Ангкор Ват

Ангкор Ват

АНГКОР ВАТ (искаженное кхмерское «нокор ват»; приблизительный перевод — столичный храм; возможно — первоначальное название Врах Вишнулока) — архитектурный храмовый комплекс XII века в Ангкоре, провинции Сиемреап на севере Камбоджи, в окрестностях Великого озера, где в XI—XIV веках находился район столиц Ангкорской империи и резиденций кхмерских царей. В эпоху Ангкор Ват столицей была Яшодхарапура. Ангкор Ват расположен на ее территории в 2 км к югу от города Ангкор Тхом и в 5 км от города Сиемреап. Ангкор Ват — крупнейший из храмовых комплексов на территории Камбоджи. Грандиозный ансамбль каменных зданий, эспланад, дворов, площадей и каналов занимает территорию около 200 га. Был построен при короле-завоевателе Сурьявармане II (1113—1150) в эпоху максимального территориально-политического господства Ангкорской империи и ознаменовал завершение наивысшего расцвета кхмерской классической архитектуры. По преданию, Ангкор Ват был возведен по воле самого верховного бога Индры, скопировавшего свой небесный дворец для принца Кет Меалеа. Общерелигиозная функция Ангкор Ват, построенного на месте древнего святилища Вишну, изначально была связана с почитанием Вишну и других индуистских божеств.

Как государственное святилище Ангкор Ват является храмом культа бога-короля (дэвараджи) и был, вероятно, усыпальницей обожествленного монарха Парамавишнулоки (посмертное имя Сурьявармана II).

Архитектура Ангкор Ват в своей основе исторически восходит к юго-восточноазиатскому типу храма-горы и является с точки зрения ансамблевого решения максимально полным и усложненным развитием данного типа, реализованным в условиях Кхмерской равнины. Архитектурный образ Ангкор Ват символически воспроизводит индуистскую модель вселенной: пять центральных башен олицетворяют космическую гору Меру, водоемы — мировой океан.

Территория Ангкор Ват — прямоугольный участок размером около 1500 х 1300 метров, огороженный каменной стеной, вдоль которой протянулись каналы шириной около 200 метров. Весь участок ориентирован на запад, единственный внешний вход с порталом — в центре западной стены. Комплекс главных зданий сдвинут к восточной половине участка. Основной строительный материал — мелкозернистый серый песчаник. От ворот в западной внешней стене к главному входу на внутреннюю храмовую территорию ведет широкая вымощенная плитами дорога длиной около 220 метров. Главный вход выполнен в виде анфилады пересекающихся галерей. Весь комплекс построек за ним покоится на прямоугольной платформе размером около 1025 х 800 метров, обрамленной широким бассейном и крепостной стеной. Центральная часть храма расположена на трех связанных между собой мощных террасах (нижняя — 197 х 215 метров), поднимающихся в виде пирамиды с нарастающей высотой (соответственно — 3, 5, 7 и 13 метров). Каждая из террас окружена галереей с двускатной кровлей и входом с причудливыми портиками и фронтоном. По углам галерей и в центре всего ансамбля — многоярусные пирамидальной формы башни. Центральная башня-святилище имеет высоту 42 метра и возвышается над уровнем земли на 65 метров. Эта башня предназначалась для изображения дэвараджи (бога-короля); под ней имеется глубокий вертикальный колодец-шахта, где помещались сакральные предметы и, возможно, кремированные останки монарха. Кровли башен и некоторых других построек облицовывались золотом. Внешний облик ансамбля Ангкор Ват как целостной структуры поражает чистотой линий и пластическим совершенством, соединяющим гармонию и величие. В соотношениях между горизонтальными размерами фасадов и вертикалями башен, в других параметрах и чередовании эспланад, водоемов и внутренних дворов присутствует глубокое понимание создателями Ангкор Ват закономерностей и динамики ландшафтного и пространственного восприятия архитектурных масс.

Скульптурно-пластическое оформление Ангкор Ват богато и разнообразно; несет большую образно-символическую нагрузку, являясь органической частью архитектоники ансамбля. По обеим сторонам западной дороги к главному входу тянутся скульптурные фигуры змеев-нагов, олицетворяющих миф о происхождении королевской династии. Фронтоны, филенки и ниши зданий заполнены скульптурными, преимущественно рельефными, мотивами изобразительного и орнаментального характера, среди которых выделяются ритмично повторяющиеся фигуры апсар, различных божеств и других мифологических персонажей. Выдающееся место занимают колоссальные фризы в галереях по сторонам нижней террасы. Они содержат многофигурные композиции, выполненные в технике низкого барельефа (изначально раскрашенные, полихромные). Общая протяженность этих композиций около 800 метров, площадь — около 1400 кв. метров. Западная галерея занята сценами популярной в Юго-Восточной Азии «Рамаяны» и картинами битвы между Пандавами и Кауравами на поле Курукшетра («Махабхарата»). На значительной части площади стен восточной галереи представлен мифологический сюжет о взбивании Молочного океана богами и демонами-асурами с целью добыть напиток бессмертия — амриту. Имеются также обширные композиции на тему борьбы между богами во главе с Вишну (и его воплощением Кришной) и демонами; колоритные сцены жизни на небесах и в аду. Особый интерес представляет южная («историческая») галерея, рельефы которой, судя по имеющимся здесь же надписям, передают события эпохи правления Сурьявармана II (включая придворные сцены, военные процессии и т. д.).

Г. Бандиленко

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.