США в 1945-1948 годы: реконверсия и наступление реакции

США в 1945-1948 годы: реконверсия и наступление реакции

Проблемы реконверсии

На следующий день после объявления о капитуляции Японии президент Г. Трумэн заменил на своем рабочем столе модель пушки изящно выполненным миниатюрным плугом, символизируя этим вступление страны в полосу реконверсии, т. е. возвращения жизни нации на мирные рельсы. Возвращение к миру оказалось, однако, сложнее перестановки декораций в Белом доме. Усилившиеся в годы войны реакционеры мыслили реконверсию не просто как переход от войны к миру, но как возвращение к «нормальным» временам от «ненормального» периода 1929 — 1945 гг., как демонтаж всего того, что было нагромождено в годы «нового курса». Но возврата к «нормальным» временам не произошло. Наоборот, многие социально-экономические тенденции 1933—1945 гг., и прежде всего усиление роли государства, получили после войны дальнейшее развитие.

Уже в первые послевоенные годы в правящих кругах стало набирать силы неоконсервативное направление. Неоконсерваторы, отказываясь от крайностей «твердого индивидуализма», признавали необходимость активизации роли государства, но только в более осторожной форме и в более явно выраженном антирабочем плане, чем это делалось неолибералами «нового курса».

Боязнь кризиса, которого ждали с окончанием войны буквально все слои населения, ослабляла позиции «твердых индивидуалистов» в правящих кругах. Правительство особенно опасалось роста безработицы за счет массовой демобилизации армии. В течение года из вооруженных сил США ушло свыше 12 млн. солдат и офицеров.

Послевоенная обстановка не позволяла отбросить старые государственно-монополистические рецепты. При всех разногласиях крайних индивидуалистов, неолибералов и неоконсерваторов по вопросу о роли государства конгресс в феврале 1946 г. принял закон о занятости — один из важнейших статутов во всей истории США. Конгресс узаконил ответственность главы государства за состояние экономики, создав при нем Комитет экономических советников.

Государственно-монополистический курс помог избежать кризиса в первые послевоенные годы: с помощью государства капиталисты сумели использовать те огромные средства, которые они нажили во время войны, для предотвращения серьезного спада в экономике. Индекс промышленного производства (1947—1949= 100), упав со 110 в 1945 г. до 90 в 1946 г. в связи со свертыванием военного производства и переводом промышленности на мирные рельсы, в 1947 г. поднялся до 100, а в 1948 г. - до 103. Безработица в 1947-1948 гг. держалась на уровне 3,8% рабочей силы (2,3 млн. человек).

Большую роль в предотвращении кризиса сыграла милитаризация экономической и политической жизни уже в самые первые послевоенные годы. В 1940 г. прямые военные расходы составляли 3,5 млрд. долларов, а в 1948 г. (самый низкий уровень за все послевоенное время) они достигали 13,4 млрд. долларов — в неизменных ценах 1957—1959 гг. Милитаризм превращался в важный и постоянный фактор экономического развития США уже в те самые годы, когда американцы переходили от войны к миру.

Милитаризация глубоко затронула и все государственное устройство США. В 1947 г. был создан Совет национальной безопасности как высший совещательный орган при президенте, вырабатывающий рекомендации по внутренним и международным проблемам. Тем же актом реорганизовывались военные ведомства США, которые были централизованы под управлением министра обороны. С 1947 г. начало функционировать и Центральное разведывательное управление.

В период реконверсии «новый курс» 30-х годов остался в силе в вопросах, касающихся государственно-монополистической программы,. но стремительно терял другую важнейшую черту — либерализм в социальных вопросах.

Наступление внутриполитической реакции

С окончанием войны в США усилилось начавшееся еще в военное время наступление на профсоюзные и общедемократические права. Оно шло под лозунгом защиты «национальных интересов», с которыми отождествлялись интересы монополий. Выборы 1946 г. дали большинство в обеих палатах республиканцам, призывавшим покончить с либерализмом «нового курса».

В июне 1947 г. конгресс, вопреки президентскому вето, принял закон Тафта—Хартли. Если по закону Вагнера за «нечестную трудовую практику» подлежали наказанию только предприниматели, то теперь за нее стали преследоваться и профсоюзы. Под эту рубрику попадали такие действия профсоюзов, как «принуждение» рабочих к вступлению в союз, «принуждение» предпринимателя в выборе его представителей для ведения коллективных переговоров, требование «закрытого цеха» и т. д. Это давало предпринимателям широкие возможности для пресечения многих видов профсоюзной деятельности.

Закон Тафга—Хартли существенно затруднил проведение стачек, бойкотов и пикетирования. В некоторых случаях эти действия полностью запрещались, например для государственных служащих, в других применение забастовок обусловливалось целым рядом оговорок, несоблюдение которых влекло за собой суровое наказание. Даже законная во всех отношениях стачка должна была проводиться по установленной процедуре, с уведомлением предпринимателя за 60 дней до ее начала. В течение этого «охладительного» периода прибегать к забастовочным действиям запрещалось. За этот срок предприниматели, как правило, успевали мобилизовать все силы на борьбу с предстоящей стачкой, создав враждебное профсоюзу общественное мнение. Если же забастовка «грозила здравоохранению и безопасности нации», то ее мог отложить еще на 80 дней президент США с помощью суда. После 80 дней стачка считалась законной, но президент имел право обратиться к конгрессу с просьбой запретить ее специальным статутом.

Наконец, законом Тафта — Хартли устанавливался контроль властей над внутрипрофсоюзной деятельностью. Профсоюзы обязаны были представлять государственным органам копии уставов, а также ежегодные отчеты о своих делах. Закон требовал в качестве обязательного условия обращения профсоюза в Национальное управление трудовых отношений с жалобой на «нечестную трудовую практику» предпринимателей, письменного показания под присягой о непринадлежности всех его руководителей и функционеров к Коммунистической партии. Пользуясь этой статьей, предприниматели и реакционные профсоюзные боссы начали гонения на коммунистов и на всех сторонников решительного сопротивления наступлению монополий.

В борьбе с прогрессивным движением господствующий класс проявил высокую степень единства. Сопротивление либералов антипрофсоюзному курсу реакционеров было слабым. Сам Г. Трумэн оказался на передовых позициях борьбы за очищение государственного аппарата от «нелояльных» элементов. Он издал 22 марта 1947 г. приказ о проверке лояльности, на основе которого с государственной службы стали изгоняться неугодные правым силам лица. Но реакционеры требовали очищения не одного государственного аппарата, а всей страны от «коммунистов». В 1947—1948 гг. они добрались до либеральной интеллигенции в Голливуде, вузах, общественных организациях, органах печати. Стали создаваться «черные списки». Летом 1948 г. в ответ на обвинения в «мягкости» по отношению к коммунистам Г. Трумэн отдал распоряжение о привлечении 12 лидеров партии к судебной ответственности по закону Смита.

Цитируется по изд.: Новейшая история. 1939-1973. М., 1975, с. 187-189.

Рубрика