Петропавловская крепость. Петровские ворота

Петропавловская крепость. Петровские ворота

Когда вы, пройдя через Иоанновские ворота, окажетесь внутри одноименного равелина, ваше внимание прежде всего привлекут величественные главные ворота крепости, высящиеся в центре куртины, соединяющей Государев бастион (слева) с бастионом Меншикова (справа). Первоначально главные крепостные ворота венчала статуя апостола Петра, поэтому как они сами, так и куртина, в которой они устроены, получили название Петровских. Петровские ворота были построены в 1717— 1718 годах вместо первоначальных деревянных парадных крепостных ворот, и их внешний облик в целом напоминает как западноевропейские барочные триумфальные ворота, так и главные фасады западноевропейских барочных церквей. Нижняя часть Петровских ворот украшена пилястрами и рустами. В ней находятся арочный проем с укрепленным над ним скульптурным изображением черного двуглавого орла и две ниши, в которых стоят статуи женщин (правая облачена в воинские доспехи, левая, в длинной одежде, держит в руках зеркало и змею). Над нижней частью протянут антаблемент, над которым возвышается аттик с богатым украшением, состоящим из большого прямоугольного деревянного барельефа, по бокам которого стоят рустованные пилястры, лучкового фронтона с барельефом и двух больших волют с барельефами возле них.

Барельеф в тимпане фронтона изображает окруженного ангелами Саваофа, а два барельефа у волют — различные воинские атрибуты. В большом прямоугольном барельефе — сложная многофигурная композиция. В центре, на скале, высится крепость. Сверху клубятся облака, в которых летают крылатые демоны. Из облаков прямо на крепость падает вниз головой бородатый человек с крыльями. Внизу, справа и слева, стоят люди; некоторые из них указывают на падающего вниз человека. Около крепости стоит и простирает к ней руку безбородый мужчина в одеянии древнеримского полководца; с другой стороны перед крепостью преклонила колени женщина. Петербуржцы начала XVIII века, несомненно, воспринимали этот большой барельеф не изолированно, а как часть единого целого, куда входили также и изображение в тимпане фронтона, и статуя апостола Петра, увенчивавшая тогда ворота. Смысл всей этой композиции можно попытаться объяснить, сопоставив его с одним чрезвычайно любопытным памятником русской культуры того времени.

Петровские ворота.

В 1716 году в Санкт-петербургской типографии напечатали громадную гравюру — панораму, изображающую молодой русский город на Неве. Почти в самом центре панорамы поместили изображение Санкт-Петербургской крепости с ее главным тогдашним украшением — Петровскими воротами. Гравюру эту в 1717 году поднесли Петру I, подклеив к ней внизу специальный посвятительный текст, позднее озаглавленный «Описательная похвала граду Санктпетербургу и притом Петру Великому яко создателю онаго града». Составил «Описательную похвалу» иеромонах Гавриил Бужинский, видный писатель Петровской эпохи, который, в частности, перевел на русский язык ряд сочинений С. Пуфендорфа — знаменитого представителя немецкого Просвещения XVII века.

Посвятительному тексту, составленному Бужинским, в XVIII веке придавалось такое большое значение, что А. И. Богданов, автор первого русского описания Петербурга, счел необходимым подробно прокомментировать „Описательную похвалу" и в таком виде сделать ее составной частью своей книги. В „Описательной похвале" говорилось о том, что под защиту Саваофа и апостола Петра отдана крепость, которая была основана „на твердом камени благочестия" и „про-именована Санктпетербургом". Говорилось в „Описательной похвале" и о том, что сам Санкт-Петербург — это тоже камень, которым апостол Петр поразит всех, кто будет покушаться на эту крепость, и что „горделивый Симон", оскорбляющий великого защитника крепости — апостола Петра, „падет и разбиется о камень", а также о том, что у Санкт-Петербурга есть еще один „великий защититель" — Александр Невский (причисленный к лику святых русский князь, под командованием которого новгородцы одержали на Неве 15 июля 1240 года блестящую победу над шведами). Если вспомнить, что греческое слово „пэтрос" может служить как собственным мужским именем (которому соответствуют русское Петр, голландское Питер и немецкое Петер), так и нарицательным существительным, обозначающим „камень" или „скалу", то сразу станет понятным, почему Бужинский в „Описательной похвале" постоянно ассоциирует идею „камня" с именем „Петр" и названием „Санкт-Петербург". Невольно напрашивается мысль, что изображения на Петровских воротах тесно связаны с основными идеями „Описательной похвалы", а может быть даже послужили для Бужинского источником этих идей. Ведь, судя по всему, в тимпане не просто Саваоф, а Саваоф, защищающий Санкт- Петербург, который изображен в центре большого барельефа высящимся на скале. Бородатый человек с крыльями — это, несомненно, языческий волшебник Симон, который, как гласит одна древнехристианская легенда, сначала порочил апостола Петра, а затем, поддерживаемый демонами, для доказательства своего превосходства, попытался летать; однако молитвой Петра демоны были рассеяны, и Симон с позором низвергся на землю. Безбородый мужчина в одеянии древнеримского полководца изображает, скорее всего, Петра I, хотя возможно также, что это — Александр Невский. Коленопреклоненная женщина является, судя по всему, символом благочестия, упоминаемого в „Описательной похвале". Таким образом, скульптурно-барельефная композиция, украсившая в 1717—1718 годах Петровские ворота, не являлась, как это нередко утверждается, символическим изображением победы России над Швецией. Композиция создавалась как „похвала" средствами изобразительного искусства новому русскому городу, как символ непоколебимости этого города и его неприступности для врагов.

Помещенное на воротах скульптурное изображение черного двуглавого орла отлито из свинца и весит более тонны. Головы орла увенчаны императорскими коронами, в его лапах — скипетр и держава, на груди — красный геральдический щит с изображением всадника на белом коне, поражающего копьем крылатого дракона. Перед вами — российский императорский герб (так называемый государственный орел); щит с изображением всадника (святого Георгия) и дракона — это древний герб Москвы. Свой нынешний вид российский императорский герб на Петровских воротах приобрел, несомненно, во второй половине XIX века, ибо всадник в московском гербе повернут здесь в геральдически правую (левую от зрителя) сторону. Такой поворот был введен лишь в 1856 году, а до этого всадник был повернут влево.

Статуи, стоявшие первоначально в нишах Петровских ворот, не сохранились, и когда были установлены нынешние — точно не известно. Существуют разные мнения о том, кого изображают эти статуи. Есть предположение, что статуя женщины в воинских доспехах изображает Афину Палладу или Беллону, а статуя женщины с зеркалом и змеей — Истину, Полиаду или Минерву. Предполагается, что автором проекта Петровских ворот (как нынешних каменных, так и предшествовавших им деревянных) был Трезини и что большой прямоугольный барельеф выполнил скульптор К. Оснер, а барельефы около волют — скульптор Н. Пи- но. Прямоугольный барельеф создавался для деревянных ворот и при замене их каменными был сохранен и использован для украшения последних.

Аттик Петровских ворот своими очертаниями очень похож на аттик восточного фасада Петропавловского собора, который вы вскоре увидите вблизи.

С Иоанновским равелином и полуконтргардом бастиона Меншикова связана очень интересная страница истории советской науки и техники. Здесь в 1932—1933 годах размещались испытательные стенды и мастерские первой в нашей стране организации по разработке ракетных двигателей — Газодинамической лаборатории Военно-научно-исследовательского комитета при Революционном военном совете СССР.

Логачев К.И. Петро-Павловская (Санкт-Петербургская) крепость. Историко-культурный путеводитель. Л., 1988, 62-70.