Чехословакия в 1917 – 1939 годы

Чехословакия в 1917 – 1939 годы

До первой мировой войны Чехословакия входила в состав Австро-Венгрии. Чешские земли имели развитую промышленность, здесь размещалось свыше 70 процентов заводов и фабрик империи, существовал многочисленный пролетариат.

Свободолюбивый чешский народ столетиями боролся за свою независимость. Под влиянием Октябрьской революции национально-освободительное, революционное и демократическое движение приняло особенно сильный размах. Росла солидарность трудящихся Чехословакии с Советской Россией.

В этих условиях буржуазные политические партии, стремясь возглавить, подчинить своему влиянию движение масс с тем, чтобы сохранить устои капитализма, в короткий срок из монархических превратились в республиканские, а их лозунги стали носить более радикальный характер.

Для координации действий буржуазные партии летом 1918 г. образовали Национальный комитет. После капитуляции Австро-Венгрии перед Антантой президиум Национального комитета решил взять власть, дабы она не попала в руки других сил. На заседании Национального комитета 28 октября 1918 г. с участием представителя Словацкого национального Совета был принят закон о создании самостоятельного чехословацкого государства. В опубликованном манифесте говорилось, что Национальный комитет является единственным полноправным органом по управлению страной.

Провозглашение самостоятельной государственности Чехословакии имело огромное значение. Эта важная веха в истории чешского и словацкого народов — результат победы национально- демократической революции. Буржуазия Чехии и Словакии стремилась ослабить революционное движение трудящихся, не допустить радикальных перемен в социально-экономическом строе.

Представители Национального комитета убедили австрийского наместника официально признать новую власть. И тут же обе стороны договорились о том, что прежняя «государственная администрация останется по своему составу и компетенции прежней и будет функционировать в прежнем порядке».

Буржуазия, придя к власти, не спешила с политическими реформами, а, наоборот, стремилась по возможности сохранить органы управления империи. Ст. 3 закона от 28 октября 1918 г. устанавливала, что заимствованные государственные органы и институты в своей деятельности «временно» руководствуются прежними законами и постановлениями. Прежний механизм управления в области военного дела, полиции, финансовой службы, методы и приемы властвования фактически оставались без изменений.

Закон от 28 октября 1918 г. оставлял в силе австрийские и венгерские правовые нормы и даже законы, принятые во время первой мировой войны. Чехословацкая республика сохраняла систему права Австро-Венгерской империи, кроме так называемого «тронного права» (норм о положении монарха, его семьи, двора и т. д.).

14 ноября 1918 г. Национальный комитет принял закон № 37/1918 о временной конституции. В нем определялись структура и круг полномочий высших органов республики: Национального собрания, президента республики и правительства. Первым президентом был избран Т. Масарик.

В 1919 г. депутаты от правых партий добились принятия Национальным. собранием Закона № 271/1919, согласно которому парламент утратил право избирать правительство. По этому закону правительство назначалось и отзывалось президентом, т. е. полностью зависело от него. Президент получил право председательствовать на заседании правительства и требовать от министров письменных сообщений по любому вопросу. Возможности парламента контролировать деятельность правительства были ограничены.

После провозглашения независимости правительство под давлением народных масс приняло ряд законов: об аграрной реформе (апрель 1919 г.), о введении 8-часового рабочего дня, о государственном страховании по безработице, о выделении пособий инвалидам, об официальном признании фабричпо-заводских комитетов, о рабочем контроле в шахтах и др. Однако проведение аграрной реформы растянулось на ряд лет, что оказалось выгодным помещикам и кулакам.

В целом же социальное законодательство Чехословакии в межвоенные годы было одним из передовых среди буржуазно- демократических стран. Эти уступки буржуазия сделала под давлением трудящихся, прежде всего пролетариата. Господствующий класс был перепуган размахом революционного движения, особенно в декабре 1920 г. В некоторых местах власть переходила в руки рабочих и их профсоюзов. В Словакии и Закарпатской Украине в 1919 г. были провозглашены советские республики. Стал популярен лозунг «Вся власть Советам!». В 1921 г. была создана Коммунистическая партия.

В этих условиях правительство вынуждено было маневрировать. После провозглашения независимости вступил в силу ряд демократических законов, в том числе о введении всеобщего избирательного права. Но уже в 1923 г. по закону об охране республики ограничивалась свобода слова и печати, запрещалась всякая критика правительства и государственных органов. Для разгона рабочих демонстраций полиция не раз применяла оружие. Реакция создавала ультраправые организации.

В марте 1920 г. Национальное собрание приняло Конституцию Чехословакии. Она оформила буржуазно-демократический строй республики, провозгласила свободу печати, право собраний, союзов, неприкосновенность жилища и т. д. В ней предусматривались права для национальных меньшинств. Эта Конституция являлась одной из передовых среди буржуазных конституций того времени. Однако по ст. 113 в случае угрозы для «республиканской формы правления или общественного спокойствия и порядка» указанные свободы могли быть отменены.

Конституция закрепила общественное и государственное устройство, выгодное буржуазии. Она составлялась с учетом буржуазных государственно-правовых теорий, но вместе с тем содержала немало положений прогрессивного характера, которые могли стать полезными рабочему классу и трудящимся. Эти положения предоставляли определенные возможности для борьбы против политической власти буржуазии, методов и форм осуществления ее классового господства. В существовании и реализации таких положений были заинтересованы все прогрессивные силы, боровшиеся за демократию и социализм.

Конституция объявила народ единственным источником власти. Она провозглашала равенство граждан, свободу печати, собраний, свободу религий и т. д. Провозглашалось равенство чехов и словаков перед законом. Однако в стране фактически господствовала чешская буржуазия, а Словакия рассматривалась ею как аграрный придаток республики. По своему экономическому развитию Словакия значительно отставала от чешских областей. В Закарпатской Украине учреждался свой сейм, но во главе этой территории стоял губернатор.

Концепция «единой чехословацкой нации» получила в Конституции юридическое оформление. В ней не упоминалось о существовании чешского и словацкого народов, говорилось о чехословацком народе и о чехословацком языке (§ 131).

Насильственная «чехизация» государственной жизни в Словакии подрывала идею и принципы совместной государственности чехов и словаков. Словаки не имели своих национальных органов, которые могли бы представлять их интересы. Управление Словакией строилось подобно управлению чешскими землями с тем, однако, отличием, что на территории Словакии в большей степени сохранились законы Австро-Венгрии. В частности, местное самоуправление было полностью подчинено специальным чиновникам «нотарам», обладавшим более широкими правами по отношению к выборным органам на местах, чем правительственные чиновники в городах и районах Чехии, Моравии и Силезии.

Основное внимание в Конституции уделялось организации и взаимоотношениям высших органов власти. Законодательная власть осуществлялась Национальным собранием. Нижняя палата именовалась палатой представителей, верхняя — сенатом. Первая избиралась гражданами в возрасте 21 года и выше сроком на 6 лет. Легислатура сената — 8 лет. Для участия в выборах в сенат возрастной ценз составлял не менее 26 лет, для членов нижней палаты — 30 лет, а верхней — 45 лет. Выборы были всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании, но имелся ценз оседлости. С 1924 г. солдаты были лишены избирательных прав.

Любой законопроект, принятый палатой представителей, мог быть отклонен или задержан на 6 месяцев сенатом. Повторное голосование требовало вотума в 2/з голосов депутатов нижней палаты. Сенат выполнял охранительную роль и по существу являлся тормозом при проведении прогрессивных законов. Правительство в лице президента и министров несло ответственность перед Национальным собранием.

Президент являлся главой государства. Он избирался на 7 лет. Компетенция президента охватывала большой круг вопросов. Он мог назначать и увольнять министров, требовать от них докладов, председательствовать на заседаниях правительства, заключать международные договоры, распускать парламент, вводить военное положение и др. Президент являлся верховным командующим вооруженными силами.

В системе высших органов учреждался Конституционный суд, который определял соответствие законов или иных актов Конституции, рассматривал жалобы граждан на административные органы. Остальные суды делились на гражданские, уголовные, военные, полицейские и финансовые. Судебная система была сложной. Сохранили силу многие старые законы в области гражданского права. Так, в Чехии применялись нормы австрийского гражданского кодекса 1811 г., в Словакии — венгерское право.

До 1939 г. в конституцию было внесено лишь несколько дополнений. Поправка 1926 г. ограничила право национальных меньшинств на употребление родного языка при официальных обращениях в государственные органы. Законы 1927—1928 гг. сузили права органов местного самоуправления, усилили централизацию управления. В 1933 г. парламент, опираясь на ст. 113 Конституции, принял закон об охране республики. Эти дополнения шли вразрез с общими принципами о свободе и демократии, зафиксированными в Конституции.

Чехия была высокоразвитой индустриальной страной с многочисленным пролетариатом. Созданная в 1920 г. компартия имела много сторонников. В середине 20-х годов ее фракция в парламенте стала второй по численности. По инициативе компартии в 1935 г. был подписан советско-чехословацкий договор о взаимопомощи.

Установление фашистской диктатуры в Германии, оккупация ею Австрии создали для Чехословакии серьезную опасность. Внутри страны гитлеровская «пятая колонна», действуя через своих агентов, требовала «автономии» для Судетской области, населенной в большой мере немцами. Деятельность гитлеровцев угрожала существованию государства, но чехословацкое правительство не приняло достаточных мер по его защите.

Судьба Чехословакии была решена в Мюнхене 29—30 сентября 1938 г. Главы правительств Англии, Франции, Италии и Германии заставили правительство Чехословакии передать Германии Судет- скую область. Вскоре гитлеровские войска заняли западную часть страны, а в марте 1939 г.— Чехию и Моравию, из которых был образован «протекторат», включенный в состав гитлеровской Германии. Тешинская Селезня была захвачена Польшей, а в Словакии 14 марта 1939 г. при содействии и по прямой указке гитлеровцев клерикально-фашистские и сепаратистские круги словацкой буржуазии образовали «самостоятельное словацкое государство», политический строй которого был создан в основном по фашистскому образцу. «Самостоятельность» этого государства имела мнимый характер, так как оно попало в полную зависимость от гитлеровской Германии.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 411-415.

Рубрика