Румыния в 1917 – 1939 годы

Румыния в 1917 – 1939 годы

Долгое время дунайские княжества находились под игом Османской Турции. Конституция Румынии 1866 г. определила ее строй как конституционную монархию с двухпалатным парламентом. Политическая власть находилась в руках крупного дворянства — бояр, выразителем их интересов являлась партия консерваторов.

Буржуазия и мелкие земледельцы поддерживали либеральную партию. Румыния стала независимым суверенным государством после поражения Турции в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.

В конце XIX в. во многих отраслях румынской экономики господствовали французские монополии. В первую мировую войну Румыния примкнула к Антанте, но уже в самом начале военных действий ее армия была разбита, три четверти королевства подверглись оккупации германскими войсками.

Под влиянием Великой Октябрьской революции в стране начался подъем рабочего движения. Правящий класс был вынужден ввести 8-часовой рабочий день, провести избирательную реформу и даже обещать крестьянам землю,

В 1921 г. была образована компартия Румынии, произошла перегруппировка политических сил, повлекшая создание национал-либеральной и национал-царанистской партий.

Королевская Румыния верно служила международному империализму. Он отводил ей роль одного из звеньев так называемого «санитарного кордона» против СССР. Внешняя политика боярской Румынии носила ярко выраженный антисоветский характер. За все это Румынию «наградили» присоединением к ней Трансильвании, Баната, Южной Добруджи и Буковины. Антанта санкционировала захват Румынией Советской Бессарабии в 1918 г. Румыния превратилась в самое крупное балканское государство.

В сельском хозяйстве страны имелись многочисленные феодальные пережитки в виде отработочной аренды, издольщины и других натуральных повинностей. В 1921 г. была одобрена аграрная реформа для Старого королевства (в довоенных границах Румынии), а на следующий год — особые земельные законы для Буковины, Трансильвании, Кришаны и Марамуреша. Эти преобразования, затянувшиеся до 1934 г., проводились на условиях выкупа у собственников земли и предоставления ее крестьянам во временное пользование на арендных условиях. В итоге помещики за счет налогоплательщиков укрепили свои хозяйства. Государство уплатило помещикам наличными огромные суммы выкупной ренты. Но даже такая куцая реформа не была доведена до конца и всячески саботировалась реакционерами. К тому же, как гласил закон, лица, не внесшие четырех арендных взносов (а затем выкупных платежей за предоставленную в собственность землю), лишались своих наделов. Крестьянская беднота облагалась боярами огромной данью. В румынской деревне по-прежнему свирепствовал земельный голод.

28 марта 1923 г. была принята новая Конституция Румынии. Декларируя суверенитет народа, права и свободы подданных, она в то же время сохраняла монархическую форму правления. Законодательная власть осуществлялась монархов и двухпалатным парламентом. Король мог распустить парламент.

Исполнительная власть вручалась монарху, который назначал и смещал министров. Одновременно Конституция фиксировала принцип ответственности правительства перед парламентом. Король также являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами государства, заключал международные соглашения. Монархия в Румынии была оплотом реакции.

Избиравшийся на 4 года парламент состоял из палаты депутатов и сената. Нижняя палата формировалась путем выборов, к которым допускались румынские подданные, достигшие 21 года и прожившие не менее 6 месяцев в данном избирательном округе.

Конституция лишала права голоса женщин, военных и государственных служащих. Все эти ограничения приводили к тому, что в Румынии количество избирателей не превышало 20—25 процентов, а число проголосовавших—15—17 процентов всего населения страны. К этому следует добавить, что в 1926 г. была введена реакционная мажоритарная избирательная система. Партия, собравшая 40 процентов голосов избирателей, получала абсолютное большинство мандатов в парламенте.

Сенат формировался откровенно недемократическим путем. Только часть его членов избиралась, причем был установлен довольно высокий возрастной ценз — право быть избранным и избирать в сенат имели лишь лица, достигшие 40 лет; выборы были двухстепенными. Членами сената становились в силу своего официального положения лица королевской фамилии, высшее духовенство, члены Верховного суда и т. д. Часть сенаторов избиралась торговыми, промышленными и сельскохозяйственными палатами, а также университетами страны. Один сенатор представлял мусульманское население королевства. Такой способ формирования сената превращал этот орган в оплот реакционных сил. При этом необходимо иметь в виду, что по Конституции 1923 г. законопроект становился законом только в том случае, если он принимался и палатой депутатов, и сенатом, а затем утверждался монархом. Таким образом, верхняя палата служила надежным противовесом нижней.

В Конституции были записаны некоторые буржуазно-демократические свободы, однако они оставались на бумаге, поскольку власти систематически прибегали к так называемому «чрезвычайному» законодательству. Как правило, во время выборов вводилось осадное положение. В 1924 г. была запрещена компартия.

В довоенной Румынии большую остроту приобрели аграрный и национальный вопросы. Хотя в стране проживали венгры, сербы, греки, армяне, украинцы, евреи, цыгане, русские, а также другие народности, Конституция объявила королевство «единым национальным и неделимым государством».

Румынские власти проводили шовинистическую политику по отношению к этническим меньшинствам, насаждали национальную рознь и вражду. Присоединенные к «Старому королевству» области с преобладанием нерумынского населения рассматривались как объект колониальной эксплуатации. Национальные меньшинства последовательно лишались своих политических и гражданских прав, их принудительно старались ассимилировать.

Специфической для Румынии являлась насильственная экспроприация собственности лиц, которые не принадлежали к господствующей нации, что достигалось как чисто административными мерами, так и при помощи национализации. Затем изъятое имущество законодательным путем передавалось монополистической буржуазии «Старого королевства».

Для лучшей реализации колонизаторской политики правящих кругов была проведена унификация и кодификация административного права страны. С этой же целью был создан Высший административный совет королевства.

В 1931 г. в Румынии возникали многочисленные фашистские организации: «Железная гвардия», Лига национально-христианской защиты, «Рыцари» и др. Их субсидировала гитлеровская Германия. Правительство Румынии знало об этом, и тем не менее оно не мешало «Железной гвардии» открыто проводить свои сборища, вооруженные демонстрации и т. д. Лидеры буржуазных партий постепенно капитулировали перед фашистскими организациями. Попытки компартии создать мощный антифашистский Народный фронт из-за пассивности и противодействия лидеров социал-демократов, национал-царанистов успеха не имели.

В феврале 1938 г. король Кароль II совершил государственный переворот и установил режим личной диктатуры. Его поддержала верхушка монополистов и аграриев. Конституция 1923 г. была отменена и введена новая, в которой ликвидировались ранее признававшиеся буржуазные права и свободы. Политические партии, профсоюзы и антифашистские объединения запрещались. Вместо них по фашистскому образцу, был создан «единый фронт национального возрождения». Он объявлялся единственной организацией, обладающей правом выдвигать кандидатуры на парламентских, административных и профессиональных выборах. Парламент был распущен на неопределенный срок, и его созыв зависел от усмотрения монарха.

В стране установился реакционный политический режим. В марте 1939 г. с Германией был подписан договор «об укреплении экономических отношений». Румыния все теснее сближалась с гитлеровской Германией, двигаясь в фарватере ее агрессивной политики. Последнее в конечном счете и определило участие этого государства на стороне фашистских держав во второй мировой войне.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 422-425.

Рубрика