Ново-Вавилонское царство

Ново-Вавилонское царство

Ново-Вавилонское царство (626-538). В 626 ассирийский наместник Набопаласар (родом халдей) отделился от Ассирии и провозгласил себя царем Вавилонии. Он оказал поддержку мидянам в борьбе с Ассирией и разделил с Киаксаром территорию Ассирийской державы (эти сюжеты подробно освещены в работе И. М. Дьяконова, История Мидии, М., 1956). 626 год принято считать началом Ново-Вавилонского царства. Победа при Кархемише (605) над египетским фараоном Нехо II, пришедшим на помощь Ассирии, открыла вавилонянам путь в Сирию и Палестину. При Навуходоносоре II (604-562) велись успешные войны с Египтом и его азиатскими союзниками. В 586 году был разрушен Иерусалим и Иудея стала провинцией Вавилонии. Тир признал в 574 году власть Вавилонии. В 567 году произошло вторжение в Египет, но оно не дало прочных результатов. При Набопаласаре и Навуходоносоре II широко велось строительство, был создан новый архитектурный ансамбль Вавилона. Экономика Ново-Вавилонского царства достигла высокого уровня развития. Расширялись ремесленые мастерские. Вавилон стал основным торговым центром Передней Азии. Выросло денежное хозяйство. Большую роль стали играть торгово-ростовщические дома (Эгиби и Мурашу), сконцентрировавшие в своих руках огромные богатства. Значительно увеличилось количество рабов и роль рабского труда во всех отраслях хозяйства. Наметились характерные изменения в способах эксплуатации рабов (предоставление рабу известной самостоятельности, но с обязательством делиться доходами с господином). После смерти Навуходоносора II произошло несколько дворцовых переворотов. В 555 году престол захватил Набонид. При нем Вавилония завоевала часть Аравии (оазис Тайма) и вела войну с мидянами из-за города Харрана (555-550).

В Ново-Вавилонском царстве была произведена попытка религиозной реформы, сводившаяся к централизации культа (перенесение святынь - статуй богов из провинциальных храмов в столицу); это вызвало недовольство провинциального жречества. О религиозных воззрениях вавилонян см. в статью Вавилоно-ассирийская религия и мифология.

Создание державы Ахеменидов (см. Ахеменидов государство), пришедшей в середине 6 века на смену индийскому царству (см. Мидия), вызвало беспокойство Набонида, который пытался создать антиперсидскую коалицию (Вавилония, Лидия, Египет). Однако персидский царь Кир II быстро разгромил Лидию и двинулся против Вавилонии. Открытие шлюзов на северной границе Вавилонии (устроенных еще при Навуходоносоре II) несколько задержало наступление персов. Но недовольство народных масс усилением эксплуатации, а также значительной части жречества религиозной реформой и слабая боеспособность войска (сильно разбавленного наемниками) подрывали оборону Вавилонии. Вавилонские купцы стремились к включению Вавилонии в состав Ахеменидской державы, рассчитывая расширить этим путем внешнюю торговлю. Насильственно переселенные (в 586 году) в Вавилон иудеи сочувствовали персам. В 538 году Кир II овладел Вавилоном и положил конец Ново-Вавилонскому царству. Вавилония окончательно утратила свою политическую самостоятельность, но вавилонская культура продолжала оказывать значительное влияние на народы древнего мира (см. Вавилоно-ассирийская культура).

В. В. Струве, Ленинград и Д. Г. Редер, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература:

Ново-Вавилонское царство и последующее время - Пигулевская Н. В., Угасающий Вавилон, "Уч. Зап. ЛГУ Серия ист. наук", 1941, в. 9, No 78, Саркисян Г. X., Самоуправляющийся город Селевкидской Вавилонии, "ВДИ", 1952, No 1, Cardaseia G., Les archives des Murasû Une famille d'hommes d'affaires babyloniens а l'époque perse, R., (1952), Dubberstein W. H., Comparative prices in later Babylonia, "The American Journal of Semitic languages and literatures", 1939, v. 56, No 1; Koldewey R., Das wiedererstehende Babylon, Lpz., 1925; Langdon S., Die neubabylonischen Konigsinschnften, Lpz., 1912, Smiths, Babylonian historical texts relating to the capture and downfall of Babylon, L., (1924).