Индия ведического периода

Индия ведического периода

Расселение индо-ариев на территории Индии. Ведийский период

Период индийской истории, следующий за упадком Индской цивилизации, принято называть ведийским по названию основного источника информации — «Вед». В это время в И. пришли племена индо-ариев, распространившиеся по ее Северо-Западной и Центральной частям. Ведийский период длился приблизительно с середины II до середины I тысячелетия до н. э. При этом выделяется Ранневедийский период (около XIII—X века до н. э.) — начальный этап проникновения индо-ариев на территорию Индостана и их передвижения на восток, а также Поздневедийский период (IX—VI века до н. э.) — этап перехода индо-ариев к оседлому образу жизни, интенсификации контактов с местными до-арийскими племенами и зарождения первых государств в Северо-Западной Индии.

Индо-арии и индоевропейцы

Племена — носители индо-арийских языков составляли часть колоссальной этнической общности носителей языков индоиранской группы индоевропейской языковой семьи, распространенной к началу бронзового века на большей части Евразийских степей от Балкан до Алтая. Термин «арья» появился уже после того, как индо-иранские племена отделились от более крупных образований и устремились в юго-восточном и юго-западном направлении на территорию современных Средней Азии, Ирана и Индии. Индо-арии в свою очередь отделились от общего индо-иранского субстрата, распавшегося на две ветви: иранскую и индийскую. «Арья» означает «свободный», «благородный»; носитель этого статуса изначально противопоставляется иноплеменникам, а позднее рабам. Во 2-й половине II тысячелетия до н. э. индо-арийские племена дошли до Индии. Первоначальный очаг их распространения охватывал Восточный Панджаб между реками Сатледж и Ямуна. На юге пределом первоначального проникновения индо-ариев были горы Виндхья, ограничивающие Индо-Гангскую равнину с юга. Единственным источником наших знаний о них является ведийская литература (см. Веды, Брахманы, Араньяки), а также данные древнейшей иранской письменной традиции — «Авесты» и сравнительно исторического языкознания. Ведийские культы — см. в ст. Индийской древней мифологии и верования.

Ведийское общество

Варны. Составить точное представление структуре ведийского общества можно, обратившись к миру богов воспетому в «Ведах» и отражавшему вполне земную реальность. Как и собрание небожителей, общество ведийских ариев разделялось на три группы: первая отвечала за магически-религиозную сторону, вторая – за воинскую, третья — за продовольственное и ремесленное обеспечение. Постепенно, уже в Поздневедийский период, эти группы оформились три варны: брахманов (жреческую), кшатриев (воинскую) и вайшьев (земледельческую).

Слово «варна» означает «цвет»: возможно, члены ведийского обществе отличали себя от чужаков по цвету кожи. Варна — эндогамный организм, принадлежность к ней определялась рождением внутри варны, заключение брака и рождение потомства было возможно только внутри собственной варны. Древнеиндийская традиция придавала важнейшее значение сохранению варнового строя, несмешению варн. Варны являются основой традиционной структуры общества в Индии вплоть до наших дней.

Представители двух первых варн, вероятно, с самой отдаленной древности наследовали свое жреческое и воинское ремесло. Брахманы получили название как обладатели брахмана — мистической силы, сакральной формулы, связывавшей мир людей и богов. Лишь абсолютная точность исполнения ритуала, напевания гимнов, произнесения магических формул гарантировала успех жертвоприношения. Поэтому жрецом мог быть только глубокий знаток священных обрядов. Жречество превращалось в замкнутую группу, варну профессиональных жрецов-брахманов, принадлежность к которой определялась фактом рождения в жреческом роде. Замкнутое жреческое сословие знали лишь древнеиндийская и древнееврейская традиции.

Наименование «кшатрий» (дословно «обладатель воинской власти») появляется только в «Атхарваведе». Главным кшатрием был царь. Термин «вайшья» (дословно «общинник»; от «виша» — «семейный клан», «община») впервые встречается в «Яджурведе».

Представители этих трех сословий и могли назваться «ариями». Трех-частное деление общества прослеживается еще на уровне индоевропейского единства. Противопоставление представителей трех варн всем прочим проявлялось в обряде упанаяны («приведение к (учителю)»), по завершении которого посвящаемому надевали через плечо священный шнур. Он как бы получал второе рождение, после чего допускался ко всей полноте общинной жизни. Представителей первых трех варн называли по этой причине «дважды-рожденными».

В поздневедийский период формируется последовательность ашрам — этапов жизненного пути, которые должен был пройти каждый дваждырожденный. После совершения обряда упанаяны начинался период ученичества в доме учителя-брахмана («гуру» — «тяжелый»). Ученик, как правило, исполнял роль прислуги, изучал тексты и ритуалы. После завершения этапа ученичества начинался этап домохозяина, когда молодой человек создавал собственную семью, формировал свое хозяйство. После появления внуков домохозяин начинал следующий этап: уходил в лес, становясь отшельником. На завершающем этапе дваждырожденный вел образ жизни бродячего аскета. Третий и четвертый этапы были, как правило, добровольными. Значительно позднее к этим трем сословиям добавилась варна шудр, в которую первоначально входили представители неведийских народов. Это сообщество не являлось замкнутым. Ритуальная нечистота шудр позволяла им заниматься реме-слом — видом деятельности, запрещенным для представителей первых трех варн.

Иерархия общин

Древнеиндийское общество предстает пирамидой соподчиненных общин, на вершине которой стоит царь: семья / клан (виша) — род (готра) — племя (джана) — царь (раджа). Основой древнеиндийского общества, сформировавшейся уже в ведийский период, была большая семья/клан (виша), состоявшая из нескольких поколений родственников по мужской линии. Вся полнота власти в семье принадлежала отцу семейства. В семье допускалась полигамия. Наследниками же выступали только сыновья. Совокупность больших семей составляла экзогамный патрилинейный род (готру). Несколько таких родов составляли племя (джана), возглавляемое царем (раджа).

Ведийский царь считался отцом остальных членов общины. Он больше напоминал племенного старейшину. Аппарат принуждения в раннем ведийском обществе практически отсутствовал, государство в ведийский период еще не развилось. Племена постоянно враждовали друг с другом, стремясь занять более плодородные земли. Союзы племен воевали и с неарийскими народностями. Их описывали как обладателей «черной кожи» или «безносых». Можно предположить, что это были представители дравидийских племен на западе и монголоидов (мунда) на востоке И. В результате столкновений с ними в ведийском обществе появились первые рабы.

Хозяйство ведийского ария

Многовековая традиция кочевничества, постоянные войны и продолжавшееся расселение по И. приводили к тому, что арии не знали настоящих городов. В качестве таковых в «Ведах» фигурируют или временные укрепленные стоянки, или огороженные загоны для скота. Первые упоминания о настоящих городах встречаются только в «Брахманах». Основой ведийского общества вплоть до завершения Поздневедийского периода являлось скотоводство. Гимны «Ригведы» содержат многочисленные просьбы о даровании скота, который являлся мерилом богатства. В ведийских гимнах есть упоминания о товарообмене, единицей стоимости являлась корова, позже в качестве средства обмена использовались золотые украшения. Из «Вед» мы узнаем также о существовании изготовителей колесниц, кузнецов, ткачей и кожевенников. 

Переходя постепенно к оседлому образу жизни и смешиваясь с местным населением, ведийские арии перенимали у коренных жителей навыки земледелия. Освоение железа позволило перейти к обработке земли не только мотыгами, но и плугом. Заселяя речные долины, ведийские арии сталкивались с необходимостью овладеть навыками осушения, а переходя на более засушливые земли — ирригации. Основным злаком в период «Ригведы» был ячмень.

M. Д. Бухарин.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 42-44.