и заговор был подавлен.

После ликвидации заговора Чинь Кан, сохраняя титул тюа, практически сошел с политической арены, многие сторонники Кыонга заняли руководящие посты. В 1705 г. был смещен при жизни император Ле Хи Тон, «править» стал Ле Зу Тон; вряд ли это тоже было случайностью. Решив проблему власти, «новые люди» стали проводить экстренные меры в аграрной сфере. Если общая для всей страны отмена налогов в связи с воцарением нового императора была сравнительно скромной (20% летнего урожая), то для пострадавших районов выборочно были прощены недоимки с 1703 г., была объявлена амнистия для беглых, сокращены налоги и повинности, раздавалось продовольствие и имущество. Основные усилия были направлены на помощь беднейшим свободным общинникам (прощение недоимок, возвращение беглых), а не деревне вообще; в этом сказалась новизна мероприятий.

В государстве постепенно усилились позиции Нгуен Куи Дыка. Его линией было продолжение политики Чинь Така, и ее держались до 1713 г. Упорядочение административного аппарата начало, давать свои плоды, гражданская администрация, подчиненная тюа, уже ведала основными (но еще не всеми) аспектами управления. Заботой правительства все более становится не реформирование чиновничьей машины, а контроль за ее функционированием, поощрения и наказания. Одна из важнейших мер этих лет — установление пенсий для офицеров и воинов — была проведена в характерной для раннего периода фактического, а затем и формального правления Чинь Кыонга (1707—1713) традиционной манере, с оглядкой на XV в. Семьям офицеров давались поля в общине (15 или 20 мау, что довольно много) на основе постоянных прав, похожих на диен лок предшествующих веков и ранги что освобождало эти семьи от налогов и повинностей;

 _____

71. Там же, с. 75.

72. Д. В. Деопик. Внутриполитическая история позднего Маджпахита и ее связь с изменением структуры феодалов. Малайско-индонезийские исследования. М., 1977, с. 25—41.

[31]

отчасти это подрывало систему «постоянного обложения». Семьи солдат получали по 5 мау, а сыновья погибшего освобождались от повинностей 73. Так складывались кадры будущих помещиков, но пока они не платили даже легких налогов (семьи офицеров долго, семьи солдат — одно поколение). В пенсионном законодательстве сказалась та преимущественная забота о солдатах (еще ярче проявлявшаяся у Нгуенов), которая постоянно отличала режим тюа в Дайвьете. Это крупное мероприятие было проведено на фоне продолжающегося серьезного аграрного кризиса, пережить который режим Чиней во многом смог благодаря прочности политических позиций «группы Кыонга». Когда засуха и голод с 1703 г. повлекли за собой массовое бегство и народ, несмотря на амнистии (т. е. прощение вины — побега), не возвращался, прибегли к новым методам: в 1707 г. беглецы в случае возвращения освобождались от налогов и повинностей не только, как в 1705 г., за данный год, но на пять лет вперед; те, кто уже вернулся и наладил хозяйство, но продолжал бедствовать — на три года вперед. Временной, но эффективной мерой был срочный разбор судебных дел в провинциях. Это были уже не судебные реформы, а скорее превентивные антиповстанческие меры.

В том же 1707 г. прошла срочная чистка кадров в провинциях, в первую очередь уездных начальников, как «наиболее тесно связанных с народом» 74. Это было бесспорно уже делом «группы Кыонга», который всегда радел о качестве гражданской администрации. В следующем, 1708 г., еще при жизни Чинь Кана, «его» премьер Нгуен Куан Ньо был заменен «премьером Кыонга» Нгуен Куй Дыком. Это небывалое смещение, тем более, что старый премьер не умер, а ушел в отставку, говорит о фактическом переходе власти к Чинь Кыонгу; ему было уже 23 года.

В начале 1709 г. умер Чинь Кан, по-видимому уже отстраненный от дел. Его сменил Чинь Кыонг, фактически правивший с 1707 г., молодой энергичный деятель, чье четвертьвековое правление (он умер в 1729 г.) ознаменовалось последней серьезной попыткой Чиней найти разрешение аграрного кризиса в рамках режима тюа. Чинь Кыонг умер в расцвете сил, в 43 года, и все годы правления деятельно занимался важнейшими проблемами экономики и политики. Умный, спокойный, работоспособный, без излишних амбиций, он был правителем, который так нужен был феодалам Дангнгоая в те времена; даже враждебные Чиням летописцы Нгуенов нашли для него (единственного из Чиней) слова похвалы.

Важнейшая особенность политики Чинь Кыонга — напряженная преобразовательная деятельность в экономической и социальной областях при почти полном отказе от внешнеполитической, военной и культурной активности. Экономя на всем, Чинь Кыонг укреплял феодальное государство, во-первых, временно ослабив аграрные противоречия рядом объективно прогрессивных реформ, во-вторых, закончив восстановление в несколько усовершенствованном виде наиболее эффективной в условиях тогдашнего Вьетнама формы господства класса феодалов — еодально[1]бюрократической деспотии, управляемой иерархией гражданских чиновников. На практике это выглядело сначала как завершение реформ Чинь Така (до 1714—1715 гг.), когда Чинь Кыонг пытался реализовать аграрную программу Чинь Така, затем как комплекс самостоятельных преобразований, в ходе которых восстановление гражданской системы феодально-бюрократического правления велось с учетом изменившейся социальной структуры общества, с учетом меньшей необходимости для класса феодалов в обширной прослойке чиновников-куанов и возросшей роли военных феодалов (во все большей степени — помещиков). Чинь Кыонг отказался от многих ненужных, социально не мотивированных элементов феодально-бюрократической машины и стремился свести ее функции к минимально необходимым. При этом учитывалось, что значительные экономические и усиливающиеся политические позиции в управлении на местах все более занимали помещики. В экономике Чинь Кыонг шел в том же направлении, что и Зя Лонг в

 ______

73. Сuong muc. Т. ХVI, q. XXXV, с. 81.

74. Там же, с. 82.

[32]

начале XIX века, но он не имел ни социальной базы, ни времени для государственного оформления новой феодально-поместной вьетнамской монархии с ее тенденцией к абсолютистской форме правления.

Уделяя основное внимание реформам, Чинь Кыонг стремился не расшатать при этом административный и хозяйственный механизм. В условиях частых голодовок, когда ощущался надвигающийся социальный кризис, он нашел и осуществил меры, на четверть века отсрочившие социальный взрыв. Объективной основой этого было то, что феодализм во Вьетнаме еще не исчерпал своих возможностей, а кризис середины — второй половины XVIII века был не кризисом феодализма вообще, а кризисом развитого феодализма и переходом к позднему феодализму.

Правление Чинь Кыонга четко делится на две части, каждой из которых соответствовали своя социально-политическая программа и проводивший ее политический деятель. На первом этапе молодой еще Чинь Кыонг энергично и последовательно завершил преобразование государственного аппарата вместе с Нгуен Куй Дыком, на втором — вместе с «новым человеком» Нгуен Конг Хангом решительно изменил аграрную политику для достижения тех же целей социальной феодальной стабильности в несколько иных социальных и государственных формах. С концом правления Чинь Кыонга завершился «период покоя», наступивший после окончания войн Нгуенов и Чиней. Он длился около 70 лет и был временем стабилизации феодальных отношений в Дангнгоае и Данг-чаунге в формах, более новых и устойчивых в Дангчаунге и менее в Дангнгоае, где кризис разразился раньше, в середине XVIII века.

В 1708—1711 гг. страна жила сравнительно благополучно, первый этап правления начался, таким образом, спокойно и в экономической сфере; это освобождало руки Чинь Кыонгу и Нгуен Куи Дыку. Тем не менее свой приход к власти Чинь Кыонг отметил большими льготами для крестьян и горожан, чем те, которые за четыре года до этого сопровождали проведенное по его же инициативе возведение на престол нового императора династии Ле.

В 1710 г. Чинь Кыонг официально провозгласил свою централизаторскую тюацентристскую программу, направленную в традициях Чинь Така против «вельмож» 75,  за восстановление норм золотого века — эры Хонгдык. В экономической сфере он в эти годы, с одной стороны, боролся с «текущими» бедствиями экстренными мерами из арсенала Чинь Кана и Нгуен Куан Ньо, с другой — вел постоянную работу по улучшению положения в сельском хозяйстве; именно она в конечном счете позволила Данг-нгоаю пережить второе (после 1702—1707 гг.) ухудшение экономического положения в 1724—1729 гг. Именно в эти годы были реализованы в полном объеме экономические идеи предшествующего периода и проведены «архаические» реформы 1711 г., ориентированные на восстановление старых порядков в деревне.

Тогда же был усилен контроль столичного гражданского чиновничества за провинциальным, на этот раз в очень важной сфере ремонта и возведения дамб, которые были запущены при Чинь Кане и были причиной стольких бед. Как при Чинь Таке, так к при Чинь Кыонге дамбы прорывало редко, так как за ними следили. Засухи бывали и при Чинь Кыонге, с этим трудно было что-то сделать, но неурожая из-за прорыва дамб, т. е. по нераспорядительности властей, не было. Столичное чиновничество использовалось и для укрепления постоянными кадрами провинциальных учреждений.

Ключевой в этот период «следования традициям» была аграрная реформа 1711 г., представлявшая собой попытку восстановления социально-экономической системы, основанной на общине, но без учета того обстоятельства, что сохранившиеся общины ослабли и были поставлены под жесткий контроль государства, с одной стороны, и разъедены помещиком — с другой; заклад земель общинником стал обычным явлением. Реформа имела целью усилить слой казенных налогоплательщиков за счет деревенских

 _____

75. Там же, с. 85

[33]

мелких помещиков, т. е. за счет исторически перспективной группы класса феодалов. Это была программа восстановления общинного землевладения, но не под контролем деревенской крестьянской верхушки (как в XI—XIV веках) и не под контролем местной администрации (как в XVII — начале XVIII века), а под непосредственным контролем центральной власти. Система предполагалась искусственная, труднореализуемая и вряд ли жизнеспособная, так как государство не располагало средствами контроля; в конце XVII в. до половины налогов собирали «частные лица», т. е. условные владельцы (получатели жалованья — нгу-лока и пр.), закрепившие землю и общинников за собой 76.

Чинь Кыонг явно переоценил способность общин к самовозрождению, а именно на этом строилась его программа.

Как выглядело это важнейшее мероприятие? Во-первых, было предписано произвести распределение земель в общинах специальными ревизорами (а не чиновниками хюенов). Во-вторых, распределение производилось по едокам, причем лишь частично учитывалось право привилегированных жителей общин на диен лок, т. е. на дополнительные земли, полученные за те или иные заслуги. В-третьих, недавно возделанные поля, не облагавшиеся в рамках «постоянного обложения» Фам Конг Чы, теперь включались в раздел по едокам, т. е. по числу всех членов семьи, а не по числу налогоплательщиков (хотя в принципе «постоянное обложение» еще не отменялось). В[1]четвертых, запрещалась купля-продажа общинных и наносных, т. е. не вновь созданных чьим-то трудом, земель 77. Таков был комплекс мер, откровенно направленных против неслужилых, а отчасти и служилых мелких и средних феодалов-помещиков, которые в отличие от крупных феодалов прошлого захватывали земли внутри общин. Подобное грубое вмешательство в естественно сложившиеся аграрные отношения повлекло за собой, судя по всему, сопротивление помещиков, неопределенность правовых отношений в деревне вообще, аграрные неурядицы и повышенную чувствительность крестьянства к стихийным бедствиям. Голодовки происходили с 1712 по 1714 г., а затем, в 1715 г., началась чума. Примечательно, что после изменения аграрной политики в 1716 г. голодовки прекращаются. Возможно, субъективно направленные на улучшение положения средних и беднейших крестьян, мероприятия настолько грубо разрушали сложившиеся структуры, что не смогли быть реализованы и вызвали сумятицу на местах. Нельзя не учитывать и естественное сопротивление сильных уже в деревне помещиков; о том, что сокрушить их не удалось (да и не заинтересовано было в этом политически феодальное правительство), свидетельствуют весь ход дальнейших событий и признание через десять с небольшим лет помещичьего землевладения.

Проблема возвращения беглых в деревню «на исходных основаниях» была одной из главных в борьбе за восстановление и увеличение числа тяглых. В том же, 1711 г. в рамках борьбы за увеличение числа свободных налогоплательщиков и повышение их налогового потенциала (основная цель) было запрещено «людям влиятельным и сильным» создавать на диен лок общины зависимых крестьян из беглых 78. Тем самым не допускалась «законная» утрата беглыми их статуса налогоплательщика — свободного крестьянина. Примечательно, что беглые, осевшие на ничьих, заброшенных землях и тем самым не бывшие ни от кого в зависимости, не возвращались государством обратно, а получали на месте статус тяглых; это показывает, что Чини, как и Нгуены, поощряли свободную крестьянскую колонизацию, но земель у них было мало. Последнее решение знаменовало собой еще один шаг в сторону от принципов «постоянного обложения». Закон о запрещении создавать зависимые общины был направлен против крупных землевладельцев и, естественно, был полумерой (он не имел обратной силы).

Закон 1711 г. был попыткой уменьшить земельное богатство эксплуататоров за счет исторически перспективного слоя помещиков (хотя уже имелся противоположный

 _____

76. Сuong muc. Т. XIX, q. ХLIV, с. 49.

77. Сuong muc. Т. XVI, q. XXXV, с. 86.

78. Там же.

[34]

опыт ущемления именно архаических групп куанов во времена реставрации, «заслуженных подданных» — феодальных рантье в конце XVII века). Подобная направленность и обусловила крах реформы 1711 г.

Мерам по укреплению традиционных аграрных отношений и основанного на них государственного гражданского аппарата соответствовали меры по укреплению идеологического единства класса феодалов. Одной из таких мер была новая вспышка борьбы с христианством в 1712 г.— принудительное татуирование и штрафы.

В эти годы, как уже говорилось, преобразовательная деятельность шла на фоне «большого голода» и недовольства. В 1713 г. началось крестьянское восстание в Анкуанге (пров. Куангнинь). Восстание было подавлено в 1714 г. специально направленными войсками 79. Неэффективность реформы 1711 г. заставляла все более отходить от первоначальной программы в сторону признания существующих реальностей. Проведенные в этой связи экстренные меры также были шире и глубже, чем у предшественников Чинь Кыонга. Он отказался от половины сборов на внутренних торговых путях, чтобы облегчить перевозки риса частными торговцами, временно прекратил строительство, сокращал расходы на религиозные празднества. Была объявлена очередная амнистия. Видимо, эти меры наряду с общим укреплением государственной власти позволили избежать крестьянских восстаний в 1711— 1712 гг. Но неурожай 1713 г. привел к продолжению голода, «цена на рис поднялась высоко» 80, многие уже умирали от голода. На второй год голода Чинь Кыонг начал раздачу риса. Тогда же, не дожидаясь истощения государственных запасов, были мобилизованы рисовые запасы чиновников и богачей — за рис давали титулы и должности. Деньги же в основном давало государство, в первую очередь их получали столица и поставщик армейских кадров — чан Тханьхоа. В центральных четырех чанах ограничились выборочным прощением налогов (чего не было в 1712 г.). Новым трудностям, таким образом, были противопоставлены новые, более эффективные меры.

Но грандиозное осеннее наводнение смыло много деревень и их ирригационные сооружения. В этой острой ситуации Чинь Кыонг пошел на обложение (единовременно) зависимых крестьян (!), принадлежавших титулованной знати, чиновникам двора и дворцовым ведомствам 81. Тем самым начался переход к обложению (сильно облегченному) феодальных титулованных и служилых землевладельцев, поскольку облагавшиеся крестьяне принадлежали последним. Сделано это было лишь в отношении тех землевладельцев, для которых в 1713 г. уже существовали оформлявшие их владение юридические нормы; лишь десять лет спустя правительство Чинь Кыонга обложило мелких и средних помещиков, до того юридически не признававшихся. Меры 1713 г. дали немалые дополнительные деньги — 206 тыс. куанов с совершеннолетних мужчин[1]зависимых. Основную группу таких зависимых (107 тыс.) составляли те, кто платил ренту-налог служащим или отставным чиновникам, или титулованной знати; вторая по численности группа (64 тыс.) — дворцовые крепостные крестьяне; третья (35 тыс.) — прислуга титулованной знати и гражданских и. военных чиновников. Хотя принятые меры позволили смягчить последствия неурожая 1714 г., летняя засуха этого года все же дала себя знать: «в Шонтэе банды разбойников», а это чисто вьетнамский центральный чан, вблизи столицы. В 1715 г. в чанах Шонтзк и Киньбак «воры и грабители, враги поднялись во многих местах», но широкого распространения восстания не получили. Чума в Нгеане в 1715 г., завершая «цикл бедствий», также не имела социально-политических последствий. На пять лет Дангнгоай вступил в полосу экономической стабильности. Именно в эти годы начался второй этап аграрных мероприятий Чинь Кыонга, ознаменовавшийся отказом от старой политики и учетом реального положения в деревне.

 _____

79. Ngien cuu lich su (далее — NCLS). 1965, № 75, с. 29.

80. Сuong muc. Т. XVI, q. XXXV, с. 85.

81. Ngo Cao Lang. Lich trieu tap ky. Т. I, с. 210—211.

[35]

Трудные годы не были временем внутри- и внешнеполитической активности. Наиболее важными событиями можно считать подавление последнего выступления сторонников Маков в Каобанге и борьбу с морскими пиратами в 1714 г.

Даже в голодные годы продолжались мероприятия по превращению гражданского аппарата в дисциплинированный и централизованный механизм, во многом отличный от старой, феодальной бюрократии. Был введен испытательный срок для правителей провинций, а вскоре — проверка одного определенного вида деятельности сразу по всем ведомствам, что усиливало централизацию. Проблема централизации упиралась в провинциальное управление (после упорядочения центральных ведомств), и этому вопросу при Кыонге уделялось много внимания. В функции высших правителей десяти чанов (четыре центральных чана — Шоннам, Шонтэй, Хайзыонг, Киньбак; Тханьхоа, Нгеан и четыре пограничных чана) входило получение налогов и стимулирование сельского хозяйства, организация общественных работ по строительству и защите дамб, перевозкам. Они же были судьями, организаторами борьбы с разбойниками. На них возлагалось и наблюдение за внутриполитическим положением; они обязывались сдерживать «сильных и могущественных» 82, особенно в отношении солдат (чтобы тех не доводили до бегства). Занимались они и военными делами. Второй фигурой в провинции был «местный военный правитель из управления командующего», т. е. тюа; его функции — военно-экономические: борьба с разбойниками, расследование дел злоумышленников (гражданский губернатор в основном разбирал гражданские иски), ремонт дорог и дамб, укрепление пограничных застав и набор солдат. Как видим, функции его частично переплетаются с функциями гражданского правителя, но в основном он самостоятелен.

В 1716 г. Чинь Кыонг и Нгуен Куи Дык, возможно не без советов уже вошедшего в высший круг Нгуен Конг Ханга, начали отход от архаических мер предшествующего полувека: была торжественно провозглашена отмена «постоянного обложения» Фам Конг Чы, как разорительного для налогоплательщиков. Действительно, в условиях роста поместного землевладения внутри общин «постоянное обложение» не учитывало роста полей богатых жителей (а средства для распашки новых полей, естественно, имелись только у них) и роста числа едоков и соответственно уменьшения площади поля на душу населения у малоземельных и било прежде всего по беднякам. Так начался второй этап аграрной политики Чинь Кыонга, сделавшего первый шаг к признанию нового состава деревенского населения, нового распределения земли в деревне. Хотя все были обложены пропорционально количеству земли, объем оставшегося у богача риса был больше, так как у него было больше земли при обычном, разумеется, размере семьи. Естественно, что у богача была также масса возможностей уклониться от уплаты налогов.

В 1719 г. правительство сделало еще один шаг к изменению системы эксплуатации в деревне применительно к ее сложившейся в XVIII веке структуре: проверкой были установлены реальные размеры земельных владений жителей деревень, выявлены богачи и бедняки (т. е. документально подтвержден крах реформы 1711 г. и «постоянного обложения»). Налоги были установлены в соответствии с реальным богатством, при этом социальная природа «богатых» не указана 83. Но хотя «богатым» достались теперь более тяжелые налоги, чем в 1716 г., зато они были юридически признаны в отличие от 1711 г.; это был важный шаг к завершающей реформе 1723 г. Естественно, что повышенное обложение, если бы оно относилось только к богатым крестьянам, устроило бы феодалов, но тут обложению подверглась растущая массовая часть класса — мелкие феодалы деревни. Неясно, насколько последовательно проводился в жизнь указ 1719 г.; отменен он был уже через четыре года именно в части, ущемлявшей интересы мелких феодалов,— их обложение стало более легким. Но для этого им нужно было иметь статус для своих земель, добиться рассмотрения их как земель, к общине и государственной службе не имеющих отношения; начавшийся в XV веке процесс формирования мелкого феодала,

 ______

8.2 Dai Nam hoi dien su le. q. XIII, с. 78 — Сuong muc. Т. XVI, с. 93.

83. Сuong muc. Т. XVI. q. XXXV, с. 99.

[36]

владельца диен лок внутри общины завершался его выходом из ее обветшалых рамок. Переход к учету государством количества земли на душу населения означал его отказ от использования общинного механизма как основного орудия фиска, отныне государство становилось в прямые отношения с налогоплательщиками. Впервые указывалось: «В настоящее время в стране не учитываются поля общинные или личные (!), проведем общую проверку и обмер»84. Это — прямое указание на наличие юридически различных земель в деревне, оно позволяет рассматривать обложение помещиков, чьи земли («личные») уже прямо названы в тексте указа, как меру временную, а весь указ — как непосредственную подготовку к различному обложению общинных и «личных» земель.

В 1718 г. была осуществлена важнейшая реформа, без которой невозможно было завершение создания зависящей только от Чиней гражданской администрации, существующей параллельно с декоративной администрацией Ле. Было образовано в рамках администрации тюа (дворца, как тогда говорили) шесть хюенов (вместо прежних трех), взявших на себя соответственно функции шести бо, чья деятельность тем самым превратилась в фикцию. Одновременно было организовано шесть специальных налоговых ведомств, собиравших поземельный и подушный налоги с определенных территорий и доставлявших средства для функционирования аппарата. Им, а не министерству финансов (как прежде) принадлежала «главная власть в отношении имущества, налогов, солдат, зан диней (совершеннолетних общинников. — Авт.) в провинциях» 85. Весь этот государственный механизм, будучи новым, лучше отражал ситуацию XVIII века, чем бо династии Ле, и уже потому был более эффективным. Но одновременно резко возросли число чиновников и потребность в налогах, хотя при рачительном Чинь Кыонге последствия этого еще не были болезненными. Укрепление гражданского аппарата сопровождалось чисткой и борьбой за повышение эффективности среди периферийных военных правителей из «управления командующего»; основным направлением было повышение быстроты передачи информации и выполнения приказов. Эту же цель преследовало и упорядочение процедуры подачи докладов о преступлениях; дела о «бандах разбойников» и о «мятежниках» рассматривались немедленно; феодальное государство стояло на страже интересов своего класса.

Экономическая политика Чинь Кыонга также имела ряд новых черт в 1715—1729 гг. В его правление феодальное государство в поисках источников эксплуатации все чаще обращается к неземледельческим видам деятельности. В Дангнгоае такой высокодоходной отраслью была горнодобывающая промышленность, в отношении которой тюа все время колебались между желанием получить от нее побольше доходов и опасением волнений среди многочисленных шахтеров, в значительной части выходцев из Южного Китая. Государство передавало шахты то вьетнамским «экономическим» чиновникам, использовавшим как шахтеров по преимуществу нунгов, то китайским промышленникам, использовавшим китайских рабочих. В 1717 г. Чинь Кыонг ограничил число шахтеров на одну шахту: оно колебалось от 300 до 100 человек (на практике доходя до 1 тыс.). Шахты располагались в северных пограничных чанах, на них добывались свинец (одна шахта), медь (три), серебро (две), золото (две). Тут же находились плавильные заводы и разные подсобные производства; помимо этого имелось много мелких шахт. Они были важным источником сырья для средневековой вьетнамской промышленности, часть продукции шла на экспорт. Подъем горнодобывающей промышленности, видимо, относится к началу XVIII века, но и задолго до этого отсюда экспортировали медь.

Дипломатическая деятельность во второй половине правления Чинь Кыонга оставалась пассивной. Вьетнамские дипломаты при Кыонге вели себя с подчеркнутым достоинством, споры об этикете нередко выигрывались вьетнамцами86, хотя без крупных ссор с империей Цин.

 _____

84. Там же.

85. Там же, с. 97.

86. Г. Ф. Мурашева. Вьетнамо-китайские отношения..., с. 56.

[37]

1720—1725 годы стали временем «собственных» реформ Чинь Кыонга, во многом задуманных и реализованных вместе с Нгуен Конг Хангом. Наиболее активная деятельность пришлась на 1720—1723 гг. и продолжалась до 1725 г. Последующий период осложнился голодом, когда предпринимавшиеся энергичные усилия были направлены на ликвидацию его последствий, а не на новые реформы.

Перемены, начавшиеся в 1720 г., носили программный характер, что было подчеркнуто введением новой эры с многозначительным девизом — «охранения гармонии»; очевидно, этот год был ключевым для Кыонга, причем при введении новой эры он исходил из политики Чиней, а не из каких-то событий, связанных с Ле, от имени которых вводилась эра 87.

Внутренняя стабильность и успешная борьба с экономическими трудностями снискали Чинь Кыонгу популярность, особенно после урожая 1722 г. Его ближайшим сподвижником в эти годы становится наряду с Нгуен Конг Хангом полководец и вельможа Чинь Куан.

Одной из проблем этих лет был рост числа судебных дел, связанных с широким перераспределением имущества в ходе предшествовавших мероприятий. Были приняты меры по ускорению процедуры, тюа лично разбирал срочные жалобы. Возможно, с реформой 1723 г. связано поручение куану каждого хюена отобрать пять верных и преданных людей, которые могли бы руководить молодежью, направляемой для поимки «врагов»; феодализирующаяся деревенская верхушка становилась самостоятельной военной силой.

Положение в верхах начало осложняться после большой аграрной реформы 1723 г., о которой будет сказано ниже. В 1724 г. были сняты с постов министр юстиции и заместитель министра внутренних дел. В следующем году Нгуен Конг Ханг был назначен советником — заместителем наследника Зянга; это решение, имевшее целью, видимо, ограничить самостоятельность наследника, повлекло за собой конфликт премьер[1]министра и наследника, которого Нгуен Конг Ханг считал неспособным править. В том же году по инициативе последнего было «позволено населению на местах подавать доклады, в которых написаны слова похвалы или критики» 88. Увеличив объем информации с мест, это начинание не могло не создать неуверенность у части провинциальных чиновников и было явно направлено против какой-то группы врагов Нгуен Конг Ханга.

С 1726 г. все большее место во внутренней политике занимает борьба с голодом и его последствиями. В 1726 г. в Нгеане вводятся специальные «инспектора обороны», чтобы противостоять «бандам грабителей» (вспомним указ 1723 г. о создании феодальной милиции); возможно, что это связано с вытеснением жителей Нгеана и Тханьхоа с привилегированных позиций в армии и соответствующим недовольством.

Осенью 1726 г. в Тханглонге разразился правительственный кризис. Один из «вторых премьеров», Нгуен Конг Ко, уже некоторое время открыто выступавший против Нгуен Конг Ханга, обвинил другого «второго премьера», Ле Ань Туана, союзника Нгуен Конг Ханга, и четвертое лицо в государстве, «князя служения» Данг Динь Зяна, в злоупотреблениях. Тюа поддержал его, но позиции Нгуен Конг Ханга, на которого Нгуен Конг Ко не посмел посягнуть, оставались сильными. Возможно, этот конфликт как-то связан с другой политической проблемой тех лет — заменой вуа Ле. Наследник трона — вуа, числившийся таковым уже 10 лет, был по инициативе Чинь Кыонга заменен другим — Зуи Фыонгом, внуком Кыонга. Насильственная замена Чинь Кыонгом наследников не вызвала протестов, «подданные полностью одобрили его» 89: популярности у Кыонга было достаточно. В начале 1729 г. свежеиспеченный наследник был сделан императором Ле Зуи Фыонгом; его предшественника, Ле Зу Тона, Чинь Кыонг сместил. Смещение было

 _____

87. Сuong muc. Т. XVI, q. XXXV, с. 102.

88. Сuong muc. Т. XVI, q. XXXVI, с. 134.

89. Сuong muc. Т. XVI, q. XXXVI, с. 140.

[38]

явно либеральным шагом по сравнению с системой «молодых императоров», практиковавшейся Чинь Таком и Чинь Каком.

В последние годы жизни не старый еще Чинь Кыонг много внимания уделял буддизму, ездил по стране, посещая буддийские святыни, пропагандируя буддизм и одновременно изучая обстановку. Во время одной из таких поездок он неожиданно умер, 43 лет. Вместе с ним ушла от власти группа феодальных лидеров, стремившихся путем реформ разрешить сложные проблемы кризисного XVIII века.

20-е годы XVIII века были временем принципиальных решений в важных областях экономики и общественной жизни. С запозданием, непоследовательно, но феодальный класс осознал необходимость перехода к новым формам эксплуатации, основанным на эксплуатации отдельного крестьянина отдельным феодалом, и необходимость соответствующих изменений во многих областях жизни.

[39]

Цитируется по изд.: Новая история Вьетнама. Отв. ред. Мхитарян С.А. М., Наука, 1980, с. 31-39.