Корея раннего феодализма (СИЭ, 1965)

Корея раннего феодализма (СИЭ, 1965)

Период раннего феодализма (первые века н. э. - 7 век). Материальной предпосылкой возникновения феодализма был прогресс в области производительных сил - повсеместное применение жел. орудий и использование крупного рогатого скота в качестве тягловой силы, поливное земледелие и культивирование риса, развитие шелководства и ткачества, усовершенствование техники выплавки и обработки металла. О высоком уровне бронзового литья и ювелирном иск-ве дают представление художеств, изделия из могильных курганов, массивные колокола и другие археологиеские памятники периода трех раннефеодальных государств: Когурё, Пэкче и Силла.

Точная датировка времени возникновения этих государств затруднительна, так как позднейшие корейские источники (самым ранним из сохранившихся письменных памятников являются «Самгук саги» - «Исторические записи трех государств» Ким By Сика, составленные в 12 веке) при освещении истории раннего периода оперируют понятиями своего времени и модернизируют на феодальный лад дофеодальную древность, допуская хронологические смещение событий. Эти недостатки присущи и китайским источникам, в которых более или менее детальное описание корейского населения появляется лишь в конце 3 века н. э. («Сань го чжи» - «История троецарствия»). Описание так называемых восточных варваров в «Сань го чжи» свидетельствует о появлении классов у развитых племен северной части Кореи (когурё и других), о зарождении эксплуатации и форм зависимости одних племен от других (емэк и окчо от когурё), а также о начавшейся имущественной дифференциации среди населения южной части Кореи, где, видимо, сохранились союзы (Махан, Чинхан и Пёнхан) родоплеменных общин, которых насчитывалось около 80. Складывание государства на Севере и на Юге происходило главным образом в процессе подчинения развитыми племенами и общинами (Когурё, Пэкче, Capo, или Силла) своих близких и дальних соседей, земли которых или захватывались, или оставлялись в качестве зависимых владений данников. Первой формой эксплуатации, очевидно, явился сбор дани у покоренных племен. Складывающаяся государственная организация служила целям подавления покоренных общин и бедноты в своих общинах, которая сливалась в общую массу податного населения (в виде подданных короля - вана), обязанного платить поземельные и подворные налоги, нести воинские и трудовые повинности. Имущая аристократия, как господствующего племени, так и покоренных общин, формировалась, как правило, в один господств, класс. Хотя государство являлось главным собственником земли (и основным орудием эксплуатации), зарождались и такие формы крупного землевладения, как кормовые округа (сикып), раздаваемые ваном своим военным слугам с правом сбора соответствующего поземельного налога (ренты).

Для упрочения своих позиций господствующий класс новообразовавшихся государств заимствовал из феодального Китая административные институты и религиозно-идеологические системы - конфуцианство и буддизм. Буддизм был признан официальной религией в Когурё и Пэкче в 4 веке, а в Силла в 6 веке. С расширением территории Когурё, Пэкче, Силла и Кая (на юге), когда установились между ними общие границы, началась борьба за влияние на всем Корейском полуострове. Государство Когурё, занявшее к 5 веку обширную территорию к Востоку от реки Ляохэ и верховьев Сунгари и всю северную часть Корейского полуострова (до устья реки Ханган), стало теснить Пэкче, заставляя отступать на Юго-Запад. Пэкче заключило союз с Силла, усилившейся в течение 6 века. В 551 году союзникам удалось вытеснить Когурё из бассейна реки Ханган. Но возвращенные земли Пэкче захватила Силла и таким образом вышла к западному побережью. Одновременно Силла расширила свои владения на Юге (за счет Кая) и на Северо-Востоке. Объединившая Китай династия Суй (581-618) неоднократно стремилась завоевать Когурё. Самым крупным был поход 612 года, когда суйский император Ян-ди двинул миллионную армию (всего же в походе участвовало до 3 миллионов человек), но потерпел тяжелое поражение. Правители династии Тан, сменившей династию Суй, с 644 года предприняли несколько крупных походов против Когурё, но успехов не имели. Когурё тем временем усилило военные действия против Силла, являвшейся союзницей Танской империи. Силла вынуждена была обороняться и от Пэкче, которое стремилось вернуть потерянные земли. Тогда союзники (Силла и Тан) решили разбить своих противников поодиночке. Сначала объединенные силы танских и силланских армий обрушились на Пэкче и разгромили его (660), а затем в 668 году они покорили и Когурё. Танские завоеватели надеялись сохранить за собой бывшие земли Пэкче и Когурё (для этого учредили здесь свои наместничества), но натолкнулись на упорную освободит, борьбу народных масс, поддержанную государством Силла. Между бывшими союзниками возник военный конфликт. Государству Силла удалось объединить большую часть полуострова, всю территорию к Югу от реки Тэдонган.

В трех государствах, родственных по этнич. составу и языку, развивалась самобытная культура, оказавшая важное влияние на формирование последующей национальной культуры. На базе китайских иероглифов в Силла в 5-7 веках была разработана оригинальная система письма («иду»). В период трех государств возникли первые школы для подготовки государственных чиновников. О зачатках научных исследований говорят остатки астрономической обсерватории (Чхомсондэ) в столице Силла. Об уровне архитектуры и изобразит, искусства дают представление гробницы когурёской знати в районе Кансо, Анак и др. Особенно замечательны фрески на стенах этих гробниц. Корейская культура трех государств оказала важное влияние на формирование раннефеодальной культуры в Японии.

М. Н. Пак, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.