Франция: сословно-представительная монархия [XIII – XIV века]

Франция: сословно-представительная монархия [XIII – XIV века]

Борьба королей с крупными феодалами-сепаратистами требовала больших сил и средств. Авторитет королевской власти во многом зависел от численности его войска. Растущие расходы на содержание государственного аппарата не покрывались дополнительным обложением крестьянства и жителей городов. Непомерные поборы часто разоряли городские коммуны, вызывали восстания ремесленников. Росло недовольство купцов, ростовщиков. Король часто брал у богачей займы и не только «забывал» их отдавать, но и требовал новые. Прежняя система обложения не покрывала расходов государства.

В поисках источников доходов король стал выпускать неполноценную монету, повысил обложение дворян, не желавших служить в его войске, вымогал деньги у богатых евреев-ростовщиков. Он обложил налогом земли духовенства, запретил аббатам вывозить в Рим золото и серебро, из тюрем инквизиции были освобождены еретики. Все это привело к острому конфликту с папой Бонифацием VIII.

Вновь избранный папа был единомышленником короля. Резиденцию папы вскоре перенесли в Авиньон, на территорию, подвластную Франции. Впервые после Карла Великого светская власть обрела такое большое влияние на главу католической церкви. Авиньонское пленение пап продолжалось сто лет.

В свою очередь кардиналы Рима избрали своего папу. Двое-папство длилось почти сорок лет. Оба папы энергично отлучали друг друга от церкви, предавали анафеме, называли антихристами и т. д. Взаимные проклятья огорчали католиков, приводили в восторг атеистов и еретиков. Авторитет церкви был основательно подорван. Высшее духовенство в Пизе на своем соборе не смогло прекратить «великий раскол» церкви. К. Маркс отмечал, что эти ослы избрали еще третьего папу. Только собор в Констанце в начале XV века покончил с расколом в церкви и восстановил едино-папство.

Короли Франции из такой ситуации извлекли немалую пользу. Они присвоили часть доходов духовенства, бесцеремонно брали деньги из папской курии. Королю попали огромные богатства ордена тамплиеров, созданного для «освобождения гроба господня». Перед тем как конфисковать их имущество, легисты обвинили монахов ордена в ереси, занятии черной магией и разврате. После допросов с пристрастием тамплиеры «сознались» во всех преступлениях.

Ректор Парижского университета Марсилий Падуанский в своей книге «Защитник мира» заявил, что высшая власть должна принадлежать не наследственному, а выборному монарху. Главным нарушителем мира является папство с его посягательством на права государства. Священник не судья, не администратор, а наставник. Он лечит душу и может действовать только советом и убеждением. Вывод один — папа не может обладать светской властью. М. Падуанский высказал мысль о свободе совести. Евангелие не закон, а только поучение. Поэтому в делах веры не может быть принуждения. Вера — дело совести.

Легисты последовательно и энергично помогали королю реализовать теорию суверенности и независимости монарха. Они все чаще ссылались на одну из догм римского права эпохи империи: «Что угодно государю, имеет силу закона». Сфера юрисдикции сеньориальных и церковных судов сужалась. В знак признательности Филипп IV называл своих легистов «рыцарями закона». Однако его слабовольные преемники Филипп Длинный и Иоанн Добрый не могли уберечь этих советников. Многие легисты пали жертвой мести крупных магнатов, которые требовали отмены королевской юстиции, восстановления прежней вольницы.

В самом начале конфликта с Ватиканом в 1302 году Филипп IV Красивый созвал расширенный Совет светских и духовных феодалов, прообраз сословно-представительного органа. В борьбе против папства и верхушки церкви король не без основания надеялся получить поддержку рыцарства и горожан. К этому времени вражда между сословиями, особенно горожан с крупными магнатами и духовенством, стала очевидной. На Совет впервые были допущены представители так называемого третьего сословия — верхушки горожан. Были делегаты от состоятельных крестьян. Рыцари и горожане охотно поддерживали политику короля. С тех пор такие органы сословного представительства стали называться Генеральными штатами. Подобного рода учреждения существовали и в крупных провинциях. С этого момента феодальная монархия во Франции становится сословно-представительной.

Крестьяне и городские низы в Генеральные штаты не избирались. Чаще всего король созывал этот орган, когда испытывал нужду в деньгах, собирался ввести новые налоги или подтвердить старые. В некоторых случаях он старался заполучить одобрение Генеральными штатами его политики. Судебно-административные функции король держал у себя. Он не разрешил Штатам иметь свой аппарат.

В конце XV века было установлено, что каждый бальяж избирает по одному депутату от сословия. Сословия заседали раздельно, по палатам. Каждое сословие имело один голос. Ответ королю сословия давали вместе. Делегат мог действовать только в пределах наказа, инструкций своих избирателей (императивный мандат). В конце работы королю вручалась обобщающая сводка наказов, носивших характер пожеланий.

Палаты духовенства и дворянства почти по всем вопросам были солидарны. Депутаты третьего сословия зачастую оказывались в меньшинстве. Споры между сословиями король использовал для усиления своей власти. Он часто опирался на представителей третьего сословия, что отражало союз городов с королевской властью. Именно третье сословие вносило большую часть податей и налогов.

Существование Генеральных штатов укрепляло положение короля, содействовало централизации. С их согласия в первой половине XV в. был издан ордонанс, запретивший феодалам иметь собственное войско. Численность гарнизонов в замках также ограничивалась.

В разгар Столетней войны с Англией, в условиях разрухи деятельность Генеральных штатов носила особенно боевой характер. Весной 1357 года англичане, захватив в плен короля Франции, запросили за него крупную сумму. Королю и раньше приходилось слушать горькие истины о дурном управлении и бездарных маршалах. Но на этот раз критика его действий была особенно резкой. Генеральные штаты разрешили сбор средств на выкуп монарха и в то же время впервые за всю историю взяли на себя контроль за расходованием средств и за деятельностью высших чиновников. Депутаты третьего сословия добились, чтобы в королевском совете были представители Штатов, они потребовали проведения реорганизации управления, смещения ненавистных чиновников и права Штатов собираться по собственному почину без указа короля через каждые три месяца. Только при этом Штаты обещали собрать необходимую сумму внеочередного налога. Их требования были записаны в Великом мартовском ордонансе 1357 года. Безвыходное положение заставило дофина подписать ордонанс и согласиться с созданием комиссии реформаторов. Мартовский ордонанс провозгласил неприкосновенность депутатов, отменил частные войны, практику незаконной реквизиции имущества. Королевские чиновники не могли занимать больше одной должности и передавать свои функции другим лицам. Была введена более строгая ответственность королевских чиновников за порученное дело.

Ордонанс запретил продавать на торгах должности судей и сдавать их на откуп. Король был ограничен в праве помилования, отменялась практика денежного выкупа (композиция) за тяжкие преступления, так как часть этого выкупа раньше шла судьям. Запрещалось изъятие дел из их законной подсудности. Высшие суды не могли принимать к своему производству дела, входящие в компетенции низших судов, а также принимать в порядке апелляции дела, которые должны разбирать другие суды. Безвыходное положение короля заставило его согласиться с созданием комиссии верховных реформаторов.

Мартовский ордонанс, составленный в период, когда Франция была на грани национальной катастрофы, отражает воззрение демократических сил третьего сословия Генеральных штатов. В нем зафиксированы требования народа. После подавления Жакерии Ордонанс утратил силу.

После того, как Генеральные штаты разрешили ввести постоянный прямой налог, король получил твердый источник доходов и стал их созывать все реже. Основной опорой власти стала армия, многочисленное чиновничество. Позднее король сам устанавливал налоги и собирал их с помощью своих чиновников.

В 1445 году Карл VII издал указ о новой налоговой системе и о формировании войска из уроженцев Франции. Ф. Энгельс отмечал, что сначала возникла пехота, «состоявшая из городских подонков и беглых крепостных» *, позднее появилась наемная конница из рыцарей-дружинников. Тем самым было заложено начало постоянной армии. Власть короля усилилась, это сказалось на положении Генеральных штатов. Их жалобы на произвол чиновников, на непомерные налоги, редкий созыв палат оставались без удовлетворения. Штаты созывались все реже. Наиболее представительным является собрание 1484 года. Последний раз оно состоялось в 1614 году. После пяти собраний за весь XVI— начало XVII веков с политической арены Штаты исчезли окончательно.

Отсутствие у дворянства и третьего сословия общих экономический интересов, их взаимная враждебность были одной из главных причин слабости и постепенного упадка сословно-представительного учреждения. Генеральные штаты утратили постепенно свое значение, главным образом из-за слабости бюргерского сословия. Их депутаты не могли осознавать своих общенациональных интересов. Они не сумели создать свой аппарат по сбору налогов, свой штат по административно-судебному делу. Программа Мартовского ордонанса 1357 года не была реализована.

Горожан и мелких дворян разъединяли местнические, сепаратистские интересы. Зачастую они преследовали свои узкокорыстные цели. Бюргеры до определенного времени желали усиления власти короля. Этого же хотела часть дворян. Сословно-представительная монархия служила интересам основной массы феодалов. Она была важным этапом на пути политического объединения страны. В этот период власть вотчинников-сеньоров ослабла, так как основные функции подавления крестьян перешли к общегосударственным органам. Генеральные штаты полностью утратили свое былое значение в период абсолютной монархии.

Вместо Штатов король стал созывать Совет нотаблей. В нем имелись высшие представители трех сословий. Формально решение Совета нотаблей не было обязательным для короля. Однако он был вынужден считаться с мнением знати. С согласия нотаблей стали вводиться новые налоги, которые собирались чиновниками короля. Появилась многочисленная армия.

По мере усиления королевской власти централизовалась система местного управления. Крупные административные округа на севере Франции назывались бальяжами, во главе их стояли бальи. На юге примерно такие же округа (губернаторства) возглавляли сенешалы. Они были из местного дворянства и в меньшей степени зависели от центра. Бальи и сенешалы ведали сбором налогов, комплектованием ополчения, выполняли некоторые судебные функции.

Перемены в организации власти выразились и в том, что аппарат королевской администрации из домениально-министериального становится общегосударственно-чиновничьим. Горожане и свободные крестьяне постепенно изымались из-под вотчинной, сеньориальной юрисдикции и оказывались в прямой фискальной и судебной зависимости от королевской власти. Феодальные магнаты теряли срою государственную автономию.

Одновременно с политическим объединением страны создавалась единая судебно-административная система, кодифицировались местные феодальные обычаи. Королевские ордонансы постепенно приобретали силу не только в домене короны, но и на всей территории страны. Централизация власти и управления ускорили процесс слияния народностей с общей территориальной, хозяйственной и языковой основой, тем самым складывались предпосылки для формирования единой нации.

Примечания

* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 413.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 71-75.

Рубрика