Кувейт в колониальную эпоху

Кувейт в колониальную эпоху

Кувейт в колониальную эпоху (XIX — середина XX века). С ослаблением Порты в 1760-х годах на аравийское побережье Залива проникла английская Ост-Индская компания (ОИК), которая в 1777 году заручилась благосклонностью шайха Абдаллаха, а в 1793 году, из-за конфликта с Портой, перенесла свою басрийскую факторию в Эль-Кувейт, чтобы монополизировать торговлю в этом уголке Персидского залива, но уже через два года вернула ее на прежнее место, во многом потому, что Кувейту стали угрожать ополчения Саудидов. Однако им нанесла решительный удар армия Мухаммада Али, в 1817—1819 годы завоевавшая Неджд и Эль-Хасу.

Некоторое время наследник Абдаллаха ибн Сабаха, Джабир (1814— 1859), правил, очевидно, под эгидой египетской военной администрации. В 1826 году его флотилия пришла на помощь Басре, осажденной окрестными племенами. В 1831 году население шайхства оценивалось в 4 тысячи человек, а в 1836 году здесь отмечалось присутствие чиновников-египтян. Ввиду того, что эль-кувейтский порт, очевидно, использовался войсками Мухаммада Али, британцы в 1839 году провели рекогносцировку на Файлаке, с замыслом обустроить там базу своего флота, но после эвакуации египетских сил в следующем году оставили эти планы.

Примечательно, что договоры о прекращении пиратства и борьбе против работорговли, навязанные Лондоном другим владетелям Залива, не касались Джабира ибн Абдаллаха: корсаров он не привечал, а в том, что касается торга невольниками, на княжество формально распространялось османское законодательство, запретившее его уже в 1830-е годы. С шайхом Джабиром в 1841 году было заключено особое соглашение о безопасности на море.

С середины XIX века западные промышленники и финансисты выдвигали идею о проведении железнодорожной линии от Средиземного моря до Персидского залива, но прокладка Суэцкого канала, завершившаяся к 1869 году, заставила отложить эти проекты в долгий ящик. При сыне Джабира, Сабахе (1859—1866), Кувейт процветал, обслуживая, в том числе, внешнюю торговлю эмирата Джебель-Шаммар в Северной Аравии, откуда, для дальнейшего сбыта в Индию, пригонялись табуны породистых скакунов. В 1870-е годы влияние Стамбула в Аравии временно укрепилось: в 1871 году вторжение султанских войск в Кувейт провалилось благодаря вмешательству Лондона, но в 1875 году сын шайха Сабаха, Абдаллах (1866—1892), все же формально получил пост управителя-каиммакама казы (уезда) Басрского вилайета. На транспортах кувейтцев османские регулярные подразделения перебрасывались в Эль-Хасу и на Катар. При брате шайха Абдаллаха Мухаммаде (1892—1896) англо-индийское правительство и его клиенты из туземного купечества все чаще присылали своих агентов. Под контроль негоциантов-индийцев перешла и ловля жемчуга. Личные капиталы шайха помещались в банки Бомбея, а его зять и фактический правитель княжества Юсуф Ибрахим считался ставленником Стамбула. Попытки шайха Мухаммада лавировать между двумя державами стоили ему жизни. После его гибели в мае 1896 года ему наследовал сводный брат (и, предположительно, организатор убийства) — Мубарак Старший (аль-Кабир, нередко переводится как «Великий»). Чтобы укрепить свой авторитет среди Ааль Сабах и примирить британские и османские интересы, он в 1897 году, подняв султанское знамя над своей резиденцией, признал верховную власть Порты как каиммакам. Поначалу шайх Мубарак выступил как противник британцев, а те сделали ставку на бежавшего в Индию Юсуфа Ибрахима, но скоро уяснили, что с легкостью устранить нового кувейтского правителя не удастся.

Обстановку резко обострил конфликт интересов Германской и Британской империй. Первая добилась от султана Абдул-Хамида II предоставления Дойче Банку предварительной концессии на завершение Багдадской железной дороги, конечным пунктом которой планировалось кувейтское побережье. Вторая жаждала обустроить в Кувейтской бухте военно-морскую базу. В 1898 году специальная миссия генерального консула Германии в Стамбуле Штемриха добивалась уступки части кувейтской территории под железнодорожные объекты. С собственным концессионным проектом строительства железной дороги из Кувейта к Средиземноморью выступил и российский негоциант граф Капнист. Чтобы бесповоротно вовлечь шайха Мубарака в «особые отношения», бомбейская администрация, через посредство Юсуфа и катарского шайха Касима Ааль Тани, спровоцировала нападение на Кувейт эмира Джебель-Шаммара Абд аль-Азиза Ааль Рашида. Османская интервенция, организованная под предлогом спасения казы от шаммаров, вынудила Мубарака ибн Сабаха, по секретному соглашению от января 1899 года, предоставить англо-индийским властям исключительные полномочия, в том числе руководство внешними сношениями и безопасностью К. В обмен на субсидии Ааль Сабах отказывались от продажи, уступки, сдачи в аренду или наем и какого-либо иного вида передачи своих земель иностранным гражданам или правительствам без одобрения из Бомбея. Поэтому немецкие инженеры, с ноября 1899 года обследовавшие устья Шатт-эль-Араба и прилежащее побережье северо-восточной Аравии на предмет вывода сюда железнодорожной магистрали, натолкнулись на препоны, выставленные шайхом Мубараком, который заподозрил в них султанских агентов.

Осенью 1900 года британцы втянули Мубарака ибн Сабаха в противостояние шаммарского и недждийского эмиров Абд аль-Азиза Ааль Рашида и Абд ар-Рахмана Ааль Сауда. Последний, вместе со своим сыном Абд аль-Азизом, нашел прибежище в Кувейте и, получив помощь, в январе 1901 года отбил у шаммаров Эр-Рияд, а затем почти весь центр Аравийского полуострова, но в марте потерпел поражение под Хаилем. В апреле османские войска, под предлогом разблокирования Эль-Кувейта, осажденного Ааль Рашид, попытались занять его. Но в его порту бросили якорь британские военные корабли, и шайх Мубарак тайно обратился с просьбой о покровительстве к России, которая в мае отклонила ее, не желая обострять отношений с Великобританией. Летом Стамбул, при прямом подстрекательстве Берлина, вновь попробовал ввести сюда свои силы, но когда в августе османский корвет появился в Кувейтской бухте, там уже стоял британский крейсер, который угрозой применения оружия заставил его удалиться. Назревавший международный кризис временно разрешил в сентябре обмен нотами между Лондоном и Стамбулом: шайхство оставалось самоуправляющейся казой Басрского вилайета, при сохранении британских позиций и османского сюзеренитета.

В 1902 году османское правительство при поддержке II Рейха вновь потребовало от Мубарака ибн Сабаха признания своей верховной власти и согласия на размещение в его владениях гарнизона. В 1903 году Великобритания предприняла ответный шаг — поставила свои суда на рейд Эль-Кувейта, а ее министр иностранных дел лорд Г. Ч. Лэнсдаун впервые официально огласил содержание договора 1899 года. Для его соблюдения в 1904 году сюда был назначен политический агент, а Лондон получил право на обслуживание почтовой связи в княжестве. Завершающий участок Багдадской дороги так и не был достроен. При шайхе Мубараке в Кувейте открылись почтовое и телеграфное отделения, госпиталь и светская школа (Мубаракийя, с 1911); для обучения воинов приглашались османские армейские инструкторы, а в экономике доминировал британский капитал, которому принадлежала 1/7 обрабатываемых земель. Княжество уже вступало в длительную полосу кризиса, связанного с тем, что источники его былого процветания уходили в прошлое, а относительно свободная ранее торговля сковывалась ограничениями и блокадами нового времени. В 1911 году резкое повышение налогов на транзитный вывоз жемчуга из Бахрейна сильно ударило по торговым связям Кувейта.

Обязательство Лондона и Стамбула соблюдать статус-кво в Кувейте подтвердила и конвенция о Персидском заливе июля 1913 года, которая определяла сухопутные границы автономной казы, но осталась не ратифицированной. В октябре шайх Мубарак предоставил Великобритании исключительные права на разработку, добычу и транспортировку нефти, открытой в его владениях в 1910 году. К этому времени Абдель Азиз Ааль Сауд вытеснил османские отряды из Эль-Хасы, и владения Ааль Сабах оказались с юга и запада окружены территориями, подконтрольными ваххабитам. В июне 1914 года Германия уступила Великобритании право на строительство участка Багдадской дороги между Басрой и Эль-Кувейтом, а в ноябре, после вступления Османской империи в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, «правительство его величества» признало Кувейт «независимым шайхством под британским протекторатом», а затем присоединило к нему некоторые приграничные местности Басрского вилайета. После нападения британцев на кувейтское судно под османским флагом Мубарак Великий ввел в употребление и собственное знамя. Тогда же, в 1914 году, появление первых опреснительных установок дало старт технологической модернизации княжества.

В ноябре 1915 года Эль-Укайрские соглашения между Великобританией и Недждом гарантировали неприкосновенность пределам Кувейта. Последовавшая вскоре смерть шайха Мубарака вызвала междоусобицы его отпрысков: сначала наследником провозгласил себя старший сын — Джабир аль-Мубарак, но после его кончины в феврале 1917 года ему наследовал младший — Салим аль-Мубарак. Он предоставил османскому командованию возможность использовать эль-кувейтскую гавань для перевозок провианта и фуража, что заставило британцев с февраля по ноябрь 1918 года блокировать Эль-Кувейт с моря. После окончания мировой войны Великобритания использовала Салима для нажима на Абдель Азиза Ааль Сауда: небольшую войну 1919—1920 годов спровоцировал напор вооруженных поселенцев-ваххабитов — «братьев» (ихван), которые создавали в при-граничных районах укрепленные деревни-«исходы» (хиджра), где жили и вели хозяйство. Одну из них, Эль-Карья-эль-Ула, заселенную выходцами из бану-мутайр, Ааль Сабах относили к своим владениям, при том, что Абдель Азиз оспаривал их южные рубежи. Весной 1920 года шайх Салим аль-Мубарак двинулся на Эль-Карья-эль-Ула, но на подступах к ней, при Хамде, в апреле потерпел поражение от «братьев» под началом Файсала ибн Султана ад-Давиша, который в октябре того же года напал на оазис Эль-Джахра, находившийся в руках Салима, но был отбит. Хотя на правах протектора Великобритания прислала в зону столкновения 2 воздушных и 2 морских судна, ихван продвинулись до Эз-Зубайра в Ираке, т. е. захватили большую часть шайхства, спровоцировав полномасштабную интервенцию британцев. Завязались переговоры, в которых К. представлял дружественно настроенный к Ааль Сауд сын покойного шайха Джабира Ахмад, наследовавший в феврале 1921 года своему дяде Салиму. Ему пришлось решать и пограничный конфликт с Ираком, назревший еще в 1918 году — до возникновения этой мандатной территории. 

В то же время он должен был стремительно создавать базовые институты для своего княжества: в апреле был учрежден первый Консультативный совет при эмире, заседавший в Эль-Кувейте.

В декабре 1922 — январе 1923 года послы Саудидов и Хашимитов (в отсутствие послов Кувейта), при посредничестве сэра Перси Кокса, провели в Эль-Укайре переговоры, которые увенчались соглашением о передаче части Неджда Кувейту и Ираку и созданием между ними свободных пограничных зон для кочевников. Площадь кувейтско-недждийской зоны составила 5200 кв. км, а общая площадь княжества сократилась по сравнению с границами 1913 года. Набеги ихван на кувейтские рубежи продолжались и без санкции Саудовского дома, который, правда, изменил к ним свое отношение, а в 1930 году и вовсе подавил движение как мятежное. Однако сами Саудиды до 1937 года держали Кувейт в торговой блокаде, тревожа его пределы периодическими налетами, с расчетом ослабить его и отторгнуть в свою пользу спорные земли, составлявшие от половины до двух третей его площади.

В этих условиях шайх Ахмад аль-Джабир, сочтя британский протекторат недостаточно эффективным, отказал в предоставлении единой концессии Англо-Персидской нефтяной компании (АПНК) и настоял на ее паритетном разделе с одной из американских корпораций. Чтобы задобрить шайха, британцы, в ущерб подмандатной территории Ирак, в апреле 1923 года включили в состав его владений Варбу, Бубиян и еще 6 островов в устье Шатт-эль-Араба. Так, обретя свои современные границы (кроме южных), княжество с 1927 года фактически превратилось в британскую колонию. В 1928 году публицист Абд аль-Азиз ар-Рашид, автор первой «Истории Кувейта» (1926), приступил к выпуску первого периодического издания в стране — англоязычного «Кувейт мэгэзин», за которым вскоре последовал арабоязычный литературный журнал «Ал-Кувайт».

В 1910—1920-е годы закладывался фундамент будущего Кувейта, где сравнительно рано (не без прямого содействия британцев) задумались о развитии современной инфраструктуры. На исходе 1920-х он, как и его соседи по Заливу, балансировал на грани катастрофы, вызванной, с одной стороны, эффектом мирового экономического кризиса 1929—1933 годов, а с другой — изобретением технологии искусственного производства жемчуга, которое положило конец его добыче в береговых водах княжества. Спрос на натуральные перлы, которые ранее сотнями судов доставлялись в Европу и Америку, резко упал, вместе с ценами на все прочие ювелирные изделия. Оживленные пути сухопутного и морского транзита, на которых выросло шайхство, окончательно стали достоянием прошлого. Единственный источник обогащения для кувейтских моряков — контрабанда золота в Британскую Индию — никак не мог восполнить потери важнейших статей дохода. К этому времени множество состоятельных торговцев покинули княжество, не в силах противостоять обнищанию и деградации своего многовекового промысла.

С открытием в конце 1920-х — начале 1930-х годов колоссальных нефтяных месторождений Персидского залива началось противоборство британских и американских монополий. В 1927 году, несмотря на свою в целом пробританскую ориентацию, Ахмад аль-Джабир передал концессию на добычу «черного золота» американской компании «Истерн Галф Ойл». Великобритания, под давлением США, пошла на учреждение на паритетных началах («Галф ойл» и АПНК) акционерной «Кувейт ойл компани» (КОК), которая в 1934 году получила монополию на нефтеразведку и нефтедобычу на землях шайхства. В 1937 году она открыла громадные запасы нефти в Бургане, к освоению которых приступила через год, но доходы от продаж сначала не покрывали даже расходную часть бюджета. 

Иностранная гегемония и отголоски мирового экономического кризиса стимулировали антизападные настроения, которые сформулировали здесь «младокувейтцы», из местных интеллектуалов, обучавшихся за границей. В 1938 году произошла первая в истории страны забастовка. Шайх Ахмад в июне этого года даровал конституцию — первую во всей истории Аравии, которая существенно урезала его всевластие в пользу формальных органов — Законодательного и Консультативного совета. Однако в начале 1939 года, при активной поддержке Великоб-ритании, протекторат которой он теперь признал официально, шайх пересмотрел основной закон, вернув себе право роспуска Законодательного совета и вето на все его решения, после чего обрушил на младокувейтцев кровавые репрессии. В том же году шайх Ахмад принял титул эмира, а в следующем Саудовская Аравия признала Кувейт формально независимым государством под британским протекторатом. Вторая мировая война приостановила все буровые работы, а британские гарнизоны усиливались на случай возможного нападения из Ирака, где создалась угроза прогерманского путча: хотя в июне 1941 года Великобритания разместила в обеих странах крупный воинский контингент, к февралю 1942 года вермахт разрабатывал специальную директиву, предусматривавшую оккупацию нефтеносных районов Ближнего Востока. В том же году две нейтральные зоны — между Кувейтом и Королевством Саудовская Аравия (КСА) и между КСА и Ираком — были административно объединены. Тогда же К. учредил свой первый банк, но сокращение транзитной торговли под влиянием мировой войны усугубило экономические трудности эмирата, где начался голод. На этом фоне продолжались преследования младокувейтских кружков.

1946—1982 годы стали для Кувейта «золотым веком». Начало и стремительный рост добычи нефти сразу по завершений мировой войны (1946 год — 800 тысяч тонн, 1964 год — 115 миллионов тонн) принес с собой быстрое экономическое развитие и формирование пролетариата, наиболее организованная часть которого — нефтяники (60 % самодеятельного населения) провела первую всеобщую забастовку рабочих КОК уже в 1948 году. После смерти Ахмада Ааль Сабаха в январе 1950 года его кузен (сын шайха Салима) и наследник Абдаллах перед лицом активизировавшейся оппозиции принял масштабную программу общественных работ для внедрения современных жизненных стандартов, разработанную британскими советниками (строительство современной сети автодорог, аэропорта, электростанций и опреснительных предприятий). Стачечная волна 1950—1952 годов в нефтяной промышленности вынудила власти обещать, помимо социальных реформ и повышения жизненного уровня, предпринять меры по ликвидации протектората. В 1951 году шайхство обзавелось собственной службой радиовещания. По соглашению с КОК с начала 1952 года увеличились (до 50 % доходов компании) концессионные платежи Кувейту, который превратился в крупнейшего экспортера нефти в Заливе. Все это происходило на фоне Июльской революции 1952 года в Египте и политико-экономического кризиса в Иране 1951 — 1953 годов, когда национализация промыслов Англо-Иранской (бывшей Англо-Персидской) нефтяной компании кабинетом М. Мосаддека косвенно способствовала тому, что западные потребители обратились за «черным золотом» к лояльному Кувейту. Сюда устремился поток неквалифицированной и низкоквалифицированной рабочей силы не только из Ирана, но и из Индии, Пакистана и Египта, а позднее — с оккупированных Израилем палестинских территорий, что на десятилетия вперед втянуло эмират в фарватер арабо-израильского противостояния.

В ноябре 1956 года демонстрациями и митингами против англо-франко-израильской агрессии в Египте кувейтцы обозначили свои симпатии к режиму Г. А. Насера. Они неуклонно росли здесь и в дальнейшем, когда сложились преимущественно подпольные организации арабских националистов, поддерживавших тесные связи с палестинцами. В 1960 году княжество, еще даже не являвшееся формально независимым, стало, наряду с Ираном, Ираком, КСА и Венесуэлой, одним из членов-основателей ОПЕК, окончательно уладив все противоречия с Эр-Риядом, с которым оно договорилось о половинном разделе доходов от нефтедобычи на территории нейтральной зоны — как на суше, так и в прибрежных водах.

Т.К. Кораев

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 585-589.

Рубрика