Федеративная республика Германия [1949— 1990]

Федеративная республика Германия [1949— 1990]

Первым федеральным канцлером нового государства был избран К. Аденауэр, первым президентом — Т. Хейсе. На протяжении 15 лет лицо ФРГ определяли христианские демократы, побеждавшие на парламентских выборах 1953, 1957 и 1961 годов, получив соответственно 36,4, 39,7 и 35,8 % голосов избирателей. Во внутренней политике был взят курс на создание социальной рыночной экономики (автор концепции — министр экономики Л. Эрхард), в основе которой лежала согласованная деятельность и взаимная ответственность государства, предпринимателей и работников. Уже в 1950 году была отменена карточная система. В 1950-е годы в стране наблюдался экономический подъем, названный современниками «экономическим чудом». С 1948 по 1953 год объем промышленного производства вырос в три раза. В короткий срок был совершен рывок от «общества голода» к «обществу пресыщения». Ежегодно строилось около 500 тысяч квартир, 70 % которых составляло муниципальное жилье. К 1962 году была достигнута полная занятость. Рабочая неделя сократилась с 52 до 46 часов. В 1957 году была проведена пенсионная реформа, итогом которой стало существенное увеличение пенсий рабочих (на 65 %) и служащих (на 72 %). Были введены детские пособия. «Закон о возмещении ущерба» (16 мая 1952 года) гарантировал существенную материальную помощь тем, кто пострадал от войны, изгнаний и экспроприаций в Восточной Германии. Под давлением профсоюзов в 1951 году был принят закон «Об участии трудящихся в управлении предприятиями горной и металлургической промышленности», в 1952 году — закон о производственных советах. Внешняя политика правительства Аденауэра была направлена на превращение ФРГ в равноправного партнера стран Запада. В 1951 году ФРГ стала членом Европейского Совета и Европейского общества угля и стали, в 1955 году — вступила в НАТО. Оккупационный статут, переданный Аденауэру верховными комиссарами западных оккупационных держав 21 сентября 1949 года и ставивший под контроль внешнюю политику и экономику ФРГ, отменил подписанный в мае 1952 года Боннский договор. 25 марта 1957 года были подписаны Римские соглашения о создании Европейского экономического сообщества, учредителем которого была и ФРГ. Нормализировались отношения с Францией. В 1957 году, после проведения референдума, Саар присоединился к ФРГ. 22 января 1963 года ФРГ и Франция подписали договор о сотрудничестве.

Одним из принципов внешней политики правительства Аденауэра была претензия ФРГ на единоличное представительство всей Германии на мировой арене: с государствами, признававшими ГДР, дипломатические отношения не устанавливались. Впервые эта доктрина была применена в 1957 году в отношении Югославии. Однако для СССР сделали исключение: визит Аденауэра в сентябре 1955 года в Москву завершился подписанием договоров о возвращении на родину 10 тысяч немецких военнопленных и об установлении дипломатических отношений между странами.

В 1963 году Аденауэр ушел в отставку. Новым канцлером стал Л. Эрхард, который, несмотря на все свои заслуги перед немецким народом, не смог удержать ХДС/ХСС у власти. В ответ на разработку чрезвычайных законов в стране стало набирать силу широкое движение внепарламентской оппозиции (АРО). В 1966— 1967 экономика ФРГ вступила в фазу рецессии. СвДП, не желая нести ответственность за бюджетный дефицит, 27 октября 1966 года вышла из правительства, и Эрхард вынужден был покинуть пост канцлера.

1 декабря 1966 года к власти пришло правительство «большой коалиции» во главе с К. Кизингером (ХДС). Вице-канцлером и министром иностранных дел стал В. Брандт — лидер СДПГ, которая в своей Годесбергской программе 1959 года отказалась от постулатов марксизма, выдвинув в качестве основных ценностей принципы свободы, справедливости и солидарности. В основу правительственного курса была положена концепция «глобального регулирования», разработанная министром экономики К. Шиллером, что позволило к 1968 восстановить прежние темпы экономического роста. Стремясь к проведению более реалистичной внешней политики, правительство установило дипломатические отношения с Румынией и Югославией. Однако в стране уже давно назревал конфликт поколений. Молодежь, недовольная идеалами отцов, их прагматизмом, готовностью к компромиссам, замалчиванием нацистского прошлого, возглавила широкое протестное движение, вылившееся в массовые манифестации и гражданские инициативы. В апреле 1969 года была создана Германская коммунистическая партия, заменившая запрещенную в 1956 году КПГ. Стало формироваться движение «зеленых». Большую популярность приобрели идеи «новых левых», в том числе философов Франкфуртской школы. Правые националисты создали Национал-демократическую партию Германии (НДП).

28 сентября 1969 года на выборах в бундестаг победила СДПГ (42,7 % голосов избирателей), ХДС набрала 36,6 %, ХСС - 9 %, СвДП - 5,8 %. Была сформирована социал-либеральная коалиция (СДПГ — СвДП), которую возглавил В. Брандт. Вице-канцлером и министром иностранных дел стал В. Шеель. Новое правительство взяло курс на расширение демократии. Была проведена избирательная реформа, предоставившая право участия в выборах молодежи с 18 лет; внесены поправки в уголовное и административное законодательство; проведена амнистия для участников студенческих выступлений 1968 года; с целью реального соблюдения гарантированного конституцией равенства полов реформировано семейное право. Началась реформа системы образования, предусматривавшая введение школ нового типа (Gesamtschule), расширение системы государственных стипендий, введение новых программ обучения в школах и вузах с целью ликвидировать отставание в этой сфере от других европейских стран. 19 января 1972 года вступил в силу новый закон о предприятиях (Betriebsverfassungsgesetz), расширивший права производственных советов.

Внешняя политика правительства Брандта — Шееля была направлена на нормализацию отношений со странами Восточного блока (так называемая «новая восточная политика»). 28 ноября 1969 года ФРГ присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. 12 августа 1970 года был подписан Московский договор о сотрудничестве и отказе от применения силы между СССР и ФРГ с признанием нерушимости всех послевоенных границ в Европе, включая границу по Одеру — Нейсе, а 7 декабря — аналогичный договор с Польшей. Поскольку ратификация этих договоров увязывалась правительством ФРГ с решением вопроса о статусе Западного Берлина, правительства СССР, США, Великобритании и Франции 3 сентября 1971 пошли на подписание соглашения, закреплявшего status quo: особый правовой статус Западного Берлина в обмен на гарантии свободного транзита из ФРГ. В ходе парламентских дебатов о ратификации договоров с СССР и Польшей оппозиция 27 апреля 1972 года попыталась объявить конструктивный вотум недоверия правительству, но для победы ей не хватило двух голосов. Чтобы избавиться от патовой ситуации в бундестаге, правящая коалиция инициировала проведение досрочных выборов.

На досрочных выборах в парламент 19 ноября 1972 года победу одержала правящая коалиция: 45,8 % голосов избирателей получила СДПГ, 8,4 % достались СвДП. Выборы показали, что население поддерживает курс правительства на нормализацию отношений ФРГ с восточными соседями, и уже 21 декабря 1972 года был подписан Договор об основах взаимоотношений между ГДР и ФРГ, предусматривавший взаимное признание двух германских государств, отказ от применения силы и нерушимость общих границ. 18 сентября 1973 года ГДР и ФРГ стали членами Организации Объединенных Наций. Однако после разоблачения референта канцлера Г. Гийома, агента спецслужб ГДР, В. Брандт 5 мая 1974 года был вынужден уйти в отставку. Его преемником на посту канцлера стал прагматичный Г. Шмидт. Посты вице-канцлера и министра иностранных дел получил Г. Д. Геншер (СвДП). Несомненной заслугой нового правительства стал вывод страны из длительного мирового экономического кризиса с наименьшими, по сравнению с большинством европейских стран, потерями. Была проведена структурная модернизация промышленности, сделана ставка на стимулирование свободного предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса, сокращены расходы на социальные программы. Благодаря этому удалось стабилизировать немецкую марку и даже принять меры по накоплению золотовалютных резервов. Парламентские выборы 1976 и 1980 годов вновь принесли победу социал-либеральной коалиции.

В то же время правительству Шмидта пришлось столкнуться с ростом так называемых «новых социальных движений». Особенно мощно заявило о себе движение за мир, выступавшее против размещения на территории ФРГ американских атомных ракет среднего радиуса действия. В 1980 году возникла «антипартийная партия» зеленых.

По стране прокатилась волна терроризма, вызванная активизацией деятельности «Фракции Красной армии» (RAF). 10 ноября 1974 года был убит президент судебной палаты Г. Дренкман. В 1977 удались покушения на генерального прокурора 3. Бубака и председателя правления «Дрезденер банк» Ю. Понто. В сентябре 1977 года террористы захватили и впоследствии убили главу Союза промышленников ФРГ Г. Шлейера. В ответ правительство вынуждено было применить усиленные меры безопасности, в том числе ввести упрощенную процедуру судопроизводства в отношении террористов. В начале 1980-х годов страну поразил новый экономический кризис, существенно увеличилась безработица, в два раза вырос дефицит бюджета. На съезде СДПГ в апреле 1982 года левое большинство социал-демократов потребовало от Шмидта вернуться к активной социальной политике. Руководство СвДП, напротив, выступило за резкое сокращение расходных статей бюджета. Попытки найти компромисс не увенчались успехом.

1 октября 1982 года бундестаг выразил недоверие канцлеру Г. Шмидту и большинством голосов (52 %) избрал на пост федерального канцлера председателя ХДС Г. Коля. В начале 1983 Г. Коль инициировал досрочные выборы, которые на этот раз принесли успех ХДС. Вместе с ХСС они получили 48,8 % голосов избирателей (244 места в бундестаге). СвДП, набрав 7 % голосов, также вошла в правительственную коалицию. СДПГ с 38,2 % голосами ушла в оппозицию. Парламентской партией впервые стали «зеленые» (5,6 % голосов).

18 лет ФРГ управляли неоконсерваторы, которые, критикуя кейнсианский этатизм, не отказывались, однако, от модели «социального рыночного хозяйства». Экономическая политика Коля была в целом ориентирована на экономию бюджетных средств и целевое распределение социальных расходов (в основном на систему образования и профессиональной переподготовки). Ужесточилось трудовое законодательство, в которое были внесены поправки, направленные на ограничение прав профсоюзов и расширение полномочий работодателей при заключении трудовых договоров. Выборы 1987 года, хотя и принесли победу правящей коалиции, свидетельствовали о падении ее популярности: блок ХДС/ХСС получил 44,3 % голосов. В этих условиях правительство Коля сделало ставку на активизацию внешней политики, в том числе во взаимоотношениях с ГДР В сентябре 1987 года состоялся официальный визит в ФРГ председателя Государственного совета ГДР Э. Хонеккера, которого принимали как главу иностранного государства. Активизировались и отношения с новым советским руководством: после визита канцлера ФРГ в Москву в октябре 1988 года, в июне 1989 года ФРГ с ответным визитом посетил М. С. Горбачев.

Импульс к объединению Германии исходил, таким образом, не от западногерманского государства. Толчок ему дали события 1989 года в ГДР: падение Берлинской стены, отставка правительства Хонеккера, а затем и Кренца, проведение свободных выборов в Народную палату в марте 1990 года. Однако правительство Коля блестяще использовало выпавший ему исторический шанс: 28 ноября 1989, выступая в рейхстаге, Коль выдвинул план конфедеративного объединения двух германских государств и их совместной интеграции в общеевропейский процесс. 18 мая 1990 года был подписан Договор об экономическом, валютном и социальном союзе двух стран. С 1 июля на территории ГДР официально получила хождение западногерманская марка. С 5 мая 1990 года начались переговоры по формуле «4+2» (СССР, США, Великобритания, Франция, а также ГДР и ФРГ), призванные подвести окончательный итог Второй мировой войне. В конечном счете советское руководство вынуждено было пойти на серьезные уступки своим западным партнерам, согласившись с сохранением членства объединенной Германии в НАТО. Одновременно сторонами была заявлена готовность после объединения Германии заключить договор о добрососедстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ (подписан в Бонне 9 ноября 1990 года). 31 августа 1990 года в Берлине состоялось подписание второго государственного договора (Einigungsvertrag) между ФРГ и ГДР, регулирующего детали воссоединения страны и унификации ее правовой системы. В соответствии с договором от 3 октября 1990 года на территорию бывшей ГДР распространилось действие Основного закона ФРГ. 12 сентября 1990 года в Москве был подписан договор «Об окончательном урегулировании в отношении Германии», завершивший переговоры по формуле «4+2» и санкционировавший объединение Германии с точки зрения международного права.

И. А. Кукушкина.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 2017, с. 31-34.

Рубрика