Псковская феодальная республика

Псковская феодальная республика

Владения Псковской республики.

ПСКОВСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА - феодальное государственное образование средневековой Руси 2-й половины 13 - начала 16 веков. После раздробления Киевской Руси (12 век) Псков с территорией по реке Великой, озерам Чудскому и Псковскому и реке Нарове вошел в Новгородскую феодальную республику, сохранив в ней особые права, в том числе право самостоятельного строительства пригородов (древнейший из них - Изборск, упоминается в летописях под 862 годом). В связи с участием псковичей в борьбе с Ливонским орденом в 1240 и 1242 годы значение Псковской земли усиливается, а с середины 13 века она становится фактически самостоятельной (особенно после победы над орденом под Раковором в 1268 году). Обособление Псковской феодальной республики юридически оформил Болотовский договор 1348 года. На псковских землях издавна существовало пашенное земледелие, было развито рыболовство. Из ремесел были наиболее развиты кузнечное, строительное, ювелирное дело. Развитие обмена внутри Псковской земли, торговля с Новгородом и другими русскими городами, с городами Прибалтики и Западной Европы привели к тому, что Псков стал одним из крупнейших ремесленно-торговых центров Руси. В отличие от Новгородской феодальной республики, в Псковской земле не было крупных феодальных землевладельцев, владения светских феодалов, как и владения псковских монастырей и церквей, были меньше и раздробленнее, чем в Новгороде. Сложившиеся в Псковской феодальной республике социальные отношения нашли отражение в своде ее законов - в Псковской судной грамоте. Особенности хозяйственной жизни, землевладения, форм закрепощения крестьян, пограничное положение и военная опасность привели к развитию в Пскове вечевого строя. Князья играли подчиненную роль. Вече выбирало посадников, сотских, регулировало отношения феодалов, посадских людей, изорников, смердов. Особое влияние на решения веча имел совет бояр - госпуда, собиравшийся «на сенях» Троицкого собора. Там же были канцелярия и архив веча, хранились важные государственные и частные документы. Выборные должности стали привилегией нескольких знатных семей. Но в наиболее драматические моменты истории Пскова «молодшие» посадские люди играли на вече видную, а иногда решающую роль. Резкие классовые противоречия, борьба бояр и смердов, «больших» и «молодших» людей нашла в 14 веке выражение в ереси «стригольников» (см. Ереси в России), в вечевых спорах 70-90-х годов 15 века, не раз заканчивавшихся кровавыми столкновениями. Усиление связей с Москвой, вызванное экономическим развитием, классовой борьбой и задачами внешней политики, участие псковичей в Куликовской битве 1380 года, успехи совместной борьбы против немецких рыцарей и литовских феодалов подготовили условия для ликвидации обособленности Псковской феодальной республики. Псковское боярство и часть купечества пытались противодействовать объединению с Москвой, но они не были поддержаны народными массами. В 1510 году Псковская феодальная республика прекратила существование. Вече было ликвидировано, 300 семей богатых псковичей были «сведены» из Пскова, а их земли и дворы розданы московским служилым людям. С этого времени Псков и Псковская земля, сохранив некоторые особенности экономики и культуры, развивались в составе Русского централизованного государства.

Культура Псковской феодальной республики была частью сложной и многообразной русской культуры периода феодальной раздробленности. Монументальными ее памятниками являются оборонительные сооружения. В Пскове были построены 5 колец стен с мощными башнями, неприступными воротами; Верхние и Нижние решетки преграждали доступ на реку Пскову. Крепости пригородов и монастырей (Изборска, Гдова, Острова, Псково-Печорского монастыря и др.) создавали систему укреплений на границе Псковской земли. Памятниками ранней псковской архитектуры являются Мирожский (не позднее 1156) и Снетогорский (1310) монастыри, а их фрески, так же как фрески церкви в Мелётове (1462), отражают важные этапы в развитии русской монументальной живописи. В 14-15 веках псковичами был разработан тип одноглавого храма с простой и целесообразной орнаментикой, с притворами, приделами, звонницами и подцерковьями, отражающий эстетические идеалы Псковской феодальной республики: церкви Василия на Горке (1413), Георгия со Взвоза (1494), Козьмы и Демьяна с Примостья (1462-1463) и др. Псковская феодальная республика внесла свой вклад в историю литературы, общественной мысли и идейной борьбы летописанием и литературными произведениями.

Н. Н. Масленникова. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Литература:

Псковские летописи, в. 1-2, М.-Л., 1941-55; Никитский А. И., Очерк внутр. истории Пскова, СПБ, 1873; Серебрянский Н., Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле, М., 1908; Черепнин Л. В., Рус. феод. архивы XIV-XV вв., ч. 1, М.-Л., 1948; Масленникова H. H., Присоединение Пскова к Рус. централизов. гос-ву. Л., 1955; Марасинова Л. М., Новые псковские грамоты XIV-XV вв., (М.), 1966; Спегальский Ю. П., Псков (худож. памятники), Л.-М., 1963.

Рубрика