Индонезия. Борьба за независимость

Индонезия. Борьба за независимость

В 1919-1929 годы в некоторых районах Внешних островов наметился процесс развития национальной буржуазии и укрепления местного посреднического капитала. В то же время здесь, в отличие от Явы, значительно медленнее шел процесс формирования пролетариата. На крупных плантациях и горнодобывающих предприятиях по-прежнему рабочие состояли из законтрактованных кули с Явы и частично из Китая. На Яве усиление империалистической экспансии сопровождалось дальнейшим формированием пролетариата как в городах, так и в деревнях (в сельском хозяйстве и расположенных в сельских районах сахарных и других заводах).

Несмотря на политику репрессий, империалистам не удавалось ликвидировать борьбу трудящихся. В 1927 году вновь возник независимый профсоюз. Резко выступала с критикой империализма организация студентов-индонезийцев в Голландии - Перхимпунан Индонесия. Перхимпунан дал много революционных деятелей национального движения, но ряд активных его деятелей, таких, как Мохаммад Хатта, Сутан Шарир и другие, в дальнейшем скатились на антинациональные проимпериалистические позиции.

В 1927 году на базе Всеобщего исследовательского клуба в Бандунге возникла под руководством Сукарно Национальная партия, открыто выдвинувшая задачу борьбы за полную независимость и улучшение положения народа. Партия быстро завоевала популярность, в ее ряды вступали многие патриоты, в том числе и уцелевшие от арестов коммунисты. Партию поддерживали народные массы, в которых Сукарно видел главную силу национально-освободительного движения. В 1929 году Сукарно и ряд его соратников были арестованы по обвинению в подготовке вооруженного восстания и приговорены к различным срокам заключения. Национальная партия в 1930 году прекратила свое существование, но в 1931 году была восстановлена под названием Партия Индонезии (Партиндо).

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов тяжело отразился (особенно с 1930 года) на экономике Индонезии. Катастрофическое падение цен на колониальное сырье очень сильно сказалось на монокультурных районах Индонезии и на основных отраслях экспортного производства Явы. В результате сокращения производства десятки тысяч законтрактованных рабочих на Внешних островах остались без работы. Голландия в этой обстановке, якобы отвечая на долголетнюю критику законов о законтрактованных кули, прикреплявших кули к плантациям, приступила к ликвидации контрактового труда. Многие рабочие, однако, не смогли вернуться на родину. Из них и разоряющихся местных крестьян стали формироваться на Внешних островах кадры «свободных» рабочих. Несмотря на антирабочие законы, в условиях кризиса вновь поднялось стачечное движение. Восстание матросов на броненосце «Де зевен провинсиен» в 1933 году впервые объединило в борьбе голландских и индонезийских моряков.

Программа Партиндо в 1932-1933 годы приобрела большую социальную направленность (требования «земля тем, кто ее обрабатывает», защита интересов рабочих и т. д.). Выпущенный из тюрьмы в 1931 году Сукарно, вновь возглавивший партию, написал в 1933 году работу «За свободную Индонезию», в которой были заложены основы будущего «Панча сила» («Пять принципов») и теории «мархаэнизма» (от «мархаэн» - простой человек). В брошюре была поставлена задача путем массовой борьбы, возглавленной «партией народа», добиться не только независимости, но и «общества без всякого аристократизма, без всякой буржуазности, без всяких классов, без капитализма». Резко критикуя сущность западной буржуазной демократии, Сукарно предостерегал «мархаэнов» против «буржуазного и аристократического национализма». Идеология мархаэнизма представляла собой своеобразное сочетание идей марксизма с сунъятсенизмом, народническое восприятие социализма, неразрывно связанное с национально-освободительным движением и стремлением к некапиталистическому пути развития.

Боевая программа Партиндо привлекала к ней всех подлинных революционеров-патриотов, включая и коммунистов, которым только в 1935 году удалось в глубоком подполье вновь воссоздать Коммунистическую партию. Партиндо выступала сторонницей объединения всех национально-политических партий и религиозных организаций для совместной борьбы за национальные, политические, экономические и культурные интересы. В 1933 году Сукарно и ряд других политических деятелей были арестованы и сосланы. Но политика империализма лишь способствовала осознанию всеми национальными силами необходимости объединения. В 1937 году революционными представителями национальной и мелкой буржуазии и последовательными борцами за свободу индонезийского народа коммунистами была создана массовая патриотическая организация Движение индонезийского народа (Геракан ракьят Индонесия; Гериндо). По инициативе Гериндо и других партий возник Индонезийский политический союз (Габунган политик Индонесия; ГАПИ), представлявший широкий национальный фронт. В обстановке угрозы японской агрессии ГАПИ, отстаивая национальные интересы, требуя в первую очередь самоуправления и демократии, готов был сотрудничать с голландскими властями против фашизма. Однако голландские империалисты, даже перед угрозой потери колонии, не желали идти на малейшие уступки справедливым национальными требованиям.

В марте 1942 года голландские власти капитулировали перед японскими силами, оккупировавшими Индонезию. Япония, демагогически заявляя о ликвидации господства западных колонизаторов, установила диктатуру японской военщины и в то же время пыталась привлечь на свою сторону видных деятелей национального движения Индонезии. Иллюзии возможности с японской помощью добиться независимости в первое время обеспечили Японии сотрудничество большей части национальной буржуазии. Распустив все довоенные партии и организации, оккупанты создали в апреле 1943 года единую организацию Пусат тенага райят (Путера; Концентрация народных сил). Была создана национальная Добровольческая армия защитников отечества (Сукарела тентара пембела Танах аир; ПЕТА), где впервые индонезийцы были допущены к командным должностям (под японским контролем). Однако практическая политика оккупантов способствовала быстрому изживанию иллюзий. Вся экономика Индонезии была поставлена на службу японскому империализму. Оккупанты насильственно отбирали продовольствие, грабили крестьян, угоняли население на принудительные работы. Все это вызывало все возраставший отпор народных масс. Уже в 1942 году вспыхнуло крестьянское восстание в Тапанули (Суматра), в дальнейшем сопротивление нарастало (крупные восстания в 1944 году в Индрамаю, Тасикмалае и других). В глубоком подполье стали возникать многочисленные организации сопротивления, создаваемые деятелями распущенных прежних партий, профсоюзов, молодежью и студентами. Работа патриотических организаций расширялась, проникала в ПЕТА и военную полицию. В результате части ПЕТА не только неоднократно выступали на защиту крестьян, но за 1943-1945 годы произошло пять восстаний в индонезийской армии против оккупантов (наиболее крупное в Блитаре в феврале 1945 года). Несмотря на малочисленность нелегальной КПИ, коммунисты были в первых рядах Движения Сопротивления. Сукарно и другие патриоты пытались использовать в интересах независимости и легальные организации, которые вынуждены были создавать японцы. В 1944 году Япония ликвидировала Пусат тенага райят, убедившись, что она служит делу объединения национальных сил, и заменила ее организацией Движение служения народу, рассчитывая усилить таким образом свой контроль.

Развитие мировой войны и успехи Советской Армии в борьбе с фашистскими агрессорами предвещали скорый крах гитлеровской Германии; Япония, продолжая террор в отношении Движения Сопротивления, вынуждена была вместе с тем усилить маневры (расширение участия индонезийцев в административном аппарате, в экономических органах, создание в марте 1945 года Комитета по изучению вопроса о независимости). Это открыло и некоторые возможности для легальных выступлений с требованием немедленной независимости и республики. Пропаганда, развернутая под руководством легальной организации Ангкатан бару (Новое поколение), и участие в ней представителей различных партий (в том числе и коммунистов) способствовали привлечению к ней прогрессивных сил. На первой пленарной конференции Комитета по изучению вопроса о независимости в июне 1945 года Сукарно выступил с большой программной речью, получившей впоследствии название «Рождение Панча сила», в которой были повторены и развиты положения, высказанные им в работе «За свободную Индонезию», и изложены пять принципов будущего независимого государства: создание единого национального государства на всей территории Индонезии (принцип национализма); мирные и дружественные отношения со всеми народами (принцип интернационализма); демократическое решение вопросов государства представителями народа (принцип демократизма); обеспечение материального благосостояния населения (принцип социального благосостояния); принцип веротерпимой религиозности. Речь Сукарно, призывавшая учесть уроки Октябрьской социалистической революции и требовавшая немедленной независимости, кончалась словами: «Свобода или смерть». Изложенная в речи программа стала платформой для объединения всех патриотических сил, все еще остававшихся без единого руководителя. Япония вынуждена была дать согласие на создание Комитета по подготовке независимости, куда были введены представители от различных районов Индонезии. Через два дня после объявления Советским Союзом войны Японии Тераути, возглавлявший все японские оккупационные власти в Юго-Восточной Азии, вынужден был заявить, что 24 августа Индонезия получит независимость. Однако разгром советскими войсками Квантунской армии и принятие Японией 14 августа условий капитуляции дали возможность Комитету по подготовке независимости 17 августа провозгласить независимость Индонезии.

А. А. Губер, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Рубрика