Образование КНР (Федоров, 1977)

Образование КНР (Федоров, 1977)

Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 г. по решению пленарной сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принявшей на себя функции Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и сыгравшей роль учредительного собрания республики.

Сессия приняла временную революционную конституцию страны (общую программу НПКСК), организационный статут НПКСК, закон об организации Центрального народного правительства, постановления о государственном флаге, гимне, новом летосчислении и о перенесении столицы государства в Пекин с возвращением ему старого названия.

Общая программа НПКСК провозгласила КНР «государством новой демократии», которое ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая. В качестве основы экономического развития страны программой провозглашался государственный сектор хозяйства, вместе с тем определялись пути развития кооперативного, мелкотоварного, государственно-капиталистического и частнокапиталистического секторов. Прямо о переходе Китая к социализму в общей программе не говорилось.

В программе было определено, что новая государственная власть в Китае представляет собой «демократическую диктатуру народа», основанную на союзе рабочих и крестьян и руководимую рабочим классом. Однако положение рабочего класса в системе политических и экономических отношений в тот период не давало оснований говорить о государственной гегемонии пролетариата. Юридическое закрепление руководящей роли рабочего класса в первых законодательных актах КНР не отражало реального соотношения классовых сил и в лучшем случае могло играть роль программной установки на будущее. Сессия BCH1I избрала Центральный народный правительственный совет — фактический высший орган государственной власти.

Центральный народный правительственный совет (ЦНПС) представлял КНР вовне, а внутри страны был облечен всеми полномочиями высшего органа государственной власти (законодательство, ратификация международных договоров, утверждение бюджета и отчета о его исполнении, назначение высших правительственных должностных лиц, решение вопросов войны и мира и т. д.). Пленарная сессия НПКСК, принявшая на себя функции ВСНЦ, никогда уже не созывалась, а избранный ею Всекитайский комитет НПКСК никакими полномочиями наделен не был. Функции главы государства выполнял ЦНПС, реализовывались же они в основном через деятельность председателя Центрального народного правительства (ЦНП). Законодательство и политическая практика восстановительного периода создали председателю ЦНП особое положение в государственной структуре КНР — выше обычной роли главы коллегиального органа власти. Председателем ЦНП стал Мао Цзэдун. Он же являлся и председателем Народно-революционного военного совета, занимая одновременно партийные посты Председателя ЦК КПК и председателя Высшего совета ЦК КПК.

Центральным народным правительственным советом были образованы Государственный административный совет — высший орган по делам административного управления государством, Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура.

Государственный административный совет (ГАС) в v общем занимал в государственной структуре КНР положение правительства, т е. быо высшим исполнительным и распорядительным органом государства. Вместе с тем он отличался от правительств социалистических государств по составу и компетенции: в него входили не все министры КНР, он не ведал вооруженными силами страны. ГАС фактически осуществлял и законодательную деятельность наряду с ЦНПС (например, в 1951 г. им был принят Временный таможенный кодекс). В перерывах между сессиями ВСНП ГАС был ответствен перед председателем ЦНП.

При ГАС были созданы возглавляемые заместителями премьера комитеты, три из которых были отраслевыми (политико-юридический, финансово-экономический, по культуре и просвещению) и один надотраслевой (народного контроля). Отраслевым комитетам было предоставлено право издавать и направлять распоряжения и приказы министерствам и ведомства, а также нижестоящим учреждениям. Эти комитеты сыграли серьезную роль в правотворческой деятельности первых лет существования КНР.

Среди местных органов власти в то время большую роль играли военно-административные комитеты крупных административных районов, созданных на базе больших освобожденных районов (Северо-Восток, Северный Китай, Восточный Китай, Северо-Запад, Юго-Запад, Центрально-Южный Китай). Они официально именовались «высшими органами местной государственной власти». Эти комитеты разрабатывали и вводили местные законы, многие из которых включались в сборники, имевшие общегосударственное значение.

В организации местных народных правительств была обобщена практика строительства органов власти в освобожденных районах. В качестве принципа устанавливалось, что народные правительства являются органами власти наряду с собраниями народных представителей. Однако, поскольку последние еще не созывались, народные правительства либо были единственными органами власти на местах, либо делили власть с конференциями представителей всех слоев народа, принимавшими на себя функции собраний народных представителей.

Основными принципами организации и деятельности государственных органов провозглашались демократический централизм и участие в управлении делами государства широких народных масс, представляющих все национальности страны. Принцип национального самоопределения населяющих Китай народов в программе отсутствовал. Решение национального вопроса было сведено к созданию районных национальных автономий. Кроме того, в программе устанавливались принципы военной системы, политики в области искусства и культуры, просвещения и внешней политики. Общая программа явилась основной базой законодательства КНР в восстановительный период. Все законы того времени, как правило, издавались со ссылкой на общую программу НПКСК. В соответствии со ст. 17 этой программу все прежнее китайское законодательство было отменено.

Важнейшими правовыми актами первых лет КНР явились законы о браке, о земельной реформе, положение о наказаниях за контрреволюционную деятельность (1951 г.), закон о наказаниях за коррупцию (1952 г.). Для этого времени была характерна организация в период массовых кампаний широкой сети чрезвычайных судов — «народных трибуналов». Обычные суды и органы прокуратуры создавались в составе местных народных правительств, были им подчинены и даже формально не считались независимыми от местных властей.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 393-396.

Рубрика